Бурное развитие области цифровой печати привело к появлению на рынке новых видов бумаги, специально предназначенных для цифровых печатных машин и полноцветных копиров-принтеров.
В соответствии с данными исследования State of Industry Survey, проведенным организацией National Ass. for Printing Leadership (NAPL) в конце 2000 года, 48% руководителей крупных и средних типографий предположили, что к 2002 году самым востребованным типом услуг будет цифровая печать. Остальные типы услуг отстают с большим отрывом – далее следует офсетная печать с более чем четырьмя красками (26,3%) и электронная допечатная подготовка (25,7%). При этом в ответ на вопрос: «Какие услуги печатники хотели бы добавить к уже существующим?» – 44,7% респондентов также назвали цифровую печать. И в данном случае потребность в остальных услугах существенно ниже: ближайшие конкуренты – электронная коммерция (15,8%) и управление базами данных (15,8%). Причины? Цифровая печать обладает несколькими преимуществами перед традиционной: оперативность, за счет существенного сокращения цикла допечатной подготовки; простота обслуживания систем цифровой печати, многие из которых с точки зрения пользователя ничем не отличаются от обычных офисных принтеров; меньшая себестоимость отпечатков при коротких тиражах. На взгляд автора, именно последнее достоинство имеет решающее значение для долговременной перспективы печати «цифрой». Ведь ни для кого не секрет, что главная тенденция в полиграфической отрасли – это неуклонное снижение тиражей при одновременном увеличении количества наименований различной печатной продукции.
Производители традиционной печатной техники прилагают все усилия к тому, чтобы адаптировать свои прессы к новым условиям, максимально автоматизируя все операции по подготовке к печати и приладке. Следствием этих усилий стало появление машин с прямым экспонированием печатных форм (Direct Imaging или Digital Imaging, DI). Их сейчас могут предложить своим клиентам практически все известные компании, выпускающие обычные печатные прессы. Но с точки зрения требований к запечатываемым материалам машины DI ничем не отличаются от обычных печатных прессов.
Однако производители бумаги, говоря о цифровой печати, имеют в виду устройства, в которых не создаются вещественные печатные формы. Таких устройств довольно много и работают они по различным принципам.
Технологии цифровой печати Наибольшее распространение получили технологии струйной и электрографической печати. Принцип струйной печати довольно прост: изображение создается с помощью печатной головки, из которой практически одновременно на бумагу выбрасываются капельки чернил четырех (а иногда и более) цветов. Капли чернил выбрасываются из печатающих головок либо с помощью пьезокристалла, который изменяет свои размеры при пропускании через него электрического импульса, либо в результате мгновенного нагрева чернил до температуры кипения – образующийся при этом пузырек пара выталкивает каплю из сопла.
Головка обычно перемещается в продольном направлении, бумага – в поперечном, поэтому изображение формируется полосами. В некоторых новейших высокопроизводительных системах струйной печати, которые уже выходят на рынок, применяются неподвижные головки, охватывающие все поле печати. Технология струйной печати имеет огромные резервы повышения скорости и существенно большие перспективы, чем электрография.
В электрографических системах используется промежуточный носитель изображения, изготовленный из органического полупроводника. Вначале вся его поверхность заряжается в темноте. Затем с помощью луча лазера или линейки светодиодов (или света – в аналоговых копировальных аппаратах) происходит экспонирование изображения: на «засвеченных» участках заряд стекает на электропроводную основу. В результате, на промежуточном носителе возникает скрытое изображение, которое становится видимым после его проявления порошковым тонером. Проявленное изображение с помощью электростатического поля переносится на бумагу и закрепляется на ней за счет нагрева и давления. Полноцветное изображение формируется в четыре прохода, при каждом переносится тонер одного цвета из традиционной полиграфической триады (CMYK). Во многих полноцветных системах (вплоть до некоторых моделей цветных лазерных принтеров) применяется еще один промежуточный носитель – ремень переноса – что улучшает приводку и расширяет спектр запечатываемых материалов.
Несколько особняком стоят системы Indigo, в которых вместо тонера используется жидкая краска ElectroInk, а изображение с формного цилиндра переносится на офсетное полотно, и лишь затем на запечатываемый материал.
Существует ряд других технологий, которые либо уже сдают свои позиции (например, сублимационная), либо пока еще ждут своего звездного часа (например, магнитография, элкография).
До последнего времени рынок коммерческих заказов на цифровую печать был поделен главным образом по «форматному» принципу: большая часть продукции шириной более 50 см изготавливалась на струйных широкоформатных принтерах, а продукты меньших форматов чаще всего печатались на различных цифровых электрографических системах.
