101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В поисках идеальной цветопробы

  • Боб Уэйбел
  • 1 октября 1999 г.
  • 7709

Для получения подписной цветопробы в современных технологических процессах с прямым выводом форм не обойтись без цифрового растрового цветопробного устройства.

Таблица. Цифровые растровые системы цветопробы

Ваша цветная рекламная вклейка полностью готова для печати тиража стоимостью 250 000 долл. на прессе с прямым выводом форм (computer-to-plate, CTP), и вы хотите иметь полную гарантию, что завершенный отпечаток не будет содержать ошибок. Как же получить такую гарантию? Поскольку сейчас вывод выполняется непосредственно на CTP-устройства, пленок, с которых можно сделать цветопробу, уже нет. Вопрос: если вы не можете посмотреть на пленки, с которых будут делаться формы, тогда на что же вам смотреть?

Ответ: на цифровую цветопробу, которая выводится непосредственно из электронных файлов. Файлы передаются на RIP (растровый процессор), который создает цветное растровое изображение и печатает его на калиброванном цветопробном устройстве, имитирующем печатный пресс. Таким образом, полностью исключается стадия создания пленки, а также аналоговой цветопробы, традиционно получаемой с пленок. В настоящее время существует два вида цифровых цветопробных устройств, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками (см. врезку «Полутоновая или цифровая растровая цветопроба?»), однако многие клиенты коммерческих типографий и печатных салонов требуют, чтобы на цифровых цветопробах была видна такая же растровая структура, которая будет на тиражном отпечатке.

Между цифровыми цветопробными системами, которые могут имитировать полутоновые растры, имеются серьезные различия. Тем, кто ищет хорошую типографию для размещения заказа, будет полезно знать возможности установленного там цифрового растрового цветопробного устройства. А специалисту типографии нужно выбрать такое цветопробное устройство, которое будет в наибольшей степени удовлетворять запросам заказчиков.

Пленка против цифр

За последние 10—15 лет широкое распространение получили системы цветопробы на базе пленок — такие как Imation Matchprint или DuPont Cromalin. Начальники производственных отделов и главные художники оценивали качество цветопередачи и характеристики полутоновых растров цветопроб, а затем подписывали их. Позже, если цвета тиражных отпечатков недостаточно точно совпадали с цветопробой (исключением здесь часто считались смесевые цвета, для которых не всегда возможна точная имитация), исправлять ошибки должны были печатники. Поскольку аналоговые растровые цветопробные системы были практически единственным приемлемым вариантом, они стали синонимом цветной подписной цветопробы.

Trendsetter Spectrum компании Heidelberg/Creo

Но сейчас разработчики систем цифровой цветопробы и пользователи разбились на два условных лагеря: на тех, кто уверен, что подписная цветопроба нужна главным образом для решения проблем цветопередачи и в гораздо меньшей степени — для оценки структуры полутонового растра; и тех, кто считает обязательной точную имитацию растровой структуры. Люди из второй категории отдают предпочтение системам цветопробы компаний Creo, Fuji, Kodak Polychrome Graphics, Polaroid и Presstek. В этих системах особое внимание уделяется тому, чтобы имитировать традиционные для печатных оттисков элементы полутонового растра.

Интересно, что в некоторых технологических процессах с прямым выводом форм действительно генерируются аналоговые пленочные цветопробы, но это делается для успокоения заказчиков, которые не доверяют качеству цифровых проб. Крейг Биди, директор по компьютерным технологиям компании Sells Printing (г. Нью-Берлин, шт. Висконсин), считает, что по требованию клиентов на установленных у них системах вывода форм Heidelberg/Creo Trendsetter будут часто экспонироваться пленки Polaroid Dry Tech, с которых впоследствии должны изготавливаться пленочные цветопробы. После одобрения проб в Sells снова обрабатывают то же задание, но уже для получения форм. По словам Биди 20% заказчиков предпочитают заплатить 75 долл. за такую пробу, нежели тратить 25 долл. за полутоновые цветопробы с Iris2Print или Iris4Print.

