101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Российский шёлковый путь

  • Елена Никонова
  • 10 декабря 2004 г.
  • 6267
Шелкография сегодня — один из наиболее востребованных способов печати. Его популярность растёт, в т. ч. за счёт уникальных возможностей при изготовлении по-настоящему эксклюзивной продукции.

Трафаретная печать традиционно применима в широком круге областей, отличается разнообразием используемых основ, красок и достигаемых эффектов. Некоторые виды работ считаются простыми, поставленными на поток (лакировка), что не совсем верно. Есть специфические виды шелкографии, например, сериграфия (многократное и послойное наложение красочных слоёв методом трафаретной печати). Её нередко сравнивают с искусством, ибо основное применение — копирование живописных полотен. С её помощью получают нерастрированное цветное изображение, а за счёт толщины красочного слоя передают фактуру полотна. При использовании специфической послепечатной обработки, например, состаривания, отличить печатную копию от подлинника непросто.

Но и в более известных областях шелкографии повышаются требования к качеству, заказы усложняются, а конкуренция растёт. Общая тенденция: заказчик не жалеет денег, дабы получить качественную продукцию, а для сувенирных изделий, бизнес-подарков, рекламы и оформления мест продаж ещё и эксклюзивную. Непохожесть на конкурентов, изюминка, обращающая внимание покупателя, — вот цель таких заказчиков, а выделиться из толпы при росте качественной печати становится непросто. Конкуренция же среди печатников меняется в зависимости от занимаемой ниши.

Конкуренты на выбор

Образцы печатной продукции для оформления мест продаж, выполненные в трафаретном цехе компании «Знак»

Возьмём для примера рекламную индустрию. По словам заместителя генерального директора компании «Знак» Алексея Недумова, рынок наружной рекламы можно считать устоявшимся: «Основные наши конкуренты — 4 известных отечественных фирмы. В конце 90-х гг. иностранные конкуренты были благополучно «вытеснены» за пределы страны за счёт низких цен и сроков исполнения плюс сравнимого качества печати, ведь оборудование и расходные материалы у всех одинаковые — европейские. Вероятность появления новых конкурентов-трафаретчиков невелика, особенно если учесть стартовый капитал для создания такого производства».

Конкуренцию трафарету на рынке «наружки» составляют цифровая печать со стороны малотиражных заказов и офсет для больших тиражей. «Цифровое» притеснение связано с большей доступностью и ростом производительности этого оборудования. Ещё 5 лет назад офсет, несмотря на низкую стоимость, мало кого устраивал: плакаты успевали выгореть до конца рекламной кампании, зачастую длившейся несколько месяцев. Печать же шелкографским способом избавляла рекламодателей от незапланированной перепечатки. Сейчас ситуация изменилась: сроки рекламных кампаний сократились до одного месяца, и офсет отвоевал себе печать тиражей от 600 экз. За трафаретной печатью осталась ниша 20–600 экз.

В рекламной индустрии всё популярнее другой вид изделий, POS-продукция (от Point Of Sale) для оформления мест продаж. Даже трафаретный цех компании «Знак», работающий на станках Svecia и Thieme и созданный в 1996 г. специально под «наружку», уже отдал под это направление 10% печатной мощности. POS-продукцию отличает гораздо больший выбор основ, в основном это разнообразные пластики, картон, баннер, самоклейка.

Эксклюзивная печать

Примеры POS-продукции, выполненной в компании «Миди Принт», на разных видах пластика

Трафаретный цех компании «Миди Принт» POS-продукцию относит к основному направлению. По словам её президента Артема Надирашвили, возросшая конкуренция ведёт к повышению требований не только к качеству, но и к эксклюзивности — требуется привлечь внимание потребителя.

В ход идут специальные основы и краски, необычная конструкция, как следствие — необходимость сложной фальцовки, вырубки, формования, а также дополнительные элементы конструкции (светодиоды или электролюминесцентные платы). «Обычные вещи могут делать все. Не надо искать простых заказов, их легко перехватят конкуренты. Выполнять сложные работы, оттачивать на них мастерство, пока спрос на качественное исполнение «проблемных» заказов превышает предложение», — вот рецепт успеха Надирашвили.

