101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Смешать — не значит попасть

  • Любовь Баюшкина
  • 19 августа 2025 г.
  • 1094
Почему при смешивании цветов Pantone на производстве результат часто не совпадает с образцом и как избежать типичных ошибок при заказе офсетной смесевой краски — читайте прямо сейчас.

Не совпадает с ожиданиями

Краски системы смешения Pantone используют в полиграфии как отдельный цвет на печати, чтобы точно передавать фирменные цвета, для повторяемости от тиража к тиражу, чтобы максимально исключить разнооттеночность, а в отдельных случаях — решить проблему изношенности оборудования при печати плашечных тонов.

Не все типографии заказывают краску на специализированном производстве у компаний-поставщиков материалов. Часто покупают готовые базовые краски и мешают сами по вееру Pantone. И хотя тщательно взвешивают компоненты по рецепту, указанному в веере, цвет не получается, требуется корректировка. Причины могут быть разные: бумажный веер выгорел, изношен, у каждой банки краски (партии), которая используется для замеса, есть допустимые отклонения по цвету (по нижней или по верхней границе), интенсивность (пигментация) красок от разных производителей может отличаться, большое влияние оказывает и цвет самой подложки.

Иногда, за неимением сырья (базовой краски по вееру Pantone) и по причине срочности выполнения заказа, изготавливают из Process-красок, ориентируясь на веер Pantone CMYK Guide — имитация смесевых цветов с помощью триадной печати (отображает не более 1/3 от веера Formula Guide). Цвета, имеющие эквивалент в справочнике Formula Guide, отмечены звёздочкой. Следует обратить внимание, что в веере Pantone CMYK Guide даны процентные соотношения триадных красок для процесса растрирования и с учётом розетки, а не для замеса краски. При изготовлении краски по рецептуре растровых процентов цвет не получится, придётся потратить много времени на корректировку цвета, если таковой вообще можно воспроизвести смешением триадных красок CMYK.

Не рекомендую в качестве сырья использовать триадные Process-краски, так как они имеют совершенно другой цветовой охват, более прозрачные, нежели специальные базовые цвета Pantone, смешением которых и получают цвета из веера. Цветовой охват триадных красок CMYK меньше охвата смесевых и ещё меньше охвата цветового пространства RGB, в котором работают все мониторы. Например, если захотите намешать цвет Pantone Orange как в веере, то у вас ничего не получится, так как на печати он будет визуально очень «грязным». «Чистый» цвет не получить. Фиолетовые и зелёные тона дают похожую картину.

Поэтому лучше заказать краску по Pantone у профессионалов — на производстве смесевой краски. Как правильно оформить заявку производителю, чтобы гарантированно получить качественный результат?

Заказать смесевую краску. Как?

Чтобы избежать ошибок и подойти максимально ответственно к заказу краски, необходимо не просто написать в письме-заявке, например: «Хочу краску Pantone Formula Guide xxxx в таком-то количестве», а заполнить бланк заказа, где указать не только цвет по вееру, тип бумаги (с покрытием или без), будет ли последующее лакирование (глянцевым или матовым лаком), тиснение, УФ-лакирование, требуется ли стойкость к спирту конечного полиграфического продукта (изделия), щёлочи и т. д., а также предоставить тиражный материал (бумагу или картон, кашированный металлизированнй картон или бумагу, пластик). Основные параметры заявки: цвет по вееру Pantone или эталон-образец, приемлемая цветовая погрешность, запечатываемый материал, способ печати, тип краски (масло или УФ).

Если цвет выбирают по вееру Pantone, следует помнить, что краски на бумаге со временем выгорают, поэтому его следует хранить в тёмном месте и менять не реже одного раза в год, а если веер активно используется, то его замену следует производить ещё чаще, так как образцы пачкаются и истираются. Также следует учитывать, что компания Pantone не гарантирует идентичности цветов в веерах даже одного издания. Другими словами: веер Pantone не является эталоном, это образец цвета, не более. На практике цветовые расхождения между веерами могут достигать 5–6 единиц ΔЕ (ΔЕ = 2 считается минимально различимой разницей). У компании Pantone, как у производителя вееров, отсутствуют регламентируемые допуски на цветовое отклонение между веерами. Тем не менее с 2018 года компания Pantone в своих веерах стремится к ΔE не более 2 по отношению к цифровому эталону.

Поэтому при общении с заказчиком типографии либо нужно уточнять характеристики конкретного экземпляра веера, предназначенного для рецептирования цвета, либо смириться с тем, что отклонения цвета образцов в вашем веере и у вашего заказчика могут составлять до 6–10 ΔE (визуально различимо). Даже если они одного года выпуска и той же версии печати, у них может быть разная степень износа. Завышенные ожидания заказчика и непонимание недостижимости цвета на конкретном материале или конкретным печатным процессом могут привести к негативным последствиям — «непопаданию» в цвет с точки зрения заказчика. Чтобы такого не произошло, лучше заказать выкрас в двух экземплярах у поставщика краски и согласовать цвет с заказчиком под подпись, прежде чем ставить тираж в работу.

В дополнение, если в типографии эталон цвета — бумажный веер Pantone, то он должен быть выбран на такой же подложке или хотя бы на похожей на ту, что вы предоставляете исполнителю заявки; в веере Pantone представлены два типа стандартных подложек: немелованная (без покрытия) — Uncoated, мелованная глянцевая (с покрытием) — Coated.

