101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Обтравочные контуры и альфа-каналы: от создания до применения

  • 12 мая 2003 г.
  • 36825
Эффект прозрачности — обязательный атрибут инструментального набора современного дизайнера, даже начинающего. Вырезав часть изображения, легко наложить её на другую фоновую картинку, создав коллаж (частичное наложение нескольких прозрачных областей) или иной интересный эффект.
Информация об областях с прозрачностью в изображении сохраняется в двух видах: векторном и растровом. Но только когда речь идет о полной прозрачности, если же области в изображении должны иметь частичную, подходит исключительно растровый вид. Среди дизайнерской братии для первого случая в ходу термин обтравочный контур (clipping path), а для второго прижилось понятие альфа-канал (alpha channel). Встречаются именования контур (embedded path) и маска (mask). Интересно, что контуры и маски нисколько не влияют на изображение, существуя независимо, потому после наложения маски картинка остаётся доступной для редактирования без каких-либо ограничений.

Все современные графические пакеты (Adobe Photoshop, Illustrator, CorelDRAW, PhotoPAINT, Macromedia Freehand) обзавелись встроенными функциями создания и редактирования прозрачности. Среди форматов, поддерживающих этот эффект и распознаваемых графическими пакетами (в порядке снижения распространенности), — EPS, DCS, PDF и TIFF. Для корректной печати первых трёх необходим PostScript-принтер. Что касается программ вёрстки (PageMaker, QuarkXPress, InDesign, Ventura, FrameMaker), то они, кроме импорта уже готовых изображений с прозрачностью, обладают собственными функциями работы с масками и контурами.

В статье описан полный цикл работы с контурами — от создания в популярных растровых редакторах, использования в составе импортируемых изображений или же рисования «с нуля» в векторных пакетах вплоть до управления параметрами масок средствами самих верстальных программ.

ОБТРАВОЧНЫЙ КОНТУР

По существу, обтравочный контур — замкнутая форма (маска), сформированная кривыми Безье и определяющая абсолютно непрозрачные области в изображении. При масштабировании или изменении его размеров первоначальная точность кривой сохраняется. Более того, пути копируются из одного документа в другой в виде областей выделения и, что особенно ценно, напрямую переносятся из Photoshop в другие продукты Adobe (Illustrator или InDesign). Области изображения вне пределов обтравочного контура рассматриваются поддерживающими их программами как совершенно прозрачные.

Средства работы с обтравочными контурами нисколько не отличаются от присутствующих в графических редакторах стандартных инструментов для работы с векторными объектами. Векторные маски не передают частичную прозрачность, поэтому имеют относительно узкое применение. Основное преимущество контуров — минимальный объём памяти для их хранения.

Чаще всего обтравочные контуры используются в качестве промежуточной операции, когда нужно отделить изображение от фона. Подготовленное изображение сохраняют в формате EPS, а затем импортируют в пакеты вёрстки. В растровых редакторах контуры применяются и для задания траектории движения пользовательской кисти (Stroke Path — чертить путь), что даёт эффекты, трудно достижимые обычными средствами.

Рассмотрим работу с обтравочными контурами в основных редакторах. Начало традиционно…

Adobe Photoshop

Механизм и принцип работы с векторными объектами перекочевал с небольшими ограничениями в Photoshop из Illustrator. Доступны два инструмента: Pen (Перо) и FreeForm Pen (Перо для рисования произвольных контуров). С помощью первого контур создают, устанавливая контрольные точки и выбирая форму соединяющей их кривой. Второй — для рисования «от руки», что требует определённой сноровки.

Создание контура Контрольные точки бывают трёх видов: угловые, гладкие и комбинированные. Если, зажав клавишу, потянуть мышку, вместо прямого сегмента, соединяющего соседние точки, будет создан криволинейный. Такие сегменты — отличная альтернатива постановке большого количества близко расположенных точек, но соединённых прямыми отрезками. Это экономит время при создании и редактировании контура. Чтобы угловую точку превратить в другой тип, достаточно выбрать её инструментом Convert Point (Преобразование точки). Если при этом потянуть мышью, появятся направляющие, которыми задается форма криволинейного сегмента.

