101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ролевые самоклеящиеся материалы

  • Игорь Терентьев
  • 10 июня 2002 г.
  • 27503
Быстрый рост упаковочной отрасли и внедрение современных автоматизированных систем организации розничной торговли и логистики способствуют не только количественным, но и качественным изменениям на рынке ролевых самоклеящихся материалов для флексографской, трафаретной, высокой, офсетной и термопечати.

Среди запечатываемых материалов, используемых в полиграфической отрасли, самоклеящиеся занимают особое место. Во-первых, их ассортимент намного шире любых других групп материалов. Фактически, в самоклеящихся «версиях» присутствуют почти все известные печатникам материалы, за исключением, пожалуй, гофрокартона. Во-вторых, существует ряд сфер, где приемлемых альтернатив «самоклейке» просто не существует. Это обуславливает устойчивый рост производства и потребления как во всем мире, так и в России. По оценкам представительства Raflatac, динамика рынка ролевых самоклеящихся материалов в нашей стране такова: 2000 г. — 37 млн м2, 2001 г. — около 60 млн м2, 2002 г. (прогноз) — 80-90 млн м2.

Итак, ролевой «самоклейки» запечатывается много, а будет еще больше. Появляются новые материалы и сферы их использования, меняются поставщики и торговые марки, что в бумажной отрасли происходит не часто. Однако обзорной информации, рассказывающей обо всех доступных для российских потребителей предложениях, не хватает. Эта статья ориентирована на тех, кто только начинает или планирует использовать ролевые самоклеящиеся материалы, хотя, надеюсь, в ней смогут найти что-то полезное и специалисты. Речь пойдет только о продуктах, предназначенных для флексографской, трафаретной, высокой, офсетной и термопечати. Ролевые материалы для струйной широкоформатной печати здесь обсуждаться не будут — это отдельное направление, о котором мы обязательно напишем в будущем.

Азы ролевой «самоклейки»

Любой самоклеящийся материал представляет собой своеобразный «бутерброд», состоящий, как минимум, из трех отдельных компонентов (см. рисунок). Самоклеящийся ламинат был разработан в 1936 г. Стэнтоном Эвери, основателем концерна Avery Dennison.

Схема строения самоклеящегося материала

Сверху находится поверхностный (обычно — запечатываемый) материал — это может быть бумага, пленка, фольга и др. Второй слой — клей на акриловой или каучуковой основе, а третий — отделяемая основа или подложка (чаще всего — силиконизированная бумага, защищающая клеевой слой до момента наклеивания материала на поверхность). Первый и третий слои производители «самоклейки», как правило, приобретают готовыми у других компаний, а сами сосредотачиваются на изготовлении клея, нанесении слоя силикона на основу (силиконизация), просечке основы (хотя ролевая «самоклейка», в отличие от листовой, не имеет просечек) и объединении отдельных компонентов в готовый продукт — самоклеящийся материал. Количество слоев бывает и большим (бумага с двумя поверхностными и клеевыми слоями).

Клеи

Учитывая разнообразие областей применения и типов поверхностных материалов, неудивительно, что существует множество марок клея.

В ассортименте клеев любого производителя — десятки наименований.

По силе прилипания, или адгезии, клеи разделяют на постоянные, полупостоянные и съемные. Эта характеристика качественная, количественно адгезия и другие свойства клея отражаются в показателях тестов FTM (см. врезку «Стандартные тесты FINAT»).

Постоянный клей обладает высокими адгезионными свойствами и используется для изготовления печатной продукции, которую впоследствии не требуется «безболезненно» удалять с поверхности. Например, снять с бутылки этикетку из бумаги с постоянным клеем, не повредив ее и не оставив следов клея, уже нельзя. Однако смываемые клеи, являясь постоянными, могут использоваться для этикетирования возвратной тары и смываться щелочными растворами без следов.