Различие может быть очень значительным даже в пределах одной партии, а также между образцом и эталоном

Визуальные и цифровые эталоны

Идеально заказывать краску в цифровом формате CxF — ISO 17972–1:2015 — индустриальный стандарт для электронного обмена данными о цвете. Но тут также есть свои «за» и «против». Плюсы: не подвержен физическому старению, удобен в использовании для дистанционной передачи, не зависит от субъективных факторов человеческого зрения. Минусы: требуется точная согласованность между измерительными приборами (при помощи которого был создан цифровой эталон и используемого для контроля воспроизведения этого цвета); при отсутствии визуального контроля может проявиться погрешность математического моделирования цветового пространства и его измерения; необходимо более строго контролировать показатель метамерности краски. В качестве примера можно привести случай из практики, когда типографии вернули целый тираж упаковки из-за расхождения в цветовом тоне пастельных цветов. При этом измеренное отклонение показало разницу не более 1 ΔЕ.

Если заявка по печатному образцу, то цвет должен быть выполнен в виде равномерной плашки. В крайнем случае это может быть участок элемента дизайна с площадью, достаточной для измерения спектрофотометром с апертурой 4–6 мм. Например, шкала качества печатного процесса. Дополнительное покрытие оттиска искажает цвет и препятствует более точному его подбору. При предоставлении оттиска надо указать идеальное место по цвету, так как в пределах одного листа/тетради могут быть визуально различимые отклонения. В идеале образец должен быть выполнен на тиражном материале с применением смесевой краски.

При заказе фирменной смесевой краски идеально предоставить эталон цвета — материальный образец, желательно изготовленный с применением смесевой краски, а лучше ещё и «жидкий», с применением тех же красящих веществ, поскольку в последнем случае возможно минимизировать риск метамеризма (оптический эффект, при котором два цвета кажутся одинаковыми при одном источнике света, но выглядят по-разному при другом).

Краска на послепечати

При заказе смесевой краски необходимо указывать последующую послепечатную обработку. Это учитывается при изготовлении красок путём введения специальных добавок или применения более стойких пигментов. Например, следует указывать последующее лакирование или ламинацию оттиска, тип лака (масло, ВД, УФ) — матовый или глянцевый, стойкости — химическая, механическая. Бывает, необходима стойкость к жирам, если изготавливается упаковка для масла, сыра, хлеба и других наполнителей, которые могут выделять жир. В этом случае жир не должен растворять краску, чтобы предотвращать окрашивание наполнителя или взаимное окрашивание упаковки и продукта. Образование пятен на запечатываемом материале или изменение цветового тона за счёт жира не должно повреждать содержимое.

Термостойкость требуется при изготовлении форм для выпечки, упаковки для микроволновки. Кроме того, печать термостойкими красками применяется, если оттиск потом вплавляется в пластик, например, при производстве банковских карт.

Если требуется светостойкость (на обложке журнала, книги или стоящей на витрине упаковки), необходимо заказать краску из стойких пигментов. Но обязательно надо предупредить заказчика, что цвет будет не такой, как в веере Pantone, так как светостойкие краски не такие «чистые». Под светостойкостью печатных красок понимается устойчивость изделия к воздействию света без непосредственного влияния атмосферных факторов в соответствии с ISO 2834. Показатель светостойкости, который полиграфист видит на этикетке банки с офсетной краской, является показателем светостойкости контрольного оттиска соответствующей печатной краски. Некоторые пигменты с высокой степенью светостойкости весьма дороги, поэтому необходимо задуматься, какая светостойкость является действительно необходимой для конкретной печати. Когда высокая устойчивость тона не является принципиальной, цель может достигаться при использовании более дешёвых печатных красок с относительно низким показателем светостойкости, если они сохраняют видимость в течение длительного времени и не претерпевают больших изменений.

Если требуется большая стойкость к истиранию или скорость закрепления красочного слоя, это также стоит указать в бланке заказа. При производстве в краску можно добавить дополнительно сиккатив*, пасту, повышающую стойкость к истиранию или противоотмарывающую. Если не указать в заявке, что будет последующее лакирование оттиска лаком ультрафиолетового закрепления, то в тираже вместо фиолетового оттенка отпечатанное изображение станет розовым в крапинку, так как обычно в краске используются нестойкие к УФ-лаку пигменты. И важно учитывать, что не всегда с УФ-стойкими пигментами можно получить «чистые» оттенки из-за особенности пигментов.

Общий совет прост: если нужна смесевая краска, обращайтесь к профессиональным производителям. Иногда лучше задержать печать тиража на сутки, чем через месяц получить от заказчика возврат тиража, который изменил свой цвет или обесцветился.

 

Об авторе: Любовь Баюшкина, главный технолог «ОктоПринт Сервис».

* Сиккативы — вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса «высыхания», т. е. окислительной полимеризации красочного слоя.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Правильный гибрид

С лета этого года ГК «РУССКОМ» предлагает двухметровый гибридный принтер G!Digital HUV-2000S.

Выставка перемен

В этом году 32-я выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама 2025» прошла на новом месте с 21 по 24 октября. Поскольку «Экспоцентра» больше нет, устроители выбрали в качестве места проведения павильоны ВДНХ — 55 и 57.

Печать без промаха

На столичной выставке «Реклама-2025» представительство южнокорейской InkTec в России впервые показало в работе компактный планшетный УФ-принтер UV 6090 с системой автоматического распознавания и визуального позиционирования запечатываемых изделий.

Технология как магия

Обычно в рубрике «Практика производства» мы рассказываем о типографиях. Но сегодня — о компании из другой сферы, где цифровая печать по-прежнему кажется настоящим волшебством.

Техника, сервис, доверие: «Передовые системы печати» представила шоурум Ricoh в Екатеринбурге

9 октября 2025 года компания «Передовые системы печати» («ПСП») провела презентацию в своём екатеринбургском офисе. Формат события оказался символичным: оно объединило знакомство с обновлённым шоурумом и рассказ о пути и перспективах компании.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59