101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Жёсткий подход в широком формате

  • Максим Добровенский
  • 3 февраля 2005 г.
  • 6225
Мы вновь возвращаемся к теме цифровой печати по жёстким материалам, поднятой уже дважды - в Publish ? 10 за 2003 и 2004 гг. Последнее обращение к перспективной разновидности широкоформатной печати показало, что количество моделей, работающих с жёсткими негнущимися носителями, за прошедший год значительно возросло. Если в 2003 г. относительно молодая технология была привилегией передовых, в основном европейских компаний, сейчас практически все известные производители включили в ассортимент «гибридные» устройства. Появились новые модели, не попавшие в справочник покупателя годичной давности.

Универсалы своего дела

Под «гибридными» конструкциями мы подразумеваем те, что позволяют за короткое время перенастроить машину с классической рулонной подачи на листовую (для плоских носителей) и обратно. Их универсальность защитит инвестиции в малоизученный рынок. Хотя мнения о целесообразности такого решения расходятся, желающих подстраховаться больше, чем делающих ставку на полную загрузку машины «жёсткими» заказами. Подавляющее большинство моделей, появившихся за последний год, гибридные, что косвенно подтверждает тезис. Конечно, многие созданы на базе рулонных моделей и отличаются от прототипов чернилами, регулировкой высоты головки в широких пределах и роликовыми столами для поддержки длинномерных материалов. Причина может быть и в том, что на разработку оригинальных моделей не у всех было достаточно времени и средств. По этому пути пошли Vutek при создании серии PressVu UV, Mutoh с линейкой Toucan Hybrid, ColorSpan с DisplayMaker 72sr/uvr и sx, а также некоторые другие разработчики. Но есть и устройства уникальной конструкции, в основном относящиеся к верхнему диапазону цен и производительности (Nur Tempo и Durst Rho).

Ультрафиолетовая экспансия

Одна из неоспоримых заслуг планшетных принтеров - широкое распространение чернил УФ-отверждения. Компания Sericol, разработав первые УФ-чернила для струйной печати с достаточной для наружного применения механической стойкостью, открыла это направление для десятков последователей. Оказалось, что, кроме закрепления практически на любых невпитывающих носителях, УФ-чернила имеют ряд интересных свойств: высокую кроющую способность, больший цветовой охват и экологичность. Качество и стойкость изображений настолько понравились заказчикам, что плоскопечатные УФ-принтеры часто получают задания на печать по плёнке, банеру и холстам. Компания BestExpo, эксплуатирующая Zund UVjet 215C, около половины заказов печатает на банере, а РИА «Лужники», в апреле 2004 г. ставшее обладателем Durst Rho 160, кроме жёстких носителей, в больших объёмах запечатывает плёнку для световых коробов, банеры и холсты для струйной печати.

Единственное преимущество сольвентных чернил при печати по жёстким носителям - возможность последующей формовки изделий, далеко не всегда интересная заказчикам. Компания «Искусство линий» (сольвентный Oce' Arizona T220), имея возможность печатать по пластику для последующей формовки, этим почти не занимается - хватает заказов на наружную и интерьерную рекламу. Один из крупнейших производителей P.O.S.M. - «Витрина А» (УФ-принтер Vutek PressVu UV), по словам технического директора Олега Дадабаева, заинтересована в формовке, так как имеет собственную линию вакуумной формовки и нуждается в изготовлении образцов и малотиражных заказов. К сожалению, эксперименты по формовке дали отрицательный результат - краска трескается. «Многие производители чернил работают над повышением гибкости красочного слоя после полимеризации, - говорит Дадабаев, - будем ждать, ведь для нас это очень полезное свойство».

Тенденцию перехода на УФ подтверждает и ассортимент моделей: сольвентные планшетные принтеры на данный момент представлены ветераном рынка Oce' Arizona T220, на базе которого уже создана модель на УФ-чернилах Arizona T220 UV, ColorSpan DisplayMaker 72sr, также уже получившего ультрафиолетового брата-близнеца DisplayMaker 72uvr, Mutoh Toucan Hybrid PJ1626FE, пока не имеющего альтернативы старому доброму сольвенту.

