Бумажные каталоги могут служить дизайнерам и печатникам не только в качестве справочников и рабочих инструментов, но и стать источниками новых творческих идей.
Всю работу по изготовлению внутреннего блока, включающего образцы бумаг и разделители — печать, ламинацию разделителей, высечку и сборку, — выполнила «Офсетная типография ? 21». |
Знаменитая электронно-вычислительная машина System/360 компании IBM (прототип внедрявшейся в Советском Союзе и странах соцсодружества серии ЕС ЭВМ), скорее всего, получила название по номеру поколения компьютеров — третьего — и году начала разработки. Но есть и более интересная легенда: машина задумывалась как первая по-настоящему универсальная и покрывающая все сферы применения электронно-вычислительной техники, поэтому номер системы означает 360-градусный охват. Мы не претендуем на всеобъемлющее раскрытие темы бумажных каталогов (System/360 тоже оказалась не всемогущей, хотя стала невольной виновницей отмирания перспективной отечественной ветви вычислительной техники), но постараемся взглянуть на каталоги, содержащие образцы бумаги и информацию о них, с самых разных сторон.
Основное внимание будет уделено каталогам дизайнерских коллекций. Какие бывают каталоги, и что в них содержится? Каковы цели их создания и какими средствами они достигаются? Кто и как изготавливает бумажные каталоги? Для чего они нужны? Попробуем разобраться…
От простого к сложному
Конечно, пользоваться такими каталогами, как ArgoWiggins Impressions, намного удобнее, чем склеенными. |
Начнем со списков цен, или прайс-листов. Обычно они содержат краткие описания ходовых наименований дизайнерской бумаги, включая цвет, фактуру, плотность и форматы. Образцов бумаги там вы не найдете. Иногда списки цен составляют в виде брошюр, дополненных некоторой полезной информацией об оптимальных условиях хранения, подходящих способах печати и послепечатной обработки бумаги. Прайс-листы полезны тем, что только из них можно быстро составить представление о ценах, текущем ассортименте и месте покупки выбранной коллекции.
Простейшие и самые популярные каталоги изготовлены в виде вееров, содержащих комплект материалов из одной или нескольких коллекций. По ним можно ознакомиться с цветом и фактурой бумаги, на каждом образце обязательно напечатано ее название и плотность. Иногда поставщики отходят от канонической прямоугольной формы. Ценность вееров минимальна, поскольку позволяют лишь оценить общий вид материала и прикинуть, как одна бумага сочетается с другой.
В каталоге финской компании Terreus традиционная книжечка с образцами бумаги в виде лесенки и запечатанными полосами в сопровождении с краткими описаниями всех коллекций дополнена папками с чистыми листами нескольких видов формата А4. Набор выдержан в едином стиле и помещен в изящную коробку. |
Более сложные каталоги изготавливают в виде фирменных папок, куда лесенкой или не перекрывающимися прямоугольниками вклеиваются образцы одной коллекции. Папки сопровождаются текстовой информацией об имеющихся плотностях и форматах, полезными сведениями о печати и послепечатной обработке. Последняя мода — каталоги в папках-скоросшивателях, куда помещается несколько папок поменьше. Форматы — от стандартного А4 до мини, размером с чековую книжку. Фирменные папки интереснее, чем веера, т. к. включают весь ассортимент одной коллекции в систематизированном виде и некоторую дополнительную информацию. Но для оценки совместимости разных сортов бумаги веера удобнее.
Сейчас приобретают популярность комплексные каталоги, включающие в себя все коллекции одного производителя или предлагаемые одним поставщиком. Обычно они помещаются в большую папку-скоросшиватель с металлическими держателями, куда вкладываются несколько папок поменьше. Состав, исполнение и степень полезности самые разнообразные. Ниже мы подробнее остановимся на некоторых любопытных экземплярах.
Все дизайнеры, с которыми мы обсуждали тему бумажных каталогов, единодушны: наиболее интересны и полезны комплекты не только с образцами бумаги, но и примерами ее использования. Это могут быть подборки запечатанных образцов. Часто производители делают набор, где одно изображение отпечатано на различных видах бумаги, что позволяет наглядно сравнить результаты взаимодействия печатного процесса и определенной бумаги.
Встречаются подборки образцов с результатами различных технологий печати и послепечатной обработки. Поскольку производители бумаги подбирают только самые удачные варианты, их полезно иметь в качестве ориентиров для будущих дизайнов. Иногда это позволяет существенно сэкономить на экспериментах.
