101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

101 бумажное слово *

  • Сабина Ленц
  • 6 декабря 2004 г.
  • 8380
Бумажные основы для начинающих дизайнеров и заказчиков печатной продукции: характеристики и терминология

Новость мне сообщили туманным осенним утром в Сиднее (Австралия). Отдел маркетинга известного поставщика ПО разместил у нас заказ на разработку материалов для первой конференции пользователей из Южного полушария — мечта любого дизайнера! Для компании было максимально важно произвести благоприятное впечатление, поэтому на расходы не скупились: рекламные открытки, приглашения, брошюры, раздаточные материалы, папки, футболки — всё, что угодно.

Я решила, не откладывая, заняться подбором бумаги, чтобы к моменту сдачи в печать все нужные материалы в достаточном количестве были под рукой. В идеале мне хотелось охватить весь спектр продукции двумя основными сортами, причём с «экологической ноткой» (т. е. с макулатурными добавками).

Что общего у бумажных запросов австралийского потребителя с выбором бумаги в США? Каталоги поставщиков практически идентичны по всему миру: масса информации мелким шрифтом, обилие загадочных терминов и сокращений. Впрочем, одно отличие всё же есть: американский бумажный сегмент очень динамичен, и каталоги с образцами в США устаревают быстрее.

Через термины к звёздам

Знаком ли вам подобный текст? «Бумажная фабрика такая-то значительно улучшила сорта A, B и C серии ? 2. Теперь бумага A отличается повышенной гладкостью и стабильностью печатных характеристик при яркости 90 и чистом белом оттенке с лёгкой голубизной. Поставляется в различных модификациях: от офсета плотностью 70 г/м2 до обложечной бумаги толщиной 0,5 мм».

Но это ещё не всё. «Специальная отделка обеспечивает более высокое значение пухлости по сравнению с традиционными глянцевыми каландрированными марками бумаги. Плотная бумага А по массе оптимально подходит для почтовых рассылок».

Дочитали до конца? Опытным полиграфистам удаётся ориентироваться в маркетинговом тумане, но начинающим дизайнерам и большинству заказчиков это ни о чём не говорит. Мы составили удобный словарик, который поможет понять, какая именно бумага вам нужна.

Словарь

Базовый вес (basis weight). Вес стопы бумаги (500 листов) базового формата в фунтах (lb). Комбинация базового формата и базового веса определяет сорт бумаги — офсетная 60 lb (90 г/м2), обложечная 100 lb (270 г/м2) и т. д. (Поэтому перевести американские lb в привычные нам г/м2 можно, только зная тип бумаги. — Прим. ред.)

Базовый формат (basic size). В США каждому сорту бумаги (офисная, офсетная, обложечная и др.) соответствует свой базовый формат листа. Он используется для определения базового веса бумаги и не означает, что других форматов у этой бумаги нет. За пределами США удельная масса и формат бумаги приводятся в метрической системе.

Белизна (whiteness). Белый — это белый, кто бы ни утверждал обратное.

И всё же вам предлагают голубоватую, гармонично белую, натурально белую, мягко белую бумагу и т. д. Не путайте яркость и белизну. Яркость относится к проценту отражаемого бумагой света, белизна — к оттенку белого, т. е. цвету материала. Сравните два разных по белизне листа с яркостью 90. Голубоватый лист покажется ярче — оптическая иллюзия. Несложно догадаться, что необходимая белизна зависит от ситуации. Если отпечатать тёплые телесные тона на голубоватой бумаге, они приобретут серый оттенок. Для этого лучше остановиться на материалах тёплого белого тона.

Бескислотные материалы (acid-free, или антикоррозийные). Практически все современные марки бумаги машинной выделки. Их изготавливают без кислотообразующих компонентов, что предотвращает разрушение бумаги со временем вследствие химических реакций.

Гладкость (smoothness) характеризует микропрофиль поверхности бумаги и напрямую влияет на впитываемость. Чем более лист глаже, тем чётче отпечатанное на нём изображение. В США гладкость измеряется специальным прибором (тест Шеффилда), фиксирующим объём воздуха, получаемого давлением на лист. Меньший объём означает более гладкую бумагу. Стандартная классификация производителями немелованных материалов по гладкости выглядит так (по убыванию): бумага повышенной гладкости, гладкая, веленевая, антиква, шероховатая, тканая.

