101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Die Art<i><A HREF="http://www.osp.ru/flexomag/2005/01/058.htm#vr"><sup>*</sup></A></i>

  • Дэвид Хойдал
  • 14 февраля 2005 г.
  • 5402
Дэвид Хойдал

Время — деньги. Все мы знаем, насколько в этом вечно спешащем, но пунктуальном деловом мире сократились сроки выполнения заказов. Знакомо и постоянное давление с целью сбить цены.

Казалось бы, независимо от того, чем занимаешься, всё должно сводиться к времени и деньгам.

Если проанализировать составляющие, необходимые для запуска в работу и получения готовой продукции на узкорулонной машине, их наберётся много (особенно если речь идёт о высококачественном изделии) — бумага, краски, формы, оснастка. Мне встречались ситуации, когда для изготовления изделия требовалось 13 составляющих; безусловно, бывают макеты и сложнее.

Если рассматривать отдел допечатной подготовки, всплывут цветопробы, готовые макеты, пластины и, в первую очередь, клише и штампы. Для одной работы могут потребоваться высекальные штампы, клише для тиснения фольгой и конгревного тиснения (не забудем и о трафаретных формах для комбинированных машин). Общее у них только то, что они проходят через отдел допечатной подготовки. В отличие от бумаги, краски, фольги и других расходных материалов, заказ на которые достаточно подтвердить, изготовление оснастки, с помощью которой изделию придаётся форма (высечка) или производится отделка (тиснение фольгой и блинтовое, трафаретная печать), требует отдельных пробных отпечатков с утверждением у клиента.

Если инструменты для послепечатной обработки сделаны с ошибкой, они ни на что не пригодны, в то время как для расходных материалов можно найти другое применение. Их изготовление требует времени и происходит за стенами типографии. Откладывать работу над штампами крайне нежелательно — ими нужно заняться с самого начала. Но вы не сможете заказать штамп, пока не выведете пробы и не подпишете их у клиента.

Вот почему эту задачу отдел допечатной подготовки должен выполнить до вывода цветовых и спусковых проб. Не забывайте, что на получение клише или штампа уйдёт 1-2 недели (и даже больше для детализированного макета, например, при двух- и многоуровневом конгревном тиснении). Вывод проб штампов, когда макет полностью готов к печати, серьёзно озадачит отдел планирования и может сорвать намеченные клиентом сроки.

Считаю, что отдел допечатной подготовки первым делом (сразу после проверки файлов при выводе на плёнку, если она входит в их обязанности) должен сверить контуры штампов с запланированными параметрами, вынести все элементы послепечатной обработки в собственные слои (высечки, фольги, тиснения, трафарета) и вывести для каждого слоя отдельные пробы.

Убедитесь, что в макетах для фольги, тиснения и шелкотрафарета присутствует абрис высечки для сопоставления, и создайте для всех проб файлы PDF.

Не забудьте добавить сверху название, чтобы клиент понимал, что утверждает, и, по возможности, включите информацию о размере высечки (высечек) и цвете (цветах) фольги.

Не усложняйте пробу — она должна оставаться понятной.

В оптимальном варианте PDF-пробы высылаются по электронной почте, хотя иногда требуется распечатка. Не отправляйте пробу по факсу: макет может исказиться и создать неверное впечатление. Важно проделать всё быстро, чтобы тут же разместить заказ на штампы! Зачем нужны затягивающие процесс недоумённые звонки клиентов?

Безупречной системы утверждения макета не существует, но можно выделить несколько ключевых моментов. Сначала выведите пробу штампа, приведите её в понятную клиенту форму и как можно быстрее доставьте на утверждение. Не забудьте, что сразу после подписания надо заказать штампы и согласовать сроки.

И последнее. Сделайте так, чтобы отговорки не помешали клиенту быстро подписать пробу. Знаю, знаю, говорить легко… Просто дайте ему понять, что каждый день задержки скажется на сроках выполнения работы. Думаю, вам знаком этот приём.

