101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цвет, фактура, прозрачность...

  • Игорь Терентьев
  • 19 августа 2002 г.
  • 6657
Бумага из дизайнерской коллекции по карману не всем, но ее правильное использование делает печатную работу заметной и запоминающейся. А что еще желать заказчику?

«Работа, которой не может быть», — эти слова нашего художника как нельзя лучше характеризуют ощущение нереальности, возникающее, когда к вам в руки попадают лучшие произведения искусства (и это не преувеличение!), материалом для которых послужила бумага из дизайнерских коллекций. «Не может быть» — потому как бумага настолько дорога, что клиентов, соглашающихся на такие эксперименты, почти не существует в природе. К счастью — почти.

Относительно короткая история дизайнерских коллекций в России (чуть более десятка лет) показывает, что количество настоящих полиграфических шедевров, в которых необычная задумка дизайнера удачно подкрепляется нетривиальными материалами, растет с каждым годом. Почти все представленные у нас производители дизайнерских коллекций с помощью своих российских поставщиков проводят конкурсы лучших работ, единственное условие участия в которых — использование определенных видов бумаги. Многие дизайнеры, хотя бы раз принявшие участие в подобных конкурсах или просто поработавшие с необычной бумагой, уже никогда не упустят возможность реализовать такие важнейшие преимущества коллекционных материалов, как богатая цветовая гамма, тонкая фактура, прозрачность и плотность.

В этой статье будет рассказано о некоторых интересных работах, ярко демонстрирующих разнообразные достоинства бумаги из дизайнерских коллекций.

In vino veritas

Лаконичные, выполненные в строгой цветовой гамме обложки каталогов «Французская живопись» и «Коллекция мастеров» скрывают весьма богатое содержание.

Истина в вине, говорили древние римляне, и в чем-то, безусловно, были правы. Благородный напиток требует соответствующего представления. Описанные далее печатные работы представляют собой каталоги виноматериалов, поставляемых в Россию компанией «Эксима». Предполагаемая аудитория — крупные оптовики, уже сотрудничающие с этой фирмой или планирующие начать с ней работу. Каталог должен не только информировать об ассортименте продукции (изысканных и утонченных винах), но и создавать определенный имидж «Эксимы» — солидность и надежность.

Слева — Splendorlux, справа — фон с изображением бутылки испанского вина (на обычной мелованной бумаге, но с ламинированием матовой пленкой). В центре внимания — напечатанная на имитирующей пергамент кальке Pergamenata White (100 г/м2) информация об «Эксиме» и поставляемых компанией виноматериалах.

Автор — художник Сергей Сидоров — работает в отделе рекламы этой фирмы. При этом, как удовлетворенно признал Сергей, являясь начальником отдела, он обладает практически полной свободой воплощения своего творческого замысла в рамках бюджета. Это довольно редкая ситуация, а в какой степени художнику удалось ее использовать — судить вам, дорогие читатели.

Первые два каталога делались одновременно в конце 2000 года. Общая идея органично вытекала из уже существующих названий и оформления серий этикеток вин: «Французская живопись» и «Коллекция мастеров». В качестве материала были выбраны различные марки бумаги и кальки от Fedrigoni.

Едва различимые «тени» на развороте — запечатка в один цвет на кальке, вложенной между сфальцованными вдвое листами такой же кальки. Вот такая «матрешка»!

На черную обложку каталога «Французская живопись» (впрочем, все вина от «Эксимы» испанские) из Sirio (280 г/м2) наклеена настоящая этикетка, точно такая же, как и те, которыми снабжены вина. Открываем каталог — первый разворот почти полностью черный. Однако его правая полоса с мелкой, но призывной надписью «Откройте…» и не менее «говорящим» изображением штопора — запечатанный черной краской оборот бумаги Splendorlux, лицевая сторона которой обладает эффектом металлического блеска.

