Выбираем бумагу для цифровой печати.
Многообразие классов, видов и подвидов цифровых печатающих устройств (в которых изображение переносится на бумагу без помощи постоянной вещественной формы) привело к появлению не менее запутанного эволюционного древа материалов для ЦП. Прежде чем углубляться в тонкости выбора бумаги, очертим границы интересующей нас области.
Превалирующих ныне принципов ЦП всего два — струйный и электрографический. Устройства струйной печати можно разделить на три большие группы по форматам, конструкции и областям применения: до А4 (для дома и офиса; листовая подача); А3–А0 (бизнес, полиграфия, реклама, интерьерное оформление, САПР; подача — листовая и рулонная); более А0 (наружная реклама; подача — рулонная и листовая). Пока струйные машины почти не используются для выпуска коммерческой издательской продукции для рынка оперативной полиграфии, хотя распространение систем с неподвижными печатающими головками (листовая RISO HC5000, рулонные Kodak VersaMark и Agfa Dotrix) способно изменить ситуацию.
Электрографические системы по тем же принципам делятся на три группы: листовые А4–А3+ (для дома и офиса, полиграфии); рулонные с шириной подачи до 50 см (полиграфия); инженерные широкоформатные (САПР). Стройность картины нарушают лишь машины HP Indigo, работающие с жидким тонером, и магнитографические устройства Oce’, в которых фьюзер нагревается всего до 90 °С.
Большинство машин первых двух групп печатают сухим тонером, закрепляемым на бумаге температурой (150–200 °С) и давлением, что определяет базовые требования к запечатываемым материалам: они не должны плавиться и вспучиваться при значительном нагреве, но обладать «правильными» характеристиками для взаимодействия с электрографической системой переноса тонера, не пылить и безупречно взаимодействовать с системой фрикционной подачи, которой оснащены большинство принтеров, копиров и ЦПМ. Именно такие материалы производители и поставщики подразумевают, когда говорят о «бумаге для цифровой печати».
Встречными курсами
Надо заметить, что ни одному производителю офсетных машин не приходит в голову заняться ещё и выпуском или сертификацией подходящей для его техники бумаги. Просто потому, что офсетная печать, в сравнении с цифровой, практически всеядна — получить оттиск хорошего или приемлемого качества можно почти на любом материале, лишь бы подходили формат и толщина. Гарантия тому — широкий диапазон настроек параметров печати, специальных устройств для сушки и выбор красок. За что и платим…
С устройствами цифровой печати совсем другая история. Первые копиры могли запросто поджечь застрявшую в них бумагу (давным-давно в комплекте с некоторыми серийными моделями Xerox на полном серьёзе поставлялись огнетушители) и были очень чувствительны к малейшим отклонениям в параметрах материала. Те времена миновали — производители цифровых печатающих устройств планомерно работали над улучшением продукции. Одно из ключевых направлений — смягчение требований к запечатываемым материалам. Серьёзным шагом стал переход на системы с промежуточным носителем, в которых бумага не входит в прямое соприкосновение с фотобарабаном, — это расширило допустимый диапазон плотностей и повысило качество печати на фактурных материалах. Похожие цели преследует и переход на полимеризационный тонер, отказ от силиконового масла. Уже демонстрировались прототипы машин для печати УФ-закрепляемым тонером. Похоже, лучшие ЦПМ почти не нуждаются в специальной «цифровой» бумаге. Об этом свидетельствует и увлечение поставщиков бумаги программами тестирования дизайнерских коллекций на совместимость с цифровыми машинами последних поколений. Исключения, когда отдельные виды материалов совсем не подходят для «цифры» (обычно речь идёт о нетермостойких плёнках, синтетике, а также ряде марок бумаги с полимерными покрытиями), лишь подтверждают правило — граница между бумагой «цифровой» и обычной постепенно стирается.
Не прекращается и встречный процесс — производители бумаги продолжают предлагать и развивать специальные линии Digital papers, оптимизированные для цветной и монохромной цифровой печати и даже для определённых марок машин. Оправданны ли усилия? Имеют ли они перспективу? Ведь «цифровые» материалы, как правило, обходятся дороже, чем обычная бумага с близкими характеристиками.