Электронные файлы

Переходим к следующему этапу сложного пути подготовки штампов, по которому следует идти без дорогостоящих задержек и ошибок — к тщательно спланированной процедуре доставки макета, спецификаций и заказа изготовителю штампов. Правильно и в соответствии с требованиями заполненная форма поставщика — лишь небольшой шаг, хотя им, конечно же, нельзя пренебрегать. Одна ошибка в записях (скажем, перепутанные местами параметры поперечника и окружности) по вполне понятным причинам приведёт к существенным проблемам. Но мы сфокусируемся на задачах, стоящих перед допечатным отделом.

Могу с полной ответственностью заявить, что производители штампов предпочитают электронный формат — файлы, Adobe Illustrator, EPS и даже DXF (программы CAD). Формат PDF оптимален для расчётов и проб, но не рекомендуется в качестве макета — специалисты по штампам технически чувствуют себя с ним не совсем уверенно.

Не стоит архивировать или сжимать файл для штампа — он невелик, и в этом нет необходимости. И последнее: не высылайте лишние макеты. Изготовителю не нужен дизайн с тиснением, не имеющий ничего общего с заказываемым штампом. Чтобы сделать штамп для высечки, не обязательно знать, что именно будет высекаться. Это только вносит путаницу.

Детали, детали1

Для начала несколько специфических моментов по изготовлению высекальных штампов. Как уже упоминалось, для них нужны отдельные файлы. Другими словами, не размещайте макет на листе — пусть этим занимается мастерская.

Именно так работает большинство компаний, хотя некоторые производители просят макет с разбивкой, стараясь перестраховаться. Причина, по которой я считаю оптимальным размещение шаблонов поставщиком, очень проста.

При обработке макета в Illustrator точность составит тысячную долю дюйма (этим возможности программы ограничиваются), тогда как изготовитель обеспечит точность в 4-5 знаков после запятой. Чем больше этикеток на листе, тем выше отклонения в Illustrator. Что бы вы ни делали, будьте последовательны. Не стоит отсылать для штампа с фольгой файл с одним изображением, а для высечки — с заполненным листом. К чему вам потенциальные проблемы?

В файл включите титульный блок с названием вашей компании, номером заказа, описанием штампа (основной или контрштамп). Советую добавить имя компании-заказчика и индекс работы, чтобы отделу закупок и планирования было ясно, для чего и кого предназначен штамп.

Укажите номер изделия, если планируете присвоить его и нанести на штамп. Решаемая задача — дать компании-изготовителю информацию о заказчике.

Представьте, сколько эскизов они получают за день. Меньше всего хотелось бы задерживать процесс, заставляя мастеров догадываться, чей это макет и какой распечатке он соответствует.

Штамп поместите в середину, внизу проставьте размеры и информацию по величине раппорта. Если шаблонов несколько (лицевая сторона из нескольких деталей с задней этикеткой), подпишите каждую в центре — «Шаблон 1», «Шаблон 2» и т. д. Помните: главное — простота.

Не забудьте указать размеры для каждого шаблона и расстояние между ними, а также сторону приводной шестерни и направление движения материала.

Это поможет производителю ещё раз сверить все параметры и точно понять, чего вы хотите, избегнув потери времени на телефонные звонки и поиск данных.

Я считаю, что информации должно быть больше: если потеряется форма заказа на штамп, его можно будет изготовить, ориентируясь на файл.

Формы и промежутки

Следующие в списке — радиусы закругления формы (или форм). Неровные края и звездообразные шаблоны, где углы не закруглённые, а остроконечные (радиус 0°), могут вызвать проблемы, причём не столько при работе гибкими вырубными штампами на магнитных валах, сколько при использовании цельных вырубных валов.

Дело в том, что штампы гравируют на станках с ЧПУ круглой фрезой с минимальным радиусом 0,396 мм.

Понадобится место и для перемещения инструмента. Безусловно, нужную форму штампу можно придать вручную, но это скажется на времени и стоимости, а прослужит изделие намного меньше.

Будьте внимательны и не отправляйте макеты с нулевыми радиусами закругления вершин — это предотвратит задержки и сохранит стоимость заказа в приемлемых рамках.

Производители штампов могут подкорректировать макет самостоятельно, иногда оптимален именно такой вариант.

