101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

.qxd против .indd *

  • Тэз Талли
  • 2 марта 2005 г.
  • 4974
Новое ПО для настольных издательских систем: остаться с Quark или перейти на InDesign?

Моя первая программа вёрстки Ready Set Go казалась просто «конфеткой» — она блистала своими «рюшечками» (специальными боксами для текста и графики) и умопомрачительными функциями (типа кнопок «Apply»). Вышедшая в 1985 г. Ready Set Go оказалась во многом лучше первых версий пакета PageMaker (принадлежавшего тогда корпорации Aldus), но её разработчику (компании Manhattan Graphics) недоставало маркетинговой хватки Aldus. В результате 95% рынка ПО настольных издательских систем захватил «Пэйдж».

В середине 80-х появилась программа Quark (Denver), которую разработчик дальновидно решил позиционировать в сегменте допечатной подготовки, за который Aldus практически не боролась.

Пакет QuarkXPress завоевал признание тысяч препресс-бюро и постепенно прижился в типографиях, став «номером один» в допечатной подготовке и любимым инструментом практически всех дизайнеров, занимающихся вёрсткой профессионально или полупрофессионально. PageMaker (со временем выкупленная Adobe) упорно удерживала позиции за счёт значительной базы инсталляций, а также консерватизма пользователей пакета. Компания Adobe обновила программу (которую недовольные пользователи окрестили «RageMaker» — приводящая в бешенство), но она нуждалась в полной переработке.

Quark: хороший, плохой, запоздавший

В 90-х балом правил QuarkXPress — поначалу казалось, что InDesign от Adobe не сможет оказать достойного сопротивления. Зачем дизайнеру, работающему с нормальной программой вёрстки, переходить на что-то ещё? Хотя InDesign отличался удачными функциями работы с текстом и некоторыми другими опциями, ранние версии страдали от множества ошибок и проблем с выводом.

На протяжении 80-х и в начале 90-х Quark усовершенствовали — добавили функции, нарастили производительность. Результатом стала наилучшая, по мнению некоторых, версия программы — 3.32r9. Многие были не против экспериментов с InDesign (в конце концов, это продукт Adobe), но большинство склонялось к Quark. Однако выпуск обновлений растянулся на несколько лет (версии 4, 5 и 6), причём в некоторых встречались проблемы с выводом на печать (версия 4.0), а версия для Mac OS X вышла на два года позже, чем ожидалось.

В новых программах ошибок было больше, нежели обычно, а сервисная поддержка откровенно оставляла желать лучшего. Последней каплей оказалась форма активации в QuarkXPress 6.0 с кодом установки. Пользователь имел право установить ПО только три раза, после чего ему приходилось доказывать, что он имеет право на работу с программой (со временем эту практику отменили).

Ещё три года назад многие типографии просили клиентов не передавать им документы InDesign или просто отказывались их принимать, но в Adobe не прекращали работу над совершенствованием программы. С выходом в 2003 г. версии 3.0/CS за InDesign закрепилась репутация надёжного инструмента вёрстки и вывода.

Отличные новости!

Тэз Талли

Противостояние Quark и InDesign продолжается, тем временем Adobe решил вывести на поле нового игрока — Creative Suite (CS). Многие дизайнеры и контент-провайдеры пользуются сразу несколькими программными пакетами Adobe — Photoshop и ImageReady (обработка растровой графики и рисование), Illustrator (векторная графика), InDesign (вёрстка), Acrobat (создание документов для распространения и совместной работы), GoLive (разработка веб-страниц).

Чтобы программы было проще устанавливать, использовать и обновлять, Adobe объединил основные приложения в «креативный пакет» — Creative Suite. Пока доступны две версии: Premium и Standard. В обе входят Photoshop, Illustrator, InDesign, версия Acrobat и новая программа для управления проектами Version Cue. В Premium представлена профессиональная версия Acrobat с функциями предварительной проверки публикаций (preflight) и редактирования файлов PDF.

