Пандемия и вызванная ею мировая самоизоляция повлияли на объёмы производства запечатанной упаковки, но в гораздо меньшей степени, чем на выпуск коммерческой и книжно-журнальной продукции. Несмотря на ограничения, мировой рынок печати упаковки будет в среднем расти на 2,6% и достигнет в 2025 г. объёма 491,1 млрд долл.
Упаковка стала самым прибыльным сегментом печати в 2010-х гг. и, следовательно, областью повышенного внимания производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Упаковка из плоского картона и гофрокартонная являются двумя крупнейшими сегментами этого рынка, на которые в 2020 г. приходится соответственно 24,9% и 30,1% в стоимостном выражении. В краткосрочной перспективе они выиграют от пандемии COVID-19, в то время как в среднесрочной – дальнейшему росту и инновациям будут способствовать другие тенденции, такие как устойчивое развитие.
Повсеместная самоизоляция в I полугодии 2020 г. вызвала бум спроса на фасованные товары, в частности продукты питания в картонных коробках с печатью. Одним из последствий этого в краткосрочной перспективе стало увеличение тиражей картонных коробок. Всплеск количества онлайн-заказов привёл к увеличению спроса на упаковку из гофрокартона.
По данным Adobe Analytics, в апреле и мае 2020 г. потребители в США потратили 152,5 млрд долл. на товары, заказные через Интернет. Только за май количество таких заказов выросло на 77% по сравнению с маем 2019 г. И хотя после окончания пандемии некоторая часть торговли вернётся в физические каналы, она ускорила распространение тенденции к переходу от розничных магазинов в онлайн.
Рост объёмов электронной коммерции увеличивает спрос на картон, гофрокартон и микрофлютинг, а также на использование цифровых технологий для печати на упаковке, в частности струйной печати.
Мировой рынок печати на гофрокартоне вырос со 114,5 млрд долл. в 2015 г. до 129,8 млрд долл. в 2020 г. Этот рост обусловлен всё более широким использованием гофрокартона с печатью в упаковке для розничной продажи, а также в электронной коммерции.
Наиболее широко используемым методом печати на гофрокартоне является сегодня флексографская печать. В 2020 г. на её долю приходится 79,6% рынка в количественном и 73,8% – в стоимостном выражении. Офсетная печать используется для изготовления кашированной упаковки. Самая быстрорастущая технология печати на гофрокартоне – струйная. Несколько производителей уже предлагают высокоскоростные однопроходные струйные ЦПМ для прямой печати на гофрокартоне, отвечающие росту спроса на малые тиражи и персонализацию упаковки. В среднесрочной перспективе приобретёт важность сравнительная экологическая безопасность гофрокартона: биоразложение, возможность вторичной переработки и ответственное лесопользование. Разработка функциональных и барьерных покрытий для защиты гофрокартона воды, масла и жира расширяет область его применения, не снижая при этом пригодность конечной упаковки для вторичной переработки.
Сектор традиционных коробок из плоского картона также получает выгоду от растущего внимания к экологичности. Картон с печатью используется для замены пластика в некоторых упаковочных материалах, например, пластиковой термоусадочной плёнки для упаковки напитков и пластиковых лотков для пищевых продуктов. Разработка новых барьерных покрытий открывает широкие возможности для использования запечатанных картонных коробок. Одним из примеров является выпуск в 2020 г. Unilever Finland мороженого Ingman в картонной упаковке объёмом 1 литр, изготовленной из картона Stora Enso с полиэтиленовым покрытием растительного происхождения.
Преобладающий способ печати картонных коробок – офсетный листовой. На него в 2020 г. приходится 74,7% рынка в стоимостном выражении. За офсетной следуют глубокая и флексографская. Цифровая печать на картонных коробках выросла с 0,43 млрд долл. в 2015 г. до 1,96 млрд долл. в 2020 г. Согласно прогнозам, объём цифровой печати достигнет к 2025 г. 3,67 млрд долл. при среднегодовом темпе роста 13,3%.
Несколько мировых производителей предлагают ЦПМ формата B2 и B1 для печати картонной упаковки. Среди них: листовая HP Indigo 30000 формата B2 и рулонная Indigo 90K с шириной рулона 762 мм; Fujifilm Jet Press 750S и Konica Minolta KM-1 формата B2; Landa S10 и Heidelberg Primefire 106 формата B1. Правда, последняя снята с производства в марте 2020 г.
Как и в других отраслях, компании, имеющие отношение к печати упаковки, реагируют на кризис, связанный с коронавирусом, сосредотачиваясь на ликвидности, поскольку они готовятся к серьезному экономическому спаду неизвестной глубины и продолжительности. Это привело к сокращению капитальных затрат; приостановке приёма на работу новых сотрудников, выплаты дивидендов и программ обратного выкупа акций.
Из этого правила есть заметные исключения. В частности, Amazon активно набирает сотрудников, а сеть супермаркетов Tesco в Великобритании наняла 16 тыс. новых сотрудников для доставки товаров на дом.
Для производителей печатной продукции первая половина 2020 г. была сложной. Карантин и введение безопасных методов работы на производственных предприятиях ограничили производственные мощности. Основные выставки, позволяющие продемонстрировать новые технологии и привлечь потенциальных клиентов, такие как drupa 2020, были перенесены или отменены. Вместо этого некоторые производители представили новые продукты через веб-семинары и «виртуальные выставки».
Источник: Smithers