Винная картография

Для оформления внутреннего блока идеально подошла желтоватая калька (близка по цвету к белому вину) Pergamenata Naturale (100 г/м2). При офсетной печати по кальке краска слегка «проседает», что дает желаемый эффект старины и сдержанности цветов, а прозрачность усиливает эффект «водяных знаков»: каждый из четырех листов блока сложен вдвое, а внутрь вставлен еще один лист, запечатанный в одну краску. Сквозь листы с изображениями вин просматривается сначала, как и положено, пробка и горлышко бутылки, далее — пробка со штопором и донышко, а довершает картину натюрморт из бутылок. Особо пытливые на тех же вложенных листиках кальки смогут прочесть мудрые изречения великих, посвященные вину. Но для этого придется слегка раздвинуть сложенные внешние листы (разорвать рука не поднимется). Последний черный разворот зеркально повторяет первый, но штопор здесь меняет пробка. Куда без нее?

Чтобы более ярко воспроизвести полотно Гогена на немелованной бумаге, современный художник пошел на небольшую хитрость: картина напечатана на мелованной самоклейке, которая потом была приклеена к черному листу.

Каталог «Коллекции мастеров» делался параллельно. И здесь Сергей Сидоров тоже постарался добиться эффекта старины, пользуясь как уже проверенными, так и оригинальными способами.

На обложку из Sirio Nero (280 г/м2) с линейным тиснением наброшен меньший по размеру, сложенный вдвое и запечатанный в той же темной гамме лист с изображением бутылки и названием коллекции. Ламинирование придает обложке глянец и защищает ее. Решение для начального разворота напоминает первый каталог — такая же белая калька с общей информацией о продукции. Второй разворот интереснее — старая карта Испании (сканировалась с настоящего атласа прошлого века) напечатана на имитации пергамента (Pergamenata White, 100 г/м2). Винодельческие районы, откуда «Эксима» поставляет свою продукцию, помечены цветными кружочками.

Еще не открыв буклет с улыбающейся рожицей на обложке (УФ-лак), вы сразу видите три различных материала: коричневую бумагу с тиснением верже Chagal Caffe (260 г/м2), желтую Freelife Merida Ochre (140 г/м2) и матовую кальку GSK Extra White (90 г/м2).

Перелистываем дальше — и оказываемся в картинной галерее. Два десятка разворотов, напечатанных в четыре краски на немелованной, слегка тисненой бумаге Tintoretto (100 г/м2). Пикассо, Ван Гог, Матис, Кандинский и Малевич — с каждым полотном мирно соседствует свой сорт вина. Все органично и по делу, ничто не режет глаз.

Каталоги были представлены на конкурс «Поющая бумага» (проводится совместно компаниями «Берег» и Fedrigoni). Итог: первое место для «Французской живописи», признание руководства «Эксимы» и заслуженная поездка в Италию на бумажную фабрику. Из Южной Европы Сергей вернулся с массой впечатлений и новыми идеями. Так начинался третий каталог для «Эксимы» под девизом «Будущее, которое мы выбираем».

Первый же разворот поражает сложностью исполнения: правая полоса состоит из двух листов кальки, а внутри проложен лист серой бумаги Kryocolors Stelalpin (140 г/м2), основное предназначение которой — монохромное копирование. Калька запечатана полноцветом, Kryocolors — зеленовато-серым «пантоном».

Поскольку буклет должен был содержать более широкую информацию, чем два предыдущих, его основным лейтмотивом стала новизна. Для работы были выбраны виды бумаги, к тому моменту в Россию еще не поставлявшиеся. Вначале художник занялся выбором сочетаний цветов по выписанному из Италии полному каталогу продукции Fedrigoni и оформлением заказа на поставку. Сергей хотел сохранить общий сдержанный, «некричащий» стиль печатной продукции, представляющей «Эксиму» ее партнерам. Отсюда — коричнево-желтая гамма, слегка приглушенные цвета. Но графические решения буклета вполне современные и свежие, а применяемые технологии весьма разнообразны: от однокрасочного офсета и ламинирования до высечки и УФ-лакирования трафаретной печатью.

Хотя Сергей Сидоров критично относится к своему творению, не до конца удавшимся, можно, пожалуй, назвать лишь решение этой полосы — бесцветный лак в высеченном окошке, который должен изображать виноградную гроздь, «просел» и почти не виден.

