101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

К маркировке есть вопросы

  • Михаил Кувшинов
  • 19 января 2025 г.
  • 183
У полиграфистов, которые работают и в офсете, и во флексе и печатали этикетку и упаковку, всё чаще возникает чувство, что в «цифре» что-то есть. Особенно с учётом того, что сейчас требуется всё чаще печать переменных данных. И как самый яркий пример этого — маркировка. Здесь решений может быть несколько, но вопросов немало: нужно ли типографии переходить на «цифру», если в портфеле заказов появляется много печати с переменными данными (маркировкой)? И если переходить, то какие есть варианты и как выбирать? Или можно обойтись «малой кровью» — наносить маркировку, не меняя свою привычную технологию (офсет или флексу), и насколько это решение будет оправданным и в каких условиях? Ответы на эти и другие вопросы читайте прямо сейчас.

В 2017 году был принят Федеральный закон 487-ФЗ, заложивший основы системы маркировки. В законе были прописаны основные цели и процедуры. В 2018 году была утверждена система «Честный знак» по маркировке продукции.

«Честный знак» оказался более успешным проектом, чем ряд других инициатив по маркировке товаров и, начавшись с маркировки шуб, к настоящему времени распространяется на многие группы товаров. Важно понимать: каждый код — уникальный, значит, печать его возможна только цифровым способом. На начальном этапе кодов в обращение выпускалось немного, как для шуб. Или маркировка происходила на немногих специализированных предприятиях, как для табака. Про типографии на начальном этапе внедрения системы особенно не задумывались, так как с задачей печати кодов справлялись либо настольные принтеры, либо маркировочные устройства (струйные или лазерные) на упаковочных линиях.

К маркировке есть вопросы

«Честный знак — национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике»

Но в 2019 году должна была начаться маркировка молочной продукции и необходимость вовлечения типографий в орбиту «Честного знака» стала очевидной. Первый проект по интеграции профессионального полиграфического оборудования состоялся в том же 2019 году. Пилотный комплекс был развёрнут в демоцентре «НИССА Центрум», наша компания прямо упомянута в пресс-релизе об успешной интеграции. Подробное изложение проблематики можно найти в моей статье от 2020 года «Обязательная маркировка и производители упаковки», в значительной степени сохранившей актуальность и сегодня. С тех пор система «Честный знак» сильно окрепла, технические задачи были решены, внедрение в типографии из инженерного вызова стало чётко регламентированной процедурой. Основной вывод той статьи выдержал проверку временем:

Себестоимость производства упаковки и этикетки при введении маркировки вырастет — придётся заплатить за головки, чернила, сервис. За одним исключением — себестоимость цифровой печати почти не изменится. (Ну если не считать платежа в ЦРПТ и сколько-то организационных расходов — но тут все поровну.) В результате граница рентабельности традиционной и цифровой печати сместится в сторону несколько бόльших тиражей.

Действительно, сегодня маркировку впечатывают и на флексомашинах, и на финишном оборудовании, и на машинах цифровой печати. Но в первом и втором случаях — это отдельная технологическая операция, требующая закупки специализированного печатного оборудования, его наладки и интеграции, а в последнем — используются печатные мощности самой ЦПМ.

Замечу, что помимо впечатывания кодов есть ещё несколько операций, которые могут иметь отношение к типографии. Кроме чисто программных операций по получению, учёту и т. п. кодов, это верификация и валидация. Обе операции включают в себя считывание кодов видеокамерой. Но верификация — это подтверждение читаемости и качества кода. Если чуть углубиться — код несёт в себе встроенные средства коррекции ошибок. И если проблема невелика — его удастся программно исправить. Но с накоплением ошибок грейд* кода понижается, и в конце концов он оказывается непригодным. Если это произошло в магазине — товар идёт в отходы, а это очень дорого. Поэтому производитель заинтересован в контроле качества кодов, часто многократном на разных стадиях процесса. Валидация — это потоковая проверка той маркировки, которую отпечатали: на качество, на структуру кода. Она подтверждает, что код, выпущенный типографией, пригоден для использования.

Какие варианты, в принципе, возможны и в чём их ограничения?

  • ЦПМ печатает и графику, и Data Matrix-коды
  • ЦПМ печатает только коды, которые затем переносятся на готовую упаковку, этикетку или собственно товар на упаковочной линии.
  • [Этикетка печатается на флексо, а затем рулон заряжается в ЦПМ для впечатывания кодов.]
  • Коды печатает специальная цифровая головка, установленная на печатную машину.
  • То же, но на финишное оборудование.
  • То же, на фасовочной линии.

