Печать газетной продукции флексографским способом — не слишком распространённое явление на европейском рынке. Изменить ситуацию надеется руководство итальянской компании Cerutti, в т. ч. её вице-президент по продажам и маркетингу Рикардо Берроне, любезно ответивший на вопросы ФСП.
Рикардо Берроне |
Какова цель вашего визита в Россию?
Посещение крупных газетных типографий, одной из которых я намерен представить технологию печати газет флексографским способом и рассказать о преимуществах оснащения флексографскими машинами.
Какие аргументы собираетесь использовать в продвижении технологии?
Их много, и все весомые. Самый главный — универсальность флексографской техники. Очевидный факт: печатные машины любой газетной типографии печатают ежедневную периодику от силы 3–5 часов в сутки, как правило, ночью. Владелец флексографской машины получает большую широту маневра: в остальное время можно печатать рекламную продукцию, каталоги и телефонные справочники.
В Италии, как и сейчас в России, крупнейшие рекламодатели сначала делали ставку на телевидение. Но маркетинговые исследования показали, что её эффективность оставляет желать лучшего. Было принято решение о диверсификации рекламных кампаний в пользу периодических печатных изданий. В итоге, в каждом появились тематические рекламные вкладыши: «Путешествия», «Музыка», «Бизнес», «Здоровье».
Второй аспект — экономический: эксплуатировать флексографскую технику дешевле и проще. Заметно сокращается объём отходов при запуске тиража — нет необходимости настраивать баланс краска/вода, в угоду которому приходится «отдавать» от 100 до 600 оттисков. Снижаются энергозатраты: меньше вращающихся валов; не нужны крупногабаритные межсекционные сушильные устройства (краски на водной основе впитываются в газетную бумагу, используется лишь небольшая ИК-сушка на выходе для работы с мелованными бумагами). Экономия на закупке красок, по нашим оценкам, 1–2%; сокращается численность обслуживающего персонала машины с 5-ти до 4-х человек.
А качество печати?
Вот два одинаковых рекламных оттиска, сделанные на офсетной и флексографской машинах. Видите, насколько контрастнее и насыщеннее флексографский?
Каков объём инвестиций во флексографскую газетную машину?
Около 10 млн евро за полноцветную 4-красочную машину с центральным печатным цилиндром для выпуска 96-полосных газет и 1 млн евро за два параллельно работающих устройства CtFP (Computer-to-Flexo Plate) с соответствующим оснащением. Это примерно на 10% меньше, чем для офсетного варианта.
Цифровой вывод печатных форм — обязательный элемент комплектации машины?
Мы никому не навязываем цифровых решений. Желающие могут работать с традиционными формами. Но когда речь заходит об эффективности производства и повышении производительности, выбор может быть только один — CtFP.
С кем из производителей цифровой допечатной техники вы сотрудничаете?
С компаниями MacDermid Printing Solutions и BASF. Первая предлагает цифровые пластины NAPP Emerald, созданные на базе решений в области высокой печати. На Drupa-2004 анонсирована её система обработки цифровых форм серии Lava. Решения BASF для флексографии хорошо известны, среди них совместная разработка с фирмой Stork Prints (также показанная на Drupa) — установка прямого лазерного гравирования nyloflex infinity. Есть возможность использования экологически чистых водовымывных пластин, выпускаемых обеими фирмами.
Для газетного производства мы рекомендуем пластины MacDermid как более быстрые в обработке — производительность экспонирующих систем позволяет выдавать до 150 пластин в час. Решения BASF больше подходят для коммерческой печати, т. к. воспроизводят высокие линиатуры.
Расскажите об опыте эксплуатации уже установленной техники.