Появление в 2004 г. первого варианта коллекции Creative Suite означало для Adobe значительный шаг к интеграции всех основных программ, поскольку креативный пакет — это не просто подборка смежных приложений, но ещё и:

  • единая программа установки для всего комплекта;
  • сходный интерфейс, в т. ч. аналогичные панели инструментов и параметры;
  • переносимые настройки управления цветом;
  • аналогичные комбинации клавиатурных ускорителей;
  • улучшенное взаимодействие программ для обмена текста, графикой и метаданными.

С появлением Creative Suite интеграция PDF больше не ограничена приложением Acrobat. Уже сейчас в Photoshop доступна практически полная поддержка PDF — пользователи могут открывать, сохранять, экспортировать и редактировать файлы. В последующих версиях пакета интеграция станет ещё существеннее.

Пока Creative Suite находится на начальной стадии: у Acrobat по-прежнему собственный интерфейс, комбинации клавиш по умолчанию не приведены к единой системе, сильно различаются настройки окон. Налицо несколько очевидных недоработок — отсутствие профессионального инструмента для векторизации графики и замены предыдущих версий Streamline.

Реальный шаг вперёд

Несмотря на все болезни начального периода, Creative Suite — это реальное достижение в интеграции техпроцесса. Постепенно графические приложения становятся сложнее и мощнее — и требуют больше усилий для освоения новых функций. Стеснённые во времени дизайнеры зачастую этим пренебрегают, не пользуясь преимуществами доработанного ПО. За счёт интеграции нескольких программ в один пакет Creative Suite сложности обучения сводятся к минимуму.

Вам потребуются обе программы

Если работаете с QuarkXPress, подумайте о сложностях с преобразованием заархивированных файлов и переходом на новую программу. Основные навыки по вёрстке и элементам публикаций (мастер-страницам и таблицам стилей) общие для всех пакетов, но их реализация различна. Если всё же решились на перемены, воспользуйтесь многочисленными руководствами, посвящёнными переходу с QuarkXPress на InDesign.

Большинству типографий не обойтись без обеих программ. Поскольку почти все дизайнеры увереннее чувствуют себя с QuarkXPress, не забудьте об обучающих тренингах, особенно если планируете использовать InDesign для создания внутренней документации.

Себя я склонен относить к закоренелым поклонникам QuarkXPress. Хотя новые документы создаю в InDesign, практически все старые макеты распечатываю из QuarkXPress, чтобы не тратить времени на конвертацию. Занимаюсь этим, только если вношу значительные изменения в документ.

Здоровая конкуренция

Рынок невозможен без конкуренции. Я рад, что Quark начинает оптимизировать сервисную поддержку. Хочется отметить и достижения Adobe, которая не сдалась и сделала InDesign реальной альтернативой программе Quark.

Тэз Талли (taztally@alaska.net), президент Taz Tally Seminars, консультационной и тренинговой компании по настольным издательским системам.


Секреты InDesign

Джули Янковски, вице-президент по стратегическому развитию Prepress Training Solution, и Дэвид Блатнер, эксперт по InDesign, инициатор и председатель специализированной конференции, поделились советами по работе с программой.

Правда ли, что InDesign с лёгкостью интегрируется в действующий техпроцесс?

Д. Я.: С учётом усовершенствованных функций подготовки к печати — палитр для предварительного просмотра «сведённого» и цветоделённого изображения, автоматической предварительной проверки публикаций, вступающей в действие при сборе файлов для передачи в сервисное бюро, — InDesign CS без проблем вольётся в техпроцесс типографии, более того — поможет предотвратить распространённые полиграфические проблемы. Поскольку ПО InDesign CS ориентировано на прямой вывод форм, значительно упрощается работа с файлами макетов в типографиях.