С его точки зрения, самое главное — предоставить клиенту весь сервис по производству, в т. ч. и дизайну продукции. Важную роль играет выбор между тремя основными видами печати (офсетной, цифровой и трафаретной), исходя из экономической целесообразности, или, что сложнее, их комбинации. В цехах «Миди Принт» установлено печатное оборудование всех типов, предусмотрено вакуумное формование.

Цех оснащён станками Argon, Svecia, Thieme. Используют краски трёх производителей, что определяет тип основы и последующей обработки — Sun Chemical-Coates, Sericol и Marabu.

Доля полноцветной трафаретной печати около 30% от общего объёма печатных работ, макс. линиатура сравнима с офсетом — 150 lpi на сетке 155 от Saati и Sefar. В качестве основ в 70% случаев используются разные виды пластика, растёт многообразие его типов: полипропилен, полистирол, ПВХ, акрил, повышается спрос на стереопластики. Около 20% печатается на самоклейке.

Сложность получения заказов на трафаретную печать связана, по мнению Надирашвили, с отсутствием жёсткой стандартизации: «За счёт её введения можно добиться предсказуемого результата, обеспечить его повторяемость даже при смене постав- щиков расходных материалов и оборудования, что повысит конкурентоспособность трафарета.

Будет этому способствовать и безболезненная комбинация с другими видами печати как в рамках одного заказа, так и пакета, к примеру, когда надо получить один корпоративный цвет при печати на разных основах и разными технологиями. Пока же от трафаретчиков требуется гораздо большая квалификация, чтобы идти вровень со «стандартизованным» офсетом».

Оригинальные решения

Этот дисплей — образец комбинации офсетной и трафаретной технологий печати, а также бумаги и нескольких типов пластика, в т. ч. формованного

Тенденция к усложнению заказов характерна и для визиточно-карточной продукции, при выполнении послепечатной обработки. За последние пару лет клиентов не только не приходится уговаривать на «усложнение» заказа, но они сами требуют нестандартности, интересуются, какие незнакомые эффекты предложит дизайнер. Варвара Дымова, генеральный директор компании «Издательство Печатный двор Граффити», объясняет это доступностью современного печатного рынка: «Раньше, чтобы выделиться, достаточно было подарить календарь в пакете с символикой фирмы — качественный дизайн и печать были дороги. Теперь рынок перенасыщен дизайн-бюро и типографиями, предлагающими качество по конкурентоспособным ценам, и таким подарком уже никого не удивишь. Заказчики хотят действительно эксклюзивной продукции. Постоянно пробуем что-то новое, а затем предлагаем это клиентам».

По словам Дымовой, конкуренция в области отделочных послепечатных работ очень высока. Рецепт выживания простой: «Платить хорошие деньги хорошему дизайнеру. Все возможности эффектного послепечатного оформления должны закладываться на этапе разработки проекта». Добавьте к этому стабильный и качественный результат, высокий сервис и развитую инфраструктуру — и получите возможность не только удержаться на рынке, но и заниматься действительно интересными вещами.

Сериграфические «изыски»

Копия картины Мочалова «Подсолнухи», выполненная на прозрачном пластике. На обороте хорошо видно, что красочные слои сильно перекрываются, повторяя процесс живописного создания полотна

Трафаретный цех типографии «Альфа-Пресс» с сериграфией знаком с начала 2003 г.: здесь печатаются копии полотен Зураба Церетели, Владимира Мочалова, выпускные работы художников XIX в. из коллекции Петербургской академии художеств. Заказчики «Альфа-Пресс» с этой техникой печати столкнулись не в России, а на Западе и сами пришли в типографию с предложением попробовать копировать их полотна.

Сериграфия занимает около 40% мощности 3/4-автомата Saturn Platinum 2835 формата 1000x700 мм. Хотя тиражи заказов на сериграфию заметно снизились — со 150-200 до 30-50 экз., их количество увеличилось, и доля сериграфии постоянна. Средняя стоимость печати — около 1 долл. за один красочный слой при тираже в 100 экз.

Копии с «однотонных» картин, выполненных углем, карандашом или сангиной, печатают в 7-10 красок, от самого светлого оттенка к более тёмному, красками Sericol на основе растворителя, для чего используют сетки 100-120 с эмульсией 3+2. Копии с работ маслом печатают в 40-60 прогонов УФ-красками Encrese Dubuit на сетке 150 с эмульсией 1+1.