Съемный клей, наоборот, обладает низкими адгезионными свойствами по отношению к большинству поверхностей и позволяет достаточно легко удалять ранее нанесенные на поверхность этикетки, наклейки, плакаты и пр. При этом следов клея на поверхности не остается. Существуют также ультрасъемные клеи.

Полупостоянный клей в течение короткого времени (до 24 часов для разных марок и поверхностей) после приклеивания является съемным, а затем действует как постоянный. Самоклеящаяся бумага с таким клеем позволяет до минимума сократить потери из-за неправильно наклеенных этикеток при скоростном этикетировании.

По химическому составу различают клеи на основе акриловых полимеров и каучука (натурального или синтетического). Акриловые клеи обладают высокой устойчивостью к старению и воздействию УФ-излучения, высокой адгезией к полярным поверхностям. Клеи на каучуковой основе содержат повышающие липкость синтетические добавки; по показателям устойчивости к старению и воздействию УФ-излучения уступают акриловым. Новые клеи на основе синтетического каучука превосходят своих предшественников по ряду характеристик, а главное — в процессе их производства можно добиться оптимальных свойств для определенного вида применения.

Несущая среда, содержащая клей до его нанесения на материал в процессе изготовления, может быть водой или растворителем. Относительно новыми являются твердые клеи горячего расплава (без несущей среды) на основе каучука. Обладая хорошей адгезией к влажным поверхностям, они слабо устойчивы к воздействию высокой температуры. Последнее достижение — твердые УФ-модифицированные клеи на акриловой основе. Их главные достоинства — повышенная устойчивость к химическому и температурному воздействию, улучшенная когезия.

Для разных видов поверхностных материалов создают разные клеи: для бумаги, для пленок, специальные клеи (их достаточно много) для определенных поверхностей этикетирования и особых условий использования (исключительно низких или высоких температур). Они допускают этикетирование при температуре до –30° С, но использование — вплоть до –80° С.

Как следствие, важнейшими характеристиками клея, имеющими большое практическое значение, являются минимальная температура этикетирования и температурный диапазон использования.

Поверхностные материалы и основы (подложки)

Подробное обсуждение поверхностных материалов в рамках обзорной статьи вряд ли имеет смысл — как уже отмечалось, в самоклеящихся исполнениях присутствуют практически все известные запечатываемые материалы.

Чаще всего их делят на три большие группы: бумага, синтетические и специальные материалы. В бумажной группе представлена бумага мелованная и немелованная, цветная, термобумага, декоративная (с тиснением), металлизированная.

К синтетическим материалам относят пленки (полиэтиленовые, полипропиленовые, полиэстровые, ацетатные и др.), синтетическую бумагу и ткани. К специальным относят материалы, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп (голографические, защитные, картоны, многослойные ламинаты и т. п.).

Основы (подложки) чаще всего бумажные — белые, желтые или прозрачные, хотя есть основы из пленок и картона. Бывают основы для ролевых, листовых материалов и универсальные. При необходимости запечатывания основы нужно выбирать специально предназначенные для этого марки, обычно пигментированные с внешней стороны. Силиконизация подложки выполняется как с одной, так и с обеих сторон.

Производители и поставщики

К сожалению, самоклеящиеся материалы в России не выпускаются — все они импортные. Европейский союз изготовителей чувствительных к давлению материалов (European Pressure Sensitive Manufacturers Association, EPSMA) до последнего времени объединял 7 (теперь — 6, подробности ниже) производителей, поставляющих около 70% самоклеящихся материалов для европейской этикеточной индустрии. Члены EPSMA в алфавитном порядке, согласно списку на официальном сайте союза (в скобках — страны, где находятся штаб-квартиры компаний): Avery Dennison/ Fasson Roll Europe (Нидерланды), Jackstadt (Германия), HERMA GmbH + Co KG (Германия), Mactac Europe (Бельгия), Raflatac Group (входит в UPM-Kymmene; Финляндия), Scandstick AB (Швеция), Smith & McLaurin Ltd (Шотландия). Автор не располагает сведениями о том, поставляется ли в Россию продукция двух последних компаний. По информации Itraco, статус компании Intercoat (Германия) в EPSMA следующий: официально не входя в ассоциацию, она поддерживает основные принципы, платит взносы и получает право на размещение специальной кодировки EPSMA на своих продуктах. Кроме того, отечественным покупателям доступны продукты компании Arconvert (входит в Fedrigoni Group, Италия), не являющейся членом EPSMA.

