101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Именно те цвета...

  • Скотт Бьюри
  • 7 мая 2000 г.
  • 5217

Устройства для контроля цветов позволяют профессиональным издателям добиться надежного управления цветопередачей

Хорошая новость: отныне вы можете добиться беспрецедентного уровня контроля над своими творениями, гарантируя точную цветопередачу.

Новость не столь радостная: ответственность за безукоризненное выполнение этой работы тоже лежит на вас.

Ни для кого не секрет, что потребности в цветной печати за последнее десятилетие значительно выросли. Похоже, эта тенденция сохранится и в ближайшем будущем. Но рынок претерпел определенные изменения. Цены стали ниже, а ценовой диапазон — меньше, что является следствием популярности цветной печати в наши дни. 

  •  Заказчики теперь стали лучше разбираться в цвете. Они знают, что такое хороший цвет, высоко ценят его достоинства и требуют качественного цвета для всех цветных публикаций. На помощь профессиональным издателям и полиграфистам приходит новая технология, делающая возможным точный контроль цвета. Таким образом, дизайнеры, обладающие «властью» над всеми другими элементами издания, теперь могут обеспечить и надежный контроль цвета. 
  • К счастью, уже существует немало новых аппаратных и программных средств, которые превращают решение этой задачи в относительно простое дело. 
  •  Давайте рассмотрим устройства и системы, измеряющие цвет на мониторе или запечатанном листе и обеспечивающие профессионалам в области полиграфии контроль над цветопередачей.

Зачем нужно управление цветом?

Одно время управление цветом воспринималось как нечто, само собой разумеющееся. «Вполне вероятно, что точная цветопередача очень важна для вас, но вам не нужны системы управления цветом, поскольку в вашем распоряжении замкнутый производственный цикл и очень опытные, знающие люди, работающие со сканерами и цветопробными устройствами», — говорит Крис Мерфи, президент консалтинговой компании Color Remedies (Боулдер, шт. Колорадо). В традиционных сервисных бюро, типографиях или коммерческих печатных салонах есть люди, которые знают, как настраивать параметры вывода, сканирования и наложения печатных красок, чтобы добиться нужного клиенту цвета. Однако, по мнению Мерфи, «специалисты по допечатной подготовке очень хорошо разбираются в цвете — но их представления отличаются от того, что предлагают печатники».

«Управление цветом нужно не для того, чтобы получить нужный цвет», — считает Педер Нельсон, консультант по полиграфии компании Chromaticity (Гранд-Рапидс, шт. Мичиган). По его словам, управление цветом — это чисто производственный вопрос. Тщательный контроль над производственным процессом в полиграфии должен приводить к повторяемым, измеряемым результатам, что в свою очередь позволит типографии или сервисному бюро поставлять такие пленки, цветопробы или отпечатки, за которые заказчик готов заплатить. «Хороший цвет — это тот цвет, который хорош с точки зрения заказчика», — говорит он.

По мнению Нельсона системы управления цветом могут автоматизировать некоторые операции и стандартизировать процесс производства цветных отпечатков, но они не гарантируют великолепной цветопередачи. «Управление цветом обеспечит вам определенный уровень качества, после чего вам останется вносить лишь небольшие коррективы — но вы сможете достичь этого уровня быстрее и точнее», — говорит он.

Если у вас возникают сложности с управлением цветом — а это значит, что вам не удается получить ожидаемый цвет — проблема заключается в реализации технологического или производственного процесса.

Мерфи подчеркивает, что «некоторые компании не воспринимают отсутствие повторяемости цветов как нечто из ряда вон выходящее, но при этом всегда выводят по пять цветопроб для каждого заказа, стараясь добиться точного совпадения цветов. А это уже настоящая проблема!»

Управление цветом должно экономить время, повышать производительность труда и увеличивать прибыль. «Некоторые коммерческие предприятия научились настолько хорошо обращаться с цветом, что не беспокоятся о формальной реализации системы управления цветом, — говорит Нелсон. — Но они выполняют профилирование своих устройств и передают полученные профили своим заказчикам, например, рекламным агентствам, которые могут имитировать цветопробные системы на собственных недорогих принтерах».