Макулатурная, или бумага из вторичного сырья (recycled). Ширятся ряды сторонников переработки отходов. Но, хотя правительства и сторонники окружающей среды постоянно акцентируют на этом внимание, многие фабрики уже не один год выпускают бумагу с добавками макулатуры, параллельно разрабатывая новые сорта. Среди дизайнеров и полиграфистов по-прежнему встречаются заблуждения, из-за которых бумагу с добавками макулатуры приобретают неохотно. Некоторые считают, что это не имеет смысла, поскольку в любом случае вся бумага перерабатывается. Другие полагают, что такая бумага ограничена в ассортименте. Многие уверены, что это потенциальные проблемы в процессе печати. Все опасения абсолютно беспочвенны.

Если вам кажется, что макулатурные марки ограничивают простор для творчества, замечу, что из 3500 сортов, представленных на PaperSpecs.com, более 60% содержат макулатурные добавки и более 1000 соответствуют действующим стандартам EPA.

Современные макулатурные марки по печатным характеристикам ничем не уступают чистоцеллюлозным. Они лучше бигуются, фальцуются, оптимальны для тиснения, поскольку вторичные волокна мягче и проще поддаются обработке. При выборе бумаги с содержанием макулатурной массы ориентируйтесь на перечисленные ниже условные обозначения.

  • Post-consumer waste, PCW (бытовая макулатура). Переработанное сырьё, собранное у потребителей. Бытовая макулатура — оптимальный вариант вторичного сырья, поскольку способствует сохранению леса, экономии воды и электроэнергии, сокращению твёрдых отходов. Если макулатурное сырьё не имеет маркировки PCW, значит, речь идёт о промышленных отходах (pre-consumer waste) — остатках от производственного процесса, которые заново перерабатываются на фабриках. Бумага со 100% содержанием макулатуры может содержать всего 30% бытовой макулатуры.
  • Forest Stewardship Council, FSC (Лесной попечительский совет). Международная организация, сертифицирующая экологически ответственное лесопользование и поощряющая использование сертифицированной FSC бумаги.
  • Tree-free fiber (недревесные волокна). Волокна растений типа кенафа и конопли, выращиваемых специально для переработки в целлюлозу. Они растут быстрее деревьев и отличаются высокой урожайностью. Недревесные волокна получают также из некоторых сельскохозяйственных и промышленных отходов (стеблей сахарного тростника и хлопчатобумажной ветоши).

Масса квадратного метра (GSM). В метрической системе отсутствуют понятия базового веса и базового формата — удельная масса бумаги измеряется в граммах на квадратный метр (г/м2). (Обычно этот параметр называют «плотность», хотя формально это неверный термин. — Прим. ред.) Иногда массу 1 м2 указывают и поставщики США, что позволяет корректнее сравнивать предложения различных производителей. Не удивляйтесь, если в каталоге масса офсетной бумаги с базовым весом 60 lb такая же, как у офисной с базовым весом 24 lb. Просто два этих предложения ориентированы на разные рынки.

Масса метрической стопы (M weight). Вес в фунтах 1000 листов бумаги, независимо от базового размера или сорта. На выбор материала не влияет и указывается только для ориентира, если бумагу продают в фунтах.

Непрозрачность (Opacity). Свойство бумаги свести к минимуму просвечивание изображения, напечатанного на одной стороне бумаги. Крайне важна при двухсторонней печати с плотным красочным слоем. Убедитесь, что у выбранной бумаги достаточный уровень непрозрачности, и краска не будет проступать на обороте. Если сомневаетесь, выберите более плотную бумагу.

Отделка (finish). Термин характеризует поверхность материала и подразумевает два базовых типа бумаги — немелованную и мелованную. Отделка немелованных листов бывает разной — от бумаги повышенной гладкости и веленевой до фактурного тиснения типа холст и верже.

В последнее время в США для печати предпочитают немелованные марки. С их помощью крупные корпорации формируют более мягкий, в чём-то даже заниженный образ. При условии корректной допечатной подготовки натуральная поверхность немелованной бумаги идеально подходит для полноцветной печати, особенно в комбинации с флуоресцентными красками. На одну или обе стороны мелованной бумаги нанесено внешнее покрытие. Основные типы отделки — глянцевая, матовая, полуглянцевая (шёлк). На этих материалах великолепно держится краска при минимальном растискивании, что позволяет достичь чётких, ярких оттисков, контрастного растра и качественной полноцветной печати. Гладкая поверхность мелованной бумаги равномерно отражает свет. Если необходимо красочное, чёткое изображение или фотографическое качество, лучше всего подойдут мелованные глянцевые, матовые или полуглянцевые листы.