Количество плотностей бумаги Symbol Pearl невелико, что позволило разместить образцы «каскадом». |
Встречаются и комбинированные сочетания, когда в книжечку-каталог с образцами бумаги вклеены запечатанные листы. Менеджер по маркетингу компании «Берег» Кирилл Усов отмечает: «Нужно различать каталоги бумаги и visual books — образцы печати на бумагах той или иной коллекции. Каталоги включают в себя все производимые бумаги, visual books демонстрируют печать на характерных видах из коллекции. Только сами фабрики в состоянии изготовить полноценные каталоги, а тем более visual books, т. к. заказывают продукцию большими тиражами — это существенно сокращает стоимость экземпляра. К тому же некоторые западные типографии оснащены спецоборудованием, позволяющим делать именно такой вид продукции, например, автоматически наклеивать квадратики бумаги в нужное место на основе. У нас подобная операция возможна только вручную, причем качество результата оставляет желать лучшего».
Папку такого формата пришлось заказывать в Германии, так как в России ряд операций нужно было выполнять вручную, из-за чего стоимость изготовления оказалась выше. |
Технологам типографий будут полезны каталоги, содержащие подробную техническую информацию об особенностях печати и послепечатной обработки. Даже если поставщик снабжает вас только веерами, у него почти всегда имеется дополнительная информация в виде уже переведенных на русский язык брошюр либо оригинальных материалов от производителя.
Как правило, ведущие российские оптовики, наряду с подготовкой собственных каталогов, готовят и локализованные версии фирменных. Тогда переведенные на русский язык описания отправляют поставщику, который централизованно изготавливает тиражи в едином стиле для разных стран. Например, именно так поступают в ГК «Регент», заказывая русские версии каталогов у компании Gmund. В «Регенте» считают, что все каталоги обязательно должны быть переведены на русский язык, поскольку они служат еще и учебным пособием для клиента, а в таких случаях пользование иноязычными материалами затруднительно.
За кулисами
Внутри каждой коробочки от Curtis — набор мини-каталогов для одной коллекции с образцами в виде традиционной лесенки и общая табличка с полным ассортиментом марок, плотностей и форматов. |
Создание хорошего каталога для дизайнерской коллекции — дело непростое и дорогостоящее. Мы задали несколько вопросов, касающихся бумажных каталогов, представителю Curtis Fine Paper (Шотландия). Рассказывает менеджер по маркетингу компании Джейн Милроу: «Когда мы собираемся изменить стратегию продвижения продуктов, объявляем тендер для компаний, желающих предложить нам свои творческие и стратегические решения. Сейчас мы работаем с очень успешной и креативной студией Elmwood, располагающей офисами в Эдинбурге, Лидсе и Лондоне.
В ближайшее время торговые марки Curtis будут обновлены, что потребовало создания новых каталогов и маркетинговых материалов. Как они будут выглядеть — пока секрет; в ближайшие пару месяцев наши представители раскроют его широкой публике. Совместная с Elm-wood работа над проектом заняла около года.
«Старые» каталоги Curtis выполнены в стиле «чековых книжек» в коробочках — мы хотели создать наиболее удобные инструменты для графических дизайнеров и печатников. Такие каталоги не займут много места на столе, их можно легко открыть и просмотреть. Мы были первой компанией Соединенного Королевства, взявшей на вооружение этот формат, теперь ставший визитной карточкой Curtis Fine Paper. Каталоги были созданы студией Tayburn McIlroy Coates из Эдинбурга, победившей в тендере 1993 г. Работа продолжалась около года и завершилась в 1994 г.».
Мэрлин Бауэр (Gmund): «На правой полосе разворота каталога Worldline можно наблюдать водопад цветов, олицетворяющих природные пояса при путешествии с севера на юг». |
Не менее любопытен опыт компании Gmund (Германия). Его освещает Мэрлин Бауэр: «В создании наших каталогов участвуют несколько дизайн-студий в Лондоне, Нью-Йорке, городах Франции, Швейцарии и Германии. Gmund — по-настоящему интернациональная компания; мы поставляем свою продукцию более чем в 70 стран. Поэтому сотрудничество с международными агентствами для нас очень важно — оно позволяет создавать каталоги, учитывающие особенности национальных рынков.
Вначале всегда появляется бумага. Мы передаем ее дизайнеру, делающему каталог, и обрисовываем общую идею, как это должно выглядеть. Иногда идея рождается при обсуждении нового проекта с дизайнером.
