15 ноября 2017 г. в московском конференц-зале Newsroom по инициативе Xerox состоялся круглый стол на тему «Цифровая печать в офсетной типографии – выгоды и перспективы». Хотя заявленная тема тоже была затронута, обсуждение оказалось более широким – о перспективных направлениях развития типографий.
На круглый стол собралось около двух десятков участников – представители Xerox и их нового партнёра – «ОктоПринт Сервис», NBZ, офсетных и цифровых типографий, а также журналисты |
Открывая обсуждение, менеджер по отраслевому маркетингу «Xerox Россия» Дмитрий Мокин отметил: «Даже пессимисты признают, что в текущем году дела в полиграфии пошли заметно лучше. И мы можем смотреть на жизнь с оптимизмом». Однако в Xerox хотели бы услышать больше разных мнений о происходящем, поэтому и собрали вместе представителей самых разных типографий – от небольших региональных газетных и оперативных цифровых до крупных журнальных и книжных полиграфкомбинатов.
Вслед за Дмитрием с небольшим приветствием выступил заместитель генерального директора «Xerox СНГ» Антон Бородихин. Он напомнил основные факты о Xerox – компания работает в 160 странах, её оборот – 11 млрд долл., в 2015 г. вместе с партнёром FujiXerox получено 1500 патентов. «Согласно аналитике IDC и других источников Xerox является безусловным лидером в отрасли цифровой печати – по установленным машинам, отпечаткам и др. показателям», – подчеркнул Бородихин. Он также заметил, что хотя общий объём печати в мире постепенно снижается, доля «цифры» и абсолютный объём цифровой печати продолжают расти, поэтому перспективы поставщиков для этого рынка и оперирующих на нём типографий – очень хорошие.
По его мнению, игроки рынка – типографии – делятся на три группы: чистые «цифровики»; разноплановые игроки, сочетающие офсет и «цифру»; и офсетчики. Львиная доля успехов Xerox сосредоточена в первой группе. Во второй группе позиции компании не так сильны, а в последней, по определению, продаж нет. Поэтому компания видит большой потенциал своего роста в усилении работы с типографиями второй группы и расширении её за счёт «чистых офсетчиков». Один из шагов к этому – подписанное 2 ноября партнёрское соглашение с «ОктоПринт Сервис».
Антон показал данные Print Future на трёхлетнюю перспективу в Европе. Количество печатных заказов в штуках вырастет на 52%. При этом сократятся сроки выполнения – на 45% – и количество больших тиражей – на 45%. Всё идёт к тому, что заказчики оперативных типографий не будут ждать больше суток. А значит, офсетчикам действительно будут нужны цифровые печатные машины.
Это мнение разделяют и в «ОктоПринт Сервис», технический директор которой Татьяна Климова сказала: «Нас хорошо знают на рынке, как крупнейшего поставщика расходных материалов, но наши клиенты – офсетные типографии – всё больше думают о цифровом оборудовании. Опыт его поставки у нас уже есть – с 2003 г. мы представляем оборудование Zund, а совсем недавно начали поставлять решения Scodix. Сочетая эти решения с продуктами Xerox, мы можно предложить типографиям то, что им нужно».
Куда и как расти? | Далее слово предоставили Александру Амангельдыеву («Курсив»), который рассказал о своих оценках объёмов и перспектив отдельных секторов российского полиграфического рынка. Вслед за ним Мокин напомнил о линейке цифрового оборудования Xerox, отметив: «Мы предлагаем больше, чем есть у других поставщиков оборудования для цифровой печати». Самая популярная цветная ЦПМ компании сейчас – Versant 180 Press, которая пришла на замену Versant 80. В сумме моделей Versant за всё время поставлено больше 250 штук. Основные отличия от предшественников – меньшая зависимость от оператора и сервисной службы. Старшая модель Xerox – iGen5 Press со скоростью 150 стр./мин – работает с материалами толщиной до 610 мкм и форматом до 364x660 мм, обеспечивает лучшую печать на фактурных материалах, мгновенную перенастройку с заказа на заказ, печать дополнительными цветами. Совсем недавно для неё представили белый тонер, а первая iGen5 с белым цветом в России уже работает в пока не названной типографии.
