101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА: ПРОЩАНИЕ С ЛЮМИНОФОРОМ

  • 2 августа 2004 г.
  • 4670
Продолжавшаяся полтора десятка лет эпоха безраздельного правления ЭЛТ-мониторов подошла к закату — рассвет ЖК-технологии наконец-то озарил самые «укромные» уголки, коими до последнего момента оставались дизайн-студии и репроцентры, рекламные агентства и издательства.

Это началось два года назад, когда, обсуждая традиционный справочник покупателя по профессиональным мониторам, мы решили включить в него как полноправных участников ЭЛТ- и ЖК-модели. В тот момент последних набралось всего 11 от 8-ми производителей, самая доступная (помимо 18-дюймовой от SGI за 1645 долл.) стоила чуть менее 3000 долл. То есть предложение уже было, но оно никак не могло соперничать с изобилием и ценами в ЭЛТ-секторе: 30 моделей (две трети — от 800 до 1000 долл.), 15-ти производителей.

По счастливому стечению обстоятельств, в 2003 г. справочник покупателя был посвящён бюджетным решениям — 19-дюймовым профессиональным ЭЛТ-мониторам: именно период 2002–2004 г. оказался показательным и переломным. Достаточно беглого взгляда на нынешнюю таблицу (в неё включены модели с диагональю от 20 дюймов, позиционируемые производителями как профессиональные), и всё станет понятно. ЭЛТ: 14 моделей, 9 производителей. ЖК: 36 и 16. А минимальная цена 20,1-дюймового монитора с разрешением 1600х1200 пикселей опустилась ниже психологически важной отметки в 1000 долл.: LG 2010P можно купить всего за 950 долл. Как это получилось?

Вот некоторые события текущего года. С его начала прекращена официальная поставка мониторов Hitachi в Россию (напомним, что ранее компания закрыла собственное производство трубок) — об этом нам сообщили в московском представительстве Hitachi Imaging. В апреле с ЭЛТ-прошлым решительно порвала Sony, ещё раньше это сделала Eizo Nanao, а первой была Apple. В линии продуктов Maxdata остался лишь один монитор с большой диагональю, но в категории «бизнес». В результате слияния NEC-Mitsubishi прекращён выпуск профессиональных ЭЛТ-моделей NEC (для препресса компания рекомендует серию Diamond Pro).

И ещё одно знаковое событие: выпуск первой ЖК-модели со встроенным калибратором известной своими hi-end решениями для работы с цветом компании Barco.

Бывшая когда-то классической формула «решётка и маска», по которой каждый уважающий себя производитель считал необходимым иметь два предложения для профессионалов (с трубкой на основе апертурной решётки и теневой маски), почти забыта, ей остался верен только Philips. А новых моделей с 2002 г. оказалось меньше половины — две у Iiyama, по одной — у LaCie, Mitsubishi, Quato-graphic, Samsung.

Quatographic radon 21 color – один из двух 21-дюймовых ЖК-мониторов, для которых производитель заявил максимально допустимое отклонение цветов: 3 DЕ

Всё происходящее в последние два года — не причина, а следствие постепенного сужения рынка ЭЛТ, из-за чего ведущие производители мониторов один за другим переключают внимание на перспективные ЖК-технологии (хотя можно предположить и обратную зависимость).

А рынок ЭЛТ постепенно сужается, и его профессиональная часть превратилась в очень узкую нишу, интересную либо компаниям, традиционно имеющим значительную его долю, либо выпускающим дорогие, узкоспециализированные решения.

Именно поэтому нынешний справочник покупателя мы посвятим в основном профессиональным ЖК-моделям (хотя и ЭЛТ не будут забыты — выпускающиеся модели представлены в таблице). Здесь вы прочтёте об основах, преимуществах и недостатках ЖК-технологии по сравнению с ЭЛТ, тенденциях развития и главных игроках этого рынка, советы по выбору подходящей модели.