Требования к запечатываемым материалам Несмотря на то, что многие производители бумаги позиционируют свои продукты «цифровых» серий как универсальные, подходящие чуть ли не для всех видов цифровой печати, это не следует воспринимать всерьез – уж слишком велика пропасть, отделяющая струйный и электрографический принципы печати. С одной стороны – жидкие чернила, закрепляющиеся за счет высыхания, с другой – твердый тонер, который переносится за счет электростатических сил, а закрепляется нагревом и давлением. Универсализм возможен, но подобные материалы позволят получать отпечатки одинаково среднего качества, в то время как специализированные марки обеспечат максимальное качество лишь для определенного вида печати.
В данной публикации мы будем рассматривать только виды бумаги, предназначенные для полноцветной цифровой печати электрографическим способом. Требования к их характеристикам довольно очевидны.
Прежде всего, бумага должна уверенно подаваться в устройство печати. Поэтому важны значение и постоянство коэффициента трения между листами (при листовой подаче), а также воздухопроницаемость. Плюс, определенный уровень жесткости при изгибе в направлении подачи, точность резки и отсутствие косины, а также однородность и плотность намотки (в рулонах).
Далее, для качественного переноса тонера крайне важно, чтобы электрическое сопротивление бумаги находилось в заданных пределах. И, наконец, при закреплении важны ровность поверхности и стабильность размеров, а также формы листов.
На стабильность результатов печати (и срок службы внутренних компонентов систем печати) будут оказывать влияние и такие характеристики, как степень пыления и прочность поверхности бумаги, а для двухсторонней печати важно значение непрозрачности. Помимо нее на качество изображения влияют белизна и гладкость.
Цифровая печать в России Многие продавцы бумаги, включая крупнейших российских оптовиков, пока довольно скептически относятся к бумаге для цифровой печати. Они считают, что рынка для этого продукта пока нет. Тем не менее, поскольку «цифровая» бумага выпускалась в расчете на совершенно определенный класс устройств, интересно оценить парк таких машин, установленных в России и странах СНГ, а также динамику его роста.
Условно все многообразие полноцветных цифровых устройств печати можно разделить на четыре класса, границы между которыми определяются производительностью. К машинам старшего класса со скоростью печати 45 и более страниц в минуту формата А4 в цвете можно отнести все продукты компаний Xeikon (и многочисленные OEM-модели других компаний, созданные на базе механизмов от Xeikon) и Indigo, а также серию DocuColor 2000 от Xerox. В этом классе все системы стоят не менее 150 тыс. долл., а цена самых «тяжелых» машин в максимальной комплектации может доходить до 1 млн долл. При этом качество печати в большинстве случаев вполне сопоставимо с офсетным. В класс машин со скоростью печати от 24 до 40 стр./мин входят Canon CLC 1000 и ее модификации (от 40 до 60 тыс. долл.), а также Xerox DocuColor 40 и ее модификации (менее 100 тыс. долл.) и Scitex Spontane. Основные характеристики машин первых двух классов приводятся в таблице.
Далее следует обширный класс цветных копиров (формат А3 и А3+), в том числе и аналоговых, производительностью от 6 до 24 страниц в минуту производства Canon, Koniсa, МВ, Minolta, Ricoh, Xerox и других стоимостью от 6 до 40 тыс. долл. И, наконец, младший класс – это наиболее обширная группа цветных лазерных принтеров форматов А4, А3 и А3+ производительностью до 12 цветных страниц в минуту и стоимостью от 1,5 до 10 тыс. долл.
Бумага для печати «цифрой» Разумеется, все описанные выше устройства успешно печатают и на самой обычной офисной бумаге. Более того, продавцы копировальной и цифровой техники убеждают покупателей, что для этих продуктов подходят любые виды офисной бумаги. Так было всегда. Но в случае цветной печати, особенно тиражной, и заказчики, и те, кто эксплуатируют технику, выдвигают особые требования. Заказчики заинтересованы в максимально качественном воспроизведении изображений и текста, а для исполнителей важны также минимальные потери времени при печати и сокращение степени износа оборудования. Поэтому потребность в запечатываемых материалах, специально предназначенных для цифровой печати, есть. Однако она очень сильно зависит от того, какое оборудование используется для печати. Начнем «сверху».
