Советы и секреты по очистке изображений
Можно до бесконечности спорить об этике в работе с цифровыми изображениями - допустимо ли удалять портящий картину телефонный столб с фотографии дома, который собираются продать, или могут ли работники редакций изменять цифровыми инструментами изображения, размещаемые в газетах и журналах. Этично это или нет, но ретуширование - это часть реальной жизни, которой живут большинство коммерческих фото- и дизайн-студий, а пакет Adobe Photoshop является отличным инструментом для выполнения этой работы.
Отсюда вывод - для ретуширования в Photoshop сканированных изображений полезно овладеть некоторыми методами, которые пригодятся как для удаления пылинок, так и целых элементов изображений. Каждый художник или дизайнер сам решает, насколько далеко можно зайти, используя эти технологии. Следует лишь убедиться, что у вас действительно есть право на ретуширование изображения; некоторые фотографы очень ревностно относятся к своим снимкам (имея на это полное право) и считают, что любые изменения могут привести к потере достоверности изображения.
Правила игры
При ретушировании изображений в Photoshop желательно работать в масштабе 100% (когда один пиксел на экране равен одному пикселу картинки); в противном случае экран не будет точно передавать данные изображения. Кроме того, всегда, когда это возможно, следует работать на отдельном слое, не затрагивая оригинального изображения. Конечно, после слияния слоев пикселы исходного изображения изменятся, но предположить во время ретуширования, когда понадобятся оригинальные пикселы, практически невозможно.
Некоторые художники ошибочно считают, что зерно пленки, проявляющееся в цифровых изображениях в виде шума, является нежелательным; дело в том, что зернистость фотопленки может быть другом, скрывая все виды ретуширования. В действительности при обработке большинства изображений самой большой проблемой является как раз потеря зерна пленки в ходе ретуширования, в результате чего некоторые области изображения становятся менее шумными, чем другие. Этого необходимо избегать, а если проблема уже возникла - исправлять, пусть даже путем использования фильтра Add Noise (Добавление шума), который восстанавливает зернистость изображения. Конечно, если снимок был получен при помощи цифровой камеры, речи о каком-либо зерне пленки не идет; к такому изображению не следует добавлять шум, если только это не задумывается как специальный эффект.
И наконец, предупреждение: человеческий глаз исключительно хорошо замечает повторяющиеся узоры и неоднородности. Поэтому при ретушировании следует уделять внимание композиции в целом, а не только тому фрагменту, который редактируется. Удаление крапа с фотографии может привести к появлению еще более очевидных артефактов, особенно если при этом игнорировать направление падения света, теней и не принимать во внимание общий тон изображения.
Без помарок
Ретуширование - это скорее искусство, чем наука, а процесс создания художественного произведения может быть изучен только на практике (и чем больше практики, тем лучше). Методы, описанные в данной статье, помогут только после применения их ко многим изображениям, а также если сочетать их друг с другом и с плодами собственного опыта. Независимо от того, чем вам приходится заниматься - восстанавливать фотографию девятнадцатого века, репродуцировать старую картину или создавать трехголового мангуста для бульварной газеты, - цель ретуширования состоит в том, чтобы обмануть человеческий глаз.
Дэвид Блатнер является соавтором книг Real World Photoshop 5 и The QuarkXPress 4 Book (Peachpit Press, 1998). Адрес его электронной почты: david@moo.com.
Среди всех инструментов ретуширования в Photoshop самый важный - Rubber Stamp (Резиновый штамп). При помощи этого инструмента можно с легкостью удалять пятна, копируя близлежащие пикселы.
1 Создайте новый слой, а затем пометьте ячейку Use All Layers (Использовать все слои) в палитре Rubber Stamp Options (Опции резинового штампа) (в версии 4 эта ячейка называется Sample Merged Layers).
2 Выполните команду New View (Новый вид) из меню View (Вид), увеличив новый вид до такой степени, чтобы на нем были заметны отдельные пикселы (Б), а для другого вида установите масштаб 100% (А). Работая в окне с увеличенным масштабом, не забывайте контролировать результаты в окне без увеличения.