Технологии получения цветопроб

У всех систем, представленных в таблице, для получения полутоновых растров используются лазерные лучи. В остальном устройства цветопробы существенно отличаются друг от друга. Ниже описываются особенности разных систем. Kodak Polychrome Graphics Approval. Approval XP и Approval XP4 — единственные системы, которые позволяют получать цветопробы на любом запечатываемом материале. (Polaroid PolaProof и Fuji FinalProof работают с любым материалом, обладающим относительно гладкой поверхностью.) В системах Approval растровое цветное изображение создается при помощи четырех донорных листов с голубым, пурпурным, желтым и черным красителями. Луч лазера нагревает каждый из донорных листов, перенося краситель на промежуточный носитель-рецептор. Лист запечатываемого материала подается через Kodak Approval для предварительного ламинирования мембранной микронной толщины, которая, по словам разработчиков из Kodak, способствует переносу изображения и обеспечивает увеличение срока службы цветопробы. И, наконец, лист промежуточного рецептора и предварительно ламинированной бумаги попадают в ламинатор, где красители переносятся на бумагу.

Многим профессионалам в области допечатной подготовки нравится высокий уровень контроля над изображением, который обеспечивает Approval XP. Майк Флюри, директор по допечатным операциям в типографии Hennegan из Флоренса (шт. Кентукки), отмечает, что Kodak Approval — это единственная система цифровой цветопробы, в которой можно независимо задавать плотности цветов CMYK и значения растискивания. «Настройка определенных плотностей и растискивания, (причем эти два процесса не зависят друг от друга) — вот чем постоянно занимаются печатники в коммерческих типографиях», — утверждает Флюри. По его словам, для дорогих коммерческих заказов и рекламы плотности красок часто должны быть выше, чем это принято по стандарту SWOP (Specifications for Web-Offset Printing — спецификации для ролевой офсетной печати), а значения растискивания — ниже. «Фиксированная система, не позволяющая независимо контролировать оба этих параметра, не подходит для таких работ», — считает он. Операторы системы Kodak Approval могут настраивать плотности приращениями, равными 0,02 единицы плотности, а растискивание элементов растра для репродуцирования CMYK — с приращениями 0,01.

Imation Matchprint Laser Proof

Компания Imation, поставщик традиционной системы цветопробы Matchprint, разработала также Matchprint Laser Proof, которая стала базовой технологией для цифровых растровых цветопробных систем от Creo (включая некоторые модели Creo, созданные совместно с Heidelberg) и Presstek (производимые также компанией Sakurai по лицензии Presstek). Imation изготавливает донорный материал и подложку, а остальные поставляют аппаратное обеспечение. Используемый в этих системах носитель для цифровых растровых цветопроб работает с пигментными красителями CMYK на донорных листах, причем красители разрабатывались в расчете на максимальное соответствие стандартным материалам для цветопроб Imation Matchprint. Массив из термических инфракрасных лазерных диодов экспонирует оборотную сторону каждого листа-донора, перенося цветное изображение на общий лист-рецептор. После этого лист-рецептор ламинируется на специальную подложку Imation Matchprint Laser Proof.

Polaroid PolaProof. Системы PolaProof печатают цветные элементы растра непосредственно на любом относительно гладком запечатываемом материале, имитируя печатную машину. Кроме того, в PolaProof применяются пигментированные краски, цвета которых совпадают с цветами обычных офсетных печатных красок. (В других системах, напротив, используются пигменты, разрабатывавшиеся с учетом максимального соответствия аналоговой цветопробе определенного производителя.) По данным Polaroid, система PolaProof — единственная цифровая растровая цветопроба, в которой можно выбрать наборы триадных красок, соответствующие спецификациям SWOP, Eurocolor и GRACOL (General Requriments for Applications in Commercial Offset Litography — Общие требования к расходным материалам для коммерческой офсетной печати). (С началом поставок Fuji FinalProof, она станет второй подобной системой.) Кроме того, системы Polaroid единственные в своем роде обеспечивают пробные оттиски с цветами Pantone, включая металлические.

