За 5 лет рынок упаковки из гофрированного картона вырос на треть с 6 201 млн м2 в 2017 году до 8 222 м2 в 2021 году. Ежегодные темпы прироста в среднем составили 7%. В ковидное время отмечен рост показателей. Пока другие отрасли шагали назад, рынок производства упаковки, несмотря на снижение темпов экономического роста и уменьшение покупательской способности населения, наращивал объемы. Изменение в структуре потребления привели к тому, что размеры упаковки сократились, а количество произведенных единиц выросло из-за развития онлайн-торговли.
По данным экспертного агентства ROIF EXPERT, отечественный рынок гофроупаковки показал в первом квартале 2022 года прирост на 30% в сравнении с АППГ. Такое увеличение было спровоцировано январскими и февральскими праздниками, которые повлияли на повышенный спрос на упаковку. После объявления о проведении СВО в конце февраля 2022 года на рынке упаковки наблюдались следующие изменения: снижение объемов упаковочного материала на 25%, удешевление сырья, приостановка и уход иностранных производителей, продолжающийся рост онлайн-заказов на отечественном рынке как следствие ухода зарубежных представителей. Указанные факторы по большей части «сработали» и оказали влияние на объемы производства во втором и третьем кварталах 2022 года, когда рынок после шоковой терапии стал принимать вызовы и переориентировать свою деятельность в существующих условиях. Все взаимодополняющие факторы окажут влияние на рынок упаковки России и к концу 2022 году, его объемы могут снизиться до 8% к показателю 2021 года.
К августу 2022 года в сравнении с началом года цены на гофрокартоны и гофроящики снизились вслед за уменьшением на 26-28% стоимости упаковочного сырья. С учетом того, что цены на упаковочные материалы могут вернуться к январским показателям, стоимость самой упаковки в течение оставшихся месяцев 2022 года тоже стабилизируется.
Уход иностранных производителей в большей степени отразился на производственной цепочке в сегменте непосредственного создания упаковки. Среди ведущих компаний есть те, которые приостановили свою деятельность на территории России или же передали долю российскому менеджменту.
Например, компания Huhtamaki 2 сентября заявила о продаже бизнеса в России. Другой крупный производитель — Tetra Pak, которая занимала в России 70%-ю нишу производства асептических упаковок «тетрапаков». Компания ежегодно наращивала объемы реализации, увеличивая и количество проданных упаковок на территории России.
С июля 2022 года лидер на рынке «тетрапаков» принял решение покинуть Россию, что привело в последствие к сокращению объемов продаж швейцарских тетрапаков на отечественном рынке до 3,5-4 млрд шт. Такой расклад событий может подтолкнуть к развитию отечественных производителей, которые займут освободившуюся нишу. Более того, компания Tetra Pak не ушла бесследно. Организация передала свой бизнес российскому менеджменту, и уже в октябре 2022 года обновленное предприятие АО «Упаковочные системы» возобновило производство упаковки в полноцветном дизайне. Другие отечественные производители также активными темпами развивают производство.
ООО «Сегежская упаковка», ООО «МолоПак», ЗАО «Ламбумиз» и другие справляются с экономическими вызовами, наращивая свои объемы продаж и заключая новые договоры поставок уже в текущем году. Для финансирования инвестиционных проектов и развития бизнеса, компании прибегают к облигационным займам. Список эмитентов, которые специализируются на производстве упаковки, представлен ниже:
Источник: Юнисервис Капитал