Главное событие текущего года — приобретение компанией Avery Dennison немецкого производителя Jackstadt. Впервые об этом было объявлено в сентябре 2001 г., но полностью процесс был завершен совсем недавно — 17 мая 2002 г. Официальное название новой компании — Avery Dennison Roll Materials Europe. Весь ассортимент материалов, известных ранее под марками Fasson и Jak, теперь будет поставляться под общим названием Fasson-Jak. Руководство объединенной компании объявило о том, что в ближайшем будущем планируются значительные инвестиции в развитие и улучшение сервиса для своих клиентов. Ранее Avery Dennison приобрела итальянского производителя «самоклейки» — компанию Adespan.

Поставщики в Россию

В отличие от листовых, поставки ролевых самоклеящихся материалов (за редким исключением) построены по схеме «одна марка — один поставщик», чаще всего — на основе официального эксклюзивного соглашения. В последние годы в России сформировалась удобная для большинства конечных потребителей система, когда производитель поставляет в страну т. н. «джамбо»-роли, которые разрезаются под необходимый формат на месте. Ключевой фактор — возможности поставщика по качественной резке ролевых материалов и их отгрузке покупателям в самые короткие сроки.

Центр по резке и перемотке рулонных самоклеящихся материалов ГК «Дубль В»: все операции на машине осуществляются и контролируются автоматически.

Рассказывая о поставщиках, автор не считает возможным как-то оценивать их рыночные доли в России, поскольку не располагает достоверными данными об объемах продаж. Поэтому порядок изложения далее — алфавитный, в соответствии с поставляемыми той или иной компанией торговыми марками материалов. Пока не известны окончательные сроки перехода на новое название, а также какова будет схема поставок марки Fasson-Jak, поэтому перед вами — текущее положение дел для двух марок Fasson и Jak отдельно. Все поставщики, располагающие собственным резальным оборудование, могут продавать материалы в количестве от одного роля.

Итак, правом на поставку материалов Adespan ранее располагала компания «Венпап». Но поскольку эта торговая марка принадлежит Avery Dennison, достигнуто соглашение о передаче с июня 2002 г. эксклюзивных прав на продажу ролевой «самоклейки» Adespan компании «Артмарк Лейбл Системс».

Единственный поставщик материалов Arconvert (Fedrigoni Group, Италия) — ГК «Дубль В», где с марта 2002 г. начал функционировать Центр по резке и перемотке рулонных самоклеящихся материалов. По информации компании, установленная недалеко от общих складских помещений бобинорезательная машина MAGLIO обладает электронным контролем качества резки края и автоматизированным контролем натяжения полотна. Ширина мастер-роля — до 1500 мм; максимальная скорость намотки — 500 м/мин. Все это позволяет оперативно поставить клиенту материал требуемого формата.

Учитывая последние приобретения Avery Dennison, можно ожидать усиления позиций этой компании на рынке ролевых самоклеящихся материалов.

Fasson — ролевые самоклеящиеся материалы производства Avery Dennison. Эксклюзивным правом на их продажу в России располагает компания «Артмарк Лейбл Системс». На сегодня у нее самый большой парк резальных машин (4) среди поставщиков ролевой «самоклейки» в России: две в Москве, по одной в Санкт-Петербурге и Ростове (установлена в начале текущего года). Гарантированные сроки поставки по этим регионам — 24 часа.

Оборудование в Itraco работает в режиме «show & work» для демонстрации клиентам, планирующим приобретать бобинорезки для собственных производств.