Просто помните, что это, как правило, смещает сроки поставки штампа. Учтите также, что печатникам проще и быстрее работать с отделением облоя, если у формы на углах есть радиус закругления.

Арки (мостики) применяйте только в крайнем случае — если расстояние между ножами превышает 6,3 мм по окружности или 12,7 мм по линии диаметра.

Немаловажную роль играет вырубаемый материал, поэтому внимательнее — ошибка дорого обойдётся.

И последнее: изготовитель может предоставить на утверждение готовый лист с раскладкой контура вырубки, выполняемого ножами различной высоты с заданным шагом.

Срок выполнения заказа несколько увеличится, но в особых случаях, когда на карту поставлен действительно сложный проект с нестандартными материалами, это нелишне. Обсудите детали с поставщиком и оговорите стоимость услуги.

Клише для фольги и конгревного тиснения

Многое из сказанного в равной степени действительно и в отношении клише для тиснения — как плоского фольгой, так и конгревного. Но поскольку такие клише — настоящий дизайн-макет, нужно учитывать ряд особенностей.

Для начала не забудьте перевести все шрифты в кривые. Убедитесь, что в файле нет масок и отсечённых областей. При необходимости удалите все маски и приведите макет в соответствующий вид. Проверьте его на наличие белых заливок, скрывающих нежелательные фрагменты. После преобразования маскированные участки не будут корректно распознаваться программой. В файле должен быть только макет для тиснения. Это дополнительная работа для допечатного отдела, но она может сэкономить тысячи долларов и массу потерянного времени. Избегайте слоёв.

Попробуйте понять, что мастера по клише не могут работать с файлом или распознавать ошибки на том же уровне, что и ваш допечатный отдел. Они не дизайнеры и не специалисты по допечатной подготовке. Всё, что им нужно — открыть файл, считать из него данные (величину шага/раппорта, титульный блок и т. д.) и свести в единый файл для производственной системы.

Не забудьте о контуре высечки в макете (помеченном соответствующим образом) и осевых линиях (осях симметрии по ширине гравированного вала). Это позволит изготовителю правильно расположить макет на клише. При тиснении фольгой не стоит размещать шаблоны на листе самостоятельно. Специалисты мастерской учтут тепловое расширение и внесут компенсации. Макет для тиснения можно закрасить чёрным, а контур высечки сделать цветным. При двухуровневом конгревном тиснении каждому участку присваивают свой цвет. Как и для высекального штампа, указывается сторона шестерни и направление вращения вала.

Главное правило при заказе клише для тиснения: не жалейте времени на подготовку файлов. Помните, что Illustrator нужен лишь для передачи в мастерскую макета. Дизайн контура переводится на машинный язык, и это не Postscript и не PDF. Относительно ограничений, мотивированных технологическими допусками, проконсультируйтесь с поставщиком. Ограничения по дизайну обуславливаются выбранным материалом и оборудованием изготовителя штампов.

И ещё…

Чем больше информации вы предоставите изготовителю штампов, тем лучше. Первым делом всегда выводите пробы штампов. Придерживайтесь рекомендаций изготовителя, не включайте в файлы штампов ненужные макеты и проверяйте информацию по размерам и раппорту на ясность и достоверность.

Штамп дорого стоит и отнимает массу времени на подготовку — на этом этапе не стоит рисковать прибылями. Никому не хочется скучать возле печатной машины, поджидая штамп. Или, того хуже, смонтировать его и обнаружить ошибку. Помните: время — деньги…

Об авторе: Дэвид Хойдал (davffuf@earthlink.net), консультант по допечатным вопросам из Калифорнии, соучредитель фирмы G&D Advanced Flexographic Technologies, предлагающей услуги на российском рынке.

Редакция выражает благодарность Геннадию Захаркину, управляющему компании «Принт Типография» за технические консультации при переводе статьи.


1 — По мнению Геннадия Захаркина, консультировавшего нас при переводе статьи, часть приводимых в данном подразделе рекомендаций не применима к российской действительности. Подробнее об этом — в следующем номере.


* Журнал Label & Narrow Web, март 2004 г. Rodman Publications

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26