Для преобразования выделенной области в векторный контур в палитре Path предусмотрена операция Make Work Path From Selection (Создать рабочий контур из выделения). Но если область имеет растушёванную (feathered) границу, контур пройдёт по черте, соответствующей 50% прозрачности этой области.

По опыту, при преобразовании области сложной формы, полученной после Magic Wand, в контур обычно возникает небольшая погрешность. А контур с множеством контрольных узелков может стать причиной сбоя при печати. Поэтому следующая операция — доводка формы получившейся кривой. Впрочем, вручную созданные области выделения всегда переводятся правильно, а созданные с помощью Magic Wand предварительно сгладьте операцией Smooth (Select, Modify).

У команды Make Work Path From Selection один параметр — Flatness (Спрямление). Он определяет, с какой точностью интерпретатор PostScript, встроенный в принтер, аппроксимирует кривую. В принципе, можно ничего не указывать — выводное устройство воспользуется параметрами, установленными в нём самом по умолчанию для обтравочных контуров. Но иногда это приводит к ошибкам, а потому желательно перестраховаться.

При выборе значения руководствуйтесь следующими соображениями. Точность интерпретатора PostScript при переводе векторных объектов в битовую карту определяется размерами минимального воспроизводимого элемента (device pixel). Соответственно, для ФНА его физические размеры меньше, чем для принтеров. С учётом особенностей зрения, в большинстве случаев для последних достаточно установить 1 единицу (ориентировочно соответствует 1/600 дюйма), для первых — побольше (например, 5 — что даст точность в районе 5/2400 дюйма). Значения ниже лишь загрузят процессор, поскольку улучшения качества уже не заметны глазу.

Важное значение Flatness целесообразно задавать в диапазоне от 1 до 5

Окончательная доводка формы кривой (если возникнет необходимость) проходит без проблем — техника работы с контрольными узлами (добавление, удаление, изменение типа) аналогична принятой в Illustrator и CorelDRAW.

Итак, контур получен. Осталось его сохранить (Save Path, Новый контур), а затем определить как обтравочный (Path/Clipping Path, Контур/Обтравочный контур).

Экспорт Последняя операция — сохранение изображения в любом из форматов, поддерживающих контуры (EPS, DCS, PSD или PDF). Для сохранения из Photoshop в EPS предлагается три варианта: Photoshop EPS (*.eps), Photoshop DCS 1 (*.eps) и Photoshop DCS 2 (*.eps). Первый — обычный EPS, хранящий информацию о векторных объектах, остальные два — его разновидности, записывающие изображение в виде сепараций (см. вставку). На примере EPS рассмотрим основные параметры, которые следует задать.

Preview (Предварительный просмотр) создаёт экранную копию изображения (с низким разрешением) для работы в верстальных программах (FPO — For Positioning Only, Только для позиционирования). Для сохранения рreview лучше выбрать формат TIFF, обеспечивающий кросс-платформенную переносимость файла. JPEG можно использовать только на Mac OS и при условии, что установлен QuickTime.

Encoding (Кодирование) определяет формат сохранения данных изображения. Стандартным является ASCII, хотя используется и компрессия типа JPEG. Тогда за счет удаления избыточности размер файла существенно уменьшается (в 2-5 раз). Но печать будет корректной лишь на принтерах с поддержкой PostScript level 2 и выше.

Include Vector Data (Включить векторные данные) сохраняет в файле информацию о векторных объектах. Например, пути с заливкой, текст — в векторном же виде для пакетов вёрстки. Это не касается обтравочных контуров из-за их особого статуса.

Image Interpolation (Интерполяция картинки) сглаживает резкие переходы яркости и цвета при печати изображения в низком качестве.