Материалы из Германии производства Herma и Intercoat эксклюзивно поставляет компания Itraco. На терминале в Санкт-Петербурге установлена резальная машина WT Wickeltechnik WFZ 60.160 (Германия) в специализированной конфигурации для работы с самоклеящимися материалами. Организована круглосуточная работа, срок поставки — 24 часа. По данным Itraco, эта машина — самая мощная и современная из установленных (на момент публикации) у продавцов самоклеящихся материалов (максимальная ширина «джамбо»-роля — 1650 мм, производительность — до 450 м/мин). Оборудована дополнительными опциями, в т. ч. специальным столом для склеивания полотна, обеспечивающим максимально качественную склейку.

Компания Jakstadt потеряла самостоятельность, но новые хозяева обещают сохранить ассортимент.

Материалы Jak (читается — «Як») производства Jakstadt (Германия) поставляет «Центральная бумажная компания» (Москва) и «Невская полиграфическая компания» (Санкт-Петербург).

«ЦБК» располагает терминалом в Реутове (Московская обл.), где два года назад установлена бобинорезальная машина с максимальной шириной «джамбо»-роля 1,2 м и диаметром намотки 1 м. Производительность — до 80 000 м2 в смену. Гарантированный срок резки — 3 дня (чаще всего — не более суток).

Установленный на складе «НПК» в Санкт-Петербурге в апреле 2000 г. слиттер позволяет резать материалы с «джамбо»-роля шириной до 2 м и длиной намотки до 5000 м.

Материалы MACtac эксклюзивно поставляет в Россию компания «Берег», но она не располагает собственными мощностями для оперативной резки.

Полный ассортимент Raflatac составляет более 11 тыс. наименований

Компания Raflatac — единственная среди всех производителей самоклеящихся материалов, имеющая собственное представительство в России. Фактически она поставляет ролевые материалы по двум каналам — непосредственно через представительство Raflatac для крупных клиентов и через своего основного партнера фирму «Александр Браун».

Открытый весной 2000 г. слиттер-терминал фирмы «Александр Браун» в пос. Черноголовка (Московская обл.) способен переработать в год до 15 млн м2. Срок исполнения заказов — 24 часа (только для Москвы), в регионы разрезанные материалы также отгружаются очень оперативно.

В типографии «Контур+1», где установлены флексомашина Arsoma и машина высокой печати Gallus, запечатывают три основных вида самоклеящихся материалов: полуглянцевую бумагу, белую и прозрачную пленку.

Из Финляндии на склад поступают «джамбо»-роли шириной 1 м (длина намотки 5000 м), на выходе предусмотрены ширина ролика от 50 мм и длина намотки до 3000 м. Основная рабочая ширина рулона (на рынке преобладают узкорулонные печатные машины и отделочные линии) составляет менее 300 мм. Именно на эти форматы и ориентирована разрезка.

Руководитель направления рулонных самоклеящихся материалов компании «Александр Браун» Наталья Павлова отметила, что сейчас активно растет потребление самоклеящихся материалов в регионах, хотя пока основной объем по-прежнему продается из Москвы (так удобнее крупным клиентам). Вместе с тем, к торговле рулонными самоклеящимися материалами подключились и практически все филиалы «Александр Браун». Объем продаж там постепенно растет и приближается к 10% от общего оборота компании.

В ближайшем будущем компания запустит еще одну, третью машину с современной автоматизированной системой управления Siemens SCM на терминале в Черноголовке (ее производительность будет на 50% выше, чем у предыдущей машины), а также подобный по характеристикам московскому слиттер-терминал в одном из своих региональных представительств. Его открытие ожидается в середине лета.

Тенденции и перспективы

Главная тенденция, обеспечивающая перспективность самоклеящихся материалов и гарантирующая рост их потребления, — долговременное и устойчивое изменение пропорции выпуска «мокрой» и «сухой» этикетки в пользу последней. Одновременно растет выпуск этикеточной продукции флексографским способом (печать на ролях) по отношению к офсетному, ориентированному на листовые материалы. В области печати этикеток флексография обладает рядом преимуществ перед офсетом, что обеспечивает заметно меньшую стоимость конечной продукции.

