Серый, построенный из четырёх компонентов CMYK, — настоящий хамелеон. Заказчик видит на экране идеальный нейтральный оттенок, но в тираже он может «поплыть» — уйти в синеву, лиловость или желтизну, причём иногда прямо на одном оттиске. Это слишком заметно человеческому глазу и вызывает справедливое недовольство заказчика. Долгое время мы, как и многие коллеги по цеху, считали эту разнооттеночность неизбежным злом, пытаясь вручную корректировать цвет на печатной машине. Но оказалось, что корень проблемы кроется в подготовке макета.
Традиционно дизайнеры, создавая глубокий серый, делают «ведущими» триаду Cyan, Magenta и Yellow, оставляя чёрному (Key) скромную роль теневого компонента. Возьмём наш последний пример такого макета, который прислал заказчик. Он очень хотел получить красивый серый пакет с уклоном в синеву. Казалось бы, рабочая схема серого цвета с синим оттенком по СМYК: 62–45–35–20. На первый взгляд, всё логично. Однако на практике удержать в строгом балансе три цветных канала, каждый из которых вносит свой цветовой «уклон», — задача для печатника архисложная. Малейший дисбаланс в подаче любой из этих трёх красок — и вместо ровного серого получается грязно-бурый или синевато-желтоватый оттенок. Кто-то скажет: «Сделайте просто процент от чёрного, и будет вам счастье». Однако эта схема работает, только если серый цвет действительно нейтрально серый, без «уклона» в синеву, красноту или желтизну.
Наше решение оказалось парадоксально простым. Мы переворачиваем эту логику с ног на голову. Мы делаем ведущим и доминирующим чёрный канал (K), поскольку нам нужно получить серый цвет, а цветные компоненты (CMY) сводим к минимально необходимым значениям для достижения нужного тона. Секрет в том, что один доминирующий чёрный канал гораздо стабильнее в печати, чем три равнозначных, и его «разнотон» не так заметен для человеческого глаза. Существует миф, что большой процент чёрной краски делает изображение «грязным» или «мёртвым». Это справедливо для растровых изображений, но для плашечных серых цветов — это единственный путь к стабильности.
Вместо проблематичного 62–45–35–20 мы преобразуем цвет в схему 30–11–0–60. Визуально оттенок абсолютно идентичен, но его поведение в печати кардинально меняется. Чёрная краска, как надёжный фундамент, задаёт тон, а минимальные проценты цветных красок лишь слегка его корректируют, не имея возможности внести значительный цветовой сдвиг. Разнооттеночность между листами в тираже становится практически незаметной.
![]() |
| Схемы 30–11–0–60 и 62–45–35–20 дают визуально идентичный оттенок, но существенно отличаются в плане проблематичности при офсетной печати |
Такой метод — не магия, а грамотное цветоделение, основанное на принципах Gray Component Replacement (GCR), описанных в стандартах управления цветом. Он позволяет добиться высокой стабильности цвета и значительно снижает количество брака. Теперь мы не боимся сложных серых оттенков, так как правильно применяем классическую полиграфическую теорию на практике. По сути, это принцип максимального GCR для решения конкретной технологической задачи. Возможно, и вашей типографии стоит взять лайфхак на вооружение, чтобы взглянуть на старую проблему новыми глазами и убедиться, что решение существует.
Об авторе: Сергей Ляпин, руководитель производственного направления АО «Щербинская типография».
.jpg)