Это масштабная экспозиция собрала более 2000 экспонатов и показывает жизнь и парадный образ горожанки в первые десятилетия советской власти. Женщина — работница, революционерка, летчица, парашютистка, метростроевка, пролетарская писательница, жена инженера, актриса и художница.
Один из центральных для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая существенное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках. Эта тема раскрывается в части выставки — через личные истории художниц, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.
На выставке жизнь текстильных героинь представлены в мини-залах, где собраны как их произведения, эскизы, фотографии, так и личные вещи.
В зале Варвары Степановой (1894- 1958) – художницы-авангардистки представлены ее живописные работы, эскизы рисунков ткани и уже готовые образцы, фотографии, личные вещи, включая настольный перекидной календарь-ежедневник с пометками художницы, а также обложка журнала «Полиграфическое производство» 1946 года.
Александра Кольцова-Бычкова (1892—1985) — российская художница прикладного искусства, живописец и график, в 1928 году побывавшая в Париже, оформляла модные журналы, разрабатывала модели одежды и рисунки для тканей фабричного производства.
Вера Мухина (1889-1953), больше известная как скульптур-монументалист, автор монумента «Рабочий и колхозница», с детства была увлечена модой и до революции создавала костюмы для театра, а после 1917 года входила в творческие группы, которые занимались вопросами советской моды. На выставке можно увидеть разные грани ее творчества, включая рисунки для скатерти, подготовленные ко Всемирной выставке в Париже 1925 года из коллекции Русского музея.
Анель Судакевич (1902-2022) начинала свой творческий путь в 1920-х как актриса, но после рождения ребенка ей нужна была большая стабильность в жизни, и она стала заниматься вопросами социалистической моды: не только разрабатывала модели одежды, но и сама демонстрировала их.
Маргарита Иноземцева (1887-1970) пережила много сложных периодов в жизни: национализация семейной фабрики, гибель первого мужа, больной ребенок. Однако она много училась и работала. Маргарита устраивается в художественный кооператив, где от нее ожидали рисунков высокой сложности — настоящую живопись на одежде. На выставке показан процесс создания рисунков, натурные зарисовки цветов, которые превращаются в растительный орнамент для крепдешинов, из которых будут шиться платья для знаменитых женщин-летчиц.
Кира Мосякова (1905-1954) пробовала себя в разных видах искусства, но сквозь все ее творчество прошла любовь к текстилю и костюму. В 1920-х ее поощряют поездкой в Париж, где ее наставником становится Соня Делоне. Не все в жизни складывается легко: расстреливают мужа, она получает статус «жены врага народа», эвакуация в войну, потеря работы, но она не опускает руки. На выставке представлены эскизы одежды, орнаментальные рисунки для тканей, рабочие трафареты, фотографии платков и даже подаренная подругой швейная машинка.
Выставка будет работать до 25 августа в Музее Москвы по адресу Зубовский бульвар, 2. Отличный вариант не только для профессионального изучения вопроса, но и для семейного досуга. У выставки насыщенная параллельная программа, доступная на сайте. Профессионалам отрасли может быть интересна лекция: 16 июля в 19:00 «Москва — текстильная столица России в XIX-XX веках», которую проведет доктор исторических наук, автор книг о благотворительности и купечестве Галина Ульянова.
Текст и фото экспозиции: Ирина Паялина