101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Нетрадиционный офсет

  • Керри Пианофорте
  • 4 февраля 2005 г.
  • 9583
Стохастическое растрирование, особо ценимое за близкое к фотографическому качество, завоёвывает в полиграфии всё большую популярность — и находит поддержку в индустрии красок.

Стохастическое растрирование известно уже более десятка лет, но широко распространилось сравнительно недавно. Специальная технология растрирования в стохастике даёт изображения, больше похожие на фотографии, чем на печатный оттиск. В традиционной печати изображение формируется из разноразмерных точек. В стохастическом растрировании они намного меньше, их количество значительно больше, а размер одинаков.

По информации компании Flint Ink, стохастическое растрирование привлекло внимание сразу. «Тогда стохастику часто сопоставляли с сухим офсетом, поскольку обе дают фотокачество, — пояснил представитель Flint Ink. — С последними усовершенствованиями в области цифровых технологий стохастическая печать обрела второе дыхание, но её повсеместное распространение ещё впереди».

«Лишь недавно технологии достигли такого уровня, что стохастика оказалась востребована для полиграфии, — подтверждает Лес Уоткинс, менеджер по решениям для листового офсета Kohl & Madden. — Во-первых, сложные алгоритмы, располагающие в случайном порядке точки растрового изображения, требуют мощной вычислительной техники и совершенного ПО. Во-вторых, качественных результатов в техпроцессах с распечатками, плёнками и печатными формами не будет из-за неконтролируемого растискивания растровой точки. В традиционном печатном процессе присутствовало слишком много переменных, включая экспонирование плёнки и пластины, вопросы приводки и проблемы с вакуумом при экспонировании. Системы CtP устранили большую часть проблем и дают достаточно чёткие точки, с которыми стохастическое растрирование способно на хороший результат».

«Теперь стохастика начинает отвоёвывать позиции», — добавил Дон Сиржега, менеджер лаборатории рулонного офсета Sun Chemical. По его оценке, 50% типографий, специализирующихся на рулонной печати с сушкой, работали или экспериментировали со стохастикой при выполнении заказов.

Стохастическое растрирование ещё называют частотно-модулированным (FM) в отличие от традиционного амплитудно-модулированного растра (AM).

«Мы видим, что большинство крупных современных типографий, ориентирующихся на высокое качество, быстро перенимает эту технологию, — высказался Джозеф Кичон, младший вице-президент по продуктам и производственным технологиям INX International Ink Company. — Они продолжают работать с AM-растрированием, но практически все применяют или планируют стохастику».

«Пока рост стохастического растрирования ограничивался вычислительными мощностями, затратами и объёмами хранения, — пояснил Кичон. — Думаю, что «проблема 2000», с которой мы столкнулись на рубеже веков, вынудила многих незапланированно обновить или заменить парк компьютерных систем, что привело к снижению стоимости вычислительных мощностей. И это открыло дорогу стохастическому растрированию. Мы видим, как крупные заказы переходят от одной типографии к другой только потому, что заказчику необходима стохастическая печать. Но и без этого важно научиться правильно работать с новой технологией (речь идёт о корректном профилировании и системном подходе)».

Применение

Сейчас стохастическое растрирование нашло ряд применений. Благодаря воспроизведению изображения с чётким, почти фотокачеством, его всё чаще используют при изготовлении высококачественных брошюр и каталогов.

Как сообщили представители компании Flint Ink, стохастику широко применяют в струйной печати, офсете и флексо. В обоих случаях преимущество выражается в высоком качестве воспроизведения и сокращении потенциального муара, особенно при печати в 5, 6 и 7 красок. Применяют стохастику и в ряде газетных типографий для повышения качества продукции.

«На офсетных машинах стохастику используют для широчайшего спектра работ, от периодических и рекламных изданий до упаковки, — сказал Атилио Паолило, директор по продажам и маркетингу в секторе листовой и рулонной офсетной печати Sun Chemical Canada. — В т. ч. и при изготовлении упаковки флексоспособом. Основное преимущество этого революционного типа растра — повышенное разрешение, подразумевающее плавные переходы между тонами и лучшую передачу деталей». Он добавил, что разница между FM- и AM-растрированием особенно очевидна при использовании оригиналов с планшетных сканеров среднего или начального класса и печати на материалах низкого качества (например, на газетной бумаге). Давно работают с этой технологией крупные розничные магазины, печатающие стохастикой свою рекламу, и крупнотиражные журналы. По мнению Паолило, стохастические растры способны воспроизводить мелкие детали на электронных платах, тканях и одежде, передавать нежные телесные тона в модных изданиях, при этом тоновые переходы практически идентичны фотографическому отпечатку.

