Раздвигать границы; делать то, что считается невозможным; бороздить океаны в поисках неизведанного… Отправ-ляться туда, где ещё не ступала нога флексографа, — вот что я имею в виду. Желание экспериментировать, попытка сделать то, чего раньше не предпринимали, всегда приносит плоды. Продуманная, тщательно спланированная и проанализированная инициатива окупится сторицей. Индустрия прогрессирует, и, чтобы флексография смогла выжить в условиях жесточайшей конкуренции, необходимо постоянно повышать качество продукции, стремиться к тому, что ещё вчера казалось нереальным. Заказчики становятся всё требовательнее к качеству, сложность работ растёт, а тут ещё и цифровая печать дышит в спину. Ваши конкуренты становятся лучше и сильнее — а вы?
За годы работы мне приходилось праздновать удачи и терпеть поражения, но во всех компаниях, с которыми я сотрудничал, чётко соблюдалось одно правило: превзойди себя, если возможно, сделай лучше, чем конкурент, лучше, чем ожидает заказчик. Безусловно, речь не о стандартной этикетке для молочной бутылки. Я говорю об элитных заказчиках — тех, кому нужен высокотехнологичный продукт. А таковых с каждым днём всё больше, и флексографу приходится постоянно конкурировать с офсетом и опережать конкурентов, дабы отвоевать заказ. Другими словами, отделите свою компанию от серой массы, и тогда у флексографии появится шанс.
Если руководство не создаст обстановку, в которой стремятся к экспериментам, на новый уровень вы никогда не выйдете.
Но как этого добиться?
От допечатного процесса во флексо постоянно требуют невозможного с точки зрения норм технологии. Но сначала определите, какой результат доступен ежедневно. Это будет точкой отсчёта для выявления слабых мест предприятия, особенно в печатном процессе. Самый качественный макет ничего не даст, если рядом с печатной машиной нет компетентных операторов, если в типографии отсутствует технологическая база — высококачественные анилоксовые валы и машины с высокой точностью приводки.
Будущее нашей отрасли определяют те, кто выводит флексографию за рамки привычных границ.
Допустим, всё это есть. Чего же не хватает? Как я уже говорил, всё зависит от того, с каким настроем люди работают. Обеспечить соответствующее настроение — задача управленческого состава. Если руководство не создаст обстановку, в которой стремятся к экспериментам, если допечатный отдел опасается, что за неудачное новаторство их отчитают или поднимут на смех, на новый уровень вы никогда не выйдете.
Я уверен в одном: прогресс компании невозможен без неудач. Они краеугольный камень будущего успеха, но при определённом условии. Нужно уметь извлекать уроки из поражений и не повторять ошибок, иначе — какой же смысл? Ошибаться и искать другие пути! Откуда вы знаете, что не выйдет, если ещё не пытались?! Так навсегда и останетесь типографией-середняком, которой в современных условиях не выжить.
Дизайнерам постоянно хочется выйти за нормативные рамки. И это хорошо! Типографии, поддерживающие такой подход, — движущая сила отрасли. Именно они помогают флексографии утвердиться на первых позициях, а не служить дополнением к другим технологиям.
Теперь, когда вы уверены, что сотрудники всё «воспринимают» правильно, настало время проанализировать допечатный процесс. Если в типографии оборудование среднего уровня, рассмотрите два варианта: выжать всё возможное из того, что есть; инвестировать средства в современную технику с максимальным потенциалом. Но прежде чем сломя голову бросаться за новым цифровым устройством вывода, проверьте качество своих фотоформ. Ведь всё начинается с качественной плёнки. Если вы полагаете, что выдающиеся результаты принесёт покупка по сходной цене плёнки неизвестного производителя, — желаю удачи. Экономя копейки на допечатке, будете терять рубли в печатном цехе, обрекая себя на стабильно серые результаты.
Если в типографии оборудование среднего уровня, рассмотрите два варианта: выжать всё возможное из того, что есть; инвестировать средства в современную технику с максимальным потенциалом.