УФ-технологии вторглись и в традиционную широкоформатную печать. 13 декабря компания Nur Macroprinters объявила о начале продаж первого промышленного рулонного принтера на УФ-чернилах. 5-метровый 8-цветный NUR Expedio 5000 печатает со скоростью до 150 м2/ч на самых разнообразных материалах, от винила без покрытия до бумаги. Разрешение 720 dpi подходит не только для билбордов, но и интерьерных работ, если необходим большой формат.

Один из последних доводов сторонников сольвента - фатальная поломка головки при застывании чернил в соплах при случайном попадании УФ-излучения. Но и сольвентные чернила не всегда удаётся растворить в соплах! В некоторых случаях не помогают ни агрессивные растворители, ни обработка в ультразвуковой ванне.

Печатная зона высокопроизводительных УФ-принтеров закрыта непроницаемыми для ультрафиолета кожухами - излучение мощных ламп опасно для персонала, поэтому специальных мер по освещению цеха не требуется. Устройства среднего и нижнего ценовых диапазонов часто имеют открытую конструкцию, поэтому пользователи Zund UVjet ставят фильтры на лампы дневного света и затемняют окна. Этих мер вполне достаточно для защиты головок. Другая опасность для них - пыль, оседающая на поверхности и способная закупорить сопла. По некоторым сведениям, вакуум, удерживающий чернила от вытекания во время простоя, может засосать частицы пыли глубоко в сопла.

Практика

За прошедший год в Москве было установлено несколько плоскопечатных принтеров, что говорит о растущем интересе поставщиков широкоформатной печати и их клиентов. Рекордсмен по инсталляциям у клиентов - компания Durst, на её счету 2 аппарата, оба куплены напрямую в Германии. We R.Signs и «ТрансПринт Каппадона» имеют по две машины (соответственно, Inca Digital и TampoPrint) на собственных производствах. ExpoGraphica установила второй российский Zund UVjet на дочернем предприятии BestExpo. Мы навестили некоторых пионеров российского жёсткопечатания и поинтересовались ходом освоения нового оборудования и развитием рынка.

Шестой Vutek в «Витрине»

Участок цифровой широкоформатной печати компании «Витрина А» впечатляет размахом. Пять сольвентных принтеров Vutek и один Scitex работают круглосуточно. Здесь печатают на бумаге, самоклейке, банере, в т. ч. с использованием чернил и материалов ScotchPrint от компании 3М, гарантирующих 7-летнюю сохранность изображений. После выставки «Реклама» рядом встал гибридный 6-цветный Vutek PressVu UV 200/600 с шириной печати 2 м и видимым разрешением 600 dpi. По словам Дадабаева, хотя сотрудничество с Vutek имеет большую и позитивную историю, выбор поставщика был нелёгким. Рассматривались разные аспекты: от качества печати и цены до функциональности и простоты обслуживания. Решение было принято только после представления на Drupa «облегчённой» модели PressVu, цена которой снизилась более чем в два раза за счёт уменьшения количества головок и средств автоматизации. Автоматика, определяющая габариты материала, высоту головки и другие параметры, показалась не такой важной. «Измерить линейкой и ввести значения или установить ручной регулятор - быстрее и надёжнее», - говорит Дадабаев. Количество недешёвых головок Spectra Galaxy уменьшилось до 12-ти - по 2 на каждый из 6-ти цветов CMYKLcLm, вместо 16-ти у предшествующей 8-цветной модели PressVu 180. Производитель адресовал устройство не только поставщикам наружной и интерьерной рекламы, но и более требовательным к передаче цветов и полутонов фотостудиям. Действительно, по цветовому охвату принтер претендует на лидерство среди одноклассников и даже соперничает с более дорогими и производительными устройствами.

Особого внимания заслуживает функция Smoothing, внедрённая разработчиками Vutek для предотвращения полошения. Многие пользователи УФ-принтеров сталкиваются с появлением полос, особенно при двунаправленной печати, что объясняется застыванием капель в форме несимметричных конусов с наклоном в сторону движения головки. Этот дефект проявляется на тёмных участках и заметен при рассматривании на просвет или под углом к поверхности. Единственный способ его уменьшить - увеличить количество проходов, что снижает производительность.

По словам специалистов компании, алгоритм Smoothing случайным образом позиционирует капли при движении головки в обе стороны, равномерно распределяя по-разному ориентированные капли. Абсолютно все изделия в «Витрине А» печатаются в режиме двунаправленного движения головок, в безупречности результата мы убедились на примере печати по стеклу и полупрозрачному пластику: никаких полос. При этом резкость изображения не снижается.