При сохранении в виде DCS доступны те же опции (поскольку формат базируется на EPS). Дополнительный параметр — тип DCS. Если выбран формат TIFF, то ещё проще: никаких специфических параметров указывать не надо — только самые обычные. Если планируется дальнейшая работа с изображением в Illustrator или же вставка в публикацию InDesign, его можно сохранить в формате PSD — «родной» формат поддерживается полностью. CorelDRAW распознает PSD с некоторыми ограничениями, в частности, не «видит» в нём контуров.

PhotoPAINT

Как и в Photoshop, здесь имеется всё для комфортной работы с контурами — инструменты управления типом узелков (symmetrical, cusp, smooth), их добавление и удаление. Есть и такие известные по CorelDRAW инструменты, как поворот/масштабирование части кривой, — но это уже экзотика. Если некоторая область изображения выделена, её можно по аналогии с Photoshop преобразовать в контур (Mask/Create/Mask to path) и, наоборот, преобразовать контур в маску. Для сохранения контура в качестве обтравочного нужно выбрать пункт Set as Clipping Path (свиток Path) — справа от названия контура в свитке появится характерный знак, указывающий, что контур стал обтравочным.

Отличия программ по взаимодействию с контурами минимальны. Основное — PhotoPAINT позволяет указывать в качестве обтравочного лишь один контур. Далее: при работе с PhotoPAINT необходимо помнить о «маленьких» неприятностях — в формате TIFF редактор векторные контуры не сохраняет. Единственный выход — EPS. В открывшемся окне диалога нужно указать точность воспроизведения его формы выводным устройством (Flatness). Там же есть опция сохранения только части изображения внутри обтравочного пути, существенно сокращающая размер результирующего файла за счёт исключения информации о невидимых областях. И ещё один нюанс: если при экспорте изображения с контуром в EPS выбрать для preview тип 8-bit color, то в некоторых программах вёрстки (например, PageMaker) прозрачные области будут заполнены сплошным цветом. Впрочем, на печати всё будет корректно. Обходной путь — сохранить черно-белое preview.

Adobe Illustrator

Как и в растровых, в векторных редакторах можно задавать для изображения обтравочный контур. Единственное отличие — не указывается параметр Flatness.

Если нужно открыть в Illustrator изображение с обтравочным контуром, созданное в растровом редакторе, выберите команду File/Place (Файл/Разместить). Желательно отключить опцию Link, чтобы устранить проблемы при печати. В результате в документ будет включена группа из нескольких объектов — само растровое изображение и столько контуров, сколько их есть в изображении. Для доступа к ним по отдельности служит операция Ungroup (Разгруппировать) либо инструмент Direct Selection (Непосредственное выделение). Редактирование маски, созданной в Photoshop, без проблем продолжается в Illustrator, что явно показывает преимущества продуктов Adobe.

Обратите внимание: импорт контуров поддерживается только в формате EPS — при внедрении TIFF редактор теряет всю векторную информацию.

При заключении изображения в обтравочный контур средствами Illustrator нужно создать требуемую кривую (по точкам обвести нужные области), а затем выбрать пункт Object/Clipping Path/Make (Объект/Маска/Применить). Участки изображения, выходящие за пределы контура, будут скрыты, создастся эффект прозрачности. Редактирование формы контура доступно через уже известный Direct Selection Tool. Допускается включение одной обтравочной группы в другую.

Полученный объект можно без каких-либо ограничений использовать в составе более сложной векторной композиции, дополнять её другими фрагментами с обтравочными контурами — полная свобода действий. Сохраняйте полученную векторную композицию в формате EPS (File/Save) и помещайте в вёрстку.

Среди настроек сохранения документа — совместимость с различными версиями Illustrator (из соображений максимальной переносимости желательно выбирать «восьмерку»), опция Include Document Font, включающая в файл используемые шрифты, совместимость с PostScript-устройствами (Level 1, 2, 3).

