Нынче широкоформатная реклама настигает нас в самых неожиданных местах. И мы удивляемся — прямо как доктор Ватсон, который находил материалы дел Шерлока Холмса, например, в масленке. Сомневаюсь, что перед тем, как положить документы в масленку, знаменитый сыщик как-то по-особому их подготавливал. А вот с широкоформатными изображениями все по-другому…
Терминология и классификация
Для начала разберемся в терминологии. Хотя термин «широкоформатный» часто применяют просто как синоним печати «больших форматов», у него есть четкое определение. Широкоформатной называется печать шириной от 24 дюймов (60 см), а иногда и формата А3.
Печать форматов более 3 м считается сверхширокоформатной или мегаформатной.
Широкоформатные работы в контексте подготовки изображения можно разделить по следующим признакам.
По области использования:
- наружное (уличное);
- в помещениях (интерьерное).
По виду рассматривания:
- на отражение;
- на просвет.
По дальности восприятия:
- издалека;
- с близкого расстояния.
Требования к входным материалам
Файлы, которые клиент сдает для печати, должны удовлетворять определенным требованиям, но они, к большому сожалению, не унифицированы и в первую очередь определяются оборудованием. В зависимости от используемого растрового процессора может применяться та или иная цветовая модель — CMYK или RGB. В основном печать идет с файла RGB, ведь в отличие от офсета современные широкоформатные принтеры и плоттеры используют не четыре вида чернил CMYK, а комплект из восьми или даже двенадцати цветных чернил. В таком комплекте присутствуют красный, зеленый, синий цвета, а часто и «проблемные», вроде оранжевого. Конечно, цветовой охват такого комплекта на порядок больше, чем у CMYK — воспроизводится до 97% цветов Pantone. Поэтому логично печатать из файла с цветовой моделью RGB, которая имеет больший цветовой охват, чем CMYK.
Так различаются результаты печати файла с различными цветовыми моделями |
Черный цвет должен быть составным. Это требование обусловлено, в частности, особенностями струйной печати, когда изображение на оттиске формируется полосками. Такие полосы особенно заметны для черного цвета. Представление черного составным позволяет снизить вероятность появления «полосатости» на отпечатанном плакате. Обычно требуется также, чтобы размер файла был равен размеру будущего изображения. «Если предполагается печатать изображения форматом 3x6 м, то и картинка в файле должна иметь такой же размер», — объясняет Алексей Колесов, генеральный директор агентства широкоформатной печати LFP Studio. Если файл заказчика не отвечает этому требованию, его разрешение должно быть достаточным для растяжения. Конечное разрешение должно давать требуемое качество печати (т. е. точки, формирующие изображение, должны быть незаметными с расстояния рассматривания).
Так будет работать одно и то же изображение на просвет и на отражение. |
В случае печати по невпитывающим материалам, достаточно распространенным в наружной рекламе, вводится требование по суммарному содержанию красок на оттиске. Для винила, например, оно не должно превышать 250%. При печати на бумаге сумма красок может достигать 280%.
Особенности «неклассической» печати
Они же — отличия широкоформатной продукции от традиционной, полученной офсетным или трафаретным способами.
1) Первое отличие изображения для широкоформатной печати от такого же для обычной офсетной — это разрешение изображений. Привычное в 300 dpi, для билбордов и брандмауеров оказывается неоправданно высоким. Время обработки такого изображения будет очень большим, а скорость печати плаката большого формата при разрешении 300 точек — низкой.
Для изделий, которые будут рассматриваться с большого расстояния, вполне достаточно конечного разрешения 80 dpi. Для изображений, изучаемых вплотную, уже нужно не менее 150-300 dpi. Способ растрирования при подготовке файла не учитывается. А при печати большинство устройств используют частотно-модулированный растр (стохастику).
2) Отличия, обусловленные печатным устройством. У каждого широкоформатного принтера — свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке изображения к печати. Очень распространены ограничения при создании изображения, связанные с возможностями растрового процессора. Часто разработчики RIP просто не успевают за все новыми версиями графических редакторов. Например, при печати на технике Vutek, достаточно распространенной в России, не рекомендуется использовать эффекты из CorelDraw, т. к. RIP их не воспроизводит или воспроизводит с ошибками. Кроме того, при заданной функции overprint fill в Illustrator воспроизводится только один цвет (из двух «пересекающихся»).
От растрового процессора зависит также и цветовая модель, в которой должно быть представлено изображение.