Д. Б.: Если техпроцесс в типографии базируется на PDF, или же переход к этому формату запланирован в ближайшем будущем, InDesign станет оптимальным вариантом. Программа взаимодействует с PDF гораздо лучше XPress — файлы быстрее создаются, корректнее отображаются и импортируются.

К каким сложностям нужно быть готовым?

Д. Б.: Безусловно, они будут! Поэтому мы и выпустили книгу «Переход на InDesign» (Moving to InDesign), целиком посвящённую тому, что необходимо для перехода с QuarkXPress или PageMaker на InDesign. Но уже через пару дней оказывается, что InDesign почти всем нравится больше.

Д. Я.: Для новичка переключиться с PageMaker или QuarkXPress на InDesign будет сложновато, а профессионал легко освоит дополнительные функции. Упрощает процесс настройка комбинаций клавиш. Освоившие Illustrator или Photoshop найдут в InDesign CS много знакомых моментов.

Какие функции особенно понравятся новым пользователям?

Д. Б.: Одна из наиболее интересных для полиграфиста и дизайнера — живой, интерактивный предпросмотр цветоделения (панель инструментов Separation Preview): вы видите не только реальный результат, но и показания по плотности цветов и предостережения об ограничениях цветового охвата. Добавьте сюда мастер по работе с красками Ink Manager — и перед вами по-настоящему мощный инструмент вывода.

Дополнительная, но сложная и неочевидная функция специально для вывода — настройка меток принтера, которая, насколько я знаю, освещается только в книге, написанной мной совместно с Олавом Мартином Кверном — «Реальный мир InDesign CS» (Real World InDesign CS).

Д. Я.: Одна из самых удачных функций — палитра сведения Flattener Preview. Выделив объект, можно проверить, как установки, заложенные в программе (Transparency Flattener Preset), влияют на прозрачные фрагменты — отбрасываемые тени, прозрачность в файлах Photoshop и Illustrator, связанные с ними текст и графику. Палитра Separations Preview поможет избежать ошибок при печати — вы проверяете ограничения по краскам, наложение цветов, одну или несколько выводимых форм. Такие опции, как поддержка смесевых красок, уже упомянутая выше автопроверка публикаций и множество других функций, превращают программу в удобнейший инструмент полиграфиста.

Конференция по InDesign пройдёт в Сан-Франциско (США) с 22 по 24 июня (www.theInDesignc onference.com).


20 лет PostScript

Даже не верится, что прошло уже 20 лет с тех пор, как появился PostScript от Adobe. Кажется, только вчера Джон Уорнок, Чак Гешке, Доуг Бротц, Эд Тафт и Билл Пакстон создали независимый от устройств язык описания страниц. PostScript стал настоящей революцией — он избавил полиграфистов и издателей от привязки к фирменным системам вывода, положив начало развитию «открытых» систем, свободному созданию библиотек шрифтов и содержания документов, независимому издательскому делу.

Работа с текстом в 80-х

В начале 80-х у каждого цифрового устройства для работы с текстом и вёрстки был собственный язык описания страниц, на котором создавались и распечатывались документы. Если содержание предназначалось для нескольких устройств вывода, нужны были наборы программных инструкций — по одной на каждое устройство. Системы для работы с текстом стоили 200–300 тыс. долл. и требовали специально обученных программистов. Ограничивали работу и зависимые от системы библиотеки шрифтов.

Даже после внедрения доступных открытых систем для отображения и вывода страниц их широкому распространению препятствовало отсутствие универсального приложения вёрстки. В 1985 г. корпорация Aldus выпустила PageMaker. Специализированные рабочие станции уступили место недорогим ПК, положив начало издательским решениям на базе персональных компьютеров, которые президент Aldus Пол Брайнерд окрестил «настольно-издательскими системами».

Комбинация PostScript и Apple LaserWriter повысила качество лазерной печати домашних и офисных принтеров до 300 dpi. PostScript прекрасно подходил и для профессиональных выводных устройств с высоким разрешением. В 1985 г. Adobe подписала соглашение с Linotype о применении PostScript в Linotronic 100 и 300 — первых ФНА на базе PostScript.