Опыт показывает, что при увеличении скорости движения головки форма точек меняется - они превращаются в штрихи. Линии теряют чёткость, мелкий текст становится менее разборчивым, но полутоновые изображения не теряют качества, в чём немалая заслуга 6-цветной системы печати.

Протяжка материала в PressVu осуществляется с помощью сетчатой конвейерной ленты, через которую действует регулируемый вакуумный прижим. Нулевыми точками служат левый и правый боковые упоры, что полезно при двусторонней печати бэклитов. При запечатке обеих сторон лист равняется по одному краю, сначала по левому упору, затем по правому.

Скорость печати варьируется от 19 м2/ч в режиме высокого качества, используемого для интерьерных работ, до 33 м2/ч в производительном режиме, для печати банеров пригодна скорость до 30 м2/ч. Дадабаев отметил, что при выборе модели производительность не рассматривалась как главный фактор, ведь даже при сравнительно скромных показателях машина способна производить до 18 000 м2 в месяц, что вполне удовлетворяет текущие нужды компании. Принтер может работать в безостановочном режиме; заканчивая печать одного изделия, он подаёт сигнал оператору и регистрирует оптическим датчиком подачу следующего.

Специалисты компании экспериментируют с различными материалами и отмечают всеядность принтера. Кроме пластика, ПВХ, стекла и дерева, они опробовали различные банеры, холст, бумагу и другие материалы, многие из которых не по силам сольвентным принтерам. Конвейерная конструкция, в отличие от жёсткого крепления на столе, не ограничивает длину материала. Если он не искривлён, проблем с перекосом нет. Максимальная длина жёсткого носителя, с которым здесь имели дело, - 3 метра, но это не предел.

Осьминог из Чехии

Другой представитель планшетных принтеров, также демонстрировавшийся на выставке «Реклама» Octopus-X4 360 Flatbed, уже вовсю трудится в компании New Line Print. Конструкция «Осьминога» простота, что логично при цене в 100 000 евро. Транспортировка жёстких материалов - конвейерной лентой с отверстиями, через которые осуществляется вакуумный прижим. Как и на многих других устройствах с конвейерной лентой, прижим недостаточно мощный, чтобы выпрямлять изогнутые материалы: если пенокартон или пластик покоробился во время хранения или транспортировки, печать затруднительна или невозможна. Рулонные размотки, входящие в базовую комплектацию, за несколько минут превращают принтер из планшетного в рулонный. Протяжка рулонных материалов осуществляется тем же вакуумным транспортёром. Интересно организовано позиционирование материала: боковые упоры отсутствуют, нулевая отметка находится вне зоны печати, а для задания края изображения оператор измеряет линейкой расстояние до нулевой метки и вводит его с пульта. Так можно задать любой необходимый отступ или печать в край листа.

Боковое равнение - по отверстиям на конвейерной ленте. На первый взгляд, не слишком точный метод, но позволяет без проблем выровнять 5-метровый банер при двусторонней запечатке, заверил нас директор New Line Print Александр Сифеткин. Достаточно контрольных меток, чтобы заказчики остались довольны совпадением сторон.

Встроенный RIP аскетичен. Кроме настройки количества проходов от 1 до 8 и управления мощностью сушки, есть функции размещения нескольких копий по ширине материала и разбивки изображения на фрагменты (для печати форматов, превышающих возможности принтера).

4 пьезоструйные головки XaarJet 500 обеспечивают скорость печати от 7,2 м2/ч в 8-проходном режиме до 57,4 м2/ч в 1-проходном при разрешении 360 dpi. Скорость зависит от количества проходов (чем больше, тем выше качество), от типа запечатываемого материала, и ширины изображения.

Установленный в New Linе Print принтер Octopus-X4 360 Flatbed имеет один блок УФ-сушки, оснащённый двумя лампами по 1,6 кВт, и печатает при движении каретки только в одну сторону. По словам директора московского представительства компании SignArt, занимающейся дистрибьюцией оборудования Grapo в России, Максима Ананьина, в перспективе на эту модель будут устанавливаться два блока сушки, что позволит печатать в двунаправленном режиме и поднимет производительность в 1,5-2 раза. Поставки таких машин в Россию начнутся в марте. В конце января в петербургском офисе SignArt установлен демонстрационный образец Octopus Flatbed.