3) Отличия, обусловленные областью использования. Для интерьерных работ (плакаты, выставочные стенды) применяют чернила с большим цветовым охватом на базе водорастворимых красителей, которые, как правило, не отличаются стойкостью к влаге и ультрафиолетовым лучам. (Справедливости ради отметим, что достаточно давно существуют светостойкие водные чернила, и даже водостойкие, последние из которых требуют использования запечатываемых материалов со специальным покрытием). Поэтому, для отпечатков, выставляемых в уличных атмосферных условиях, применяются либо стойкие к влаге и свету пигментные чернила (в их основе – нерастворимый в воде мелкодисперсный краситель), либо сольвентные (создаются на базе растворителей и, как правило, используются для печати на полихлорвиниловых основах). Существует два вида сольвентных чернил. Первые – “жесткие” сольвентные, работа с которыми требует специальных мер для защиты персонала от вредных испарений, но создающие чрезвычайно стойкие изображения, даже не требующие защитного ламинирования при установке отпечатков на улице. Второй - “экосольвентные”, менее агрессивные и практически безвредные, но, соответственно, отличающиеся несколько меньшей стойкостью. Тем не менее, срока их “жизни” вполне хватает для выполнения большинства графических работ для наружной рекламы.
Обратите внимание!
Большая доля широкоформатных работ приходится на рекламу. Размещение рекламы на одном из билбордов, коих в Москве тысячи, стоит немалых денег. А человек, на которого эта реклама должна возыметь действие, тратит на ее рассматривание по статистике 3-4 с. Так же происходит и на выставках, где все свободные места испещрены всевозможными вывесками. Поэтому отпечаток должен привлекать внимание, «цеплять». Конечно, немалую роль играет здесь дизайнерская задумка. Но немаловажно и техническое исполнение: краски должны быть яркими, вся реклама должна быть видна наблюдателю. Поэтому обратите внимание на следующие моменты.
1) Мощность освещения изделия. Помещая перетяжку или плакат в выставочном комплексе, нужно учесть освещенность помещения. Находится ли ваш стенд близко к окну или мощному источнику света? Или расположен в затемненной части помещения? Тогда нужно искусственно немного осветлить изображение в файле, в результате оно будет смотреться естественно. «При работе с выставочными стендами мы всегда имеем под рукой план выставочного павильона и учитываем, как расположен павильон, где находятся окна, в какой части его будет располагаться стенд, будет ли это «остров» или глухие стены с трех сторон», — рассказывает Дмитрий Меркулович, руководитель отдела широкоформатной печати ИПК ИТАР-ТАСС (торговая марка — «Выражайтесь печатно»).
2) Угол освещения изделия. Часто для придания большей яркости и привлекательности отпечаток ламинируют глянцевой пленкой. Тут нужно задуматься: а если плакат расположен относительно источника света так, что с любовью выполненная реклама будет безбожно бликовать, и вся информация — теряться… В таких случаях рекомендуют использовать матовое ламинирование, которое, однако, несколько приглушает цвета изображения. В таком случае лучше сделать саму картинку максимально насыщенной.
3) Особая статья — использование прозрачных материалов, воспринимаемых на просвет. Бывает так: заказывают, например, оклейку витрины, которая должна «работать» и днем, на отражение, и ночью, на просвет. Днем она выглядит замечательно, а ночью — невыразительно. «При рассматривании изображения на просвет черный цвет выглядит серым, все краски бледнеют, — говорит Сергей Наумов, дизайнер компании «Дикая Орхидея». — Для придания насыщенности можно запечатать носитель с двух сторон».
4) Спектральные характеристики. При создании изображений для всевозможных световых коробов, подсвечиваемых витрин и т. п. очень важно учесть свойства этих коробов. Они могут различаться интенсивностью подсветки, конструкцией, наличием или отсутствием различных отражателей, молочных стекол и т. д. Из-за таких моментов изображение может восприниматься по-разному. К сожалению, здесь один метод — проб и ошибок.
Проблемы с цветом
Все, кто пользуется услугами «широкоформатников», в один голос заявляют, что цветопередача — больное место. «В отличие от офсета, здесь гораздо больше этапов, на которых может случиться прокол, — рассказывает Алексей Колесов. — Одна и та же краска выглядит по-разному на виниле, бумаге, ткани. Поэтому мы обязательно делаем цветопробу на используемом материале».