В системе PolaProof лазер направляется на оборотную сторону трехслойного красящего листа, покрывающего запечатываемый материал. Луч проходит через прозрачный слой подложки, попадая на средний «динамически отделяемый слой» (Dynamic Release Layer), и энергия лазерного луча перемещает пигментированную краску непосредственно на запечатываемый слой.

По заверениям разработчиков из Polaroid, сочетание их собственной технологии прямого экспонирования и стандартных пигментных печатных красок позволяет получать более жесткие точки растра с «плотной» приводкой, благодаря чему обеспечивается точное воспроизведение печатного оттиска.

Грег Ирвин, менеджер по допечатной подготовке компании Motheral Printing (г. Форт-Уорт, шт. Техас), говорит, что переход на печать по технологии CTP привел к почти полному обновлению оборудования в отделе допечатной подготовки. Он считает, что установленные в Motheral системы PolaProof помогли побороть недоверие заказчиков, поскольку цифровые растровые цветопробы выглядят не хуже традиционных пленочных.

«Когда мы даем нашим рекламным агентам и заказчикам то, что они привыкли видеть — а именно элементы полутонового растра — у них становится на одну заботу меньше, — объясняет Ирвин. — К счастью, при такой организации технологического процесса не возникает проблем и с цветопередачей, поскольку гибкость калибровки и стабильность PolaProof просто фантастичны. Никто из наших заказчиков не отказался принять отпечаток PolaProof как подписную цветопробу».

Fuji Photo Film FinalProof. Система Fuji FinalProof, которая только-только выходит на рынок, основана на той же технологии, что и FirstProof аналогичного производства, но может печатать с более высоким разрешением. Инженеры Fuji называют технологию, реализованную в системе цветопробы, «тонкослойный термоперенос» (thin-layer thermal transfer). С рулонов донорного материала с пигментным CMYK-красителем при помощи термального инфракрасного лазерного диода изображение переносится на приемный материал, который также подается с рулонов. Затем изображение с приемного материала окончательно ламинируется на подложку. Хотя это напоминает технологию Imation, для FinalProof в качестве подложки для цветопробы может использоваться любой глянцевый запечатываемый материал (к тому же Fuji планирует расширить выбор материалов для цветопроб, включив в список бумагу без покрытия и матовую). А система Imation Matchprint Laser Proof, напротив, работает только с подложками Imation.

Разрешение и производительность

Поскольку цифровые растровые системы цветопробы пытаются имитировать вывод на формные устройства, они должны поддерживать более высокое разрешение, чем полутоновые цветопробные принтеры, подобные Imation Rainbow Model 2730 Proofer и Rainbow Model 2740 Proofer (разрешение обоих устройств равно 300 dpi), Iris2Print и 4Print компании Scitex с разрешением 600 dpi, или Epson Stylus Pro 5000 с разрешением 1440 dpi. Разрешение — это количество напечатанных точек на дюйм, которое может создать цветопробное устройство. Следует помнить, что элемент или точка полутонового растра — это совокупность точек принтера в одной заданной области.

Поскольку результат работы цифровой растровой системы цветопробы должен воспроизводить или близко имитировать элементы полутонового растра на форме, задача растрового цветопробного принтера — обеспечивать такое же разрешение, как и у цифрового устройства вывода форм. Очевидно, что недостаточное разрешение приведет к несовпадению размеров точек принтера и расстояния между элементами полутонового растра.

FinalProof Luxel Digital Proofer CP5600 компании Fuji

Разрешение точек принтера — это лишь часть большой головоломки под названием «общее разрешение в цвете». Точки принтера можно увеличивать в процессе получения цветопробы, создания формы и печати на бумаге. Этот и другие факторы могут ограничивать минимальные размеры элементов полутонового растра, которые можно получить на цветопробе. При полутоновом растрировании создается регулярная структура из элементов растра, выровненных вдоль линий. Издатели измеряют видимую «тонкость» или линиатуру растра в линиях на дюйм. Максимальная рекомендуемая линиатура растра цифрового растрового цветопробного устройства показывает максимальную линиатуру растра, при которой принтер может обеспечить точную имитацию результатов печати. Для большинства устройств максимальные значения лежат в диапазоне от 200 до 250 линий на дюйм. По данным Polaroid, система PolaProof, в которой применяется технология непосредственной печати, может достигать линиатуры 400 линий на дюйм.