New Line Print выполняет массу заказов по печати на рулонных материалах, в т. ч. банере, прозрачных и непрозрачных самоклеящихся плёнках, бумаге Blueback. Есть опыт печати по ковролину. А как же хрупкость красочного слоя? Оказывается, у «Октопуса» нет такой проблемы. Для проверки мы основательно поиздевались над куском запечатанной самоклеящейся плёнки FasCal, несколько раз переломив и тщательно прогладив место сгиба. Удивительно, но солидный красочный слой остался невредимым, без намёка на трещины или осыпание. Стойкость к царапинам и истиранию - без нареканий. Компания не пробовала запечатывать пластик для последующей формовки, но есть основания полагать, что результат будет положительный. Как оказалось, всё дело в чернилах Crystal UFX, разработанных подразделением SunJet компании SunChemical специально для УФ-печати по гибким материалам и сертифицированных компаниями Xaar и Grapo. Купить их можно как у производителя принтеров (160 евро за 1 литр), так и напрямую у SunChemical, что дешевле. Из таблицы среднего расхода чернил, имеющейся у специалистов SignArt, можно вычислить приблизительную стоимость печати 1 м2 - 1-2 долл.

В начале 2004 г. Xaar присудил компании Grapo главный приз за лучшее решение на базе своих печатных головок. Высокую оценку заработал именно Octopus-X4 360 Flatbed, которых, по данным Grapo, за год продано уже более 50 штук.

Среди преимуществ перед традиционной сольвентной печатью, помимо закрепления на любых материалах, специалисты New Line Print называют более широкий цветовой охват. Например, попадание в фирменный цвет Coca-Cola не составило труда, и заказ для этой компании был отпечатан прямо по окончании выставки «Реклама».

Основным применением для своей машины хозяева «Октопуса» считают интерьерную печать и P.O.S.M. Перспективно использование нестандартных материалов, от зеркальной плёнки до напольных покрытий, кроме того, значительно упрощается процесс. Фотографии, напечатанные прямо на пластике, не порвутся, а фигурная резка запечатанных изделий на режущем плоттере пройдёт без задиров, неизбежных при накатке самоклейки на основу.

Разрешение 360 dpi и относительно большой размер капли не позволяют говорить о фотографическом качестве изображения, тем не менее, среди интерьерных заказов есть и фото для оформления бюджетных выставок.

В предновогодние недели первый московский «Октопус» работал в напряжённом графике, а на момент написания статьи, по словам хозяев, уже 4 суток печатал без остановки: рекламные щиты для известной парфюмерной компании нужны, как обычно, вчера…

«Лужники» вступают в гонку

До апреля 2004 г. компания РИА «Лужники» специализировалась на лазерной гравировке, производстве сувенирной продукции, дизайнерских услугах и размещении рекламы. Первые шаги в широкоформатной печати было решено сделать в авангарде отрасли, для чего и приобретён гибридный принтер на УФ-отверждаемых чернилах Durst Rho 160. На первый взгляд, аппарат впечатляет габаритами: высота более 240 см. Переналадка с рулонных материалов на плоские занимает не более

15 минут: необходимо поднять передний и задний столы в нерабочее положение, остальное проделает автоматика. Протяжка рулонного материала - прижимными валиками, для жёстких носителей - вакуумная конвейерная лента.

Принтер высоко автоматизирован, оснащён датчиками, определяющими параметры материала, производящими автоматическую линеаризацию, отслеживающими состояние головок. Фирменное ПО для калибровки обрабатывает данные замеров тестовых шкал и создаёт цветовые профили материалов, что особенно полезно при печати на разнообразнейших носителях, от холста до стекла, которые способен обработать принтер.

Durst Rho - недешёвая машина, поэтому производители позаботились обо всех аспектах, влияющих на качество и производительность. В стандартной комплектации он оснащается 64-разрядной рабочей станцией Compaq на Unix. Помимо серьёзной системы управления очередью заданий, есть и функция Nesting, комплектующая поступающие на печать задания для оптимального использования широкоформатного носителя. Естественно, с учётом требований к материалу. Если же формат изделия превышает возможности машины, RIP автоматически разобьёт изображение на фрагменты и напечатает «мозаику», из которой останется сложить требуемую «картинку».