Образцы печати Xerox с белым тонером – теперь типографии, вооружённые iGen5 с пятой секцией могут существенно расширить ассортимент за счёт продукции с белым цветом на тёмных и прозрачных материалах |
Чтобы показать собравшимся перспективу, Мокин привёл несколько примеров успешных предприятий, построивших бизнес с техникой Xerox. Так, он рассказал о санкт-петербургской типографии «Быстрый цвет», которая печатает на iGen5 рекламную продукцию и с помощью самостоятельно разработанной системы онлайн-системы обрабатывает сегодня около 300 заказов в день. Как пример предприятия, специализирующегося на цифровой упаковке, была приведена компания «Супервейв» (Санкт-Петербург), которая использует несколько машин iGen различных модификаций и множество послепечатной техники для выпуска упаковки для собственного производства и сторонних заказчиков. Наконец, как пример нового подхода к издательской полиграфии был приведён холдинг «Т8-Издательские технологии» (Москва), организовавший печать книг по требованию с помощью собственной информационной платформы для управления всем циклом издательского бизнеса. На 2 рулонных струйных ЦПМ Xerox Impika Compact холдинг печатает книги тиражами от одного до нескольких тысяч экземпляров.
Автоматизация как ключ к успеху | Именно в эту сторону развернулась дискуссия при обсуждении направлений дальнейшего развития. Например, Евгений Тимощенко («Вишнёвый пирог») отметил: «Основная тема развития для нас – это увеличение количества заказов и автоматизация техпроцессов. Мы из типографии уже частично превратились в ИТ-разработчика». Говоря о вариантах автоматизации, Руслан Галифанов («МДМ Принт») сказал: «По нашему опыту готовые коробочные версии не работают». Но у кого-то получается «докрутить» готовые системы – отлично работает Print-Expert в Типографии ВШЭ и «Вишнёвом пироге», A-System в АО «Первая Образцовая типография». Однако, если офсетная типография не имеет средств автоматизации, ей нужно тщательно подумать, прежде чем внедрять у себя цифровую печать. Впрочем, как справедливо заметил представитель Xerox, автоматизация – обязательный этап для любой типографии, а не только для цифровой. И в процессе внедрения АСУ нужно предусмотреть место для любых технологий.
Есть и другие проблемы. Сейчас же во многих офсетных типографиях, когда в плановые заказы на послепечати «влезают» срочные цифровые, это оказывается настоящей головной болью. Есть и сложности, связанные с мотивацией менеджеров – им гораздо выгоднее продавать крупнотиражные офсетные заказы, чем визитки за пресловутые «89 руб. за комплект». В общем, существенно расширить бизнес за счёт интеграции «цифры», пока удаётся только отдельным типографиям.
Один из положительных примеров – филиал «Чеховский Печатный Двор» АО «Первая Образцовая типография», где установлено две ч/б рулонных струйных ЦПМ для книжной печати и одна листовая цветная ЦПМ. Руководитель координационного центра по выпуску полиграфической продукции АО «Первая Образцовая типография» Ирина Степанова рассказала подробности. Минимальный тираж на ч/б цифровую печать, за который берутся в типографии – 50 экз., максимальный – 1200 экз. Точка пересечения с офсетом по цветной листовой цифровой печати книг в твёрдом переплёте – 300 экз. Ежемесячный объём выпуска отпечатанных «цифрой» книг в твёрдом переплёте – около 200 тыс. экз. И оборот этого подразделения уже достиг примерно 10% от общей выручки АО «Первая Образцовая типография». Отдел продаж единый, менеджеры продают и офсет, и «цифру», но для цифровых заказов предусмотрена дополнительная мотивация.
Зачем офсетчикам «цифра»? | Основные причины покупки «цифры» в офсетную типографию довольно прагматичные – желание сохранить клиентов и получить дополнительную гибкость, а также повысить оперативность и избавиться от риска, связанного с аутсорсингом. При этом на практике оказывается, что офсетные типографии не занимаются активно развитием бизнеса на «цифре» и поиском заказов для неё. Это, а также сложности автоматизации гибридных производств, существенно сдерживает проникновение «цифры» в офсетные типографии.
Помните Пушкина? «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Пока чаще всего на практике это выглядит так: типография покупает «лань» в виде ЦПМ, на неё радостно «сбрасывают» накопившиеся малотиражные заказы, а дальнейшего активного роста цифрового направления нет – менеджеры не заинтересованы, в цехе послепечати нормы на приладку и планирование остаются «заточенными» под офсет. И, получается, что такая «телега» двигается вперёд только усилиями офсетных «коней». Однако развитие отрасли показывает, что при вдумчивом подходе к автоматизации успешная «гибридизация» не только возможна, но и приносит дополнительные дивиденды типографиям. Особенно тем, кто уже выбрал определённую специализацию. – И. Терентьев.