Сам каталог Worldline был отпечатан офсетным способом, а подробное описание имеющихся в нем образцов печати расположено внутри. Здесь применялся более широкий спектр технологий. |
Далее события развиваются по-разному. Например, дизайнер сразу предлагает отличный вариант, и мы даем добро на продолжение работы в том же духе. Бывает, что он делает совсем не то, что ожидалось. Но если результат интересен, мы можем согласиться. Когда же каталог близок к завершению, мы предлагаем дизайн-студии подготовить другие полезные для выбора бумаги инструменты: мини-каталоги, образцы для прямой рассылки или специфичные для каждой коллекции. Вся работа занимает довольно много времени — от двух месяцев до полугода, и даже больше.
Для примера — чуть подробнее о нашей новой коллекции Worldline, дизайн маркетинговых материалов для которой создавался студией Heinz Wild (Швейцария). Основная идея — коллекция охватывает мир, подобно меридианам. У бумаги тонкая тисненая линейчатая структура, поэтому мы решили, что линии очень похожи на меридианы. На общую идею должен был работать и выбор цветов.
Для севера и полярных широт были выбраны холодные и ледяные цвета. Более теплые — это Европа, Швеция, Норвегия… По мере продвижения на юг цвета все «горячее» — красный и желтый. Это Африка. Развитие и реализация идеи — плод совместной работы с Heinz Wild. Весь путь от первоначальной идеи до печати каталога занял у нас год».
Наше…
Располагающие не столь широкими финансовыми возможностями, как производители бумаги, российские оптовики все-таки находят средства на создание бумажных каталогов. «Веерами» уже никого не удивишь, поэтому некоторые поставщики задумались над более сложными и полезными для клиентов комплексными каталогами.
«Желтый ящик» — комплексный каталог MAP Paper, включающий большую часть ассортимента компании. |
Одним из пионеров была компания MAP Paper (тогда еще MODO Paper), выпустившая «Черный ящик» с образцами всех предлагаемых видов бумаги. После того как ассортимент компании претерпел существенные изменения, в MAP Paper изготовили «Желтый ящик» — новое поколение каталогов. Ящик вмещает 6 томов: мелованная бумага — Silverblade, Sweprint и др.; немелованная — Data Copy, Scandia, Ivory Board и др.; цветная и фактурная — Data Colours, Marmor, Kaskad и др.; цветная и фактурная — Lustulux, Ingres и др.; специальные виды — Fasprint, FasCal, DataCopy Labels; полиграфический картон — Invercote. Каждый раздел каталога для удобства разделен «закладками»; бумага нарезана лесенкой, на кальке сверху указана масса 1 м2, каждая марка снабжена описанием с указанием сферы применения. Каталог продается, цена — 75 долл.
В группе компаний «Дубль В», по словам руководителя отдела маркетинга и рекламы Елены Афанасьевой, создать единый каталог дизайнерских бумаг задумали сразу, как только было принято решение о существенном расширении коллекции. Произошло это в прошлом году. Пополнение коллекции началось в апреле, а презентация каталога произошла 17 октября в клубе «Муха». Сейчас каталог включает 22 бренда дизайнерских бумаг.
Каталог должен был удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых — удобство использования, поэтому остановились на формате образцов А5. Благодаря конструкции в виде папки-скоросшивателя, любой образец можно легко вынуть и даже попробовать выполнить на нем некоторые технологические процессы, например, биговку, конгрев или тиснение фольгой. Во-вторых — возможность пополнения или замены, что также обеспечивается выбранной конструкцией. Всем, кто приобрел каталог (они номерные), из «Дубль В» по мере расширения ассортимента будут высылаться дополнения, которые останется лишь вставить в папку. Кроме рассылки дополнений предполагается проведение среди владельцев каталога различных мероприятий, в частности, конкурсов и лотерей.
В-третьих, создатели хотели, чтобы каталог был полезен. Поэтому, кроме образцов бумаги и основных сведений о них, на его страницах содержится информация об особенностях печати и послепечатной обработки. Она была тщательно собрана от поставщиков и переведена на русский язык. И конечно, каталог должен радовать глаз. Дизайн оформления папки и страниц-разделителей делали Виталий Сенаторов и Александра Поликанина.