В РИА установлена 4-цветная версия с шириной печати 160 см. Дооснащение белым цветом, для наложения грунтовочного слоя при печати на прозрачных материалах, а также расширения цветовой палитры, возможно, но, по словам руководителя направления широкоформатной печати Андрея Максимова, в данный момент целесообразность этого неочевидна. Хватает заказов на обычную 4-цветную печать.

4 головки Spectra обеспечивают производительность от 31 м2/ч в режиме высокого качества до 42 м2/ч в производительном. Снизить время простоя помогает автоматизированная подача: пока принтер оканчивает печать одного изделия, оператор помещает на ленту транспортёра следующее. Датчики определяют позицию листа, и печать продолжается практически без остановок. Небольшая полосатость изображения, заметная при рассмотрении в отражённом под углом свете, снижается при увеличении количества проходов.

Никакого климат-контроля в цеху РИА нет. Сам принтер абсолютно нетребователен к влажности и температуре. Единственное, за чем приходится следить - пыль, количество которой повышается при падении влажности. Чернила УФ-отверждения застывают, почти не впитываясь в поверхность, поэтому каждая частица пыли и грязи на материале станет белой точкой на изображении. Защитную плёнку с пластика снимают непосредственно перед печатью, рулонные материалы хранят в заводской упаковке.

Сейчас аппарат работает в две смены и печатает примерно в одинаковых объёмах по рулонным и жёстким материалам. Большую долю заказов составляет печать по плёнке для световых коробов. Красочный слой не повреждается при смотке продукции в рулон. Точная автоматика приводки позволяет идеально совмещать лицевую и оборотную стороны. Нулевая отметка для каретки - только с одной стороны, поэтому и равнение материала - по разным краям. Для одновременной запечатки нескольких малоформатных изделий необходим носитель, поэтому здесь предпочитают печатать на целом листе с последующей резкой или не берутся за подобные заказы.

Несмотря на родственные отношения со спорткомплексом, лишь малую часть заказов РИА получает от «Лужников». Обычно ему достаются срочные работы, допечатки последнего дня. Принтер Durst Rho неплохо приспособлен для такой работы: может и штендеры на пластике изготовить, и банеры напечатать.

Удвоение Inca

Компания We R.Signs - один из главных игроков рынка наружной рекламы и P.O.S.M. не только в Москве, но и в странах ближнего зарубежья. Помимо цифровой широкоформатной печати, она имеет шелкотрафаретное производство, плоттерную резку, вакуумную формовку и мощности по изготовлению неоновых световых панелей. В начале 2005 г. планируется открыть направление офсетной печати. Летом 2003 г. в её цеху появился и планшетный УФ-принтер - Eagle английской компании Inca Digital. Осенью 2004 г. клиенты и журналисты были приглашены на презентацию второй машины этой марки - Columbia. Запечатываемый материал на всех моделях Inca жёстко крепится на подвижном столе с помощью вакуумного прижима, поэтому размер стола определяет максимальный формат печати. У Columbia стол на треть больше, чем у Eagle (1,6x3,2 против 1,6x2,4 м), а производительность достигает 130 м2/ч. Это абсолютный рекорд среди подобного оборудования, быстрее печатает лишь другая модификация Inca - Columbia Turbo (до 160 м2/ч) и единственный струйный принтер компании Lu..scher, больше известной своими устройствами CТP и CtFP - JetPrint (до 200 м2/ч). Обе модели анонсированы на Drupa-2004 и пока не нашли широкого распространения.

Основная загрузка Inca - интерьерная печать. Принтеры взяли на себя все заказы, невыгодные по тиражам для трафаретного цеха. Много работы приходит от различных военных учреждений - наглядные пособия и элементы оформления интерьеров устраивают их по стойкости, цене и срокам исполнения. Для крепления нестандартных изделий на столе изготовлены специальные носители, так что теоретически можно печатать даже на готовых гардеробных номерках.