Офисная, офсетная и обложечная бумага (writing, text and cover). Термины относятся к бумаге различной плотности и характеризуют предполагаемую сферу применения. Обозначения условны, поэтому не стоит уделять им слишком много внимания при выборе материала. Офисная бумага может иметь ту же плотность и толщину, что и офсетная, поэтому в каталогах встречаются двойные обозначения базового веса (например, 20/50 или 24/60). Многие дизайнеры предпочитают работать с более плотными материалами, которые всегда есть на складе поставщиков, — офсетная бумага для бланков 80–103 г/м2, лёгкие обложечные материалы для внутренней части и обложки брошюр. При ограниченном бюджете плотная бумага позволяет сократить количество страниц и придать изделию весомый и добротный вид.

Продольное направление отлива (grain). Продольное направление — направление, в котором большая часть волокон бумаги располагалась при изготовлении. Чтобы определить продольное направление отлива, сравните стойкость листа на сгиб вдоль и поперёк. В продольном направлении отлива лист будет менее стойким.

Пухлость повышенная (high bulk). Пухлой называют бумагу, толщина которой больше, чем у сортов с тем же базовым весом. Изначально пухлой была книжная бумага, что придавало весомость изданию даже из нескольких страниц. Пухлые сорта используют для изготовления почтовых карточек толщиной 0,17 и 0,22 мм — при одинаковой толщине с другими сортами бумаги их удельная масса меньше.

Растискивание (dot gain). Нежелательное увеличение растровой точки. Отпечатанная на бумаге точка больше, чем на плёнке или печатной форме. Результат — более тёмные тона и отклонения по цветам. Чем лучше бумага впитывает краску, тем существеннее растискивание. Как правило, мелованные сорта отличаются низкой впитываемостью, соответственно, намного меньшим растискиванием. В любом случае, чтобы достичь хороших результатов на печати, стоит компенсировать предполагаемое растискивание ещё на этапе допечатной подготовки.

Сорт (grade). Изначально стандарты сортов бумаги Американской ассоциации лесной и бумажной промышленности (American Forest & Paper Assosiation) базировались на яркости. Яркость бумаги для листа II сорта составляла 83–84,9 единицы, III сорта — 79–82,9. Почему же сейчас встречается бумага III сорта с яркостью более 90? Чем ярче бумага, тем выше её себестоимость. Яркость достигается посредством наполнителей и химикатов — флуоресцентных красителей и оптических отбеливателей. Они придают нужный голубоватый оттенок, но могут негативно сказаться на прочности и печатных свойствах материала. Именно за это вы и платите, приобретая бумагу высшего класса, — за яркость и отличные печатные характеристики.

Как выбрать нужный сорт? Определившись с материалом, попросите поставщика показать образец печати на лучшей бумаге сортом ниже и сравните оба варианта. Бумажные фабрики постоянно повышают качество продукции. Даже если по характеристикам бумага соответствует I сорту, но у производителя нет сорта классом ниже, он выставит её по ценам II сорта, чтобы дополнить ассортимент. Всё это исключительно маркетинговые моменты.

Стандарты EPA. Агентство по охране окружающей среды США (Environ-mental Protection Agency, EPA) установило минимальное содержание вторичного сырья в писче-печатных бумагах. Если бумага «соответствует стандартам EPA», значит, она «соответствует постановлению по содержанию вторичного сырья в писче-печатных сортах».

Минимальное содержание бытовой макулатуры для немелованной бумаги — 30%, для мелованной — 10%. Многие фабрики придерживаются минимальных стандартов, но некоторые стремятся производить бумаги с большим количеством вторичного сырья.

Толщина/пункт (caliper/point). Выпуская бумагу, производитель ориентируется либо на толщину, либо на удельную массу.

Толщина листа измеряется в тысячных дюйма, в США часто приводится в пунктах. Если для работы нужна плотная бумага (например, толщина почтовой карточки должна составлять не менее 7 пунктов), проверьте, чтобы бумага была произведена «по толщине», что гарантирует стабильную толщину и жёсткость. У бумаги, произведённой по удельной массе, толщина может несколько варьироваться, поскольку в производстве акцент делается на стабильность массы. Если масса бумаги указана в «пунктах» или в каталоге есть примечание, что бумага произведена по толщине, значит, всё в порядке.

Удержание краски (ink holdout). Важная характеристика бумаги — способность удерживать краску на поверхности. Тогда изображение высыхает не за счёт впитывания, а, в основном, окислением.