На чем печатать

Для создания цветопроб крупноформатных заказов, подобных плакатам и материалам для оформления магазинов, желателен большой максимальный размер изображения — размер реально запечатываемой области цветопробы. Повышенный размер изображения сэкономит время и деньги при создании сборных цветопроб, когда несколько заказов компонуются друг с другом на одном листе. Несколько моделей обеспечивают также получение двусторонних цветопроб. Это способствует экономии запечатываемых материалов и позволяет создавать двусторонние страничные макеты, которые можно обрезать и сфальцевать таким образом, чтобы посмотреть, как будет выглядеть завершенная публикация.

Для цветопробных устройств можно выбрать различные виды запечатываемых материалов. Производители часто называют материалы, на которых создаются цветопробы, подложками (substrates), в основном потому, что, за исключением Polaroid PolaProof, цифровые растровые цветопробные устройства не печатают непосредственно на конечном материале. Для систем Matchprint Laser Proof диапазон выбора подложек минимален — он ограничен материалами Matchprint Commercial Low Gain компании Imation и Matchprint Publications.

В спецификациях цветопробных устройств обычно приводится максимальная производительность, чаще всего выраженная в количестве листов формата А4 в час. Как и для большинства устройств печати, производительность показывает максимальную скорость, с которой принтер может перемещать запечатываемый материал, но без учета времени растрирования. Лучше всего, если встроенный RIP будет таким же, как и RIP, управляющий устройством прямого вывода форм. Это даст гарантию, что при создании цветопроб и выводе форм будут использоваться одни и те же алгоритмы растрирования.

Донорные листы CMYK, удовлетворяющие спецификации SWOP, поставляют все производители, но некоторые также реализуют наборы материалов для Eurocolour и GRACOL. Кроме поставок цветных донорных листов или ролей для цветопроб CMYK, несколько производителей предлагают дополнительные специальные цвета, включая ограниченный диапазон цветов Pantone. И, наконец, как уже говорилось выше, хотя цифровые растровые цветопробные устройства формируют полутоновые растры, в них используются различные технологии экспонирования или методы создания напечатанных изображений.

Седан и кабриолет?

Выбор цифровой системы цветопробы, растровой или полутоновой, напоминает покупку автомобиля: все зависит от качеств машины (скорость, удобство), наличных денег и личных пристрастий. Лучшей системы цветопробы не существует, как нет лучшего в мире автомобиля. Но если вы хотите добиться точного воспроизведения структуры полутонового растра в полностью цифровом технологическом процессе, оптимальным выбором будет цифровая лазерная растровая система цветопробы.

ОБ АВТОРЕ

 

Боб Уэйбел пишет для журнала Publish обзоры по аппаратному обеспечению.
Полутоновая или цифровая растровая цветопроба?

Основные поставщики оборудования для допечатной подготовки, в частности Scitex и DuPont, рассматривают подписную цветопробу как средство, предназначенное в первую очередь для контроля цветопередачи, и только во вторую — для проверки качества генерации элементов растра. Они считают, что цифровые растровые системы цветопробы лишь приблизительно имитируют элементы растра будущего печатного оттиска, равно как и не дают оценить качество репродуцирования цветов Pantone или других смесевых цветов.