Одновременно с расширением производства компания подумала и о новых применениях чудо-техники. Первым стала прямая печать по микролинзовому пластику. Исследования показали, что стерео- и вариоизображения привлекают в несколько раз больше внимания, чем обычные, соответственно, возрастает и эффективность рекламы. Цифровая печать УФ-чернилами имеет массу преимуществ перед иными способами (офсет, шелкография, фотопечать). Исключение накатки, любые тиражи и форматы, использование в качестве бэклита, потрясающая стойкость изделий - далеко неполный список. Например, при прямой печати УФ-красками на офсетной машине в отходы отправляется до 500 листов дорогого пластика, а при печати на бумаге с последующей прикаткой большое количество брака получается во время ручного совмещения кодированного изображения с линзой. При печати на Inca оператор совмещает заводские метки на микролинзовом пластике с метками на вакуумном столе принтера. В результате отсутствуют приладочные листы и брак, т. е. снижается себестоимость. Разрешение печати 1200 dpi, обеспечиваемое 16-ю головками Spectra Galaxy, и высокая точность позиционирования материала на столе позволяют запечатывать линзы разных линиатур, от средних, предназначенных для просмотра с расстояния 0,5 м (интерьерные работы и P.O.S.M), до крупных, для наружной рекламы.

Не только в столице

РПФ «Неон» в Люберцах специализируется на наружной рекламе и оперативной полиграфии. Рынок подмосковного города невелик, но в арсенале «Неона» уже два широкоформатных сольвентных плоттера. Display-Maker 110s с рабочей шириной 287 см, печатающий до 130 м2/ч, работает уже больше года, а осенью 2004 г. к нему присоединился Display-Maker 72sr, печатающий от 9 до 37 м2/ч на материалах шириной до 184 см. Новая модель от ColorSpan - скорее, классический сольвентный принтер, имеющий широкие возможности калибровки цветовоспроизведения и позиционирования капель, которые позволяют ему печатать с качеством, претендующим на интерьерное.

Встроенные оптические датчики и спектрофотометр полностью автоматизируют настройку и создание профилей запечатываемых материалов. Разработанная ColorSpan технология MicroQuad синхронизирует работу 16-ти головок (по 4 на цвет), позволяя достичь видимого разрешения 600 dpi. Основное отличие от собратьев по ремеслу, печатающих только с рулонов, - работа с жёсткими материалами толщиной до 6 мм. Для переналадки необходимо установить столы для поддержки материала, настроить высоту каретки и станции прочистки головок. Транспортируется материал в обоих режимах одним рядом фрикционных роликов, находящихся прямо под направляющей каретки. Вакуумный прижим недостаточно мощен и практически не играет роли при печати по плоским носителям (как и подогрев стола). Сверху материал удерживается регулируемым прижимом с двумя рядами роликов. Сушильных приспособлений сверху, к сожалению, нет даже среди опций.

Для материалов с хорошо впитывающей поверхностью и весом до нескольких килограмм система вполне оправдана. Практически по цене обычного сольвентного плоттера пользователь получает дополнительные возможности, расширяющие ассортимент продукции и упрощающие изготовление многих привычных изделий. Среди материалов, рекомендованных производителем: фанера, гофрокартон с впитывающей поверхностью, различные марки пенокартона и другие материалы различных производителей. Невпитывающие материалы не по силам сольвентной машине, но ей в помощь уже выпущена УФ-модификация. Есть информация и о скором представлении машины с увеличенной максимальной толщиной носителя.

В «Неоне» на плоттере печатают самую обычную для таких устройств продукцию, в основном на виниловом банере разных марок. Новая технология, безусловно, заинтересовала руководство, и после расширения площадей, когда появится место для стационарных дополнительных столов, она будет применяться.

Плоское будущее

На выставках, прошедших в 2004 г., практически все компании, занимающиеся производством широкоформатных принтеров, представили прототипы или серийные образцы планшетных и гибридных устройств. Рост ассортимента можно оценить по нашей таблице, куда вошли далеко не все модели, встречающиеся в мире. Год назад в ней было лишь 11 строк, сейчас - более 25. Инсталляции в Европе и США исчисляются сотнями. Корейские и китайские компании уже выходят на этот рынок, а значит, технология будет дешеветь.

Компании, первыми осваивающие новые технологии, вынуждены изменять мышление заказчиков, распространять знания о ранее неизвестных способах изготовления привычной продукции. Как только число клиентов, знакомых с широкими возможностями, перерастёт критическую массу, наличие подобного оборудования станет обязательным условием выживания в конкурентной борьбе.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компании: SignArt, We R.Signs, «Витрина А», «МакЦентр», РИА «Лужники».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20