101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Обтравочные контуры и альфа-каналы: от создания до применения*

  • 5 июня 2003 г.
  • 15813

В отличие от векторного обтравочного контура, альфа-канал — дополнительный растровый канал в изображении (в градациях серого), сохраняющий информацию о его прозрачных областях. Градации серого определяют степень прозрачности участков изображения. Альфа-канал можно переименовывать, редактировать и применять к нему различные фильтры — в этом отношении он совершенно равноправен с остальными каналами.

Здесь и таятся его плюсы и минусы: с каждым новым каналом значительно увеличивается размер файла (величина видимой части изображения не важна — в памяти канал занимает всю площадь изображения); зато можно создавать области с частичной прозрачностью, а поскольку маска представляет собой обычное растровое изображение, работать с нею привычными инструментами (кистями).

Изображения, имеющие альфа-каналы с частичной прозрачностью, в полном объёме (с адекватным отображением областей с различной прозрачностью) поддерживаются немногими приложениями. Из известного автору не-графического ПО только Internet Explorer 5.5 и выше поддерживает её в формате PNG. Остальные (в т. ч. верстальные пактеты) ограничиваются возможностями альфа-каналов лишь на уровне «прозрачно/непрозрачно». Правда, в них предусмотрена установка порога между этими состояниями вручную (можно задать, что 10% яркость, а не 50%, как обычно, в канале определит полностью прозрачные области). Учитывая реальные возможности программ, под альфа-каналом чаще подразумевают маску абсолютной прозрачности изображения, т. е. рассматривают его исключительно как чёрно-белый.

В разных редакторах прозрачность передаётся разными цветами: одни считают, что прозрачные области определяются чёрным цветом (так поступает Photoshop), другие — белым (PhotoPAINT). Как правило, все более-менее серьёзные растровые редакторы позволяют конвертировать обтравочный контур в маску прозрачности и наоборот — выделенную область оттрассировать в векторный контур.

Для дальнейшей работы в векторных или верстальных пакетах с изображением, имеющим полупрозрачные области, их записывают в виде альфа-канала (или нескольких каналов), а само изображение сохраняют в формате TIFF. Хотя DCS 2 и поддерживает прозрачность, большинство редакторов (тот же Photoshop) информацию об альфа-каналах в нём всё равно не сохраняет. Что касается возможности TIFF записывать многослойное изображение в виде отдельных слоёв, то корректно их воспринимают лишь векторные редакторы (Illustrator, CorelDRAW) последних версий. Следовательно, для работы с верстальными пакетами такая разновидность TIFF не подходит.

Создание альфа-каналов в различных редакторах практически идентично: отличия лишь в терминологии.

Adobe Photoshop

Выделенную область изображения в редакторе создают инструменты Lasso, Polygonal Lasso и Magic Wand. Для быстрого сохранения её в виде альфа-канала предназначена кнопка Save selection as channel (Сохранить выделение как канал) — палитра Channels (Каналы). Содержимое просматривается после активации канала.

Второй вариант — режим Quick Mask (Быстрая маска), показывающий одновременно само изображение и его маску, редактируемую всеми доступными методами: кистью, аэрографом, ластиком и т. п. Но созданная маска является временной; для сохранения её нужно конвертировать в альфа-канал (панель Channels/New channel) либо через Select/Save Selection (Выделение/Сохранить выделение). При сохранении информации в альфа-канале есть выбор: создание нового канала или любая из основных операций (добавление, вычитание, нахождение общей части) с уже существующим.

Элегантность Photoshop проявляется и при работе с масками

При сохранении изображения в формате TIFF с альфа-каналом убедитесь, что флажок Alpha channel установлен (редактор сам подскажет об этом, сигнализируя значком предостережения возле данной опции).

Corel PhotoPAINT

Инструменты для создания маски похожи на имеющиеся в Photoshop. Любым из доступных способов создаётся область выделения (current mask) и затем сохраняется в виде альфа-канала через пункт New Channel из свитка Channels (или через Mask/Save/Save as channel). Редактирование маски проводится стандартными методами (инструментами рисования) или при помощи группы инструментов Mask. Характер будущей операции нужно задавать явно (Additive или Subtractive mode).