Интересен набор подложек, на которых приходилось выполнять сериграфические заказы: не только разнообразные типы бумаги, но и прозрачная плёнка, металлический лист, натянутый на картон холст и даже обратная сторона оргалита. Из-за сильной рельефности последние два типа подложек требуют предварительной обработки: их грунтуют, чтобы обеспечить равномерное закрытие красочным слоем при печати.

В качестве грунтовки для картин со светлым фоном используют белила, смешанные с прозрачной основой. Чем меньше последней, тем рыхлее получается грунт, приглушённее и мягче выглядят краски. Поэтому рыхлый грунт применяют для картин пастельных тонов, а для ярких и контрастных красочных полотен его делают жёстче. Есть вероятность, что толстый слой УФ-белил потребует большей мощности излучения для полного отверждения и, при её отсутствии, останется внутри сыроватым: тогда при сушках на следующих прогонах краску «вспучивает».

Для эффекта рельефной поверхности процесс печати настраивают так, чтобы слой краски был толще, чем для полноцвета. Этого добиваются с помощью мягкого ракеля, иногда с округлым профилем, снижением скорости движения ракеля и его давления. Поскольку краски дают высокий рельеф, иногда приходится вносить коррективы в порядок прогонов: наложение красок должно быть равномерным по всей поверхности, чтобы рядом стоящие не экранировались уже имеющимся красочным слоем.

Необходимо учитывать укрывистость красок и взаимодействие вышележащих красочных слоёв с нижележащими. Это связано с тем, что цветоделение происходит с расчётом на 100% укрывистость, но в жизни всё не столь радужно. «Красочные слои должны, накладываясь один на другой, не искажать цвета. Не все краски одинаково укрывисты. Мы можем добавлять в основной цвет белую основу для повышения укрывистости, но лишь до определённых пределов, так как от этого теряется блеск, конечный цвет становится тусклым. Опять-таки, необходима большая мощность излучения при сушке», — объясняет руководитель трафаретного цеха «Альфа-Пресс» Сергей Галкин. На конечный результат, по его словам, влияет масса факторов: например, процесс УФ-отверждения делает краски чуть темнее, на невпитывающих материалах цвета получаются ярче, чем на впитывающих. Важна и техника, в которой выполнен оригинал: например, при печати копий с картин, нарисованных углём, для промежуточных оттенков в основную краску лучше добавлять не белила, а прозрачный лак. Всё это надо учитывать при смешивании красок для получения нужного оттенка не «в банке», а на готовой продукции.

Хотя типография переживает нелёгкие времена, связанные с переездом и обустройством на новом месте, здесь уже ждут своей очереди два заказа на сериграфию, есть новые задачи и идеи. «Хотелось бы попробовать печатать красками на масляной основе. Пока не получается повторять акварельную технику, думаем над этой проблемой. В любом случае работать с сериграфией гораздо интересней, чем заниматься обычной "сувениркой" или лакировкой», — уверяют печатники «Альфа-Пресс».

Благословение на печать

Черниговская икона выполнена в 75 прогонов. На фотографии представлены разные стадии печати

Сериграфией занимаются и в иконописной мастерской при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Назвать мастерскую типографией трудно. И дело не в производственной мощности (установлен один ручной печатный станок), а в общем настрое работы. «Мы не печатаем — мы рисуем иконы, просто вместо кисти используем трафарет. Меняется лишь инструмент — и ничего более!» — говорит руково-дитель иконописной мастерской Аркадий Холопов.

Идея использования шелкографии зародилась 2,5 года назад не без участия его отца, Анатолия Холопова, работавшего председателем плакатной комиссии Союза художников и занимавшегося трафаретной печатью с 70-х годов. Техника печатного изготовления максимально приближена к традиционной иконописи. Сначала иконописец создаёт «живой образ» — икону, с которой будет печататься тираж.

После благословения Церкви приступают к цветоделению. Мастерская оснащена вполне современным Apple Macintosh G4, но и здесь без участия художника не обойтись: в отсканированном изображении выделяется столько цветов, сколько красок и оттенков использовалось при создании оригинала. Самая сложная икона печатается в 75 прогонов. Результат «автоматического» деления средствами Photoshop доводят вручную, для чего пришлось создать дополнительные кисти (Brush).