Как это работает

Первая ЖК-панель увидела свет в 1970 г. Естественно, она была монохромной. С тех пор технология непрерывно совершенствовалась; в нынешних профессиональных мониторах применяются активные матрицы на тонкоплёночных транзисторах (active matrix thin film transistor, AM TFT) в различных модификациях. Таким образом, термин LCD (ЖК-дисплей) более общий, а TFT — одна из разновидностей ЖК-дисплеев.

Принцип прост: панель состоит из множества квадратных пикселей, а те — из трёх RGB-сабпикселей, излучающих свет. Но для воплощения задействованы сложнейшие технологии. На рисунке 1 приводится устройство TFT-панели. Белый свет поступает от ртутной флуоресцентной лампы с холодным катодом (она расположена сверху или сбоку экрана, может быть и вторая, дублирующая). С помощью диффузора происходит равномерное рассеивание света по всей поверхности матрицы. Обратите внимание, что на внутренний поляризатор лучи падают перпендикулярно. Кроме обозначенных на рисунке двух слоёв поляризаторов, есть третий, расположенный между ними и состоящий из жидких кристаллов. Это вещество, молекулы которого разворачиваются на определённый градус при воздействии на них управляющего напряжения. Если напряжения не приложено, все три поляризатора выровнены, и свет проходит через матрицу, попутно окрашиваясь в один из трёх цветов

RGB (в зависимости от фильтра), но сумма максимальных яркостей трёх сабпикселей даст белый цвет. Как следствие, для полного перекрытия прохождения света необходимо развернуть молекулы ЖК точно на 90°, подав на них соответствующее напряжение. Это непростая задача, поэтому долгое время чёрный цвет на панелях оставлял желать лучшего. Все промежуточные цвета получаются за счёт частичного поворота молекул ЖК и изменения яркости сабпикселей в диапазоне от максимальной до минимальной.

Термин активная матрица появился потому, что управление каждым сабпикселем выполняется активно, с помощью двух транзисторов и прозрачного электрода. Единожды поданный уровень напряжения удерживается и сохраняется до следующего сигнала. В принципе, поскольку каждым сабпикселем управляют индивидуально через адресные линии строк и столбцов, необходимости в регулярном обновлении всех элементов изображения нет — достаточно скорректировать управляющие сигналы в тех областях, где изображение изменилось. Поэтому для ЖК-панелей принята относительно небольшая с точки зрения ЭЛТ частота регенерации (кадров) 60 Гц — всё равно изображение воспринимается глазом как немерцающее.

Изложенное выше описание упрощено — во всех существующих TFT-матрицах применяются разнообразные технологии, направленные на улучшение угла обзора и времени отклика. Подробнее — во врезке «Картинка за углом».

Трубка против кристаллов

Каковы же достоинства и недостатки современных ЖК-мониторов в сравнении с их ЭЛТ-собратьями?

ЖК, в силу особенности конструкции, обеспечивают идеальную геометрию по всей площади экрана — квадраты всегда остаются квадратами, круги — кругами, а прямые — прямыми. То же касается и сведения. Конструкторам ЭЛТ с большими диагоналями приходилось прикладывать нечеловеческие усилия, чтобы добиться приемлемых отклонений от идеала — и всё равно параметры «плавают» от экземпляра к экземпляру. И даже зависят от положения экрана относительно линий магнитного поля Земли.

ЖК-мониторы ярче — все рассматриваемые модели укладываются в диапазон 180–300 кд/м2, для средних ЭЛТ эти значения составляют 80–120 кд/м2 (в режимах повышенной яркости больше, но это для просмотра видео и т. п.). Контрастность (соотношение между минимальной и максимальной яркостью) у лучших профессиональных моделей достигает 600:1 (у ЭЛТ — от 350:1 до 750:1).

ЖК на порядок компактнее и легче; у них в несколько раз ниже уровень электромагнитных излучений и энергопотребления. В силу своей природы, они сокращают количество преобразований видеосигнала из цифровой формы в аналоговую и обратно (при подключении по цифровому интерфейсу) — картинка содержит меньше искажений.

