CtP становится реальной альтернативой пленочному технологическому процессу и способствует распространению новых методов одобрения печатной продукции.
Вам должно нравиться словосочетание «технологический процесс». Мы все знаем, что такое «технологический», и любим наблюдать за тем, как этот «процесс» протекает. Но, по мере того, как с развитием технологии появляются все новые и новые способы создания публикаций, управлять технологическим процессом становится сложнее. Например, переход на прямой вывод форм (Computer-to-Plate, CtP) избавляет от необходимости использования пленки для изготовления печатных форм. Но при этом CtP нарушает сложившиеся технические и социальные взаимоотношения, которые были построены вокруг вывода цветопроб и одобрения печатной продукции с пленок. Издание – сложный социальный и технический процесс, а публикации существенно отличаются друг от друга по своим эстетическим и деловым приоритетам. Трудно найти две публикации, при создании документов для которых повторялись бы все шаги, или полностью совпадал бы процесс одобрения для получения «хороших» результатов печати. CtP дает возможность освободиться от «пленочного» технологического процесса и связанного с ним цикла одобрения печатной продукции, хотя и не без некоторых, часто завуалированных, особенностей, связанных с выводом цветопроб, одобрением публикаций и реальными печатными операциями.
Концепция «технологического процесса» покрывает процедуры создания, производства и печати публикации. В нее также входят социальные процедуры, гарантирующие точность воспроизведения содержания и качество печати по визуальной оценке. Последнее касается того, что мы называем «выводом проб» и «одобрением». Процесс вывода пробных отпечатков нацелен на представление визуальной имитации результатов печати типографскими красками. Одобрение является более общим термином и означает, что определенные люди принимают на себя ответственность за результаты печати на прессе. Располагая какой-либо отпечатанной или экранной пробой и основываясь на качестве цветопробы, человек, ответственный за одобрение публикации, должен подписывать заказ в печать. Но реальность такова – и это подтвердит любой, кто прошел все этапы технологического процесса, начиная с отпечатка, полученного с настольного лазерного принтера, и заканчивая запуском грохочущего ролевого пресса стоимостью 10 млн. долл. – что при одобрении цветопроб многое приходится принимать просто на веру.
Одобрение: кто «крайний»?
Разумеется, ошибки случаются. Например, заказ на ролевую печать стоимостью 175 000 долл. только что запущен на пресс. Печатник подводит издателя к машине и предлагает ему взглянуть на чудесную синюю обложку каталога. Но все, что видит издатель – это отпечатанный красной краской текст: неверная информация о размерах скидок и видах принимаемых кредитных карт, которая печатается сейчас, если ее не исправить, обойдется в миллионы. Пресс останавливается, в макет вносятся необходимые изменения, выводятся и монтируются новые формы, а для приладки пресса расходуется тонна бумаги. Итак, это обошлось в 10 000 долл., но кто должен платить? Типография? Студия допечатной подготовки, если издатель пользовался ее услугами? Или сам издатель?
Ответ может быть довольно сложным, поэтому подобные споры нередко заканчиваются в суде. Например, если издатель послал исправленную версию обложки в студию допечатной подготовки, но оттуда по ошибке передали в типографию неисправленную версию, «крайней» окажется студия. Но работники студии допечатной подготовки могут обратить внимание на то, что издатель должен был обнаружить проблему раньше, поскольку печатник посылал издателю сигнальный экземпляр обложки – с ошибками – а издатель сказал: «Отлично, можно печатать!». Таким образом, окончательно публикацию подписывает в печать издатель.
По мнению Марка Макнаутона, владельца компании Topaz Design (Ирвин, шт. Калифорния): «Есть общее правило, которого следует придерживаться: вносите в договор специальные пункты, согласно которым за правильность цифрового макета отвечают его создатели. Если только издатель не выдвигает дополнительных требований, по которым окончательную подготовку публикации (задание треппинга и других параметров) выполняет печатник или клиент, ответственность за созданные ими файлы несет издатель».