1. Всё на ЦПМ

Здесь главный вопрос: насколько продвинутый RIP есть в комплекте. «Лобовой» подход состоит в том, что страница печати с переменной информацией разворачивается во множество страниц, по числу вариаций кодов, и каждая вариация рипуется отдельно. Подход примитивный, но на современных компьютерах зачастую удаётся работать даже в таком режиме с меньшей, но приемлемой скоростью. Мне приходилось слышать, что ряд решений уважаемых западных производителей работает именно так. Но от антирекламы воздержусь. Более продвинутый вариант состоит в том, что RIP отдельно обрабатывает статическую информацию и отдельно окошко с переменной информацией. При печати два типа изображений — статическое и динамическое — сливаются. Так работает программное обеспечение ЦПМ HP Indigo. Его даже не пришлось дорабатывать для работы с «Честным знаком». ПО, поставляемое HanGlobal в составе ЦПМ LabStar 330S, значительно проще «индижного», но также способно справиться с задачей раздельного рипования переменной и статической информации. Отмечу, что при обработке на LabStar 330S переменной информации, например Data Matrix-кодов «Честного знака», есть упрощения: например, нельзя применить ICC-профили. Но это и не нужно — коды практически всегда печатают 100% цветом.

Коды, напечатанные на профессиональных ЦПМ, практически всегда оказываются высшего грейда, самого высокого качества по классификации системы «Честного знака». Что не удивительно, технические характеристики подобных ЦПМ значительно превосходят обязательные требования системы. Коммерчески это может означать отсутствие необходимости верификации таких кодов. То есть затрат на оборудование и саму процедуру.

Ввод кодов в систему — не такая простая задача и организационно, и технически. И когда в 2019 году специалисты ЦРПТ — разработчика «Честного знака» — колдовали над её решением во взаимодействии с нашими, было интересно. На сегодня задача полностью решена: известно, что именно должна установить типография, каких процедур придерживаться. Недостаток у варианта печати на ЦПМ только один: на больших тиражах он нерентабелен. Да, понятие, что такое большой тираж, выросло из-за маркировки. И километровые тиражи вполне печатают. Иногда, хоть и не часто, и десятки километров. Но основная масса этикетки печатается слишком длинными для цифры тиражами.

К маркировке есть вопросы

2. Только коды на ЦПМ

Если аналоговая печатная машина не может печатать коды, тогда давайте их напечатаем на цифровой и вклеим! Идея хоть и простая, но в ряде случаев рабочая. Площадь кода в сотни раз меньше площади всей этикетки. Да ещё печать чаще всего идёт в один цвет. Так что рентабельной может оказаться печать огромных — в штуках — тиражей на «цифре». И практический опыт показывает — печатают.

Практика принесла ещё один важнейший кейс. В магазине очень часто удобно, чтобы коды были нанесены не на боковую поверхность бутылки или пакета, а на верхнюю, на крышку. Это позволяет считывать все коды бутылок в ящике, не вынимая их. Очень часто такие коды наносятся на крышки как мини-этикетки. Может показаться, что этот вариант проще предыдущего. И теоретически это так. На практике «лобовой» подход перестаёт работать. Для примера, когда мы в 2022 году в нашем демоцентре отрабатывали печать «Честного знака», был проведён подобный эксперимент: заказ представлял собой полностью заполненный кодами рулон, в несколько ручьёв, кодов было десятки тысяч. В «лобовом» режиме файл риповался около двух часов. В нормальном режиме статической информации как таковой не было, а динамическая создавалась в процессе печати, и на скорости печати 50 м/мин торможения не было. С точки зрения качества и верификации — всё как в № 1.

[3. Впечатка только кодов на ЦПМ]

Название в скобках — из-за малого распространения. Технически — реализуемо. Экономически — почти всегда не оптимально. Печатающая головка много дешевле полноценной ЦПМ. И её замена на эту ЦПМ сродни замене молотка микроскопом при забивании гвоздей.

К маркировке есть вопросы

4. Цифровая печатающая головка на аналоговой машине

Установка цифровой печатающей головки для печати кодов на аналоговую (флексо или офсетную) печатную машину — самый очевидный вариант для больших тиражей. Но у него есть и ряд недостатков.

Во-первых, скорость. Печатные машины — достаточно быстрые, и для получения качественных кодов требуются продвинутые высокочастотные (читай — дорогие) головки. Во-вторых, машина печатает в несколько ручьёв. И головок понадобится не одна, а несколько, по одной на ручей. При этом их ещё придётся двигать от тиража к тиражу. Можно, конечно, попытаться установить печатные головы на всю ширину полотна. Но это очень заметные деньги и потенциальные проблемы с обслуживанием дюз, которые почти не печатают, — они имеют свойство засыхать. В-третьих, аналоговая машина начинает печатать продаваемую продукцию не с первого метра, есть приладка. На неё придётся какая-то часть кодов. Разработчики «Честного знака» решение проблемы предложили, но оно требует трудозатрат. Да и проще, когда коды не идут «в отвал», а используются максимально эффективно. В-четвёртых, время печатной машины стоит очень дорого. И дополнительные его потери на наладку цифровой части могут оказаться слишком дороги.

В результате установка цифровых печатающих головок на печатную машину хотя и используется, но как минимум не менее популярна следующая вариация. Так как головка работает на предельных скоростных режимах, качество отпечатанных кодов обычно требует верификации. Причём не в момент печати, а когда краска высохнет. Читай — на следующих операциях.