Дмитрий Меркулович: «Мы перепробовали все возможные системы управления цветом, в т. ч. сквозную калибровку. Но получается, что кроме глаза и опыта печатника пока ничего лучшего не придумано, по крайней мере, в области «широкоформатки». Цвета красок «пляшут» от серии к серии, никаких стандартов нет (кроме устройств, «заточенных» под цветопробу). В отличие от печатной машины, в плоттере нельзя изменить положение ракеля, «подлить» краски…»
«Основная проблема при работе с агентством широкоформатной печати, чьими услугами мы пользуемся, — это попадание в цвет, — говорит Сергей Наумов. — К сожалению, мне не предоставили профили для настройки моего монитора под плоттер, поэтому угадать, что получится, практически невозможно. Единственное, что остается — пробовать. И в любом случае мы делаем цветопробу. Недавно агентство предоставило нам такой «подарок»: большую таблицу с образцами цветов на виниле и соответствующими им данными. Вот и приходится «пипеткой» определять состав цвета в файле и бежать к таблице смотреть, что же из этого получится на самом деле. Может быть, на Западе все это профилировано, но для нашей страны я могу дать лишь один совет — пробовать, пробовать и пробовать».
Итак, при подготовке изображений к широкоформатной печати существует множество «подводных камней», которые на первый взгляд незаметны. Нужно учесть все мелочи, ведь это ваша реклама! И она должна работать. Поэтому все подготовительные операции должны быть выполнены профессионально. Самый надежный способ — позвонить и посоветоваться с исполняющей стороной.
Автор благодарит за помощь при подготовке публикации сотрудников фирм «Витрина-А», ИПК ИТАР-ТАСС («Выражайтесь печатно»), «LFP Studio», «Дикая Орхидея».
Стандартные требования к файлам
Цветовая модель: RGB
Черный цвет: составной
Шрифты и логотипы переведены в кривые
Формат файлов: TIFF, PSD, EPS, PDF, CDR, AI
Масштаб файлов: 1:1
Носители: CD, ZIP, MO, Jazz
Разрешение: 50-150 dpi
Виды широкоформатной продукции
Основное применение широкоформатки — это рекламная продукция. Мы сталкиваемся с рекламными изделиями на улицах города ежедневно, но как они называются? Разберемся в профессиональном жаргоне рекламщиков. Движемся от большего к меньшему.
Брaндмауеры
Это рекламные полотна, натянутые на глухие стены зданий. Печатаются на баннерном виниле.
Билборды
Очень распространенный вид рекламы — щиты с наклеенным изображением. Располагаются вдоль дорог, на оживленных площадях. Наиболее популярен размер 3x6 м, появился и новый — 5x12 м. Различают билборды без подсветки, с внутренней и внешней подсветкой.
Реклама на строительной сетке
При реконструкции зданий их окружают строительными лесами и обтягивают сеткой, на которой можно расположить рекламу. Обычно она изготавливается на ПВХ-сетке.
Перетяжки
Длинные узкие «ленты» из баннерного винила, перетянутые через улицы.
Сити-формат
Как правило, это световые короба с рекламным плакатом формата 1,8x1,2 м с внутренней подсветкой. Мы встречаем их на выходе из метро (например, с картой Москвы), в пешеходной зоне, внедренными в конструкции остановок транспорта. Для печати используется либо обычная бумага, либо светорассеивающая самоклеющаяся пленка.
Общий обзор технологий цифровой печати, используемых в широкоформатных работах. |
Для печати широкоформатных изделий используется несколько технологий (в качестве примеров приведены устройства, часто популярные у фирм-производителей).
Лидирующей в области широкоформатных работ является струйная пьезоэлектрическая технология. Ее используют и в интерьерных работах, и при печати билбордов, и даже при оформлении транспорта. Пьезоэлектрическая печать основана на свойстве некоторых минералов изменять форму и размеры под действием тока. Печатающая головка принтера состоит из сопел, окруженных небольшими пьезокристаллами. При подаче тока кристалл может быстро изменять свою форму, создавая механическое давление в сопле и, тем самым, заставляя чернила выстреливать на поверхность бумаги. Так как степень деформации пьезокристалла пропорциональна подаваемому на него напряжению, то, меняя величину электрического тока, можно варьировать размер выбрасываемых капель.
Примеры пьезоэлектрических сверхширокоформатных принтеров: Vutek 3300/5300, Nur Blueboard HiQ, Scitex XLJet5.