Corel DRAW

Процесс применения обтравочного контура в CorelDRAW мало похож на аналогичную процедуру в Illustrator. Во-первых, перед операцией нужно проверить, выключена ли опция Auto Center New PowerClip Contents (Автоматически центрировать содержимое конверта) в настройках программы (Options/Workspace/Edit). Далее: операция доступна через Effects/PowerClip/Place inside Container (Эффекты/Конверт/Разместить внутри контейнера), а объект получает название PowerClip Object. В-третьих, контур в DRAW сохраняет свои параметры (заполнение и окантовку) и после превращения в маску. А для редактирования объекта внутри контура нужно перейти в специальный режим, при котором редактирование остальных объектов будет невозможно.

Создание контура Чтобы внутри конверта разместить объект, нужно выделить его, выбрать известный пункт меню, а затем указать появившейся стрелкой на объект, который будет играть роль маски. Иногда на этом этапе возникают сложности: программа не «чувствует» объект. Выход из положения даёт увеличение рабочей области и точное позиционирование курсора-стрелки.

Для редактирования маски используются все имеющиеся в редакторе инструменты. Доступ к самому маскированному объекту выполняется операцией Edit Contents (Редактировать содержимое), содержимое извлекается через Extract Contents (Извлечь содержимое). Обе команды занимают самые верхние позиции в контекстно-зависимом меню, всплывающем по щелчку правой кнопки мышки при выборе объекта-маски. Другой вариант доступа к содержимому маски — щелчок по ней с нажатой клавишей . Возврат в обычный режим редактирования — Finish Editing this Level.

По умолчанию редактор жёстко привязывает позицию маски к объекту (Lock Contents to PowerClip), поэтому для её независимого перемещения опцию нужно выключить. Такая разветвленная система команд в DRAW позволяет с легкостью манипулировать объектом с маской в составе сложной композиции, не прибегая к слоям. К сожалению, в Illustrator без этого обойтись весьма сложно.

DRAW позволяет собственными силами создавать для изображения и растровую маску — функцией Bitmap Color Mask, напоминающей Magic Wand из Photoshop. Указывая в изображении пипеткой на те цвета, которые планируется замаскировать, и выбирая диапазон захвата соседних оттенков (Tolerance), можно добиться требуемого результата. Но помните, что редактор ищет пиксели с указанными параметрами цвета по всему изображению (а не только прилегающие к выбранной области). Повлиять на это нельзя, и применение функции ограничено.

Импорт/Экспорт Если вы хотите использовать заранее подготовленную иллюстрацию с маской в составе макета, следует учитывать, что векторные маски в изображениях, сохраненных в формате TIFF, CorelDRAW, как и Illustrator, не распознает. Обходной путь — использовать EPS. Вставить заготовку можно операцией Import, принудительно указав формат чтения файла как Encapsulated PostScript. К сожалению, дальнейшее редактирование маски средствами редактора невозможно — об этом нужно помнить на стадии её создания.

Готовый макет для включения в вёрстку экспортируют в формате EPS. Но поскольку он не поддерживает растровые маски прозрачности, CorelDRAW идёт на хитрость: получившееся растровое изображение разбивается на множество мелких (прямоугольных), с заданной точностью восстанавливающих первоначальное. В результате растровый процессор принтера может захлебнуться в потоке информации (для высококачественной иллюстрации ему потребуется обработать несколько тысяч мелких изображений).

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@yahoo.com), пишет для Publish обзоры программного обеспечения и полезные советы по допечатной подготовке и веб-дизайну.


Форматы файлов и прозрачность

Не все графические форматы поддерживают прозрачность, а в некоторых эта возможность появляется только в отдельных цветовых моделях (см. таблицу).

