В статье «Ламинаторы» (Publish, ? 2, 2003, с. 80) в общих чертах освещались особенности процесса и рассматривались широкоформатное оборудование и материалы компаний Autobond, Advanced Grieg Laminator, Billhofer Maschinfabrik, D&K International, GBC Films Group, Seal Graphics и Transilwrap. Там же приводилось несколько советов Дэвида Готтера, директора консалтинговой фирмы Digital Graphics (США), за плечами которого опыт трафаретной и цифровой печати. Он разработал процесс влажного переноса для широкоформатной электростатической печати и участвовал в проектировании ламинаторов. Выпущенный им компакт-диск «Во весь голос: как устранить пять популярных ошибок при ламинировании» (I Could Just Scream: Troubleshooting the Top 5 Laminating Mistakes) вызвал огромный интерес читателей. Давайте познакомимся с предлагаемыми решениями таких проблем ламинирования, как складки, волнистость, скручивание краёв отпечатка, «туман» (помутнение) и появление пузырей.
Складки (деформация плёнки)
Специфические складки на заламинированном отпечатке напоминают бегущие по воде волны, отсюда и название — «след от лодки» (boat wakes). Причина их появления — деформация плёнки, ведь и «холодные» (адгезия под давлением), и термальные при прохождении через ламинатор иногда растягиваются. Основных типов складок три: по направлению от оператора, к нему и растяжения в местах, где плёнка испытала избыточное давление.
Решение. Не стоит пренебрегать охлаждающими валами. Лучший способ избежать складок — охлаждающие валы в комбинации с вентиляторами охлаждения. Когда с передних ведущих валов материал направляется к задним натягивающим, воздействующие на плёнку силы могут растянуть её или деформировать. Всё зависит от параметров натяжения плёнки и усилия валов, выводящих отпечаток из машины.
По мнению Готтера, охлаждающая система — более простой выход, чем бесконечные регулировки натяжения и давления. Допустим, ламинатор не оборудован охлаждающими валами и вентиляторами. Тогда, если складки направлены от оператора, уменьшите давление нижнего вала на задней натягивающей паре валов, в противном случае (складки к оператору) — увеличьте давление нижнего вала. Линии-складки по всей длине отпечатка указывают на то, что плёнка растянулась и деформировалась при прохождении через ламинатор. Тогда уменьшите натяжение в механизме захвата задних натягивающих валов.
Волнистость
Волны (infeed waves), или морщины, т. е. линии из пузырьков, возникают при избыточном давлении со стороны нижнего вала. Для наглядности сложите большой и указательный пальцы в знак ОК. Точка их соприкосновения — зона контакта.
Чем сильнее сожмёте пальцы, тем большей будет её площадь. Тот же принцип действует и при касании верхнего и нижнего валов ламинатора.
При разной площади зоны прижима скорость отпечатка в ламинаторе будет отличаться. Клеящий состав наносится прежде, чем отпечаток попадает в зону прижима, так и возникают морщины — между ламинатом и отпечатком оказывается воздух.
По мнению Готтера, причина кроется и в нарушении геометрии системы валов. При сильном давлении вал вполне может погнуться или перекоситься: давление с левого и правого концов окажется выше, а в середине — ниже. Соответственно, ламинируемая зона будет шире слева и справа, но уже в середине. При неравномерной и непараллельной ламинации отпечаток перемещается в машине с разной скоростью, отсюда и морщины.
Решение. Некоторые модели ламинаторов оснащены стойкими к искривлению венцованными (бочкообразными) валами. Чтобы выяснить, насколько ровно отпечаток ламинируется в зоне прижима, воспользуйтесь специальным окном ламинатора. Между передними ведущими и задними холодными валами видна область-окно, где не может быть ни пузырьков, ни морщин. Переместите плёнку на несколько сантиметров вперёд, чтобы рассмотреть зону ламинации. Её края должны быть параллельны. Если зона ламинации уже в середине и шире на концах, уменьшите давление ведущего вала, в противном случае — увеличьте.