PostScript оказал огромное влияние на технологические процессы в типографиях. Поскольку PostScript-данные интерпретировались не компьютером, а контроллером печати подключенного выводного устройства, обрабатывать сложные файлы стало проще и быстрее. Adobe предоставил лицензии на PostScript производителям принтеров, ФНА и RIP. К 1989 г. PostScript приобрёл мировую известность и был признан промышленным стандартом.

PostScript нового уровня

В 1990 г. Adobe анонсировал PostScript Level 2. Среди ключевых отличий — встроенная поддержка усовершенствованных функций управления цветом и автоматическое цветоделение. Устройства Level 2 автоматически делят композитные цветные файлы на компоненты C, M, Y и K, устраняя длительный этап, который прежде выполнялся вручную.

Acrobat и появление PDF

В 1993 г. Adobe объявил о выпуске Acrobat 1.0 и формата Portable Document Format (PDF). PostScript и PDF поддерживали независимое от устройств, сложное форматирование страниц. PostScript отвечал за стандартный вид документа на любом выводном оборудовании, PDF — за оптимальное отображение на экране, не зависящее от ОС.

Поначалу Acrobat и PDF получили распространение в офисной среде для кросс-платформенного обмена документами, но вскоре их потенциал оценили и полиграфисты. PDF-файл объединял несколько исходных файлов и приложений в универсальный «пакет». Для растрирования и треппинга достаточно было одного файла, что означало ускоренный техпроцесс с меньшим количеством ошибок. Корректно подготовленные PDF-файлы включали все шрифты и данные по цветовому пространству — соответственно, отпадала необходимость в проверке исходных файлов заказчика.

PostScript 3, появившийся в 1997 г., отличался возросшей скоростью обработки, расширенными графическими возможностями, большим количеством уровней серого, оптимизированной работой со шрифтами и поддержкой hi-fi-цвета. Важнее всего, что к функции цветоделения средствами RIP (In-RIP separation) в PostScript 3 добавился аналогичный модуль треппинга In-RIP Trapping c настраиваемыми «горячими» папками, что значительно повысило производительность.

Внедрённый в 2003 г. PostScript версии 3016 повышает скорость обработки ещё на 30%, поддерживает новейшую спецификацию PDF 1.5 для высококачественного вывода на печать и JDF для автоматизации технологического процесса.

Новые возможности Acrobat

Совсем недавно объявлена версия 7. В 2003 г. Adobe выпустил Acrobat 6.0 с новыми функциями специально для полиграфистов. К палитрам Separations Preview и Transparency Flattener Preview добавилась функция проверки публикаций. В диалоговом окне Advanced Print Setup можно указать параметры печатных форм смесевых и триадных цветов и настроить вывод с учётом особенностей композитных техпроцессов. Новые функции поддерживают появившийся в Acrobat 5 просмотр наложения цветов и позволяют перед печатью проверять файлы в экранном режиме.


За и против

InDesign:

За
  • Интеграция в пакет Creative Suite.
  • Меньше системных ошибок.
  • Лучшие перспективы модернизации: быстрый выход новых версий, поддерживающих новые ОС и технологии типа OpenType.
  • Качественная сервисная поддержка.
  • Меньшая цена.
  • Улучшенная интеграция с PDF (стандартные механизмы Distiller PDF и создания PDF X).
  • Улучшенные функции работы с текстом.
  • Широкое распространение в полиграфии.
  • В версии СЕ встроена поддержка восточно-европейских языков (включая расстановку переносов).
Против
  • Практически все старые файлы придётся преобразовывать из QuarkXPress.
  • Неудобные комбинации клавиш.
  • Пользователям QuarkXPress нужно освоить новый интерфейс.

