Значительная часть рынка гибкой упаковки поделена между предприятиями, использующими глубокую и флексографскую печать. В выгодном положении оказывается производитель техники обоих типов. На вопросы редакции отвечает Райнер Пауло, директор по продажам в Восточной Европе немецкой компании WindmoЖller & HoЖlscher.
Каковы доли двух печатных технологий в торговом обороте фирмы?
Райнер Пауло |
Мы — универсальная компания, производящая полный спектр оборудования для упаковочной индустрии: от плёночных экструдеров и систем каширования до печатных машин, мешочных линий и пакетоделательных агрегатов. Прошлогодний оборот составил около 340 млн евро, 40% пришлось на печатную технику, 30% — на установки для экструзии, остальное — на линии для изготовления мешков и пакетов. 20% оборота от сбыта печатной техники были получены на рынке машин глубокой печати.
Каковы результаты работы на российском рынке?
Пока наибольшим спросом пользуются флексографские машины: за 5 лет мы установили свыше 40 машин всех наименований, включая Soloflex, Olympia Primaflex, Astraflex, Novoflex. Ожидаем реального спроса на машины глубокой печати, чему две причины: активная работа в России международных корпораций, желающих продавать товар в традиционной упаковке, и предстоящая реализация проектов по созданию производств для гравирования формных цилиндров.
А вы участвуете в проектах изготовления цилиндров?
Пока нет, но такое возможно в рамках контракта по полному оснащению типографий глубокой печати. Наш хороший давний партнёр — фирма ATG-Systems, установившая линии по гравированию цилиндров в ряде известных российских типографий. Один из реализованных ею ещё во времена СССР проектов — технологическая линия на Выборгском ЦБК, из современных — полный цикл оборудования для «Мультифлекс» (Москва).
В Выборге ведь стоит и ваша техника?
Да, был установлен комплекс, включающий не только печатные машины, но и технологические линии для облагораживания бумаги и экструзионного ламинирования. Это хороший пример всестороннего проекта, ставшего возможным из-за широкого спектра производимого нами оборудования. Выгоды таких решений очевидны: упрощённый, благодаря унификации деталей, сервис, простая философия обслуживания.
Какие модели флексографских машин WindmoЖller & HoЖlscher популярны в России?
До недавнего времени это была Soloflex, но сейчас больше запросов приходится на Primaflex. Подчеркну, что с 1 сентября прошлого года мы полностью перешли на выпуск прямоприводных бесшестерёнчатых машин, оснащённых 8-ю или 10-ю печатными секциями. В связи с этим, хорошо известная Olympia Primaflex снята с производства.
А как же Soloflex?
Её изготовлением теперь занимается дочерняя фирма Garant Maschinen, активно работающая на рынке восстановленного оборудования. Весной мы начнём поставки на российский рынок машин Primaflex.
А есть ли в России покупатели прямоприводных машин?
Да, две модели Novoflex запущены в эксплуатацию, а весной в Московской области начнётся выпуск продукции на Primaflex. Подписан контракт на поставку третьей машины Novoflex.
Каков примерный объём инвестиций в приобретение флексографской техники вашего производства?
От 800 тыс евро для Soloflex до 4 млн для бесшестерёнчатой Astraflex со всеми опциями.
Что предпринимаете для продвижения на рынок машин глубокой печати?
Учитывая тенденцию снижения тиражей, разработали систему быстрой переналадки при одновременной автоматической смене всех формных цилиндров. Для скоростных версий машин Heliostar (600 м/мин) создана запатентованная система окрашивания, исключающая вспенивание краски. Определённого успеха добились в технологии замены формных цилиндров благодаря автоматической системе подшипников в машине. Теперь замена производится в течение 10-15 минут, путём закрывания и центрирования приёмных подшипниковых опор в самой машине вокруг «шеек» цилиндра. Ещё одним фактором сокращения времени смены заказа стала автоматическая смывка краскопроводящих элементов. Конструкция машины обеспечивает невиданную ранее оперативность: при наличии свободной печатной секции возможна печать сюжета со сменой краски (например, золотой на серебряную), не останавливая машины. Ведутся активные работы по внедрению гильзовых форм, аналогичных флексографским, но нынешние решения нельзя считать удовлетворительными, т. к. смена гильз производится вне машины.
Проблемы экологии неизбежны для типографии глубокой печати. Предусматриваете ли вы их решение на стадии заключения контракта?
Один из наших партнёров — компания, специализирующаяся на системах дожигания. Для 10-красочной машины нашего производства с шириной полотна 1200—1400 мм объём перерабатываемого воздуха составит 26-28 тыс. м3/ч. Цена соответствующей установки — около 15% стоимости машины. Если необходимо (например, при эксплуатации двух машин), её мощность может быть увеличена. Возможно достижение значительной экономии, при использовании получаемого при дожиге тепла для подогрева сушки.
При выпуске какой продукции возможна равная конкуренция глубокой и флексографской печати?
Происходит сближение ценовых показателей при высококачественных заказах. Стоимость изготовления формных цилиндров глубокой печати постепенно снижается, и эта тенденция продолжится. Появление же производительных флексографских машин, работающих с рукавными формами и анилоксами, наоборот, стало причиной повышения расходов как на приобретение флексопечатной машины, так и на изготовление печатных форм. Происходит несомненное сближение обеих технологий, хотя некоторый ценовой и технологический разрыв между ними всегда останется. Несомненные преимущества глубокой печати — отличный краскоперенос, насыщенные плашки, высокий уровень повторяемости оттисков. Всё более популярным становится использование комбинированных машин. И в одной из крупных петербургских типографий успешно эксплуатируется 8-красочная Astraflex со встроенной секцией глубокой печати.
Насколько оправдано применение гильз во флексографии?
Во всех наших машинах это стандартный компонент, в машине Astraflex по выбору заказчика используются как гильзы, так и сплошные цилиндры. Гильзы дешевле, их быстрая смена увеличивает производительность. Но существующие решения не всегда годятся, когда ширина запечатываемого полотна превышает 1,5 метра. Сказываются погрешности системы стержень-адаптер-гильза.
Для машин Astraflex и Novoflex была разработана роботизированная система замены валов. Наглядный и впечатляющий пример её использования: при выполнении 7-красочного заказа на 10-красочной машине, не останавливая, можно заменить формные и растровые валы в незадействованных секциях и, на полной скорости до 600 м/мин, ввести их в работу.
Как обстоят дела с сервисным обслуживанием техники WindmoЖller & HoЖlscher?
За это направление отвечает специально созданная российская фирма «Виндмёллер & Хёльшер Сервис». В её составе — три опытных специалиста, которые прошли обучение в Германии и могут самостоятельно выполнять монтаж флексографской техники. Среди других обязанностей — гарантийный и послегарантийный ремонт оборудования. При необходимости будем привлекать специалистов германского технического центра, в составе которого 180 монтажников.
Есть ли в числе ваших заказчиков флексографской техники «постоянные покупатели»?
Да, например, московский картонажно-полиграфический комбинат и другие компании, в типографиях которых стоят по 4-5 наших машин. Многие партнёры, например, «Эдас Пак», «Нордения Славника», «Лиматон Упаковка», начинали с одной машины, постепенно наращивая парк. Современный рынок таков, что наличие одной флексографской машины уже не может на 100% гарантировать стабильность производства.