Яркость (brightness). Определяется процентом отражаемого света. Чем она выше, тем отчётливее на бумаге выделяются краски. Читать текст и рассматривать изображения проще на бумаге с низкой яркостью. У каждой белой бумаги своя степень яркости, которая в США измеряется специальным прибором по шкале (TAPPI) GE. В Европе, Азии и других странах пользуются шкалой яркости ISO — Международной организации по стандартизации. Показатели яркости по GE и по ISO отличаются из-за разницы в методах тестирования — варьируется угол и отражаемый источник света. Яркость по ISO, как правило, на два пункта выше: яркость 100 по ISO соответствует 98 по GE .p

Об авторе: Сабина Ленц (www.paperspecs.com), основатель PaperSpecs, бумажной базы данных online и «универсального справочника».


10 советов по выбору бумаги

  1. Процесс
    • Выбирайте бумагу на начальных этапах разработки макета.
    • Будьте готовы внести незначительные коррективы в макет, чтобы он лучше ложился на лист. Это сократит затраты и отходы бумаги.
  2. Жизненный цикл/специфика
    • Каково назначение изделия? Достойно ли оно высококачественной бумаги?
    • Выбирайте бумагу с учётом задачи и специфики изделия (например, с содержанием вторсырья для экологической ноты).
  3. Отделка
    • Для ярких цветов и чёткого изображения выбирайте мелованную бумагу.
    • При условии корректной допечатной подготовки немелованная бумага идеально подходит для полноцветной печати, особенно в комбинации с флуоресцентными красками, давая эффект мягкости.
    • Текстурированные и дизайнерские сорта подчеркнут «уникальность» изделия.
  4. Оттенок
    • Не забывайте, что нужный оттенок белого зависит от макета. Голубоватая бумага обеспечит контраст и чёткость, но отпечатанное изображение может выглядеть сероватым. Мягкие оттенки белого подходят для тёплых и телесных тонов.
    • Цвет бумаги может играть роль фона, но при этом изменить оттенок шрифта.
  5. Масса
    • Иногда стоит ориентироваться не на массу, а на непрозрачность.
    • Плотный материал создаёт впечатление добротности.
    • Мелованная бумага тяжелее немелованной того же формата, но менее пухлая.
    • Не забывайте о почтовых стандартах и учитывайте массу краски.
    • Для упаковки и почтовых карточек выбирайте бумагу, сделанную по толщине.
  6. Экология
    • Стандарты EPA предусматривают содержание не менее 30% бытовой макулатуры для немелованной бумаги и 10% для мелованной.
    • Ознакомьтесь с условными обозначениями экологических характеристик бумаги — ECF (отбеливание без молекулярного хлора), TCF (свободная от хлора) и PCF (бесхлорная обработка).
    • Выбирайте бумагу с сертификатом FSC с плантаций с экологически ответственным лесопользованием.
  7. Технология печати
    • Проверьте, соответствует ли выбранная бумага запланированному печатному процессу, и ознакомьтесь с образцами печати.
    • Офсетная бумага обычно не подходит для цифровых печатных машин, и наоборот.
  8. Применение/распространение
    • Почтовое отправление: проверьте суммарный вес, для почтовых карточек — толщину, поскольку это влияет на стоимость пересылки.
    • Бланки: убедитесь, что бумага подходит для лазерной и струйной печати.
    • Справочные материалы: выбирайте прочную бумагу, по возможности предусмотрите лакирование.
    • Раздаточные материалы: если на материалах будут писать, не печатайте их на глянцевой мелованной бумаге и не покрывайте лаком.
  9. Доступность
    • Как правило, бумагу доставляют в течение трёх рабочих дней.
    • Если поставщик говорит, что на складе бумаги нет и необходимо размещать заказ на фабрике, наведите справки в других торговых компаниях.
    • Поставка нестандартных цветов и дизайнерских материалов может занять больше времени — до пяти дней. (В российских условиях речь идёт о неделях. – Прим. ред.)
  10. Цена
    • На бумагу приходится не менее 30% себестоимости заказа.
    • Если понравившаяся бумага не укладывается в бюджет, попробуйте выбрать лучший из материалов сортом ниже.

* Журнал «Американский Печатник», октябрь 2004 г. © 2004, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Будущее полиграфической отрасли: как онлайн-продажи поменяют правила игры

Покупать и продавать бумагу и картон для полиграфического производства рано или поздно будут в режиме онлайн. В этом уверено большинство участников опроса, проведённого «Промис» и Publish в августе 2024 года.

Тенденции в материалах для стильной упаковки

На прошедшей в июне отраслевой международной выставке RosUpack/Printech 2024 производители и поставщики материалов для упаковки и этикетки демонстрировали свой ассортимент, включающий новинки дизайнерской бумаги и картона, предназначенных в первую очередь для продукции премиального сегмента.

Маркетплейс на бумаге

На выставке RosUpack 2024 «Промис» представил маркетплейс KolPack для продажи картона и бумаги

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39