Фактически картина рисуется заново, но уже на компьютере, и высшее художественное образование здесь не роскошь, а необходимость. Для изготовления фотоформ используют сетку 120. На весь подготовительный этап, от создания оригинала до изготовления фотоформ, уходит в среднем 1,5 месяца. В качестве основы для печати берут доски, покрытые левкасом — тот же материал, что и при традиционном написании икон. Печатают красками Marabu на основе растворителя. Подборкой цвета «на глаз» занимается иконописец, никакие пропорциональные соотношения для «удачных» цветов не записываются. Последовательность наложения красочных слоёв строго соответствует порядку работы при живописи. Так как станок ручной, скорость движения ракеля, давление и угол подбираются печатником опытным путём, и знание это «хранится» в человеческих движениях, на бумаге его не передашь.

После просушки иконы в нужных местах покрывают сусальным золотом, затем лаком — этапы полностью повторяют оригинальное производство.

В целом, печать получается дорогостоящей и трудоёмкой, тираж в 500 экз. занимает около месяца, но себестоимость такой «трафаретной» иконы — в 3-4 раза дешевле по сравнению с традиционной иконописью.

В мастерской выполняют заказы не только для Лавры, но и для монастырей Серпухова, Старого Оскола, Кисловодска и даже Греции, а также для частных лиц.

Иконописцы и печатники готовы расширить спектр работ копированием живописных полотен на нерелигиозные темы, поэкспериментировать с красками и подложками, а вот производство всякого рода рекламно-сувенирной продукции сомнительно — всё-таки не та атмосфера у этой мастерской «с элементами типографии».

Сам себе голова

Печатный двор «Граффити» — целое производственное объединение и трафаретный цех, существующий более 5 лет, — лишь небольшой фрагмент картины. Он оснащён печатными машинами Argon и Seristar форматов А1 и А2, используются краски Sericol, Argon & Manoukian, Unico.

Основное предназначение цеха — отделочная послепечатная обработка продукции, в качестве материала — бумага, значительно реже — пластик. Специфика такова, что большую часть заказов формируют «свои» подразделения — дизайн-бюро, базовое издательство, а также постоянные заказчики-типографии, осуществляющие здесь отделку продукции.

Главным образом печатают плашки, заказы на полноцвет встречаются редко. Около 80% загрузки — лакировка и визиточно-карточная продукция. Доля последней постоянна, несмотря на расхожее мнение, что повсеместное распространение цифровой печати отрицательно скажется на количестве заказов.

Часто лакировку воспринимают как понурую трафаретную рабочую лошадку: идёт себе по проторенной дорожке, мастерства в управлении не требуя, везёт свою маленькую тележку в общую доходную копилку. В общем, грустная картина. В «Издательстве Граффити» с этим стереотипом решили бороться. В качестве нового решения предложили заказчикам выборочную лакировку разными видами лака. Лаки различают не только по матовости, но и по фактуре: гладкие, рельефные, текстурные — с эффектом шагрени, с глиттером (блёстками). «Мы можем с помощью их комбинаций создать оригинальное дизайнерское решение», — утверждает Дымова.

Это увеличивает стоимость заказа, но клиенты готовы идти на удорожание ради эксклюзивности. Экспериментируя с новыми нестандартными материалами, технологи столкнулись с неожиданной проблемой: «…Отсутствие обратной связи между производствами и поставщиками.

Не всегда технологический процесс соответствует рекомендациям производителей, поэтому далеко не все продавцы расходных материалов способны не только предложить новый лак или краску по прайс-листу, но и дать грамотные рекомендации по их использованию. Приходится экспериментировать на свой страх и риск».

Эксклюзивный трафарет

Карточная продукция, выполненная трафаретом на плотной бумаге в 5 и 7 красок

В рамках одной статьи невозможно охватить всё многообразие трафаретной техники и изыски, получаемые с её помощью. За кадром остались печать на текстиле, на кожаных изделиях, специфических видах пластика.

Но и там тенденция схожая: усложнение и повышение эксклюзивности размещаемых в типографиях заказов. Причины те же: доступность качественной печати, жёсткая конкуренция среди фирм-заказчиков и пресыщенность рынка традиционной, стандартно-унылой продукцией.


Автор выражает признательность специалистам типографий «Альфа-Пресс», иконописной мастерской при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, «Миди Принт», «Издательство Печатный двор Граффити» за помощь, оказанную в подготовке статьи.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38