Интересная особенность — сохранение области выделения на диске в виде отдельного файла (Mask/Save/Save Mask to Disk). А загружают его командой Load/Load from Disk.

Сохранение файлов с альфа-каналами никаких дополнительных установок не требует.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ

Мы рассмотрели вопросы создания и редактирования масок прозрачности на предварительных этапах подготовки публикации. На конечном все заготовки собираются в пакете вёрстки.

Все издательские пакеты имеют развитые механизмы управления векторными обтравочными контурами и растровыми масками изображений. Кроме функций обрезания части изображения, маски используются для указания границ обтекания текстом иллюстраций. Поэтому параметры операций в редакторах (clipping и runaround) идентичны.

Каждый редактор имеет и уникальные особенности. Главное преимущество Adobe InDesign — полная совместимость с остальными продуктами Adobe, позволяющая с лёгкостью перемещать документы из одного приложения в другое, придавая изданию должную художественную выразительность. Полностью поддерживаются все возможности форматов PSD и AI как универсальных средств обмена между приложениями Adobe (маски полупрозрачности, растровые эффекты). К сожалению, остальные редакторы подобной гибкостью не обладают — они работают через стандартные TIFF и EPS со всеми вытекающими ограничениями.

PageMaker

Старожил рынка вёрстки, увы, больше развиваться не будет. Но в седьмой версии появились несколько полезных новшеств: работа с PDF и полная поддержка родных «семейственных» форматов — PSD и AI. Нововведения частично снимают ограничения предыдущих версий — теперь без проблем в макете применяются иллюстрации с прозрачностью. Согласитесь, от поддержки PSD и AI редактор выиграл куда больше, чем, например, от поддержки маски прозрачности (к тому же однобитовой).

Но и здесь не обошлось без ложки дёгтя: растровые маски прозрачности в PSD редактор не распознаёт — только векторные. Так и остались нереализованными функции автоматического обтекания текстом изображений с прозрачностью и различных геометрических фигур. Как и раньше, для таких операций придётся вручную создавать границы обтекания, что сейчас выглядит полным анахронизмом. Регулировки отступа в пакете отсчитываются только от габаритных размеров объекта (bounding box), а не относительно его реальных границ — соответственно, остаются не востребованы.

Импорт иллюстраций в публикацию осуществляется операцией Place

Когда в EPS не записано его экранное представление, пакет выполняет растрирование из PostScript самостоятельно, но не особо в этом силён — картинка часто воспроизводится некорректно (например, в виде белого фона). Если внедряется EPS с цветной экранной копией содержимого, то в ранних версиях программы прозрачные области отображаются некорректно. Выход — в сохранении таких файлов с ч/б preview (в 7-й версии проблема решена).

Имеются сложности и со вставкой иллюстраций формата TIFF: к сожалению, информация о прозрачности, основанная на обтравочных контурах и сохранённая через PhotoPAINT, им не поддерживается. Сохраняйте такие изображения в формате EPS. Как видите, проблем у редактора предостаточно — поэтому его и используют в основном для вёрстки продукции, в которой не нужно делать особых изысков, вроде обтекания сложных контуров.

QuarkXPress

XPress — флагманский пакет компании Quark. По средствам художественной выразительности ветеран в сфере вёрстки уступает молодой поросли, зато легко оперирует альфа-каналами и обтравочными контурами для маскирования части изображения и управления обтеканием текста. Кроме работы с обтравочными контурами, импортированными вместе с изображениями, XPress предоставляет широкие возможности по их созданию своими силами.

Для доступа ко всем параметрам надо выбрать контейнер с иллюстрацией и нажать либо выполнить команду Item/Clipping (для управления обтеканием текста — Item/Runaround). В появившемся диалоговом окне по умолчанию активным будет Embedded path или Alpha channel — в зависимости от того, в каком именно виде сохранена информация о прозрачности.

Возможности при работе с EPS и TIFF в редакторе существенно разнятся. Для первого обтравочным контуром будет тот, что назначен в растровом редакторе. Никаких других «вольностей» не предусмотрено. Для обтекания текстом допускается большая свобода: можно выбирать любой путь, существующий в изображении, при этом становится доступной масса дополнительных параметров. Максимальна гибкость при работе с TIFF: выбор любого типа маски и, естественно, полный набор средств управления ими.