Скручивание отпечатка
Что такое скручивание отпечатка (print curl), никому объяснять не нужно. Типичные причины — натяжение плёнки, ошибки в подаче плёнки, неверно подобранная их комбинация. Регулировать тормозное сопротивление, по словам Готтера, — самая распространённая ошибка. Оператор видит несколько морщин и тут же усиливает натяжение, дабы их выровнять. А ведь избыточное тормозное сопротивление становится причиной не только скручивания, но и массы других проблем. Не лучше ли снизить скорость и дать плёнке прогреться?!
Решение. Как и в случае со складками, Готтер советует не ограничиваться только передними ведущими валами. После их прохождения плёнка принимает определённую форму. Её можно откорректировать, настроив подачу плёнки через охлаждающие валы (над первым охлаждающим и под вторым, под первым и над вторым или под обоими). Оптимальный путь зависит от комбинации материалов, но натяжение лучше поддерживать на минимальном уровне.
«Если после регулировки натяжения и экспериментов с прохождением плёнки через ламинатор проблемы всё ещё остались, скорее всего, неверно подобран тип материала», — добавляет Готтер. Не стоит полагаться исключительно на мнение продавца, который зачастую ограничивается раскладкой перед клиентом образцов, не предупреждая о производственных сложностях.
Продумайте три момента. Какой тип клеящего вещества будет использован? Совместим ли данный состав с ламинируемым материалом? Соответствуют ли свойства плёнки поставленной задаче? Глянцевые материалы, например, могут стать проблемой при определённом типе освещения.
Помутнение: увеличьте давление
Эффект «тумана» (silvering) возникает в результате попадания воздуха под ламинат. Три основные причины: недостаточное давление нижнего вала, ухудшающее контакт между клеящим составом и отпечатком; неверная температура/скорость вала; недостаточное количество клеящего состава на плёнке, которого не хватает на всю поверхность отпечатка.
Решение. В некоторой степени проблему решит увеличение давления нижнего вала (но не переусердствуйте, иначе получите складки). Проверьте температуру плёнки. В зону контакта двух валов адгезионный слой должен попадать в мягком и пластичном состоянии. «Для хорошей текучести большое значение имеет разжижение клеящего состава», — отмечает Готтер. Именно от текучести адгезионного слоя перед зоной прижима зависит качество контакта клеящего состава с ламинируемым материалом. Толстые плёнки требуют больше времени на обработку.
Термальные плёнки состоят из трёх частей: поверхностный слой, плёнка и адгезионный слой. Полиэфирная плёнка может включать три мила (мера длины, одна тысячная дюйма. — прим. перев.) полиэфира и два мила клеящего состава на основе полиэтилена. В зависимости от текстуры ламинируемого материала, объёма клеящего вещества может быть недостаточно, чтобы покрыть всю поверхность целиком. Заполненные воздухом промежутки и вызывают непрозрачность ламината.
При холодном ламинировании непосредственно под плёнкой (над поверхностью отпечатка) иногда остаётся воздух. Его очень сложно убрать до попадания ламината в зону прижима. Готтер рекомендует незначительный прогрев, изменяющий вязкость клеевого состава перед попаданием в зону контакта валов.
Появление пузырей
«Перегрев плёнки при выходе с ведущих передних валов приводит к появлению пузырей (blistering)», — объясняет Готтер. В зависимости от того, как долго валы оставались в неподвижном состоянии, центр верхнего прогревается сильнее других участков, что и вызывает пузыри на плёнке. Иногда температура вала повышается на 30 °С.
Решение. По окончании работы удалите плёнку из ламинатора. Оптимальная температура ламинирования зависит от запечатанного материала.
* Журнал «Американский печатник», январь 2004. © American Printer, a PRIMEDIA publication. All rights reserved.