QuarkXPress:

За
  • Знакомый интерфейс.
  • Большой объём готовых документов в формате XPress (возможно, самый веский аргумент).
  • Значительная инсталляционная база.
  • Удобные комбинации клавиш.
  • Упрощённая работа с клавиатурой.
Против
  • Медленный выпуск обновлений.
  • Задержка с поддержкой ключевых ресурсов и опций — PDF, OpenType и прозрачности.
  • Множество ошибок в последних версиях.
  • Нестандартная реализация PDF (JAWS вместо Acrobat Distiller).
  • Неудовлетворительная сервисная поддержка, особенно для версии 6.
  • Высокая цена.

Мы изменились!

«Мы ориентированы на клиента, — заявляет Тим Банистер, менеджер по QuarkXPress. — Начиная с генерального директора Камара Аулаха и заканчивая всеми разработчиками, мы нацелены на полиграфический рынок и совершенствуем продукцию, ориентируясь на желания пользователей».

Банистер признаёт, что за последние годы за Quark закрепилась репутация не самой дружелюбной по отношению к пользователям фирмы. «Да, мы не всегда проявляли себя с лучшей стороны, общаясь с клиентами. Одной из первых оказавшись на рынке настольно-издательских систем, компания повела себя несколько самоуверенно. Сейчас ситуация со временем ожидания ответного звонка улучшилась, а техническая поддержка в США оказывается бесплатно».

Доказывая, что Quark «стал ближе» к дизайнерам, Банистер добавляет, что пользователи Quark Xpress 6.0 бесплатно получат версию 6.5. По его словам, компания отдаёт себе отчёт, что никто не приобретает новое ПО каждые полгода, и предпринимает попытки выпуска своевременных и актуальных версий.

На вопрос о недавнем прошлом, когда обновления появлялись с опозданием на несколько лет, Банистер ответил, что впредь Quark будет привязан к циклу в 18-20 месяцев.

Выгодно ли пользователю Quark и дальше работать с программой, не переключаясь на InDesign от Adobe? Банистер подчеркнул, что Quark по-прежнему занимает лидирующую позицию на издательском рынке (правда, отказался подтвердить это статистикой) и удерживает свою нишу в техпроцессах. «Quark — это высококачественный вывод с поддержкой индустриального стандарта PostScript, встроенная поддержка PDF, удобство в работе и быстрая окупаемость». Он добавляет, что тем, кто не против сменить программу вёрстки, не стоит забывать о затратах на обучение и переработку шаблонов, и предостерегает против «переведения бизнеса на непроверенное ПО».

Действительно ли изменился Quark, решать вам. Но, учитывая, что теперь Adobe помещает в один пакет InDesign и популярные PhotoShop и Illustrator, можно с уверенностью утверждать, что конкуренция будет только расти, а типографии всё чаще будут получать от клиентов файлы InDesign. — Катрин О'Брайен, редактор


Полезные ссылки

Многие верстальщики изучали программы самостоятельно. Сегодня, спустя два десятилетия после появления первого ПО для настольных издательских систем, есть множество обучающих ресурсов.

«Компании, переходящие с Quark на InDesign, убедились, что обучение персонала минимизирует простои и ошибки, — рассказывает Джули Янковски, вице-президент по стратегическому развитию Prepress Training Solution. — В рамках тренингов по допечатной подготовке мы предлагаем и курсы по Adobe InDesign. Прошедшие обучение рассказывают, что переход с одной программы на другую оказался безболезненным благодаря знакомым функциям и совместимости с другими программами Adobe. Подробнее www.prepresstraining.com.

Обучающий компакт-диск «QuarkXPress to Adobe InDesign CS — Making the Switch», автор Дик МакКлелланд (49,99 долл.). Подробнее www.totaltraining.com.

Обучающий компакт-диск «Total Training for InDesign CS», автор Стив Ноулм (249,99 долл.). Подробнее www.totaltraining.com.

Книга «Moving To InDesign», Дэвид Блатнер и др. (19,99 долл.). Подробнее www.fluxconsulting.com/ indesign.html.