Процесс управления цветом

Единственный способ управлять цветом — и при этом добиваться предсказуемых результатов на постоянной основе — это внедрить управление цветом в технологический процесс. Уже на стадии дизайна, управление цветом должно стать стандартным элементом производственного процесса.

Первый шаг при внедрении управления цветом заключается в характеризации всех устройств, используемых в производстве: сканеров, мониторов, систем цветопробы, принтеров, фотонаборных автоматов, систем прямого вывода форм и, конечно, печатных машин. Единственный способ сделать это — вывести эталонные файлы, измерить их характеристики с помощью откалиброванного устройства, а затем записать результаты измерений.

В типичном случае результаты измерения цветов сохраняются как значения LAB, системы, разработанной Международной комиссией по цвету (Commission Internationale d’Eclairage, CIE). Значения CIELAB, полученные с каждого устройства, позволяют построить цветовой профиль — таблицу, характеризующую цветопередачу определенного устройства. Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC) разработал стандартный формат, который позволяет переносить профили с одной компьютерной системы на другую.

Обладая полным набором профилей, вы сможете контролировать преобразования цветов от одного устройства к другому. Однообразие методов обмена цветовыми величинами обеспечивают такие технологии, как Apple ColorSync. Другими словами, ColorSync преобразует профили ICC различных устройств, позволяя поддерживать одинаковое отображение цветов от сканера до экрана, цветопробы и финального печатного оттиска.

Но, построить набор профилей и откалибровать мониторы один раз — это еще не решение проблемы: вы должны измерять и проверять устройства, поскольку они имеют свойство «дрейфовать» — их цветовые характеристики могут постепенно меняться. Это в особенности верно для мониторов и некоторых принтеров. В лучших допечатных студиях и сервисных бюро устройства калибруют еженедельно.

Кроме того, как и большинство профессионалов, работающих в издательской сфере, вы наверняка используете цветные файлы из других источников — от заказчиков или поставщиков готовых изображений. Именно в таких случаях наиболее полно проявляются преимущества стандартов, таких как форматы профилей ICC, и технологий, подобных ColorSync: они обеспечивают стандартный способ поддержания постоянства цветопередачи между цветопробными устройствами, печатными машинами и другими системами, установленными в различных местах.

Как аппаратные средства управляют цветом

К счастью, небывалый расцвет на рынке цветных устройств ввода и вывода сопровождается не менее мощным развитием аппаратных средств для управления цветом: оптимизаторов мониторов, денситометров, колориметров и спектрофотометров.

Профессиональные печатники пользовались такими устройствами десятилетиями, и сейчас, благодаря некоторым важным технологическим достижениям, происходит значительное расширение ассортимента подобных аппаратных решений. Во-первых, как и все остальное в этой отрасли, приборы стали легче в использовании. Во-вторых, аппаратное и программное обеспечение теперь разрабатывается отдельно, обычно разными компаниями, и продается в комплектах. Существует несколько программ, которые можно использовать почти со всеми приборами для контроля цвета: это ColorFlow компании Kodak, MatchBox компании ColorBlind или система ColorOpen ICC компании Heidelberg, они работают с большинством имеющихся на рынке устройств для измерения цвета.

Технологический прогресс привел также к повышению уровня автоматизации процесса измерения и управления цветом. Большинство приборов теперь управляются буквально одним нажатием кнопки и автоматически передают результаты измерений в программы, выполняющиеся на компьютере и, в свою очередь, автоматически формирующие цветовые профили ICC.

«Построение цветовых профилей теперь не вызывает трудностей, — считает Карен Загорски из For Color, Ink, консалтинговой компании из Бристоля. — С помощью современных программ делать это действительно стало просто. Гораздо сложнее изменить технологический процесс. Самое трудное — разобраться, как использовать управление цветом в конкретном технологическом процессе — именно над этим придется изрядно попотеть».

К тому же приборы для контроля цвета становятся дешевле. Например, недавно компания GretagMacbeth снизила цену на свой спектрофотометр SpectroScan — с двух с лишним тысяч долларов до примерно 1200 долл. Однако еще более знаменательным явлением стало увеличение ассортимента недорогих устройств начального уровня — особенно колориметров — которые предлагаются ранее не фигурировавшими в этой области компаниями.