5. Цифровая печатающая головка на финишном оборудовании

Местом установки могут быть различные машины: многофункциональные линии, бобинорезки, инспекционно-перемоточные машины и пр. Они зачастую медленнее печатных, а значит, не налагают таких высоких требований на скорострельность головок. Можно выбрать вариант с одним ручьём. Финишное оборудование рассчитано на то, чтобы использовать почти все или вообще все напечатанные этикетки. И инспекция или бобинорезка гораздо дешевле печатной машины. Её простой для настройки не так критичен. Так что зачастую верификация уместна именно здесь.

6. Маркировка на фасовочной линии

Это вариант реализуется за пределами типографии и, казалось бы, не имеет к ней отношения. Формально — да. Но если фасовка наносит маркировку, с типографии практически снимается весь пласт проблем и задач, с ней связанных. Что очень хорошо и позитивно. При этом фасовщику вполне может показаться разумным маркировать самому. Во-первых, это привычная процедура: товары уже давно маркируются при фасовке датой выпуска и т. п. Да, головки другие, ниже разрешение печати. Да, софт попроще, но принцип тот же. Во-вторых, коды — это фактически деньги. И желание разобраться с деньгами у себя, а не отдавать эту работу на сторону весьма естественно для бизнеса. В-третьих, на фасовке точно придётся делать валидацию — ввод в оборот. Так почему бы не сделать ещё и впечатывание, возможно, убрав операцию верификации? Так что вариант реалистичный и для типографии значимый.

Что в итоге

Изложенное было намеренным упрощением, направленным на то, чтобы преподнести основы. А полноценное внедрение требует изучения и принятия документации «Честного знака». Благо на сегодня она полностью разработана, хотя и не общедоступна и вряд ли будет публиковаться в открытом доступе. Что более чем естественно для средства учёта и защиты от подделок, успешно работающего на общегосударственном уровне.

К маркировке есть вопросы

Об авторе: Михаил Кувшинов, директор по развитию «НИССА Центрум».

* Грейд кода — количественная основа для представления классов качества считывания кода. Термин Grade использован в стандарте ANSI X3.182. В разработанном на его основе ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012 используется термин «класс качества». Хотя калька с английского «грейд» не упомянута в стандарте, она широко используется на практике. Формулировка ст. 5.1 ГОСТ «Проведение измерений двумерных символов штрихового кода предназначено для определения класса качества, представляющего полный класс качества символа, который может быть использован изготовителями и потребителями символов для целей диагностики и контроля и который точно прогнозирует ожидаемую эффективность считывания символа при различных внешних условиях. Данный процесс требует проведения измерений определённых параметров и присвоения значениям параметров классов, по которым определяют класс символа для единичного сканирования (класс профиля отражения при сканировании или класс для сканирования). Классы, полученные для нескольких сканирований символа, усредняют для получения полного класса символа».

Из ст. 5.2 ГОСТа: «Настоящий стандарт устанавливает количественную основу для представления классов качества по нисходящей шкале с обозначением от 4 до 0, где 4 соответствует наивысшему классу качества, но классы отдельных параметров и классы для единичных сканирований могут быть также представлены по эквивалентной шкале с буквенными обозначениями классов от A до F, где F обозначает класс качества, соответствующий браку».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ

Цифровая печать прочно обосновалась в сегменте печати коротких и средних тиражей этикетки и гибкой упаковки. Судя по последним профильным выставкам в Европе, Китае, Индии, Японии и России, дальнейшее развитие этикеточных узкорулонных цифровых ЦПМ пошло в сторону совершенствования различных гибридных решений, в первую очередь предназначенных для нанесения цифровой фольги и лака, и это тема для отдельной статьи. В данном обзоре рассмотрим доступные на российском рынке рулонные цифровые решения c шириной печати до 500 мм, которые по большей части поступают на наш рынок из Китая и Индии.

Лизинг помогает

Большая часть серьёзных приобретений в типографии делается за счёт заёмных средств. Это логично, ведь стоимость оборудования может быть впечатляюще большой — от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Одним из способов финансирования программ перевооружения полиграфических производств является финансовый лизинг — долгосрочная аренда оборудования с последующим выкупом. О том, кому нужен лизинг, как быстро можно заключить лизинговый контракт и подойдёт ли лизинг для стартапа, рассказывает руководитель направления по работе с ключевыми партнёрами компании «ДельтаЛизинг» Валерия Новикова.

Ricoh Pro C9500

Высокопроизводительная тяжёлая ЦПМ со стабильным качеством печати как на лёгких, так и на плотных и текстурированных материалах.

Кибер «КРИПТЕН»

Голограмма до сих пор является самым надёжным элементом защиты продукции от подделки и контрафакта, но при этом она стала трансформироваться с учётом требований современного массмаркета.

Не начало, а продолжение

Наш мозг нас обманывает и делает это на регулярной основе: сообщает нам не то, что есть на самом деле, и заставляет верить во всякие глупости, не подтверждённые наукой. Количество и разнообразие когнитивных искажений таково, что почти у каждого есть своё название, а существование каждого подтверждено солидным исследованием, да ещё и не одним. Но зная об их существовании, мы легче принимаем действительность, а решения свои сверяем не с эмоциями, а аналитическими размышлениями.



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59