Самая простая ситуация с Indigo: похоже, владельцам машин этой компании специальная бумага не нужна. Например, Александр Казаков из компании FastPrint (коммерческий печатный салон, где установлена одна из первых машин Indigo в России) заявил, что просто не знает о существовании каких-либо видов бумаги, специально предназначенных для цифровой печати – они печатают на самой обычной мелованной бумаге для офсета. Игорь Кононов («Дом печати «Столичный бизнес»; здесь установлена уже вторая машина Indigo) объясняет подробнее: «Использование специальной бумаги для нашей машины не предусматривается. Просто есть набор материалов, проверенных и одобренных для использования с печатными машинами Indigo». Тестирование по соглашению с компанией Indigo проводят независимые тестовые лаборатории. Адреса этих лабораторий и ссылки на списки проверенных материалов приведены на сайте www.indigonet.com. Главной проблемой, с которой приходится бороться, является перенос краски с офсетного барабана на запечатываемый материал. Для этого материалы должны обладать определенными поверхностными свойствами. В принципе, Indigo предлагает специальную жидкость, которая должна придавать поверхности запечатываемого материала нужные свойства. Эта жидкость может наноситься, в зависимости от потребностей, либо распылителем, либо с помощью однокрасочной офсетной машины.
В ролях… Владельцам ролевых машин Xeikon сложнее, хотя Дмитрий Мокин (компания Yam International, официальный дистрибьютор Xeikon в России) указывает на возможность печати практически на любом типе ролевых материалов. «Просто нужно выполнить специальную процедуру настройки, описанную в руководстве для «продвинутого» оператора, – говорит Дмитрий. – Настройка для выполнения определенной работы может быть сделана за довольно короткое время, хотя полноценное тестирование на все случаи жизни может потребовать целого дня. В результате создается «скрипт», который настраивает машину для печати на определенном типе материала». По мнению Дмитрия, главное, чтобы у бумаги был однородный внутренний состав и стабильная влажность.
На сайте Xeikon (www.xeikon.com) в разделе Print Media можно найти весьма обширные списки материалов, сертифицированных (т. е. для них уже есть готовые «скрипты») для различных моделей цифровых печатных машин этой компании, а также ознакомиться с процедурой тестирования нового материала.
Фактически, из-за того, что для машин Xeikon (и их аналогов) нужны роли шириной 32 см или 50 см (по нашей информации, в России установлена всего одна цифровая печатная машина с шириной роля 50 см), владельцы таких систем оказываются привязаны к поставщикам «цифровой» бумаги. Хотя иногда для печати применяются роли, самостоятельно нарезанные в типографиях (но где гарантия, что нарезка и намотка сделаны хорошо?), чаще всего цифровая ролевая печать выполняется на «цифровой» бумаге. Какой? Реальный выбор в России пока совсем невелик: это серии Silverblade от Modo Paper, Xerox Colotech+, StoraEnso 4СС и UPM Digi (см. таблицу 2). Производство бумаги Galilei, ранее поставлявшейся Metsa-Serla, прекращено.
По словам Алексея Демушкина (Modo Paper Moscow), через год после начала продаж ролевой бумаги Silverblade в 1998 году рост составил 50%, а в 2000 году – 70%. Чаще всего покупают бумагу с массой 1 м2 130, 200 и 240 г. Алексей особо подчеркивает, что Modo Paper Moscow всегда располагает на складе достаточно широким ассортиментом ролевой бумаги для цифровой печати. По мнению автора, это может быть решающим фактором для многих клиентов – ведь одно из главных преимуществ цифровой печати в ее оперативности. Пока наличием ролевой бумаги для цифровых машин на складе в России, кроме Modo Paper Moscow, не может похвастаться никто. Большинство продавцов поставляют такие материалы на заказ. Сроки – от двух до четырех недель. Modo Paper Moscow на заказ может также предложить бумагу Bunzl Digital Papers (Curtis) и Lessebo Digital (Klinnap AB, Швеция).
Представительство Xerox, по информации Наиды Крюковой, только приступает к поставкам ролевой бумаги Colotech+. Но настроены здесь очень серьезно, поскольку уверены в качестве своих продуктов и могут предложить клиентам очень широкий ассортимент различных видов. Поставками ролевой (и форматной) бумаги серии 4СС от StoraEnso занимается, в основном, компания «Комус». Алексей Коротков («Комус») считает: «Настоящей ценовой конкуренции в этом секторе рынка пока нет, но при сохранении текущей динамики ситуация может измениться: в 2001 году мы ожидаем удвоения объема продаж ролевой бумаги для цифровой печати в России». Не хочет отставать и компания UPM-Kymmene, существенно расширившая с начала года ассортимент этого вида бумаги, и вместо одной марки теперь предлагающая сразу пять.