Еще одна тенденция на рынке ролевых самоклеящихся материалов — опережающий рост потребления пленки по сравнению с бумагой. Хотя основную долю продаж (от 40 до 60%) у большинства поставщиков по-прежнему составляет наиболее доступная полуглянцевая бумага с постоянным клеем, спрос на пленку растет опережающими темпами. Основные преимущества пленки перед бумагой: долговечность, прочность, стабильность, влагостойкость и простота утилизации (этикетки могут утилизироваться вместе с пластиковой упаковкой). Все большей популярностью пользуется прозрачная пленка, обеспечивающая «безэтикеточный» вид для конечной продукции.

Повсеместное внедрение современных автоматизированных систем розничной торговли и внутренней логистики на основе этикеток со штрих-кодами способствует устойчивому росту сбыта материалов для термопечати (прямой и термотрансферной). Альтернативы «самоклейке» в этой сфере применения просто нет.

Уже сейчас пленка и термобумага вместе составляют от 20 до 35% в структуре продаж большинства российских поставщиков.

Среди других продуктов, к которым начали все чаще проявлять интерес российские клиенты, — декоративная бумага для винных этикеток (с различными видами тиснения и тонированные в массе), защитные материалы (с защитными элементами и несъемные, легкоразрушающиеся), специальные виды, еще совсем недавно казавшиеся российским потребителям слишком дорогими (бумага для этикетирования шин). Среди защитных материалов, как отмечает руководитель направления самоклеящихся материалов для печати компании Itraco Гузель Фаттахова, велик интерес к новым материалам со специальными защитными волокнами, светящимися только в УФ-свете (используются для изготовления виз, акцизных марок на алкоголь и т. д.).

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний Itraco, Raflatac, «Александр Браун», «Артмарк Лейбл Системс», «Берег», ГК «Дубль В», «Контур+1», «Невская полиграфическая компания», «Центральная бумажная компания».


Стандартные тесты FINAT

В руководстве FINAT Technical Handbook содержатся описания методов испытаний самоклеящихся материалов — FINAT Test Methods (FTM). Количественные характеристики, определенные с их помощью, являются общепринятым стандартом для индустрии и приводятся в технических описаниях материалов.

Всего методов испытаний 23. Ниже приведены названия и краткие описания чаще всего встречающихся в спецификациях.

FTM 1: Сила адгезии при удалении этикетки под углом 180° при скорости 300 мм/мин (peel adhesion (180 degrees) at 300 mm per minute); измеряется в ньютонах. Этот и следующий тест дают представления о степени окончательного прилипания клея.

FTM 2: Сила адгезии при удалении этикетки под углом 90° при скорости 300 мм/мин; измеряется в ньютонах.

FTM 3: Сила отделения при низкой скорости — 300 мм/мин (low speed release force); измеряется в сантиньютонах. Этот и следующий тест позволяют измерить силу, необходимую для отделения поверхностного слоя вместе с клеевым слоем от подложки.

FTM 4: Сила отделения при высокой скорости — 10-300 м/мин (high speed release force); измеряется в сантиньютонах.

FTM 8: Сопротивление к соскальзыванию со стандартной поверхности (resistance to shear from a standard surface); измеряется в часах. Характеризует внутреннее сцепление клея — когезию.

FTM 9: Измерение начальной липкости петли (loop tack measurement); измеряется в ньютонах. Характеризует силу, необходимую для отделения образца от поверхности сразу после нанесения.