Помните: «твёрдые» точки — хорошо, «мягкие» — плохо. Не забывайте, что для качественной проверки фотоформ, как минимум, понадобится лупа со 100х увеличением (20х погоды не сделает). Когда речь идёт о мельчайших элементах растра, нужно предельно детальнее анализировать результаты.
Присмотритесь к оборудованию и технологии вывода форм. Вы пытались отступать от рекомендаций производителя? Я лично не видел превосходных результатов там, где точно следуют инструкциям. Попробуйте отойти от норм. Поэкспериментируйте с временем экспонирования и вымывания. Последнее критично, если на форме нужно воспроизвести точку в 0,35%. В процессе смывки такие точки в буквальном смысле уничтожаются. Убедитесь, что выбрана верная пластина. Сегодня рынок предлагает их на любой вкус, и у каждой свои характеристики — длительность экспонирования, твёрдость, краскоперенос. Нужно найти оптимальную комбинацию экспонирования, времени вымывания и типа пластин. Возможно, именно сочетание плёнки, пластин и параметров экспонирования мешает достичь максимума на установленном оборудовании и обеспечить выдающееся качество.
Инвестиции в новое оборудование — отличное решение, если они означают повышенное качество, быстрые технологии и стабильные результаты. Часть оборудования соответствует всем критериям, часть — некоторым. Что интересует клиента? Думаю, повышению качества и стабильности стоит отдать предпочтение перед производительностью.
Если знаете, что сократите растискивание на 10%, получите более чёткие точки, расширите цветовой охват и воспроизведёте 1% точку при линиатуре 200 лин./дюйм, важно ли то, что время вывода форм увеличится с 10 до 20 минут? В большинстве случаев это удаётся компенсировать сокращением времени приладки, лучшим соответствием цветопробе и повышением точности воспроизведения в целом. Кроме того, будете уверены, что печатные оттиски как минимум соответствуют офсетному качеству, и выбьете из колеи конкурентов.
Что предлагает ваша типография: время изготовления формы или этикетку, качество которой превзойдёт самые смелые ожидания клиента? Безусловно, если есть оборудование, которое поможет добиться всех целей, покупайте! Я просто хочу обратить внимание на то, что интересует заказчиков. Что поможет сотрудникам заключить контракт? Мой хороший друг часто говорил: если искусство продаж заключается в цене, пожалуй, стоит заняться чем-нибудь ещё. Мы предлагаем покупателю нечто большее, чем краску на листах, и тот, кто делает это в большей степени, оказывается в выигрыше, а остальные — на обочине.
Инвестиции в новое оборудование — отличное решение, если они означают повышенное качество, быстрые технологии и стабильные результаты.
Будущее нашей отрасли определяют те, кто выводит флексографию за рамки привычных границ. Не вызывает сомнений, что вскоре к традиционным конкурентам флексо — офсету и глубокой печати — добавятся цифровые печатные машины. Если продолжать заниматься только тем, чем удобно, всех просто съедят живьём.
Придя завтра на работу, подумайте, как отпечатать этикетку качественнее. Попытайтесь получить от оборудования максимальную отдачу. Создайте атмосферу, в которой сотрудники будут добиваться большего, не опасаясь неудач. Важно, чтобы все эксперименты в итоге приводили к повышению качества. Присмотритесь к процессу допечатной подготовки, подумайте, как улучшить результат — за счёт оборудования или расходных материалов. Пробудите в сотрудниках творческое начало — пусть завтра достигнут того, что не смогли сегодня. Помните: будущие клиенты захотят большего от флексографии в целом и от вашей типографии в частности. И если не получат желаемого, не сомневайтесь, что найдут это в другом месте.
Об авторе: Дэвид Хойдал (davidh37@sbcglobal.net), консультант по допечатным вопросам из Калифорнии, соучредитель фирмы G&D Advanced Flexographic Technologies, предлагающий свои услуги на российском рынке.
* Журнал Label & Narrow Web, сентябрь 2003 г. Rodman Publications