Технологии трёхмерного моделирования и эффектов позволяют получать чрезвычайно реалистичные картины окружающего мира без риска нарушить экологический баланс. Сегодня эти технологии доступны не только в специализированных программах 3D-моделирования (3D-Max, Maya), но и непосредственно из Adobe Photoshop CS с помощью встроенных функций и полезных фильтров сторонних разработчиков. Рассмотрим новинки от Digital Element — Aurora и Verdant.
Digital Element Aurora 2.1
Благодаря фильтру Aurora мы получаем мощный инструмент моделирования природных явлений. Можно создать море, сымитировать небо и разбросать по нему облака. Нужны солнце или звёзды? Требуется реалистичное освещение? И это не проблема!
При загрузке фильтра появляется специальное диалоговое окно, предлагающее выполнить автоматическое расположение слоёв. Как показывает опыт, автоматика не избавляет нас от расположения слоёв в дальнейшем, поэтому лучше поставить флажок отмены вызова окна и выбрать No. По идее, это должно отменить проводимый фильтром анализ с последующим автоматическим расположением слоёв, однако загрузка не ускоряется.
Главное окно Aurora 2.1 — красноречивое свидетельство мощи фильтра |
Главная изюминка программы — работа со слоями. Фильтр позволяет располагать их на разных расстояниях от точки наблюдения, задавать источники освещения, а затем, анализируя установки, создаёт необычайно реалистичную картину освещения и затенения. Обработка слоёв предоставляет ряд дополнительных возможностей. Достаточно вырезать на слое русло реки и применить эффект Water (Вода), как на картине потечёт река. Кабы ещё разработчики позволили регулировать брызги и морскую пену при попадании воды на землю… Зато можно вырезать куски из облаков или кроны дерева и применить эффект Light Beams (Лучи света) — получится картина прохождения солнечных лучей через соответствующие объекты.
Чем похвастается новая версия фильтра? Предыдущая позволяла создавать перистые и слоистые облака, а теперь можно моделировать и кучевые — на небе появляются очаровательные барашки. Изменять форму облака легко и просто с помощью специальной гистограммы. Полезная вещь — создание сразу нескольких источников света: набросать на рисунок несколько Лун (прямо как в «Звёздных войнах»), а потом выбирать и регулировать их фазы.
Не все нововведения равноценны. К примеру, заявлен увеличенный просмотр изображения в окне Preview. Кнопка Preview, вызывающая окно, есть, но для формирования изображения в нём фильтр запускает длительный рендеринг. А после того, как мы выйдем из окна, результаты рендеринга пропадут. В итоге, выполнив эффект, фильтр заново начнёт проводить рендеринг, теперь уже для окончательного рисунка. Получается, выполняем двойную работу… Так что ценность окна Preview сомнительна.
Добавляем реку, добавим небо |
Как всякий продукт рук человеческих, фильтр обладает и другими недостатками. Совершенно не справляется редактор моделирования звёздного неба: звёзды больше напоминают снежные хлопья. А как хотелось бы увидеть не просто светящиеся точки, а настоящую звезду, излучающую то голубой, то белый, то розовый цвет! Возможно, это появится в новой версии, в которой предполагается разработка атмосферных эффектов. Пока известно только, что появится радуга.
Другая неприятность — сложность настройки подводного мира: не хватает перемещения расположенных на слоях объектов исходного рисунка.
Может создаться впечатление, что радости от фильтра никакой, а работать с ним ужасно трудно. К счастью, это не так. Очень хорош генератор мутаций: можно моделировать несколько рисунков (задавая изменяемые параметры по отдельности или группами, силу мутаций) и выбирать подходящий.
Текущая настройка параметров фильтра сохраняется в библиотеке. Почему-то удалить библиотеку или присвоить ей новое имя нельзя (хотя это можно делать с шаблонами). Впрочем, это поправимо: для создания библиотеки с собственным именем делаем папку в каталоге Aurora 2\Presets. Затем редактируем файл Aurora 2\Presets\Index.dat, добавляя строчку «имя новой закладки»=«имя созданной папки». Удаление библиотеки аналогично.
Несмотря на ряд недостатков и высокую цену (179 долл.), фильтр очень хорош. В последнее время стало популярным группировать несколько программ в один пакет, приобретая который мы платим меньше, чем за каждую в отдельности. Так поступила Adobe, выпустив Creative Suite (CS). Подобным образом можно получить выгоду и от приобретения пакета фильтров.