Каталог издан тиражом 1500 экз. и продается по цене 600 руб., что даже ниже его себестоимости. Примерно половина покупателей — типографии, треть — дизайн-студии и рекламные агентства. Весь цикл издания от идеи до конечного продукта занял около полугода, из которых на изготовление потребовалось 2 месяца.
Кроме комплексных каталогов, некоторые российские бумажные оптовики уже могут поделиться опытом выпуска продуктов, посвященных отдельным коллекциям. Вот как описывает один из таких проектов компании «Берег» Кирилл Усов: «Идея сделать новые, более представительные каталоги витала в воздухе, но в силу идейных, финансовых и технических факторов осуществлять ее мы начали только в 2002 г. Сказалось счастливое стечение обстоятельств: выбранная для этого проекта бумага Symbol Pearl необычна и не группируется ни с какой другой.
Каталог Symbol Pearl от «Берега» — результат компромисса между ценой производства, технологичностью и дизайнерскими изысками. |
Реализовать идею предложили дизайн-студии «Пикселз» (Санкт-Петербург). Ставилась задача показать на обложке возможности бумаги. В ответ поступило несколько вариантов, а сошлись мы на компромиссе между ценой производства, технологичностью и дизайнерскими изысками. К сожалению, часть предложенных технологий и идей в Санкт-Петербурге реализовать было негде — предполагалось обложку делать из 2 склеенных слоев бумаги, на одном из которых было трехмерное тиснение (шарик для гольфа). Увы, за это никто не взялся…
Производство первой партии шло непросто — далеко не все типографии готовы печатать фолиевыми красками, а из берущихся не все могут гарантировать должное качество.
Еще одна проблема возникла на этапе сборки — оказалось непросто подобрать соответствующий бумаге клей. Но когда в итоге все встало на свои места, изготовление последующих партий пошло легче.
Кстати, в дизайне нам помог фабричный visual book, который я сначала изучил в деталях сам, а потом принес дизайнеру Сергею Огновенко. Увидев его, тот быстро подобрал сюжет, хорошо иллюстрирующий особенности перламутрового покрытия.
Кроме этого проекта в прошлом году мы также выпустили каталог Sirio Pearl и презентационный буклет Curtis. Последний не включает всех сортов, хотя дает представление о коллекции в целом».
Новый каталог коллекции Curious Collection от Arjo Wiggins невероятно красив и, кроме образцов бумаги, содержит немало любопытных дизайнерских идей. Сопровождается брошюрой на русском языке. Поставщик — компания Cosyma — уверяет, что получить этот чудо-каталог может бесплатно любой желающий. |
В ГК «Регент» самостоятельно изготавливают образцы печати и вложения, а также каталоги для многих коллекций, например, для продуктов ArjoWiggins. Вот как это объясняет представитель ГК «Регент»: «Это связано с целым рядом причин. Бывает, что у поставщика общий каталог, а мы поставляем только часть коллекций или в наш ассортимент входят не все цвета или плотности из данной коллекции — тогда собственный каталог обязателен. Иногда каталог поставщика недостаточно «адаптирован». Например, когда эти каталоги делаются сразу для нескольких стран и в нем нет всей необходимой информации.
Существует также большие коллекции, состоящие из нескольких семейств, например, «Конкуэрор». Такие каталоги отличаются громоздкостью или ими неудобно пользоваться. В этом случае мы делаем несколько отдельных каталогов, на каждую из подколлекций.
Бывают и чисто практические причины. Например, предоставленное поставщиком количество каталогов для нас недостаточно, и мы допечатываем их сами. А иногда самостоятельно печатать каталоги экономически более выгодно, чем заказывать их у поставщика.
Мы никогда не продаем наши каталоги. Их можно получить бесплатно в отделах сбыта, на выставках, заказать по почте. Существует бесплатная доставка курьером, обычно — «мини-каталоги».
Красота и польза
Большинство фирменных каталогов дизайнерских коллекций очень красивы. Ими можно любоваться часами. На их создание потрачены немалые деньги, а из содержимого можно почерпнуть немало творческих идей. К тому же, изготавливавшие каталоги дизайнеры и печатники уже провели огромную работу, выбрав для вас выигрышные сочетания цветов и фактур материалов, технологий печати и послепечатной обработки. Не забывайте о несметных возможностях каталогов, используйте их… Не пожалеете!
Автор благодарит за помощь при подготовке статьи работников компаний Cosyma, Curtis, Gmund, MAP Paper, «Берег», ГК «Дубль В», ГК «Регент».