Но наибольшее влияние на средний уровень цен оказывает разработка новых устройств, которые с самого начала стоят дешевле своих предшественников. Выпуск компанией LightSource (пару лет назад поглощенной X-Rite) прибора Colortron открыл дорогу к надежной колориметрии для широких масс — стоимость «входного билета» составила менее 1000 долл. — и стал своеобразным доказательством того, что профессиональные издатели не только могут использовать подобные устройства, но и делают это с удовольствием.

Скорее всего, не следует ожидать дальнейшего снижения цен на эти устройства, но можно предсказать, что на рынке будут появляться новые, более простые устройства меньшей стоимости.

Денситометры

Денситометры, являющиеся традиционными инструментами печатников, в действительности не измеряют цвета; они измеряют размеры изображения в определенной области — насколько велики растровые точки на определенном участке пленки, металлической печатной форме или на листе бумаги. Это важная часть контроля качества в печатном цехе, поскольку плотность растровой точки или краски оказывает серьезное влияние на восприятие цвета.

Среди традиционных производителей денситометров — GretagMacbeth и X-Rite, но недавно на этот рынок вышла и компания Color Savvy с устройством CM2S Spectrophotometer, работающим как в режиме спектрофотометрии и колориметрии, так и в режиме измерения плотности.

Измерение цвета на экране

Все мониторы подвержены «цветовому дрейфу». Независимо от того, насколько тщательно вы относитесь к калибровке их цветовых характеристик — точки белого и цветовой температуры — со временем эти параметры постепенно изменяются. В некоторые современные мониторы встроены функции самокалибровки, которые поддерживают постоянную цветовую температуру и точку белого, но вам все равно нужен объективный способ измерения цвета, исходящего от монитора.

Оптимизаторы мониторов измеряют качество света, излучаемого компьютерным экраном. Некоторые из них прикрепляются к поверхности экрана с помощью присосок, в то время как другие, например, Colortron 2C, нужно держать рукой и считывать параметры цветов нажатием кнопки. Вы можете реализовать управление цветом, и не калибруя монитор: следует всего лишь помнить, что судить об истинном цвете нужно не по экрану, а по отпечаткам с откалиброванных принтеров и цветопробных систем.

Измерение цветов на отпечатках

Колориметры и спектрофотометры — это два типа устройств, которые объективно измеряют цвет запечатанного листа или реального предмета. В колориметрах, таких как ColorMouse компании Color Savvy, с помощью фильтров за одну единицу времени измеряется один цвет. В спектрофотометрах, типа портативного SP62 компании X-Rite, напротив, используется призма, расщепляющая свет, после чего выполняется замер процентного содержания различных цветов в свете. «Колориметр покажет вам, насколько красен образец печати или предмет, — объясняет Крис Мерфи. — А спектрофотометр измеряет, как много красного, синего или желтого в определенном цвете».

После определения количества цвета под объективами или сенсором, колориметр преобразует информацию в цветовые координаты XYZ, а затем может переслать полученные значения в компьютер. Существует много программ, которые могут записывать результаты измерений и строить профиль образца вывода или реального объекта, который будет репродуцироваться.

В принципе, оба устройства делают одну и ту же работу: выполняют объективное измерение цвета запечатанного листа или предмета. Колориметры обычно более простые, и, следовательно, менее дорогие устройства. Но они также менее точны, чем спектрофотометры. Хотя технический прогресс не стоит на месте и ситуация меняется: многие современные колориметры по точности приближаются к ранним моделям спектрофотометров. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что для любой компании, которая выполняет ответственные операции с цветом в промышленных масштабах, применение спектрофотометров обязательно.

Каков же выбор? По мнению Мерфи, решение зависит от того, сколько денег вы готовы потратить на реализацию управления цветом. «Прежде всего определитесь: насколько для вас важно, чтобы ваши цветные устройства выводили предсказуемые цвета?»

Мерфи предупреждает, что на внедрение управления цветом может уйти гораздо больше времени, чем на реальное выполнение заказов. «Если в вашей фирме нет специалиста по управлению цветом, который бы занимался этим вопросом, то правильнее будет обратиться к другой компании, которая сама сделает для вас цветовые профили», — говорит он.