Главный недостаток ЖК — ограниченный угол обзора, несвойственный трубочной технологии. Но современные матрицы обеспечивают вполне приемлемые для большинства профи 170–176° по вертикали и горизонтали. Ещё одна проблема, обросшая мхом, — недостаточная разрядность цвета. Ещё пару лет назад выпускались ЖК-мониторы, не обеспечивавшие реального отображения 24-разрядного цвета. Но это в прошлом — все рассматриваемые нами модели дают настоящий Truecolor.

Samsung SyncMaster 243T — единственный из широкоформатных 23-дюймовых мониторов предусматривает перевод в портретный режим

Другой недостаток — большое время отклика (переключения из белого в чёрный цвет и наоборот) — практически преодолён. На сегодня это 16–20 мс. К тому же для дизайна и вёрстки время отклика несущественно. Некоторым руководителям даже понравится, если оно будет большим, — верстальщикам не придёт в голову смотреть на работе фильмы.

Не забудем о плохой масштабируемости разрешений, отличных от физического разрешения матрицы. Резкое и чёткое изображение при переходе в режим низкого разрешения оказывается размытым и нечётким, несмотря на многочисленные ухищрения и разнообразные технологии сглаживания, применяемые разработчиками. С этим ничего поделать нельзя: ЖК — технология одного разрешения. Если при физическом разрешении матрицы картинка кажется вам неприемлемо мелкой, выберите матрицу с большим шагом пикселя.

Проблема пресловутых «мёртвых» или «битых» пикселей, когда на матрице обнаруживаются всегда горящие либо тёмные пиксели, нам кажется искусственно раздутой. Ведь на практике такие неустранимые дефекты возникают в момент изготовления, а не во время эксплуатации монитора. Достаточно при покупке включить панель, вывести на неё по очереди зелёную, красную и синюю заливки, и сразу всё становится ясно. Если «мёртвые» пиксели есть, а их расположение и количество вас не удовлетворяет, просто выберите другой экземпляр. Как будто при выборе ЭЛТ не приходится делать то же самое? К тому же наш опыт тестирования показал, что большинство профессиональных ЖК-мониторов поставляются без единого «битого» пикселя.

И последнее: ЖК-мониторы по-прежнему дороже трубочных, но разрыв в ценах существенно сократился. Речь идёт уже не о тысячах, а о сотнях долларов.

Игроки

ЖК-монитор LG 2010P — самый доступный из 20,1-дюймовых: 950 долл.

Поставщиков компьютерных ЖК-мониторов немало, но лидеры удерживают почти половину рынка. По данным консалтинговой фирмы Display Search, в I квартале 2004 г. пятёрка лучших в мире выглядела так: Dell — 16,3%, Samsung — 10,3%, HP — 9,9%, NEC-Mitsubishi — 4,9%, LG — 4,1%. В секторе компьютерных мониторов с соотношением сторон 4:3 и диагональю от 20 дюймов лидирует Samsung, а Apple Computer удерживает солидные 48% рынка широкоформатных моделей с диагональю 23–24 дюйма.

Единственный российский представитель в обзоре: 20,1-дюймовый RoverScan Maxima 205

Основной компонент ЖК-монитора — панель. Среди производителей TFT-панелей с диагональю 10 и более дюймов первые пять мест в I квартале 2004 г. выглядели так (данные Display Search): Samsung — 23,5%, совместное предприятие LG.Philips — 23%, AU Optronics — 12,2%, CMO (включая IDTech) — 10% и CPT — 8,3%. Помимо упомянутых компаний, в списке производителей матриц высокого разрешения — IBM, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, Sharp.

Общий прирост производства ЖК-панелей по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года составил 76%. Учитывая это, можно ожидать дальнейшего снижения цен на ЖК-мониторы, которые становятся всё более привлекательной покупкой.

Размеры и разрешение

Развитие ЭЛТ затруднялось тем, что при увеличении диагонали резко возрастали масса монитора и усложнялась система развёртки лучей. В конечном итоге удалось достичь минимального шага точки 0,20—0,22 мм, что примерно соответствует разрешению 127–115 dpi. При этом максимальное рекомендованное разрешение для 24-дюймового Sony FW900 — 1920х1200. ЖК-технология, благодаря усилиям IBM, уже перекрыла эти показатели. Разрешение 22,2-дюймовой матрицы достигло 3840х2400 или рекордных 204 dpi.