Переход на InDesign 3 СЕ — экономим время и силы

Я долго работал на платформе Mac OS, где главным инструментом был QuarkXPress. На новой работе весь техпроцесс построен на PC, где QuarkXPress «ампутирован» — нет очень полезной опции Get open publisher, что и стало толчком для перехода на InDesign 3 СЕ. Если сравнивать с конкурентом — XPress 6.0, — оказывается, что продукт Adobe имеет ряд преимуществ.

Рис. 1
Опция Get open publisher. При вёрстке изданий со сложной схемой (например, журнал boutique*) путь к иллюстрации выглядит так: \\Strsrv\ВЕРСТКА\ #_003_2004\Men\ PEPE JEANS_m\IMG_5801.tif. Чтобы добраться до картинки, надо зайти на сервер, потом в текущий номер, далее — в раздел Men (журнал состоит из мужской и женской частей), затем в папку с конкретным материалом. На всё это уходит время… Можно, конечно, сделать ярлык на «Рабочем столе». Но делать 60 ярлыков? Увольте! В InDesign эта опция есть: +<двойной щелчок> по картинке — и она открылась в Photoshop (если это tiff) или в Illustrator (EPS). При вёрстке макета, подобного представленному на рис. 1, делать это приходится часто. А рис. 2 демонстрирует вари-ант работы с прозрачностью и тенями — сделать это в Quark невозможно, приходится сохранять большой «многоуровневый» TIF и опять терять время.
Рис. 2

Трудности перехода. Проблема номер 1 — это шрифты, в среде Windwos ХР InDesign 3 СЕ не всегда распознаёт шрифты Type 1, но, воспользовавшись программой FontLab (конвертор шрифтов) и преобразовав шрифты в формат Open Type, эту сложность можно преодолеть. Вторая проблема — устройство меню-«гибрида» Illustrator, PageMaker и QuarkXPress. Мне потребовалось четыре дня, чтобы освоиться, но тем, кто работал в PageMaker, скорее всего, будет совсем просто.

Превосходство InDesign над QuarkXPress. Расширенный экспорт в PDF (в XPress есть, но не такой удобный); тесная интеграция со всеми продуктами Adobe; работа с векторными изображениями (в XPress есть соответствующее расширение — но за дополнительные деньги, к тому же, оно нестабильно); внедрение векторного или растрового изображения в публикацию (в XPress всегда создаётся ссылка); открытие и конвертирование документов QuarkXPress, PageMaker; расширенные возможности выключки текста (например, по формату и по центру одновременно); более широкие возможности настройки печати на принтер, не поддерживающий PostScript (из-за отсутствии PPD напечатать из XPress можно только с установками по умолчанию); прозрачности и тени (в XPress нет); обширный набор готовых скриптов, в т. ч. бесплатных (хотя и существуют для XPress, найти их непросто); мощная функция Preflight собирает вместе все шрифты и картинки, а также выдаёт полную информацию о публикации (в XPress есть команда Collect, но она не отражает некоторой полезной информация о публикации).

На мой взгляд, QuarkXPress (который, к тому же, дороже) не обладает и половиной функциональности InDesign 3 СЕ. — Дмитрий Иванов, дизайнер шоппинг-журнала «Boutique* московская коллекция»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.

Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen5i

Принтер можно рекомендовать крупным производителям сувенирной продукции для оперативного изготовления за рабочую смену как большого количества малых тиражей, так и, наоборот, ограниченного количества длинных тиражей.

HONGJET HJ-1600 W4

Появление на российском рынке HONGJET HJ-1600 W4 делает латексную печать доступной для наших полиграфистов как по ценам на принтер и чернила, так и по возможностям закупки.

ARK-JET UV 1803

Рулонный УФ-принтер с шириной печати 1800 мм благодаря наличию белых чернил может работать с прозрачными и цветными материалами.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38