Управление цветом: все в ваших руках

«Дизайнеры и верстальщики просто обязаны уделять внимание управлению цветом», — считает Нельсон. Это значит, что они должны добиться предоставления цветовых профилей от поставщиков изображений и встроить управление цветом в свои технологические процессы. Кроме того, им следует четко понимать стоящие перед ними задачи. «Вы должны ясно видеть свои цели еще в начале процесса», — говорит он.

Но все эксперты согласны в том, что цвет — вещь субъективная: даже самая чудесная аппаратура не в состоянии заменить знания опытного эксперта. 

Скотт Бьюри — писатель и преподаватель из Канады (шт. Онтарио). Он активно занимается издательскими технологиями с 1986 года.


Современные устройства для контроля цвета

В 1993 году, выпустив прибор Colortron, компания LightSorce сделала управление цветом доступным широким массам издателей и полиграфистов: при цене менее 1000 долл., это был настоящий спектрофотометр, которым можно было измерять цвета образцов и реальных объектов. Его потомок, Colortron 2C, может даже измерить цвета на мониторе.

Сегодня профессионалы в области допечатной подготовки имеют в своем распоряжении широкий диапазон простых в использовании аппаратных и программных средств. Поэтому сейчас уже трудно оправдать отказ от внедрения управления цветом.

Существенно расширились возможности по калибровке мониторов: Monitor Optimizer компании X-Rite теперь поставляется в версии Universal Serial Bus (USB) для новейшего поколения компьютеров, включая iMac компании Apple. Компания Color Vision предлагает простой в использовании калибратор OptiCal для широкого диапазона мониторов, а ее mc7 optimizer представляет собой колориметр, разработанный специально для измерения характеристик изображения на мониторе. MonacoSENSOR компании Monaco Systems — это колориметр с присосками для крепления к поверхности экрана при длительных сеансах калибровки.

Вдобавок к этому, компания Sequel Imaging выпускает мониторный калибратор Chroma/III, который обычно поставляется по OEM-контрактам для калибруемых мониторов других компаний.

Весьма широк выбор колориметров, а также спектрофотометров. Системы, которые когда-то были ручными, теперь стали автоматическими. В системе SpectroScan конструкторы GretagMacbeth поместили спектрофотометр Spectrolino на широкий столик, и теперь целый печатный лист или широкий набор эталонов могут считываться автоматически. Для DTP41 компании X-Rite создан автоматический «шаговый считыватель», который автоматизирует и упрощает процесс построения цветовых профилей для устройств вывода.

ColorControlStation (CCS) компании Color Savvy — это полная система для Macintosh или Windows, которая сканирует листы и строит цветовые ICC-профили.

Другая важная тенденция — это процесс конвергенции технологии измерения цветов. В некоторых новых приборах сочетаются сразу колориметры и спектрофотометры. В модели 530 компании X-Rite появилась возможность колориметрии и передачи данных о цветах в компьютеры, установленные в печатном цехе, что серьезно поможет при характеризации и калибровке прессов. Модель 530 — это «спектроденситометр», измеряющий как цвет, так и плотность краски. Другой пример сочетания спектрофотометра и денситометра — прибор SpectroEye компании GretagMacbeth.

Одно из наиболее интересных устройств нового поколения — Spectracam компании Spectrostar BV из Амстердама. Этот спектрофотометр, который к моменту сдачи публикации в печать еще не был представлен, является одним из самых быстрых приборов подобного класса, — он делает три измерения цветов в секунду и усредняет полученный результат. Кроме того, он измеряет световое излучение экрана для его калибровки. При этом ориентировочная стоимость данного устройства составляет около 1000 долл.


Источники информации об управлении цветом

Apple Computer www.apple.com/colorsync
Color Savvy Systems www.colorsavvy.com
Color Vision www.colorvisionus.com
Eastman Kodak www.kodak.com
GretagMacbeth www.gretagmacbeth.com
Heidelberg USA www.heidelbergusa.com
International Color Consortium (ICC) www.color.org
Monaco Systems www.monacosys.com
Sequel Imaging www.sequelimaging.com
Spectrostar BV www.spectrostar.com
X-Rite www.xrite.com
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29