Поддержка прозрачности
Формат Обтравочный контур Альфа-канал
TIFF + +
EPS +  
DCS + + (версия 2.0)
GIF   + (RGB)
PICT   + (RGB)
PNG   + (RGB)
JPEG +  
PCX +  
BMP +  

Не все редакторы реализуют потенциал того или иного формата в полной мере. Например, PhotoPAINT при сохранении в TIFF автоматически преобразует векторный контур в альфа-канал.

Рассмотрим подробно первые три формата как наиболее актуальные для полиграфии. Информация об остальных приведена в качестве справки.

TIFF

Самый распространенный формат для передачи растровых изображений, используется всеми графическими и издательскими редакторами. Название (Tag Image File Format) получил из-за возможности встраивания в него, кроме собственно битовой карты изображения, разнообразных дополнительных данных. Это позволило сохранять в нём документы Photoshop. Количество поддерживаемых каналов цветности — 1, 3 и 4.

EPS

Стандартный формат для обмена векторной и смешанной графикой между графическими приложениями. Поддерживается без ограничений всеми профессиональными редакторами (с остальными будьте осторожнее: часто поддержка EPS в них чисто декларативная). Удобен для сохранения отдельных иллюстраций и целых страниц. Количество поддерживаемых каналов цветности не ограничено (формат используется для сохранения файлов в палитрах duo- и triotone, со смесевыми цветами). В составе EPS имеются инструкции (порой весьма сложные), написанные на языке PostScript (отсюда название — Encapsulated PostScript — «Содержащий PostScript»).

Чтобы удобнее манипулировать файлами EPS, при сохранении в них обычно включают отрастрированное с разрешением 72 dpi экранное представление (preview). Некоторые редакторы, записывая в него информацию, вместо прозрачности подставляют белый цвет. Правильно распознают preview не все верстальные пакеты, иногда вместо областей с прозрачностью также отображая белый цвет. И хотя это представляет определённые неудобства при вёрстке макета, при печати на PostScript-принтере всё будет правильно. На принтере без поддержки PostScript будет напечатано только хранящееся в заголовке файла экранное представление с низким разрешением.

DCS

Формат DCS (Desktop Color Separations) разработан Quark и представляет собой разновидность стандартного формата EPS, а потому и расширение файлов DCS точно такое же — *.eps. Записанное изображение обычно состоит из пяти файлов: сборочного (экранная версия его содержимого плюс названия связанных с ним файлов) и четырех (или больше) цветоделенных сепараций изображения.

DCS имеет две разновидности. DCS 1 в цветовой модели CMYK информацию об альфа-каналах не поддерживает. Этого недостатка лишен DCS 2, хранящий информацию об альфа-канале и нескольких смесевых (spot channel).

***
Автоматические контуры

Альтернативный вариант создания обтравочного контура — автоматическое преобразование в него выделенной области. Самые простые инструменты для получения области — Lasso (Лассо) и Polygonal Lasso (Многоугольное лассо). Иногда для упрощения кропотливой работы помогает инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), имеющий всего один параметр — диапазон захвата близлежащих цветов Tolerance: чем значение выше, тем более далекие цвета будут включены в область выделения. Как правило, при создании контуров опцию Continuous (Непрерывный) отключают. При выборе точки на изображении, базовой для поиска цветов в заданном диапазоне, нужно учитывать, что Photoshop включит в него цвета, находящиеся в стандартной цветовой гамме по обе стороны. После использования Magic Wand обычно нужна доводка инструментами группы Lasso.

С пятой версии в Photoshop появился Magnetic Lasso (Магнитное лассо) — инструмент, по мнению разработчиков, значительно упрощающий создание сложных масок. Но хорошие результаты он дает, только если контур маски проходит по достаточно контрастной границе. Если же она не имеет четких очертаний либо вокруг множество беспорядочно расположенных контрастных пикселей, пользы от него никакой. Да, в нём есть настройки, иногда открывающие преимущества «прогрессивного» метода. Параметр Width (Ширина) отвечает за ширину области, в чьих пределах будет производиться поиск контрастных пикселей. Edge contrast (Контрастность края) определяет порог, при котором перепад яркостей воспринимается как граница области выделения. Установка Frequency (Частота) на уровне 25-30 позволяет в случае некорректной трассировки исправить положение (при таких значениях контрольные точки ставятся достаточно редко), но и даёт недостаточно точную границу. Более высокими значениями пользоваться тяжело — убрать ошибочно поставленную в процессе трассировки контрольную точку нельзя. Именно поэтому дизайнеры чаще отдают предпочтение старым, давно проверенным методам, обеспечивающим полный контроль за формой выделяемой области.