Внутренний блок составлен из семи (!) видов бумаги (цвета слоновой кости Bodonia Avoria, 145 г/м2; пастельно-желтой Woodstock Camosсio, 140 г/м2; черной Sirio Nero, 140 г/м2; Tintoretto Gesso,140 г/м2; Tintoretto Melange, 250 г/м2; Corolla Book White, 90 и 250 г/м2; цвета слоновой кости Corolla Book Ivory, 90 г/м2) и двух — кальки (GSK Extra White и Pergamenata Naturale, 90 г/м2). Полноцветные страницы с выборочным лакированием чередуются полосами с одноцветной печатью. Работа не кажется пестрой, а производит вполне цельное впечатление. Жюри «Поющей бумаги» этого года в номинации «Фирменный стиль» присудило каталогу второе место. Еще один второй приз работа получила на XI Московском международном фестивале рекламы.

Слева направо: настоящая винная этикетка наклеена на черную бумагу Sirio Nero (140 г/м2), яркий образ коллекции «Французская живопись» напечатан на Tintoretto Stucco, а карта Испании исполнена в один цвет на Woodstock Camosсio (140 г/м2).

Печатались все три каталога в типографии «ЭННИ». Как рассказала ее исполнительный директор Марина Иоанесян, такие заказы (с большим количеством ручной работы при сборке, сложной высечкой, лакированием и печатью на дизайнерской бумаге без покрытия) в «ЭННИ» приходится выполнять довольно часто. Важно тщательно обсудить все особенности заказа еще до закупки материалов, дабы избежать брака, который в подобных случаях может обойтись особенно дорого.

Другая Атлантида

Для текста приглашения, вложенного в открытку, была выбрана калька Curtis Scotia Translucent (90 г/м2), запечатанная голубоватым металликом. Мини-набор из трех предметов органично довершает билет из плотной синей бумаги Curtis Classic Felt Cobalt Blue (220 г/м2) с вытесненной серебром надписью.

«Атлантида» — это российский фильм 2002 г. производства компании «Фильм-про». Режиссер — Александр Павловский, в главных ролях — Дмитрий Харатьян, Александр Пожаров и др. Песни исполняет Алсу. К намеченной на конец апреля премьере продюсер Евгений Улюшкин заказал комплект презентационных материалов в студии «Грошев Дизайн».

Действие картины разворачивается в дачном поселке художников Атлантида под Одессой. Сценарист Наталья Павловская пишет, что это «история о том, что называется любовью и счастьем». Атлантида здесь другая, не из легенды, но поселок расположен на берегу моря, поэтому ведущие мотивы — море, волны, песок и забытый на пляже, полузасыпанный дорожный знак-указатель «Атлантида». Идея знака, ставшего логотипом фильма, принадлежит Александру Грошеву, а ее электронным воплощением занимался Денис Ландин. Основной объем работы был выполнен за месяц — от замысла до реализации на бумаге.

Внутренний блок презентационной брошюры «Атлантиды» с обилием цветных фотографий напечатан на мелованной бумаге

Для обложки брошюры с описанием фильма была выбрана темно-синяя бумага Arjo Wiggins Conqueror (220 г/м2) с тиснением верже. Указатель «Атлантида» напечатан в одну краску. Александр рассказал, что простой серебряный «металлик» на этой бумаге не смотрелся — пришлось подмешать зеленую, чем и был достигнут желаемый эффект. Специально для проекта было заказано два штампа с логотипом «Фильм-про» — один из них можно видеть в верхней части обложки брошюры, другой (с меньшей детализацией) использовался для визиток.

Два посвященных фильму календаря печатались на мелованной бумаге. Интересно, что один начинается с апреля — месяца презентации фильма.

В приглашении на презентацию было использовано сразу три вида дизайнерской бумаги. Оригинальное переливающееся покрытие с волнами сложенной вдвое открытки из бумаги Fedrigoni Constellation Jade (215 г/м2) как нельзя лучше сочетается с синим указателем «Атлантида».

Календарики на обычной «меловке» с ламинированием, на белой бумаге с тиснением верже Arjo Wiggins Conqueror Brilliant (300 г/м2) и на белой с теплым оттенком Gmund Colors ? 49 (300 г/м2) демонстрируют заметную разницу в воспроизведении цветов, связанную с особенностями запечатываемых материалов.