Контрактная цветопроба
Эта история стара как мир. Назовите любой дефект печати – исчезнувшие буквицы, муар на изображении, несовпадение цветов, неприводка, плохой треппинг, отсутствующие текст или изображение, или нарушение порядка следования тетрадок – скорее всего, всегда найдется человек, который должен был вовремя обнаружить ошибку, но не смог этого сделать. Вот почему отпечатанные полосы передаются всем заинтересованным лицам, чтобы те одобрили публикацию. Эти полосы могут называться полноцветными макетами или пробными отпечатками, но печатнику нужна единственная цветопроба, которая называется «контрактной».
Контрактная цветопроба – это отпечаток, который определяет, что издатель за свои деньги хочет получить от печатника. С точки зрения печатника, контрактная цветопроба показывает, что он соглашается воспроизвести на прессе. Фрэнк Ричек, менеджер по качеству компании Banta Catalog Group (Санкт-Паул, шт. Миннеаполис), выполняющей работы по ролевой печати больших тиражей и допечатной подготовке, дает более точное определение: «Для заказа, который передан в виде пленок, наш контракт с клиентом предусматривает обязательное предоставление цветопробы Matchprint с этих пленок. Для заказов, ориентированных на прямой вывод форм, мы требуем цветопробы Kodak Polychrome Graphics Approval, которые выводим на собственном оборудовании».
В Banta уверены, что эти типы цветопроб лучше всего предсказывают цвета, которые компания может обеспечить при печати. Установленные в Banta цветопробные устройства Kodak Approval тщательно откалиброваны для вывода одинаковых цветов день за днем, а их цветовые кривые настроены на максимально точную имитацию ролевых прессов компании.
Ричек считает, что поскольку цветопробы Approval могут печататься на тиражных материалах, клиент получает максимально близкое представление о том, как будет отпечатан заказ на прессе. Клиенты, которые оценивают полноцветные макеты и цветопробы, отпечатанные на чистоцеллюлозной бумаге с высокой белизной, часто жалуются, что при печати их заказов в типографии на менее дорогой и более тонкой бумаге с содержанием древмассы, цвета выглядят несколько иначе. Цветопроба, отпечатанная на тиражном материале, помогает избежать этой проблемы.
Джефри Маккарди, менеджер по допечатной подготовке в компании Banta, отмечает, что к контрактной цветопробе выдвигаются определенные технические требования. «В технологическом процессе на основе CtP контрактная цветопроба должна быть получена из того же растированного файла, из которого будет экспонироваться форма, – говорит Маккарди. – Если файл уже был растрирован для вывода цветопробы, а затем отправлен на другой RIP для создания форм, вы не сможете распознать проблемы, которые могут возникнуть после растрирования на втором RIP».
Удаленная цветопроба
Предоставление контрактных цветопроб Matchprint является стандартной процедурой для заказов, передаваемых в виде пленок. Но при CtP пленки нет, поэтому общепринятый технологический процесс одобрения, основанный на пленках, оказывается нарушенным. Несмотря на то, что печатники предпочитают работать с высококачественными цифровыми растрированными контрактными пробами, полученными с помощью установленных в типографиях калиброванных устройств вывода, многие клиенты, предоставляющие заказы для CtP, делают выбор в пользу собственных цветопроб, экономя на этом деньги и время. Вместо того, чтобы платить от 20 до 90 долл. за то, что печатник считает контрактной цветопробой, клиент передает полутоновый отпечаток с лазерного копира, Imation Rainbow, струйного принтера Epson или одного из бесчисленных «цветопробных» устройств, установленного и работающего у клиента.
Печатники, не желая терять заказы, часто стараются идти навстречу клиентам и даже реализовывают технологические процессы удаленной цветопробы, но природа контрактной цветопробы в подобных случаях будет, вероятно, требовать внесения некоторых корректив. «Если клиент, размещающий заказ для вывода с CtP, представит пробы, которые не удовлетворяют нашим требованиям к контрактному качеству, мы будем вынуждены попросить его заранее подписать отказ от претензий, где будет заявлено, что мы не всегда сможем точно воспроизвести цветопробу в печати, но сделаем все возможное с учетом имеющихся в нашем распоряжении материалов», – объясняет Ричек.