Aurora 2.1
Производитель: Digital Element Inc.
Рейтинг: *****
Заключение: мощнейший фильтр для моделирования реалистичной картины природного мира. Не имеет аналогов среди дополнений к двумерным растровым редакторам.
Цена: 169 долл.
Новые возможности
- Приятные взгляду солнечные лучи.
- Лунные фазы.
- Кучевые облака.
- Подводное освещение.
- Окно предварительного просмотра.
- Перемещение объектов непосредственно в окне просмотра.
Недостатки
- Неудачный создатель звёздного неба.
- Ограниченный диапазон регулировки амплитуды морских волн (приблизительно до 3 баллов).
- Нет имитации брызг и морской пены при взаимодействии волн с твёрдыми поверхностями.
- Нет возможности создавать новые закладки в библиотеке фильтра.
- Замедленный рендеринг.
Digital Element Verdant 1.6
Недавний фильтр Verdant способен добавлять трёхмерные растения (деревья, кусты и цветы) к обрабатываемым в Photoshop рисункам. Конечно, поместить 3D-объекты на рисунок можно и с помощью фильтров KPT SceneBuilder или Modelshop. Но в отличие от них Verdant позволяет проделывать с природными 3D-элементами всякие любопытные вещи.
Фильтр Verdant 1.6 — находка для лесников |
Главное — любое растение можно трансформировать по собственному желанию и вкусу. Выбрав из библиотеки фильтра дерево, можно изменить число его ветвей и даже листьев на ветках. Другое свойство — разброс по рисунку нескольких автоматически мутирующих элементов. Например, разбросав деревья, получаем картину леса (причём по заданной карте расположения).
К сожалению, фильтр не даёт полного контроля над фауной: нельзя по собственному желанию переместить одно из группы растений. Серьёзный недостаток — невозможность установить на рисунок разные растения. Но хуже всего замедленный рендеринг, особенно при обработке освещения и затенения. И если для Aurora это вполне терпимо, то для Verdant с большим окном просмотра — очень существенно. К сожалению, медленная работа — недостаток, которым страдают сложные фильтры, написанные на скриптовых языках. Фильтр был очень нетороплив на компьютере с процессором Pentium III, а, по отзывам дизайнеров, переход на Pentium IV не приводит к существенному ускорению — время рендеринга измеряется в десятках минут. И всё же Verdant достоин внимания, хотя бы потому, что аналогов в мире Photoshop не имеет. Ещё один плюс — разработчики из Digital Element чутко реагируют на пожелания пользователей и учитывают их в следующих версиях.
Скрашиваем пейзаж плакучей ивой |
До недавнего времени библиотеку фильтра нельзя было расширить самостоятельно. Это сильно ограничивало возможности фильтра. Скоро ситуация изменится, поскольку Digital Element в ближайшие месяцы собирается представить программу Plant Mechanic, позволяющую создавать и добавлять в библиотеку фильтра собственные растения. И хотя задача создания трёхмерных объектов далеко непростая, сама возможность создавать и добавлять растения очень заманчива и говорит о новом этапе совершенствования продукта. Кроме того, на сайте Digital Element (www.digi-element.com/verdant/index.htm) есть бесплатное дополнение, включающее в библиотеку фильтра новые растения. p
Verdant 1.6
Производитель: Digital Element Inc.
Рейтинг: ****1/2*
Заключение: уникальный в своём классе по мощности генератор трёхмерных растений. Замедленный рендеринг не позволяет дать высшую оценку.
Цена: 169 долл.
Новые возможности
- Поддержка формата растений, совместимого с 3D-редактором WorldBuilder 4.
- Поддержка 16-разрядного цвета.
- Возможность работы с растениями, создаваемыми в новом пакете Plant Mechanic.
Недостатки
- Не устанавливает одновременно разные растения.
- Не перемещает отдельные растения из группы.
- В поставляемой с фильтром библиотеке есть деревья, кусты и… только один цветок.
- Замедленный рендеринг.
- Документация только англоязычная.
Об авторе: Владимир Гевенян (gevenyan@elnet.msk.ru), независимый автор; написал книгу «Adobe Photoshop CS: волшебные фильтры и спецэффекты» (издательство «БХВ-Петербург», 2004).