Место для расположения органов управления 23,1-дюймового BenQ FP231W выбрано необычное

В таблице представлены основные показатели матриц, на основе которых сегодня создаются профессиональные ЖК-мониторы. Есть информация, что компания Sharp выпускает матрицы с диагональю 28,3 дюйма и разрешением 2560х2048, а также 19,6 дюйма (1600х1200), однако у нас нет данных о разработанных на их основе мониторах. Любопытно, что ряд матриц используется только в одной модели. Это касается широкоформатных мониторов серии Cinema Display от Apple, а также Samsung Sync-Master 243T. Рискнем предположить, что монополия продлится недолго. Рынок не терпит пустоты…

Цветопередача

Камень преткновения, долгое время мешавший широкому применению ЖК-мониторов для допечатной подготовки. Прежде всего — неприемлемо малый максимальный угол обзора, когда визуальная контрастность уменьшается в 10 раз от исходного нормального значения (т. е. при взгляде, перпендикулярном поверхности дисплея). У лучших моделей он 176°, поэтому можно сказать, что вопрос закрыт. Хотя для систем экранной цветопробы могут потребоваться ещё более «широкоугольные» панели — ведь изображение часто рассматривают и обсуждают несколько человек. В качестве ложки дёгтя следует отметить, что некоторым ЖК-моделям с большими диагоналями свойственна заметная даже невооружённым глазом неравномерность яркости, особенно по краям изображения. Выбирая, обратите на это внимание.

Что касается цветового охвата, то уже сейчас он соответствует охвату ЭЛТ. Более того, компания NEC-Mitsubishi объявила о том, что в начале 2005 г. планирует приступить к массовому производству ЖК-монитора на основе 21,3-дюймовой матрицы 1600х1200 с технологией Dual Domain IPS и с подсветкой светодиодами. Заявлено, что благодаря улучшенным спектральным характеристикам источника подсветки цветовой охват этой модели будет перекрывать Adobe RGB, а постоянство цветопередачи обеспечит датчик с обратной связью.

Инженерный образец 22,2-дюймового широкоформатного монитора (1920Ё1200) с расширенным цветовым охватом, перекрывающим Adobe RGB, на выставке Drupa-2004 демонстрировала Eizo Nanao. В нём будет реализована уже 16-разрядная гамма-коррекция. Начало массового производства запланировано на октябрь.

Dell UltraSharp 2001FP — флагман лидера рынка компьютерных ЖК-мониторов

Справедливости ради отметим, что NEC-Mitsubishi продолжает улучшать ЭЛТ-технологии. Уже продающаяся в Японии 22-дюймовая модель RDF225WG, благодаря улучшенному зелёному люминофору, также обладает цветовым охватом, близким к Adobe RGB. В Европу монитор планируется поставлять только под заказ.

Все рассматриваемые профессиональные модели позволяют через экранное меню (кроме продуктов Apple, у которых функции настройки возложены на ПО) настраивать цветовую температуру, выбирая из предустановленных значений (чаще всего 5000, 6500 и 9300 К), а также корректировать её вручную по красному, зелёному и синему цветам. Впрочем, у моделей LG и Philips значение 5000 К почему-то опущено, а в мониторах BenQ и Samsung вместо числовых значений цветовых температур приходится выбирать из опций Bluish и Reddish. Любопытно, что мониторы Eizo Nanao и NEC-Mitsubishi позволяют регулировать цвета и в полиграфической триаде CMY. Ряд моделей содержат фиксированную настройку sRGB.