«Сейчас основным сектором остаются высококачественные брошюры и каталоги, но применение стохастики быстро расширяется, — заявил Кичон. — Одно из ключевых преимуществ — чёткое воспроизведение деталей на мельчайших участках схем и фотографий. Уклон в сторону стохастики есть и в секторе поздравительных открыток».

Контроль растровой точки

При использовании стохастического растрирования необходимы краски c хорошим уровнем растекания. Ключевой фактор при выборе красок — равномерное нанесение, характеризующееся устойчивой кривой.

«Краски должны обеспечивать качественное формирование точки, — поясняет Дэвид Зюсман, менеджер по маркетинговым коммуникациям компании Creo. — Избежать растискивания нельзя, но его можно контролировать. Для растров Staccato и при воспроизведении мелких точек другими способами важно, чтобы точка оставалась целостной». Возросшее соотношение периметра и площади точек даёт приоритет стабильности растискивания. «В целом, традиционные листовые краски подходят и для стохастического растрирования, но для постоянного качества точек при разрешении в 10 микрон можно оптимизировать их характеристики, в частности, поведение в красочном аппарате и параметры водной эмульсии», — отметил Кичон.

INX собирается выпустить новую серию красок Vision Plus для листовой печати стохастикой. Недавно компания представила систему ECOPure, по информации INX, демонстрирующую отличные результаты в стохастическом растрировании.

Сиржега добавил, что краски, которыми печатают стохастический растр, должны облегчать контроль за растискиванием и не забивать печатные формы. Поскольку FM-растр подразумевает точки минимальных размеров, даже незначительное их увеличение негативно скажется на кривых тоновоспроизведения, снизит контрастность оттиска и качество проработки деталей в высоких светах и средних тонах изображения. Краски для стохастической печати должны поддержать качественный баланс краска/вода.

Недавно Sun Chemical представил две новые краски, специально разработанные для печати стохастикой, — High End для листовой печати и серию High Fashion FM для рулонного офсета с сушкой с модификациями для журнальных и обложечных марок бумаги. Для воспроизведения стохастического растра на упаковке флексоспособом Sun Chemical предлагает отлично себя зарекомендовавшую серию Flexomax.

«Sun Chemical — пионер в выпуске красок для оптимальной печати стохастическим растром. Мы используем патентованную технологию, базирующуюся на опыте сотрудничества с работающими со стохастикой типографиями по всему миру», — заявил Уоткинс.

«Некоторые типографии считают, что могут печатать одними красками и АМ-, и FM-растр, — сказал Сиржега. — Однако наши исследования и опыт работы со стохастическим растрированием доказывают: есть моменты, которые можно улучшить с целью оптимизации всего процесса. Мы соответственно отрегулировали свойства красок и компоненты».

«Когда типография переходит на стохастическое растрирование, она может столкнуться с проблемой баланса по серому и контроля растискивания. Постоянно возникает и вопрос забивания печатных форм, — комментирует Сиржега. — Оказалось, что забивание возникает из-за более тонкой красочной плёнки, которая не в состоянии полноценно защитить форму. Результат — частые остановки для смывки форм, что приводит к увеличению отходов».

«Спрос продолжает расти по мере того, как всё больше типографий и потребителей печатной продукции делают выбор в пользу стохастического растрирования, дабы повысить качество своих изданий или упаковки, — заявил Уоткинс. — Как правило, типографии стараются обойтись без смены красок. Возможно, они добьются удовлетворительного результата и с традиционными красками, но оптимально подходящие по составу и свойствам для данного растра дают изображения исключительно высокого качества, соответствующие лучшим образцам печати. Это не осознаешь, пока не увидишь разницу».

«Одно из основных преимуществ стохастического растрирования — из множества очень мелких точек формируется мелкозернистое изображение, более напоминающее тоновую фотографию, нежели традиционный растр, — пояснил Кичон. — В определённой степени так оно и есть, особенно если сравнивать стохастику с полутоновым растрированием с линиатурой в 150 lpi и ниже. При переходе от традиционного растра в 150 lpi к стохастическому растрированию в 20 микрон типография сразу ощутит, насколько качественнее воспроизводятся изображения».

«20-микронную стохастику нельзя непосредственно сравнивать с традиционным растром с линиатурой в 150 lpi. Поскольку в стохастике точки не располагаются по чёткой схеме, при необходимости на конкретном участке изображения их может оказаться больше, чем в традиционном растре. Это означает большие объём данных и количество деталей. Плотность точки 20–25 мкм в стохастическом растре практически та же, что и в традиционной растровой сетке с линиатурой lpi. Логично сравнивать уровень детализации стохастики 20 и даже 25 мкм с тем же изображением, отпечатанным с линиатурой 200—175 lpi».