Примеры пьезоэлектрических широкоформатных принтеров: Epson Stylus Pro 9600, Mutoh Falcon 4100, Mimaki JV4-160, Roland Hi-Fi Jeb PRO II FJ-540, Xerox Colorgrafx X2 Tech.
Термоструйная печать основана на нагревании чернил. На нагревательный элемент инжекционной камеры подается электрический ток. Это приводит к нагреву чернил. По мере их испарения в камере нарастает избыточное давление, и через сопло выбрасывается капля чернил. Минус этого метода: затруднено изменение размера капли. Сейчас появились термоструйные технологии, позволяющие менять размер капли, но среди широкоформатных принтеров подобных пока нет. Плюсы: печатающие головки легки в изготовлении и относительно недороги, термоструйная печать становится все популярнее.
Примеры Encad Inc., A Kodak Company NovaJet 750, ColorSpan DisplayMaker SeriesXII/72, Canon W7200, Hewlett Packard Designjet 5500.
Аэрографическая печать: через специальные клапаны подается воздух. Каждое сопло соединяется с емкостью для подачи краски и окружено манжетой, в которую при открытии клапана поступает сжатый воздух. Воздух «выталкивает» краску в форме аэрозоля. Большой минус — низкое разрешение, зато поверхность запечатывается сразу с двух сторон, что идеально для световых коробов (как уже упоминалось, двусторонняя печать придает насыщенность цветам при рассматривании на просвет). Применяется редко.
Пример: Vutek 3200
Электростатическая печать: бумага проходит между печатающей головкой и опорным электродом и соприкасается с красителем (тонером). Печатающая головка состоит из множества игл, расположенных в ряд по всей ширине бумаги, на которые подается напряжение. Иглы заряжают определенные участки бумаги (допустим, отрицательно). Далее бумага контактирует с жидким тонером, содержащим положительные частицы. На заряженных участках бумаги образуются точки из притягиваемой краски.
Пример: Xerox 8954
Более полный обзор оборудования для широкоформатной печати читайте в рубрике «Справочник покупателя» этого номера.
Наряду с цифровыми технологиями, для создания широкоформатных изображений применяются также и классические способы печати.
Трафаретная печать незаменима, когда требуется яркий и насыщенный цвет (что нередко в рекламном деле). При продавливании краски через сетку-трафарет красочный слой получается очень толстым, что и обеспечивает максимальную яркость цветов. По сравнению с 2 мкм при офсетной печати толщина красочного слоя при трафаретной может колебаться от 10-12 мкм до 500 мкм при многократном нанесении. Еще один плюс — печать практически на любых материалах: бумаге, картоне, пластике, стекле, металле, текстиле. В основном применяется для печати плакатов для наружной рекламы: билбордов, световых коробов, сити-форматов и т. п. При тиражах более 25-50 экз. шелкография становится выгоднее цифровой печати. Кроме того, она позволяет использовать специальные краски (Pantone, золото, серебро). Основной недостаток — невысокое разрешение.
Пример: автоматизированная линия WLC, Svecia SM (Argon).
Офсетная печать используется при больших тиражах. Она становится выгоднее цифровых технологий при тиражах от 50-100 экз. В Европе крупные компании часто прибегают к офсету при печати широкоформатной рекламы, но в России пока мало соответствующего оборудования.
Кому доверить печать?
Услуги широкоформатной печати сейчас предлагают многие. Как выбрать истинных профессионалов, гарантирующих успех вашей рекламы? На что обратить внимание при обращении с заказом в фирму?
Первое — оборудование. Часто при описании принтера указывается его максимальное разрешение. Но смотреть нужно не на него, а на минимальное, т. н. физическое разрешение машины.
Второе — опыт персонала. Если на вопрос о попадании в цвет вам скажут «у нас все откалибровано» — не верьте! Такого в широкоформатке в принципе быть не может. Самый хороший знак, если вам предложат принести файл и подъехать на пробу, а перед печатью конечного тиража предоставят выбор из нескольких образцов. На вопрос о подготовке файла профессионал ответит вопросом: «А для чего предназначено изделие?» Для качественной подготовки файла нужны сведения о его наполнении: векторный он или точечный, состоит из плашек или содержит градиенты? Обратите внимание на готовность персонала «возиться» с заказом, с попаданием в цвет и другими проблемами. Добросовестный специалист должен решать все проблемы совместно с вами, ведь именно вам должен понравиться конечный продукт.