Какие же параметры масок прозрачности регулируются?

Во-первых, выбор обтравочного контура или альфа-канала, который будет рабочим. Становится доступна для редактирования группа параметров Tolerance, где собраны настройки точного управления масками.

Outset предназначен для расширения или сужения границы контура. Популярная область его применения — задание расстояния между иллюстрацией и обтекающим её текстом. Максимальное значение зазора — 288 типографских пунктов (points), т. е. чуть более 20 см.

Noise определяет минимальный размер контура (в точках), учитываемый редактором. Обычно используется, если в графическом редакторе маскируемые области были сделаны инструментами типа Magic Wand без последующего сглаживания их границы, что приводит к созданию множества крошечных путей.

Smoothness задаёт точность воспроизведения контура: чем значение меньше, тем точнее принтер «обрежет» иллюстрацию, но и контрольных точек будет создаваться больше. Если их значение превысит некоторое пороговое, QuarkXPress автоматически сократит количество путём интерполяции.

Параметр Threshold задаётся в случае использования не ч/б битовых масок, а в градациях серого: поскольку граница маски чётко не очерчена, обтравочный контур может быть проведён где угодно. Значение Threshold определяет пороговую яркость, отделяющую маскируемые участки от немаскируемых. Если задан порог 10%, будут видимы только пиксели с яркостью 11% и выше.

Из собственных возможностей QuarkXPress по созданию прозрачных областей остановимся на режимах Non-white area и Auto Image. В первом случае пакет анализирует информацию об областях с белым цветом. Режим мало востребован в силу того, что изображение должно удовлетворять определённым критериям (иметь чёткую границу между областями), что случается крайне редко. Некоторую помощь оказывает параметр Threshold, но проще и быстрее провести предварительную подготовку изображения в графическом редакторе.

Дополнительные настройки пакета — Restrict to box (ограничить границу прозрачности размерами контейнера, содержащего иллюстрацию) и Invert (инвертировать границу маски). Первая часто помогает упростить путь за счёт игнорирования контрольных точек, расположенных вне зоны видимости.

Кнопка Rescan предназначена для того, чтобы увидеть эффект от выбора новой маски прозрачности. Для простого изменения параметра маски используйте Apply. А если нужно вообще отказаться от использования маски, выберите из списка её типов пункт Item.

«Джентльменский набор»: функции QuarkXPress для управления маской

Контролировать сложность формируемой кривой можно по информационному полю Information, в котором собраны все данные по текущему объекту. Даже если указан альфа-канал, редактор всё равно его трассирует и указывает количество полученных контрольных точек в кривой.

Кроме развитых функций управления прозрачностью, установленной в графических редакторах, QuarkXPress позволяет в любой момент изменять форму маски собственными средствами. Но это кропотливый процесс, сначала оцените сложность кривой по полю Information. Как правило, при вёрстке обтекание текстом (закладка Runaround) напрямую связывается с формой обтравочного контура (закладка Clipping). Для объединения процессов в закладке Runaround есть пункт Same As Clipping — все изменения, вносимые в форму контура, будут автоматически влиять на перераспределение текста. Если пришлось менять форму пути, который обтекает текст, проверьте значение поля в Preferences/Interactive/Delayed Item Dragging/Delay, это ускорит процесс редактирования.

Переход в ручной режим редактирования внедрённого контура происходит по нажатию (или командой Item/Edit/Clipping Path). Обтравочный контур становится видимым — со всеми составляющими контрольными узелками. Инструмент Item передвигает, добавляет и удаляет узелки, меняет их тип, тип сегментов, регулирует направляющие — QuarkXPress преображается в обычный векторный редактор. Элементы управления появляются в палитре Measurements. Для добавления или удаления узелков — клавиша ; двигаются как отдельные узелки, так и целые сегменты. После придания завершённой формы очередное нажатие вернёт в обычный режим вёрстки. Если затем выполнить Item/Clipping, активным будет тип User-Editing Path. Будьте осторожны: выбор любого другого типа приведёт к потере информации об отредактированном вручную пути.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 45