Специалисты из Banta отмечают, что многие клиенты не в состоянии адекватно откалибровать и профилировать свои собственные цветопробные устройства, а также не осведомлены о том, что большинство таких устройств могут воспроизводить цвета, которых нельзя добиться на четырехцветном прессе. В подобных случаях лица, ответственные за контроль качества, могут выводить пробы Approval в типографии, чтобы продемонстрировать клиенту, независимо от вида отпечатка с его собственного принтера, реальную картину результатов печати на прессе. С другой стороны, более информированные клиенты понимают те ограничения, которые свойственны их удаленным цветопробным устройствам, и готовы идти на определенный риск, особенно в тех случаях, когда небольшие отклонения цветов не критичны. Для них важнее сэкономленные время и деньги.
Доверяй, но проверяй
Начинающие в области производства печатной продукции, всецело доверяя заявлениям производителей цветопробной техники, могут предполагать, что цветопробные принтеры дают отпечатки, совпадающие с оттисками обычного печатного пресса. Но на практике это не так. Правда состоит в том, что даже если в типографии – или студии допечатной подготовки – калибруют и настраивают цветопробное устройство с учетом цветового диапазона и растискивания определенной печатной машины на определенной печатной бумаге, точного или фиксированного профиля для листового печатного пресса, и уж тем более для ролевой машины, не существует. В подобном многоэтажном оборудовании стоимостью 10 миллионов долларов, которое переносит краску на бумагу со скоростью автомобиля, несущегося по автостраде, слишком много переменных, оказывающих влияние на конечный результат.
В реальности, издатель рассчитывает на высококвалифицированный и опытный персонал печатников, которые рассматривают контрактную или не совсем контрактную цветопробу, стоя за пультами своих машин. С того момента, как бумага начинает свое движение, для обеспечения «попадания» в цветопробу вносится множество небольших изменений в параметры подачи краски, давления форм и приводки, соотношения «увлажняющая жидкость-краска» и многие другие.
Еще одна правда жизни состоит в том, что «правильных» цветов не существует, хотя некоторые из них «правильнее», чем другие. Цветопробы контрактного качества отличаются визуально в зависимости от машины, с помощью которой они получены, и навыков операторов. «Мы безусловно доверяем цветопробам, полученных с наших собственных устройств, поскольку они тщательно настраиваются для обеспечения повторяемости цветов и соответствия общему профилю наших прессов», – говорит Маккарди из Banta. Он отмечает, что, по его опыту, даже контрактные цветопробы, предоставляемые студиями допечатной подготовки, часто не являются точными предсказаниями результатов печати. Например, на аналоговых цветопробах Chromalin можно добиться таких насыщенных красных цветов, которые нельзя получить с помощью стандартных красок CMYK. «Студии допечатной подготовки чувствуют себя обязанными продавать своим клиентам как можно более красивые цветопробы, независимо от их четырехцветных родственников, – объясняет Маккарди. – Мы же, как работники типографии, стремимся выдавать настолько реалистичные контрактные цветопробы, насколько это возможно».
Думай иначе
С внедрением CtP остаются за бортом многие тщательно налаженные (читай: пленочные) технологические процессы одобрения изданий в печать. У издателей появляется возможность упростить свои технологические процессы – если они обладают достаточной смелостью и квалификацией для перехода к новому методу, который удовлетворял бы как требованиям издателей, так и печатников. Но пока большинство участников издательского процесса в той или иной степени вовлечены в ритуал одобрения. Они тщательно выполняют все «священные» элементы ритуала – вывод пленок и изготовление дорогих цветопроб Matchprint – поскольку у издателей эта последовательность действий ассоциируется с качеством и самим процессом одобрения.
Даже при переходе к технологическому процессу на основе CtP эти профессионалы ассоциируют процесс одобрения с определенным набором технологий и операций. В результате, такие издатели даже не интересуются новыми технологиями, которые предоставляют возможность получать результат быстрее, дешевле и лучше. В условиях конкурентного рынка такая привязанность к традиционному технологическому процессу является непозволительной роскошью.
Бывший технический редактор журнала Publish, Боб Уэйбел является менеджером по издательским технологиям самого крупного в мире производителя каталогов прямой рассылки и продавца музыкальных принадлежностей в Web компании Musician’s Friend.