***
Опции CorelDRAW при сохранении в EPS

Все опции тематически разделены по двум закладкам — General и Advanced. В первой собрана информация общего плана, касающаяся параметров отображения документа на экране (Image header), выбора политики сохранения текста и управления цветопередачей.

Header представляется либо в виде растрового изображения формата TIFF (тогда можно указать его разрешение и глубину цвета), либо в векторном виде (в формате WMF). Недостаток WMF — текст не всегда отображается корректно на других ПК, а цветовые растяжки имитируются наложением друг на друга множества объектов, что существенно увеличивает размер заголовка. Недостаток TIFF — практически всегда больший, чем у WMF, размер заголовка. Transparent Background полностью имитирует прозрачные области в экранной версии файла, что позволяет в пакете вёрстки оценивать дизайн макета прямо на экране, без распечатки на принтере.

Тут же можно задействовать опцию конвертирования текста в кривые или же включения шрифта в EPS для корректного открытия там, где макет будет выводиться на пленки (Export Text as Curves/Text). Текст желательно сохранять в виде кривых при условии, что в макете используется крупный кегль — несмотря на некоторое увеличение размера файла, это не вызовет никаких проблем. В противном случае возможно зрительное утолщение символов и ухудшение читабельности.

Для управления цветопередачей служат настройки Color Management: цветовой профиль можно внедрить в макет, и результат печати станет более предсказуем.

Среди дополнительных настроек — конвертирование всех растровых изображений в необходимую цветовую палитру (Save Bitmap as, по умолчанию — CMYK), что обезопасит от потенциальных проблем при использовании в макете множества изображений из различных источников. Опция Auto Increase Fountain Steps ответственна за плавность перехода цветов в объектах с заливкой Fountain Fill. Включайте эту функцию в любом случае, а не только при слабоконтрастных цветовых переходах: количество градаций цвета будет максимальным на любом печатающем устройстве.

В закладке Advanced собраны более тонкие настройки. Сompatibility отвечает за совместимость с различными принтерами (от старых, поддерживающих PostScript Level 1, до новейших — 3). Если планируется цветоделение из других редакторов, оставляйте совместимость с Level 1, если нет — выберите более новые и тогда укажите для изображения JPEG-компрессию и коэффициент сжатия.

Опция Bounding Box задает размеры документа: они могут соответствовать размерам экспортируемой области и всему размеру страницы. Последнее удобно вместо создания невидимого прямоугольника по размерам страницы, позволяющего в пакетах вёрстки точно позиционировать EPS относительно нижерасположенного изображения.

Корректировать параметры Trapping требуется только в особых случаях. Always Overprint Black сигнализирует RIP запечатывать области с чёрным цветом поверх остальных цветов, Preserve Document Overprint Settings сохраняет в файле параметры overprint, указанные в программе вручную.

Bleed Area устанавливает величину вылета документа за размеры страницы (по умолчанию в EPS обрезается вся информация, выходящая за её пределы).

Если возникают сомнения в корректности созданного файла, оптимальный способ проверки — растрирование в любом растровом редакторе (например, в Photoshop), а лучше всего — в программном RIP. Конечно, такие испытания не дают полной гарантии успеха, но практически всегда позволят обнаружить потенциальные проблемы и предпринять адекватные меры для их устранения.

Настройки CorelDRAW при сохранении в EPS

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 45