 


Полезные советы: приклеивание

  1. Придерживайтесь минимальной рекомендуемой температуры приклеивания.
  2. Избегайте приклеивания слишком жестких материалов на поверхности с малым радиусом кривизны.
  3. Некоторые химические вещества, используемые при изготовлении пластиковой тары, резко снижают адгезию клея.
  4. Для хорошего прилипания поверхностное натяжение клея должно быть ниже или равно поверхностному натяжению этикетируемого материала.
  5. Влажные поверхности затрудняют приклеивание, но водные клеи поглощают влагу, поэтому иногда могут выручить.
  6. Влияние типа поверхности на силу адгезии особенно часто проявляется для съемных клеев, что может затруднить последующее удаление этикетки.

Прежде чем принимать решение о выборе самоклеящегося материала, всегда проверяйте его совместимость с конкретной поверхностью!


LAMDATA

Одна из важных функций EPSMA — разработка стандартов. В 1991 г. был опубликован стандарт Roll Label and Pallet Label, определяющий формат единого штрихового кодирования. На его основе в 1996 г. Международная федерация производителей и обработчиков чувствительных к давлению и нагреву материалов (International Federation of Manufacturers and Converters of Pressure Sensitive and Heatseals on Paper and other Base materials, FINAT) создала другой стандарт Laminate Product Database, в соответствии с которым FINAT была разработана одобренная EPSMA система автоматизации LAMDATA (демоверсию можно скачать с сайта www.finat.com), поддерживающая динамический обмен данными о материалах между производителем (для них поставляется бесплатно) и обработчиком. Используется для создания и ведения внутренней базы данных обработчиков, обеспечивает взаимодействие с системами внутренней автоматизации на основе штрих-кодов.

База включает 94 поля, содержащие основные данные (код продукта, идентифицирующий поверхностный материал, клей и основу), физические строение продукта (назначение, формат, срок хранения), технические характеристики (температуры этикетирования и использования, адгезию и липкость), данные о поверхностном материале (масса 1 м2, толщина и глянец), клее и основе (масса 1 м2, толщина и прозрачность).


Принимаем «самоклейку»

Чтобы печать прошла без проблем, при закупке материала полезно обратить внимание, насколько качественно выполнены резка и упаковка ролей:

  • край полотна должен быть сухой, гладкий и чистый;
  • ролики должны отделяться друг от друга силиконизированной бумагой;
  • лицевая сторона должна быть без пыли и крошки.

Невыполнение этих простых правил свидетельствует о том, что в процессе резки и перемотки допущены нарушения технологических норм.

***

Прежде чем предъявлять претензию на «недостающий» материал, сверьтесь с приведенными ниже нормами, которым следуют большинство российских поставщиков.

Основные допуски
(выдержка из стандарта EPSMA)

Длина:

бумаги — ±1%;
синтетических и тканевых материалов, фольги (до 250 м) — ±2%;
то же (более 250 м) — ±1%.
Поставляемое количество: материалы со склада должны соответствовать вышеуказанным допускам; для производственных заказов (нестандартные материалы) допуск составляет ±10%.
Для заказов объемом менее 3000 м2 допуски устанавливаются отдельно. При изготовлении специальных и цветных материалов допуск составляет ±20%.

Ширина:

производственные роли (100, 150, 200 см) — ±2 мм;
бобины (максимальная ширина 50 мм и более) — ±1 мм.
При ширине менее 50 мм допуски устанавливаются отдельно.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Будущее полиграфической отрасли: как онлайн-продажи поменяют правила игры

Покупать и продавать бумагу и картон для полиграфического производства рано или поздно будут в режиме онлайн. В этом уверено большинство участников опроса, проведённого «Промис» и Publish в августе 2024 года.

Тенденции в материалах для стильной упаковки

На прошедшей в июне отраслевой международной выставке RosUpack/Printech 2024 производители и поставщики материалов для упаковки и этикетки демонстрировали свой ассортимент, включающий новинки дизайнерской бумаги и картона, предназначенных в первую очередь для продукции премиального сегмента.

Маркетплейс на бумаге

На выставке RosUpack 2024 «Промис» представил маркетплейс KolPack для продажи картона и бумаги

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39