…и листах Ситуация с форматной бумагой для цифровой печати обстоит существенно лучше, т. к. техники, на которую ориентируется эта бумага, установлено больше. Это три из четырех рассмотренных выше групп полностью, плюс серия Xerox DocuColor 2000 (на момент сдачи публикации в печать нам было известно о семи инсталляциях этих машин). Часть аппаратов установлена в крупных корпорациях, другие используются в коммерческих печатных салонах, рекламных агентствах и дизайн-студиях, где особенно тщательно относятся к выбору бумаги для печати.
Купить в России бумагу для цифровой печати или цветного копирования (что на практике означает одно и тоже) уже не проблема, хотя марок немного: Canon High Grade, Modo DataCopy Digital, StoraEnso 4CC и Xerox Colotech+. Специальные виды бумаги предлагают также производители цветных принтеров, например, Hewlett-Packard, Minolta-QMS, Tektronix (уже под «крылом» Xerox), но присутствие этой бумаги на рынке практически не заметно.
В силу того, что Canon и Xerox являются одновременно и производителями цифровой печатной техники, у бумаги этих компаний есть определенные преимущества: пользователям аппаратов всегда рекомендуют применять бумагу той же марки. Это имеет смысл, поскольку производители действительно имеют возможность самого тщательного тестирования бумаги в работе со своими системами печати и копирами. В Xerox, например, существует специальный Media Technology Centre (Англия), откуда не только направляют разработки новых видов бумаги и выполняют их испытания, но и контролируют серийный выпуск, оперативно реагируя на претензии клиентов. По словам Юлии Вильке (Canon), у этой компании все работы по тестированию сконцентрированы в единой лаборатории, расположенной в городе Гиссен (ФРГ) – Canon Giessen. Торговая марка Canon присваивается только тем сортам бумаги, которые успешно прошли тестирование в данном лабораторном центре и продемонстрировали наивысшие результаты по всем параметрам.
Что касается динамики продаж, то Наида Крюкова (Xerox) сообщила о трехкратном росте продаж серии Xerox Colotech+ в течение 2000 года и прогнозах удвоения продаж в текущем году. По ее мнению, причинами такого существенного роста (при общем росте объема цветной печати на специальной бумаге около полутора раз, по данным Xerox) являются значительное расширение ассортимента и более высокое, по сравнению с конкурентами, качество бумаги. Наибольшей популярностью у нас пользуется бумага массой 1 м2 90 г; второй «пик» приходится на отметку 200–220 г. Московское представительство Canon NE OY не столь оптимистично в своих прогнозах. Но также отмечает популярность «легких» сортов бумаги массой 1 м2 100 г, на которые приходится половина всех продаж.
Компания Xerox поставляет бумагу для цифровой печати только через бумажных оптовиков, но владельцам «тяжелых» цветных машин (например, серии DocuColor 2000) могут быть предложены особые условия приобретения бумаги.
Компания Canon поставляет бумагу как через бумажных оптовиков, так и через компании, занимающиеся поставками оборудования.
Впрочем, в России покупают бумагу и от StoraEnso, и от Modo Paper. Как отметил Алексей Коротков, «Комус» занимается продажей «цифровой» листовой бумаги 4CC уже пять лет, а 4СС Art и 4CC Silk всего около двух лет, и за последний (2000 г.) сумел удвоить объем продаж. Здесь сотрудничают и с Xerox по бумаге Colotech+. Один из обычных способов продажи бумаги для цифровой печати – включение ее в комплект заказа, подготовленного для крупного корпоративного клиента, располагающего разнообразным набором техники: от аналоговых монохромных копиров и цифровых принтеров, до цветных цифровых печатных машин.
Большая часть продаваемой сейчас листовой бумаги для цифровой печати – формата А4 и А3. Однако по мере увеличения рынка коммерческой цифровой печати, можно ожидать роста продаж «полиграфических» форматов, больших чем А3. Параллельно должен повыситься спрос на менее распространенные виды: тонированную в массе, с односторонним покрытием и другие.
Что дальше? Неуклонный рост цветной цифровой печати, быстро отвоевывающей себе место под солнцем на рынке офисной печати и оперативной полиграфии, не оставляет никаких сомнений в перспективности специальных видов бумаги. Пока в России представлено не так много марок подобных материалов, но уже в этом году можно ожидать существенного увеличения объемов потребления, а рост рынка неминуемо повлечет за собой приход новых «игроков».
Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников представительств Canon, Modo Paper Moscow, StoraEnso, UPM-Kymmene, Xerox, а также российских компаний FastPrint, Nissa, Yam International, «Комус» и «Дом печати «Столичный бизнес».
Динамика роста количества установленных цифровых полноцветных устройств печати в России и СНГ (по оценкам автора)