Отдельный вопрос — настройка гаммы монитора. Она реализована в мониторах Barco, Eizo Nanao, NEC-Mitsubishi, Quatographic, Samsung, Sony, некоторых моделях Iiyama. Стандартный набор — 1,8; 2,2; пользовательская. Интересно, что для Barco Coloris Calibrator, Eizo Color-Edge CG21 и NEC-Mitsubishi LCD 2180UX заявлена гамма-коррекция с помощью 10-разрядной таблицы замены цветов (LUT), встроенной в монитор. Из 1024 значений выбираются и сохраняются 256, обеспечивающие наилучшее приближение яркостей свечения к кривой гамма-коррекции. Похоже, технология будет реализована и другими производителями, ведь она позволяет взаимодействовать с монитором так же, как работает экранный калибратор, оказывающий воздействие на электронные пушки ЭЛТ, — т. е. корректировать цветопередачу, не сужая цветового охвата.

Ряд мониторов поставляются либо с встроенными калибраторами (Barco Coloris Calibrator), либо с калибраторами в комплекте (Eizo ColorEdge CG21, Quatographic Radon 21 color, LaCie photon20 visionII). Помимо калибратора, они также снабжаются светозащитными козырьками. Впрочем, калибраторы для ЖК-панелей (они устанавливаются на экран не присосками, а с помощью отвеса) теперь можно приобрести отдельно — выпускаются уже несколько доступных по цене моделей от Gretag-Macbeth, Pantone и др.

Возможность перевода в портретный режим также облегчает подключение монитора (на снимке 21-дюймовый флагман компании NEC-Mitsubishi – NEC LCD 2180UX)

Интересно, что для мониторов Barco Coloris Calibrator и Quato-graphic Radon 21 color производители заявляются максимально допустимые отклонения цветов не более 3 DE.

Срок службы ЖК-мониторов, в течение которого можно надеяться на сохранение цветопередачи, в первую очередь определяется долговечностью лампы подсветки. Средний срок службы для современных ламп — 20–50 тыс. ч, что при 40-часовой рабочей недели составляет более чем убедительные 10–24 года. К тому же ЖК-панели имеют значительный запас по яркости.

Всё это, а также SWOP-сертификация для мониторов серий Apple Cinema Display и Eizo ColorEdge, говорит о том, что боязнь нестабильности и ненастраиваемости цветов на ЖК-мониторах — дело прошлое.

Интерфейсы

Хотя все рассматриваемые ЖК-модели (кроме Apple Cinema Display 30 и построенных на базе матриц высокого разрешения от IBM) могут подключаться к аналоговому видеосигналу (через разъём D-Sub 15 или комбинированный DVI-I), мы это делать настоятельно не рекомендуем. Аналоговый вход на цифровом мониторе — недоразумение, объясняемое исключительно соображениями совместимости. Двойное преобразование видеосигнала «цифра»—«аналог» и «аналог»—«цифра» отрицательно сказывается на качестве картинки. Посему на выходе компьютера должен быть разъём DVI-D (чисто цифровой) либо DVI-I (комбинированный). Такие же разъёмы следует искать на мониторе. Если у вас нет соответствующей видеокарты — лучше её купить (от 70 долл.).

Стандарт DVI 1.0 по полосе пропускания 165 МГц в режиме single link поддерживает разрешение до 1920х1200/60 Гц. Ряд ЖК-мониторов на основе матриц высокого разрешения (Iiyama 5611 и Eizo Nanao FA2090) требуют установки специальных видеокарт с двумя выходами DVI-D single link, причём оба задействуются для работы с одним монитором. Для работы с Apple Cinema HD Display 30 рекомендуется видеокарта nVidia GeForce 6800 Ultra DDL (709 долл.) с двумя выходами DVD-D dual link. Удовольствие дорогое, зато, внезапно разбогатев, вы прикупите второй 30-дюймовый монитор и, поставив их рядом, насладитесь картинкой с сумасшедшим разрешением 5120х1600 пикселей.

Обратите внимание: замена видеокарты может потребоваться и при наличии на ней выхода DVI, особенно если монитор широкоформатный. Например, опыт тестирования 23,1-дюймового BenQ FP231W (обзор читайте в следующем номере) показал, что на сером Macintosh G4 разрешение 1920х1200 даже с выхода DVI не поддерживается. Впрочем, с серебристым G4 такой проблемы не было.