3 Выберите кисть с четким краем (мягкие края размывают текстуру зерна пленки) из палитры Rubber Stamp Options.
4 Постарайтесь не наносить изображения, перетаскивая мышь. Вместо этого щелкайте мышью, удерживая клавишу (так задаются исходные пикселы для штампа), а затем щелчками по нежелательному пятну копируйте туда выбранные пикселы (В). Результаты контролируйте в окне с масштабом 100% (Г).
К счастью, в Photoshop 5 «резиновый штамп» был немного изменен, но это небольшое изменение оказалось очень важным (в действительности разработчики Adobe просто возвратились к «истокам» - таким образом инструмент работал в версии 2). Если в версии 3 или 4 щелкать, а затем перетаскивать «резиновый штамп» (после выбора исходных пикселов), можно было получить эффект «зеркальной комнаты» (А), поскольку инструмент копировал пикселы, которые уже были скопированы.
В версии 5 «резиновый штамп» игнорирует ранее скопированные при перетаскивании пикселы; копируются лишь исходные пикселы (Б).
Одна из наиболее утомительных задач ретуширования - это удаление длинных, тонких царапин или линий электропередач, которые на фотографиях всегда выглядят гораздо заметнее, чем в действительности. Если линии расположены в однотонных областях с небольшим количеством деталей, лучше всего удалять их при помощи инструментов «перо» и «резиновый штамп», которые используются совместно. (Некоторые могут предполагать, что в подобных случаях можно применить встроенный фильтр Photoshop Dust And Scratches (Пыль и царапины), однако это не так - использование этого фильтра может принести больше вреда, чем пользы.)
1 Крыша этого сарая могла бы быть весьма фотогеничной, если бы не свисающий с нее на однотонном фоне неба конец веревки. Конечно, от веревки можно избавиться при помощи «резинового штампа», но эта работа окажется слишком долгой.
2 Вместо этого нарисуйте контур инструментом «перо», стараясь удерживать его как можно ближе к центру веревки. Двойным щелчком по кнопке Work Path (Рабочий контур) в палитре Paths сохраните контур.
3 Щелкните по инструменту «резиновый штамп» и выберите кисть с мягкими краями, которая будет несколько шире, чем толщина линии в самой широкой точке. Поскольку объект темный, задайте режим Lighten (Осветлить) (если бы объект был светлым, следовало бы задать режим Darken (Затемнить)). Чтобы выбрать исходную точку, удерживая клавишу , щелкните мышью слева или справа около начала контура.
5 После завершения ретуширования на отдельном слое, щелкая по зрачку в палитре Layers, можно оценить вид изображения «до» и «после». Если вы случайно закрасили часть изображения, попробуйте добавить маскирующий слой и закрасьте испорченную область черным цветом.
6 Итоговое изображение без веревки. Поскольку был задан режим Lighten, скопированные пикселы выглядят вполне естественно.
Конечно, основная задача ретуширования - удаление следов пыли и царапин, но иногда приходится решать и более сложные проблемы. Удалить объект гораздо труднее, чем обычное пятно; чем больше удаляемый объект, тем сложнее выполнить ретуширование и при этом обмануть глаз зрителя. Например, вам нужно удалить с изображения карандаш. Описанный ниже метод можно применять только для удаления объекта, расположенного на однотонном фоне, без деталей, которые можно было бы заметить после копирования.
1 При помощи инструмента Lasso (Лассо) выберите область, которую собираетесь удалить, и слегка растушуйте (feather) ее (с радиусом 4-5 пикселов).
2 Перетащите контур выбора в область, которую хотите скопировать, и сдублируйте пикселы фона на новый слой нажатием клавиш <com-J>.
4 Тень, которую отбрасывал карандаш, и тень в выбранной области наложены друг на друга, что приводит к появлению заметной аномалии изображения. Чтобы исправить это, можно сдублировать слои, добавить слои маски, задать режимы слоев и уровни их непрозрачности - в общем, подправить конечную картинку.
5 Итоговое изображение со слитыми слоями. Процесс, который при использовании «резинового штампа» занял бы полчаса, по описанной методике был завершен всего за несколько минут.