Как отметил Кичон, кроме того, что при определённых условиях стохастика обеспечивает более детализированное воспроизведение, она эффективно устраняет практически все случаи муара, особенно при наложении результатов цветоделения.

«Типографии начинают открывать ещё одно преимущество — расширенный цветовой охват, — добавил Кичон. — Очевидно, что стохастическое растрирование позволяет печатать более чистые цвета с насыщенным уровнем цветности бледных оттенков».

По мере того, как выявляются её преимущества, стохастика находит всё более широкое применение.

«Новые рынки только осваиваются, но, учитывая максимально высокое разрешение данного типа печати и уровень качества, приближенный к тоновым изображениям, есть все основания рассчитывать на принципиально иной уровень детализации при печати стандартных работ и даже художественных репродукций», — высказался Кичон.


Воспроизведение мелких точек — растискивание и выбор краски

Задача растровой точки — перенести краску на запечатываемый материал. Постепенно индустрия приходит к высоким линиатурам и мелким точкам, дающим преимущество детализации и точности воспроизведения. Сам по себе растр (регулярный или стохастический) ещё не означает перемен в типографии. Ключевой фактор — размер точки, переносящей краску.

Растры Staccato варьируются от 10 до 40 микрон, что в AM-эквиваленте сопоставимо с линиатурой в 600–240 лин./дюйм. Через эти небольшие точки краска переносится на различные поверхности — форму, офсетное полотно, запечатываемый материал.

Сложности при печати с использованием мелких точек зачастую возникают (прямо или косвенно) при попытках контролировать растискивание. Для этого в течение многих лет модифицировались красочные формулы — повышалось содержание пигмента, увеличивалась липкость. Но меры оказались только отчасти эффективными. Чтобы заняться вопросами растискивания при внесении в процесс значительных изменений (например, при увеличении линиатуры или резком сокращении размеров растровой точки), необходимы коррективы на уровне технологического процесса — кривые калибровки, которые рассчитают уменьшенный размер точки для компенсации прогнозируемого растискивания.

Целью при печати должно стать не сокращение уровня растискивания, а его стабилизация. Среди мер по контролю за процессом в печатном цехе стоит упомянуть, прежде всего, работу с краской — качественное её нанесение и на плашках, и в полутоновых областях. Пока растискивание остаётся стабильным, оно проблемы не представляет. Гораздо проще и эффективнее предусмотреть компенсацию растискивания в технологическом процессе, чем корректировать формулу краски.

Использование растровых структур с мелкими точками подразумевает и другие особенности. Для структур с мелкими точками характерно увеличение соотношения экспонированных краёв (периметра) с общей площадью. Именно из-за возросшего соотношения периметр/площадь агрессивные увлажняющие растворы окажут значительное влияние на свойства мелких точек по сравнению с крупными растровыми точками.

Мелкие точки эффективнее работают с краской. Поскольку она распределяется по множеству мелких точек, через неё проникает больше света, чем через окружающий запечатываемый материал. Поэтому цвета на оттиске выглядят реалистичнее при расширенном цветовом охвате в средних тонах. Не стоит упускать из виду и медленное пополнение краски, что сказывается на химических аспектах баланса краска/вода.

Производители красок стараются максимально упростить для клиентов работу со сложными химическими и физическими процессами, на которых базируется офсетная печать. — По информации Creo


* Журнал «Мир красок», январь 2004. © Ink World, Rodman Publications. All rights reserved.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

В активе — модернизация производства

В предыдущем интервью генеральный директор Chembyo Александр Арцимович рассказал, как компания работает в условиях кризиса, постоянно оставаясь в русле производственных тенденций и при этом создавая доступную и качественную химию для печати в России*. О том, какие изменения случились в Chembyo за это время, что происходит сейчас и какие есть планы на будущее, — читайте прямо сейчас.

Интерес в стабильности

В этом году «ОктоПринт Сервис» исполняется 21 год. Достижения, которыми гордятся в компании: 10 филиалов, 11 технологов, 13 станций смешения красок, 200 сотрудников, 1200 постоянных клиентов и 8000 стандартных ассортиментных позиций на складе. Поговорили с техническим директором «ОктоПринт Сервис» Татьяной Климовой о проблемах в типографиях с расходными материалами, о новых интересных продуктах для полиграфических производств, о расширении услуг компании и поиске новых направлений.

Интерлакокраска-2024

С 27 февраля по 1 марта 2024 года в Москве прошла 28-я выставка «Интерлакокраска», традиционно собравшая всех причастных к производству материалов, сырья и оборудования для лакокрасочной отрасли. И хотя на первый взгляд данная выставка имеет весьма опосредованное отношение к полиграфии, именно динамика развития технологии покрытий весьма красноречиво отражает будущее печатной отрасли.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38