В набор презентационных материалов также вошла серия календариков с буквами, из которых можно составить название фильма. Календарики напечатаны на трех видах бумаги.

Заключительный штрих для всего набора презентационных материалов — пакеты из желтой (вот он, песочек морского пляжа) крафт-бумаги с серебристыми ручками и синими логотипами «Атлантиды» и «Фильм-про».

Отметим, что при тираже 1000 экз. и большом количестве предметов бюджет проекта был умеренным, поэтому компания «Грошев Дизайн» также оказалась в списке спонсоров.

Любовь на всю жизнь

Весь комплект здесь

Вы обращали внимание на то, что размеры запечатываемых изображений на дизайнерской бумаге относительно общей площади обычно невелики? Так и есть: в подобных материалах фактура и цвет сами могут служить важнейшими, если не главными элементами дизайна, и их просто жалко прятать под слоем краски. Как добиться идеальной гармонии всех элементов, заставить их работать на общую идею? Эту задачу каждый дизайнер решает по-своему, и использовать коллекционную бумагу здесь совсем не обязательно. Но те, кто хотя бы раз попробовал, уже не смогут отказать в удовольствии ни себе, ни клиентам. Не ограничивайтесь визитками, папками и обложками для брошюр — дизайнерские коллекции заслуживают большего!

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний MAP Paper, «Берег», «Грошев Дизайн», «ЭННИ». Отдельное спасибо — Марине Иоанесян, Сергею Сидорову и Александру Грошеву.


Каталог вин «Французская живопись»

Дизайн: Сергей Сидоров
Заказчик: «Эксима»
Исполнитель: типография «ЭННИ»
Технологии: четырехкрасочная и однокрасочная офсетная печать, ламинирование матовой пленкой
Тираж: 1000 экземпляров
Бюджет: 5000 долл.
Материалы: бумага и калька Fedrigoni (Италия)

Каталог вин «Коллекция мастеров»

Авторы: Сергей Сидоров (дизайн), Александр Щербаков (фотографии)
Заказчик: «Эксима»
Исполнитель: типография «ЭННИ»
Технологии: 4-красочная офсетная печать, ламинирование
Тираж: 1000 экземпляров
Бюджет: 7000 долл.
Материалы: бумага и калька Fedrigoni (Италия)

Каталог торгового дома «Эксима» (2002 г.)

Дизайн: Сергей Сидоров
Заказчик: «Эксима»
Исполнитель: типография «ЭННИ»
Технологии: 4-красочная и однокрасочная офсетная печать, трафаретный лак
Тираж: 1000 экземпляров
Бюджет: 12 000 долл.
Материалы: бумага и калька Fedrigoni (Италия)

Презентационные материалы для фильма «Атлантида» (2002 г.)

Комплект: два перекидных календаря, брошюра, приглашение на презентацию, серия календариков, плакаты, бумажный пакет
Дизайн: «Грошев Дизайн»
Дизайн и верстка: Денис Ландин, Вячеслав Казанцев, Елена Желудько
Заказчик: «Фильм-про»
Исполнитель: «Грошев Дизайн», «Трио Стиль Юни» (пакет)
Технологии: 4-красочная и однокрасочная офсетная печать, тиснение, ламинирование
Тираж: 1000 экземпляров
Материалы: Arjo Wiggins Conqueror, Curtis Scotia Translucent, Curtis Classic Felt Cobalt Blue, Fedrigoni Constellation Jade, Gmund Colors, мелованная бумага.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Будущее полиграфической отрасли: как онлайн-продажи поменяют правила игры

Покупать и продавать бумагу и картон для полиграфического производства рано или поздно будут в режиме онлайн. В этом уверено большинство участников опроса, проведённого «Промис» и Publish в августе 2024 года.

Тенденции в материалах для стильной упаковки

На прошедшей в июне отраслевой международной выставке RosUpack/Printech 2024 производители и поставщики материалов для упаковки и этикетки демонстрировали свой ассортимент, включающий новинки дизайнерской бумаги и картона, предназначенных в первую очередь для продукции премиального сегмента.

Маркетплейс на бумаге

На выставке RosUpack 2024 «Промис» представил маркетплейс KolPack для продажи картона и бумаги

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39