Ряд мониторов в стандартной поставке снабжаются аудиоколонками. Естественно, к существующим входам добавляются выходы аудио, микрофонный и для наушников. Любителей видео порадуют модели с входами S-Video и линейным. В этом случае поддерживается режим «картинка-в-картинке» — видео может выводиться в окне.

Почти стандартны USB-концентраторы, некоторые модели поддерживают версию 2.0. Удивила Apple, снабдившая своим мониторы, помимо USB, ещё и концентратором FireWire; а Philips просто сразил наповал — в 23,1-дюймовой модели 230W5BS есть даже карт-ридер.

Стандарты и эргономика

Главный стандарт, которому соответствуют практически все рассматриваемые ЖК-мониторы, — «ISO 13406-2:2002: Ergonomic requirements for work with visual display based on flat panels. Ergonomic requirements for flat panel displays» («Эргономические требования для работы с плоскопанельными видеомониторами. Эргономические требования к плоскопанельным мониторам»). Его название говорит само за себя. Кстати, согласно требованиям ISO 13406-2:2002 по количеству дефектов плоскопанельные мониторы делятся на 4 класса. Первый не должен содержать ни одного дефекта, четвёртый допускает до 262 дефектов разных типов. Большинство рассматриваемых моделей относятся ко второму классу.

Новая серия Apple Cinema Display выполнена в корпусах из анодированного алюминия — под стать Apple Power Macintsoh G5

Ещё два стандарта частично перекрываются с ISO: TCO’99 и совсем свежий TCO’03 (самый жёсткий). Любопытно, что модель в чёрном корпусе может иметь сертификат TCO’99, а та же в сером — уже TCO’03. Чёрный цвет уже не соответствует эргономическим требованиям нового стандарта. Кстати, серия Apple Cinema Display выполнена в корпусе из анодированного алюминия.

Что касается конструктивных особенностей, абсолютно все профессиональные ЖК-модели монтируются на стену (стандартное крепление VESA придётся купить отдельно — оно стоит около 30 долл.). Большинство заключены в тонкие рамки — от 1,7 до 2,5 см, что позволяет ставить их впритык.

Сами ЖК-панели очень лёгкие (5–10 кг) и компактные, как следствие — их частенько крадут. Поэтому ряд производителей снабжает свои мониторы (особенно 21- и 23-дюймовые) специальным замком Kensington.

Широкоформатный Sony SDM-P234 придёт на смену 232-му осенью

Подключение монитора к двум компьютерам ограничено тем, что лишь немногие модели имеют два цифровых входа. Обычно второй вход аналоговый. Зато вы сможете воочию ощутить разницу между чисто цифровой и аналоговой картинками. Впрочем, производители прикладывают все усилия, чтобы минимизировать различия. Помогают реализованные функции автонастройки изображения.

Ряд моделей (большинство 20- и 21-дюймовых) допускают поворот в портретный режим. Среди широкоформатных это можно сделать только для Samsung SyncMaster 243T, но потребуется купить специальную подставку.

И наконец, регулировки положения. Почти все производители позволяют регулировать наклон и поворот дисплея, но некоторые конструкции стоек не позволяют корректировать высоту экрана. Все данные приведены в таблице.

Непростой выбор

Нынешним покупателям профессиональных мониторов не позавидуешь — сделать правильный выбор ещё никогда не было так сложно. С одной стороны, именно сейчас есть великолепный (и последний!) шанс относительно недорого заполучить снятую с производства, но ещё имеющуюся в продаже 21-, 22- или даже 24-дюймовую ЭЛТ-модель. К моменту сдачи публикации в печать нам удалось обнаружить несколько любопытных предложений (приводятся в порядке возрастания цены): ViewSonic P220f (655 долл.), Samsung SyncMaster 1200NF (860 долл.), Hitachi СМ828FET (860 долл.), Sony GDM-F520 (950 долл.) и единственный в своём роде широкоформатный Sony GDM-FW900 (1740 долл.). Скорее всего, можно поторговаться, хотя выбрать из немногих оставшихся экземпляров подходящий будет трудновато…