Компания DuPont декларирует, что их система Digital WaterProof AX4, основанная на технологии непрерывной струйной печати, позволяет получать пробы с более устойчивой цветопередачей и настраивается легче, чем лазерные цифровые системы цветопробы. AX4 заранее откалибрована для точного соответствия аналоговой пленочной системе WaterProof компании DuPont, а также пленочным системам других производителей. Подобные заявления в отношении своих систем цветопробы Iris2Print (40 000 долл.) и Iris4Print (60 000 долл.), которые также основаны на технологии непрерывной струйной печати, делают и инженеры Scitex. С обеими моделями поставляются средства для подбора цветов и создания профилей ICC (International Color Consortium). В недорогих системах струйной цветопробы, подобных Epson Stylus Pro 5000 (10 000 долл.), сублимационным принтерам Rainbow Model 2730 и Rainbow Model 2740 компании Imation, и системе термопереноса FujiProof компании Fuji Photo Film точная цветопередача, близкая к цветам печатных оттисков, также обеспечивается с помощью профилей ICC.

Крис Кешишян, исполнительный директор компании H K Graphics, занимающейся допечатной подготовкой (г. Эверетт, шт. Массачусетс), для устройств Iris2Print и 4Print использует программы калибровки и профилирования Iris ColorZone и Scitex Profile Wizard. «Способность Profile Wizard независимо управлять цветами и балансом серого делает Iris очень полезным цветопробным инструментом, — говорит он. — Нельзя найти даже двух систем цветопробы, баланс серого у которых одинаков, но эта программа позволяет добиться очень близкого соответствия баланса серого».

Зачем нужен растр?

Тем, кто печатает тираж с помощью стохастического растрирования, где цветные точки размещаются случайным образом, а не в упорядоченных элементах растра, растровая цветопроба не нужна. А в некоторых растровых заданиях могут применяться такие значения плотностей красок, которые выходят за рамки спецификации SWOP и не могут быть точно воспроизведены при помощи большинства цифровых растровых цветопробных устройств. Не помогут системы цифровой растровой цветопробы и тем, кто уже «поднялся» до красок Hexachrome, поскольку донорных наборов красителей, обеспечивающих воспроизведение аналогичного диапазона цветов, пока не существует.

Перед тем, как начать тщательно рассматривать структуру растра на цифровой цветопробе, полезно знать, насколько хороши элементы растра. При создании формы с помощью пленок, растровые точки с пленки переносятся непосредственно на форму. Но в технологических процессах на основе CTP элементы полутонового растра на цифровой пробе могут значительно отличаться от результатов печати; нередко для цифрового устройства цветопробы и системы непосредственного вывода форм используются различные RIP, иногда — разных производителей. Это означает различные алгоритмы растрирования и, следовательно, различные формы элементов растра.

Однако некоторые печатники считают, что различия между формой элементов растра на пробе и форме не являются серьезной проблемой. По словам Майка Флюри из компании Hennegan, Kodak Polychrome Graphics лишь недавно поставила Barco RIP для двух установленных в Hennegan цифровых растровых цветопробных устройств Kodak Approval XP4. После установки RIP для систем цветопробы, характеристики нового растрового процессора будут совпадать с Barco RIP для устройств вывода форм, и это позволит обеспечить более точное совпадение структуры растра между формой и цветопробой. Но, по словам Флюри, цветопробы с Kodak Approval и до этого устраивали клиентов в 99% случаев.

Относительно невысокая себестоимость цветопроб, полученных по струйной технологии, нередко способствовала тому, что заказчики отказывались от дорогих цифровых растровых проб. «Мы будем делать любые виды проб, какие пожелает заказчик», — заявляет Лен Джасмин, вице-президент компании Typecraft (г. Пасадена, шт. Калифорния). Среди цветопробных инструментов, установленных в Typecraft, широкоформатные струйные принтеры Hewlett-Packard DesignJet, Epson Stylus Pro 5000, аналоговая система Imation Matchprint, и комплекты Matchprint Laser Proof, которые экспонируются на цифровом растровом цветопробном устройстве Creo Proofsetter Spectrum.

«Растровые цветопробы стоят в несколько раз дороже, чем полутоновые, и многие наши заказчики предпочитают отпечатки с Stylus Pro 5000», — отмечает Джасмин. В Typecraft для клиентов делают комплекты с примерами цветопроб, куда помещаются отпечатки каждого типа, включая полученные с цветопробного станка, что облегчает выбор определенного вида цветопробы.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39