Пока в Европе такой опыт накоплен только итальянскими (в основном оснащёнными машинами нашей фирмы) и английскими (там больше работает техника KBA) типографиями. 14 флексографских машин было закуплено издательством газеты La Repubblica, это явилось поворотным шагом в нашем развитии. Половину тиражей во вновь открытой типографии печатает флексографским способом Carriera Della Sera (одновременно они приобрели офсетную технику KBA). Машины позволяют печатать популярные в Европе форматы tabloid (формат А3) и broadsheet (формат А2) для варианта с одним рулоном — 32-полосные, с двумя — 64-полосные, с тремя — 96-полосные. Результат впечатляет: уже 27% итальянских газет печатается на флексографской технике, а это около 2 млн копий в день.
Каковы технические особенности ваших машин?
Все предлагаемые для газетного рынка системы имеют планетарное построение — вокруг центрального печатного цилиндра группируются формные цилиндры с анилоксами и красочные аппараты с камерным ракелем. Печатный и формный цилиндр, анилоксовые валы (с керамическим покрытием) оснащены собственными электроприводами переменного тока. Особенность приводов — повышенная надёжность, выражающаяся в их бесщёточном исполнении, что предельно упрощает эксплуатацию. Центральный цилиндр оснащён системой воздушного охлаждения. Планетарная схема обеспечивает высокую точность приводки; автоматические системы управления ею не нужны, это заметно упрощает и удешевляет конструкцию.
Добавим, что планетарные машины предполагают работу с тянущимися плёночными материалами.
Да, газетные машины — упрощённый вариант систем для индустрии упаковки, в которых предусматривается до 8-ми формных цилиндров с красочными аппаратами. Машины печатают по полиэтиленовой и полипропиленовой плёнкам, используют водные, сольвентные и УФ-закрепляемые краски. Есть в нашем модельном ряду и системы линейного построения, также ориентированные на печать упаковочной продукции, в т. ч. по плотному картону. За это направление отвечает компания Flexotecnica, которую мы приобрели в конце 90-х годов.
В группе компаний Cerutti сегодня 6 подразделений, каждое сформировано из сотрудников вошедших в неё фирм. Какова их специализация?
Развитие Cerutti началось в конце 40-х годов, когда мы представили на рынок машины глубокой печати для рынка упаковки и журнальной продукции. В 80-х начали развивать флексографское направление для газетных типографий. Желая иметь полный спектр решений для печати упаковочной продукции, приобрели компанию Flexotecnica. Чуть позже к нам присоединились Zerand и Iberica, выпускающие высекальное оборудование для рынка упаковки, производитель систем ротационной высечки Bernal и Componenti Grafici, собирающие машины глубокой печати для упаковки.
Как вы оцениваете перспективы на российском рынке?
В России мы с 80-х годов: тогда в типографиях Ленинграда и Киева были установлены машины глубокой печати для упаковочного картона, 14 машин для печати на плёнках на российских мебельных фабриках, машины для журнальной печати — в типографии «Правда» и 3-й московской. Сейчас совместная работа возобновляется: флексографская машина для производства гибкой упаковки поставлена в одну из новосибирских типографий; другая, более современная, на пути в Санкт-Петербург; готовится к подписанию третий контракт. С обоснованным оптимизмом мы смотрим на рынок газетной и упаковочной печати.
Традиционно Cerutti ассоциируют с технологиями глубокой печати. Какую долю прибыли они приносят компании?
При годовом обороте в 250 млн евро нам принадлежит 55% мирового рынка машин глубокой печати для выпуска журнальной продукции и 35% — для упаковки. По газетным флексографским машинам мы на равных соперничаем с KBA. Сложнее ситуация на рынке флексографских машин, ориентированных на печать упаковочной и этикеточной продукции, где очень много сильных игроков.
О хороших перспективах развития флексографского направления говорят результаты 2003 финансового года. Внутри группы 30% от оборота составили продажи флексомашин для газетного рынка и выпуска «жёлтостраничных» изданий, 24% — машин глубокой печати для упаковки, 15% — машин глубокой печати для журналов и каталогов, 11% — флексографских машин для упаковки. Мы уверены в правильности выбранных приоритетов и намерены активно работать на рынке флексомашин. В том числе на чрезвычайно ёмком и перспективном российском рынке.