Eizo ColorEdge CG21 предназначен для самых ответственных работ с цветом

Интересно, что среди выпускающихся ЭЛТ-мониторов есть ещё более доступные. Абсолютный рекордсмен — Samsung SyncMaster 1100p Plus, за который просят всего 415 долл. Однако, сделав этот шаг, вы должны сознавать, что вкладываетесь в проверенную и отлаженную годами, но морально устаревшую технологию. Будущее всё-таки за ЖК-мониторами. Во всяком случае, до тех пор, пока им на смену не придут ещё более фантастические технологии. Но об этом как-нибудь в другой раз, лет эдак через пять…

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи сотрудников российских представительств Apple Computer (Apple IMC), BenQ, Dell Computer, LG Electronics, Samsung, Sony, ViewSonic, компаний «Белый ветер» (дистрибьюторское подразделение), «Графитек», «Комлайн», ГК «Легион».


Publish о профессиональных мониторах

Справочники покупателя и специальные обзоры:

«Монитор для издательства» Игорь Кистенёв, с. 64, ? 6, 2002;

«Топ-модель: 19 дюймов» Игорь Кистенёв, с. 56, ? 3, 2003;

«Выбор профессионала» Алексей Грачёв, с. 94, ? 2, 2003.

Обзоры:

«NEC MultiSync LCD2180UX» Игорь Терентьев, с. 25, ? 6, 2004;

«LaCie Electron22blue IV с калибратором Blue Eye» Игорь Терентьев, с. 30, ? 10, 2003;

«Apple Cinema Display» Игорь Терентьев, с. 34, ? 10, 2003;

«Eizo FlexScan T966» Игорь Терентьев, с. 25, ? 5, 2003;

«Mitsubishi Diamond Pro 930sb» Игорь Терентьев, с. 30, ? 3, 2003;

«Mitsubishi Diamond Pro 2070sb» Игорь Терентьев, с. 32, ? 1, 2003.


Картинка за углом

В процессе развития TFT был разработан ряд технологий, направленных в первую очередь на улучшение угла обзора, а также времени отклика, яркости и контраста.

Первой и самой простой была технология Twisted Nematic + Film (TN+Film) — на внешнюю поверхность поляризатора наносилась специальная плёнка, обеспечивающая расширение угла обзора с 90° до 140°. Однако она никак не улучшала контраст и время отклика.

Следующую технологию — In-Plane Switching (IPS или Super-TFT) — разработала Hitachi (сейчас её также использует NEC и др.). Отличие от TN+Film в том, что молекулы ЖК выстраиваются параллельно подложке. Обеспечивается угол обзора, сравнимый с углом ЭЛТ-экранов — 170° и более. Недостаток — электроды могут размещаться только на нижней подложке в одной плоскости, уменьшается контрастность, поэтому для достижения аналогичного TFT уровня яркости требуется более мощный источник подсветки.

Multi-domain vertical alignment (MVA) — многодоменное вертикальное выравнивание. Разработка компании Fujitsu. Обеспечивает сравнимый с IPS угол обзора, большую скорость отклика и контрастность. Сабпиксель разбивается на несколько доменов, каждый отвечает за определённый угол «обстрела». Благодаря этому обеспечивается равномерный уровень освещённости под различными углами обзора.

Технология Patterned multiple domain Vertical Alignment (PVA) разработана Samsung и применяется в матрицах этой компании. Принцип действия аналогичен MVA. Обеспечивается угол обзора 170°, высокая контрастность — 500:1, время отклика — до 25 мс.


19 дюймов: разумный компромисс

Если вы готовы пожертвовать размером и разрешением экрана, но не цветопередачей ради солидной экономии в несколько сотен долларов, обратите внимание на ряд профессиональных 19-дюймовых моделей ЖК-мониторов с разрешением 1280х1024. В комплект некоторых входит экранный калибратор и светозащитный козырёк: Eizo Nanao ColorEdge CG19, LaCie photo 19 vision II (840 долл.), NEC-Mitsubishi LCD 1980SX (850 долл.), Quatographic Radon 19 color (1300 евро), ViewSonic VP 191 (670 долл.).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38