Личное мнение
Мой личный опыт, как менеджера по издательским технологиям компании Musician’s Friend (Медфорд, шт. Орегон), занимающейся розничной продажей музыкальных принадлежностей, может служить хорошей иллюстрацией к теме статьи. Первоначально, построенный с участием специалистов Banta технологический процесс предусматривал передачу страниц каталога Musician’s Friend в виде файлов Adobe Acrobat PDF. После этого в Banta для них выполнялось цветоделение и растрирование, а из растрированных файлов выводились контрактные цветопробы Kodak Polychrome Graphics Approval. Цветопробы высылались к нам для одобрения , а к моменту начала печати мы пересылали их назад. После этого одобренные страницы спускались на формы в электронном виде и генерировались цифровые «синьки» низкого разрешения в формате Creo Virtual Proof, которые использовались для печати полных тетрадей на широкоформатном принтере Hewlett-Packard. После одобрения синих пленок в Banta на плейтсеттерах Creo Trendsetter выводили печатные формы, и заказ шел в печать.
В Musician’s Friend мы печатаем в среднем 100 полос каталогов в месяц. Маркетинг гитар, усилителей и высококачественных звукозаписывающих устройств предусматривает гибкое ценообразование, поэтому цены и возможности продуктов часто меняются. Ключом к прибыльности в этих условиях является своевременность, а идеальным является такой каталог, который может быть подготовлен за день до сдачи в печать.
Поскольку наши требования к цветопередаче не столь жесткие, как это принято, например, в индустрии моды, каталог Musician’s Friend располагает большей свободой с точки зрения качества цветопробы. Мы рассматривали вопрос приобретения цветного лазерного копира и остановили свой выбор на Xerox DocuColor 12 в сочетании со Splash G610 RIP. Теперь мы печатаем собственные цветопробы для Banta, и это позволяет нам сэкономить значительные средства, которые ранее тратились на вывод цветопроб Approval и оплату услуг курьерской службы. Эта технология подходит для нас по нескольким причинам:
1. Скорость. Цветопробные устройства, такие как Rainbow, Epson и другие стоимостью от 10 до 20 тыс. долл. могут тратить на печать одной полосы или разворота до 20 минут. Работникам Musician’s Friend нужно получать пробы быстрее. Теперь сочетание Xerox/Splash печатает цветопробу страницы или разворота, в среднем, менее чем за минуту.
2. Затраты. Стоимость расходных материалов для вывода одного разворота на Rainbow составляет от 6 до 8 долл. По условиям сервисного соглашения с Xerox, мы платим 0,15 долл. за страницу (независимо от размера бумаги и процента заполнения тонером). Это хорошая цена.
3. Качество. DocuColor 12 обеспечивает замечательно точную цветопередачу, особенно в сочетании со Splash RIP. Встроенная в Splash быстрая процедура калибровки ColorCal основывается на сканировании отпечатанных эталонов со стекла DocuColor и работает довольно хорошо. Мы можем легко калибровать копир дважды в день, кроме того, мы настроили цветовые кривые CMYK для стандарта SWOP и создали заказной цветовой профиль Splash, который довольно близок к отпечаткам с калиброванного Kodak Approval, установленного в Banta. По словам Ричека из Banta, печатники предпочитают цветопробы из Musician’s Friend цветопробам других клиентов. «Цвета DocuColor 12 довольно неплохо вписываются в цветовой диапазон, которого можно достичь в печати, что не всегда получается с другими предоставляемыми нам цветопробами», – объясняет Скотт Дэвис, менеджер Banta по работе с Musician’s Friend.
Экономия на цветопробах Approval значительно перекрывает ежемесячные выплаты по лизингу для комплекта Xerox/Splash. Кроме того, система приносит прибыль и за счет выполнения других работ, включая быстрый вывод полноцветных макетов с точной цветопередачей, а также производство малотиражных рекламных публикаций.
Несмотря на огромную экономию времени и денег, работники Musician’s Friend признают, что полутоновые отпечатки с DocuColor не показывают ошибок треппинга и наложения красок, а также не предсказывают возможный муар. Мы осознаем и то, что не можем оценить реальные результаты растрирования в Banta Prepress, по крайней мере, не с высоким разрешением. Впрочем, мы бесплатно выгружаем файлы низкого разрешения Creo Virtual Proof с FTP-узла Banta и просматриваем их на экране с помощью программы Creo Proof для Macintosh. Наше одобрение этих «программных» (не напечатанных на твердом носителе) цифровых «синек», является окончательным «контрактом» для Banta, после чего они могут выполнять вывод печатных форм и запускать ролевой пресс.