Проверено практикой
Чем живут салоны цифровой оперативной полиграфии? Визитками, буклетами, листовками и сертификатами, открытками и приглашениями, письмами для прямой рассылки. Оснащённые соответствующей послепечатной техникой дополняют список услуг брошюрами, карточками, календарями и папками.
Советами по выбору бумаги для различных видов продукции с нами поделился Алексей Лобов, технический директор компании 24 print service: «Мы оснащены машинами Xerox DocuColor 12 и DocuColor 6060 и, рекомендуя клиентам бумагу для определённых видов заказов, всегда учитываем особенности этой техники. Предварительно заказчик может ознакомиться с каталогом образцов печати, где представлены все имеющиеся у нас и проверенные марки бумаги. Специальную "цифровую", которая дороже, мы используем только для относительно небольшого процента заказов — в остальных случаях всегда находятся удачные альтернативы. В большинстве случаев — это оптимальные варианты, поскольку мы тестировали много бумаги, включая дизайнерскую, и выбрали только наиболее удачные с точки зрения цены, печатных и послепечатных свойств».
По каталогу можно оценить, как будет выглядеть мелкий текст, жёлтая и красная плашки на разных материалах |
Для самой простой продукции — визиток — лучше всего подходит бумага 270–300 г/м2; она обладает высокой жёсткостью и неплохо запечатывается. Есть варианты тонированной в массе, с включениями, а также с неглубокими тиснениями лён и верже. Если в макете визитки имеются большие плашки, от фактурной бумаги или марок с включениями лучше отказаться.
При наличии на визитке элементов с высокой степенью детализации и очень мелких текстов предпочтительнее матовая мелованная бумага, обеспечивающая лучшее качество печати.
Для листовой продукции рекомендуется обычная мелованная бумага 115–300 г/м2. В процессе работы мы обратили внимание на то, что некоторые марки «меловки» при длительной непрерывной печати начинают выделять неприятный запах. По-видимому, это происходило от действия высокой температуры на вещество проклейки. В итоге, мы остановились на бумаге, не выделяющей запаха.
Для приглашений подходят те же материалы, что и для визиток, но меньшей плотности — 200–250 г/м2. Если планируется персонализация — от бумаги с тиснением лучше отказаться. Ещё один нюанс: фальцовка плотных материалов может вызвать обсыпание покрытия, поэтому предпочтительнее немелованная бумага.
Для брошюр с бесшвейным скреплением нежелательна бумага плотностью более 150 г/м2 — листы в такой продукции держатся недолго.
Двусторонние заказы, требующие точной приводки лица к обороту, выполняются только на ограниченном наборе проверенных на DocuColor 6060 материалов.
Настоящая цифровая бумага
К числу приверженцев специальной цифровой бумаги принадлежит типография «ИРМ-1», оснащённая Xeikon DCP32D, Xerox DocuColor 12 и Canon CLC 3200. Как рассказал начальник отдела допечатной подготовки Илья Гурович, основная нагрузка по выполнению оперативных заказов лежит на машинах Xerox и Canon. В «ИРМ-1» отобрали и протестировали несколько основных марок цифровой бумаги, которые и предлагают заказчикам. «Мы считаем сомнительной экономию на замене специальной бумаги обычной мелованной — простая "меловка" склонна к осыпанию, засоряет аппарат, что приводит к простою и сокращает срок службы отдельных узлов аппарата», — отмечает Гурович.
Самый популярный и ходовой материал — матовая мелованная бумага. На ней лучше всего воспроизводятся цвета, она никогда не застревает в тракте прохождения бумаги (в отличие от глянцевой). Например, на матовой меловке всегда печатаются «композитки» для модельных агентств с основными данными и фотографиями моделей.
Для визиток рекомендуется бумага плотностью 250 г/м2 с тиснением лён нескольких цветов — белая, жёлтая, серая, кремовая. При выборе тонированной в массе бумаги следует помнить, что подложка будет неминуемо «подмешиваться» к цветам макета — синяя плашка на жёлтой бумаге превратится в зелёную. Если в офсете подобные проблемы могут решаться повторными прогонами, то на «цифре» такой возможности нет!
Опыт печати на самоклейке показал, что необходимо выбирать бумагу без насечек на подложке — при плотных запечатках нагрев во фьюзере уже на втором-третьем листе тиража может вызвать вытекание клея через насечки с печальными последствиями для машины.
Гурович обратил внимание, что при одинаковой плотности немелованная бумага оказывается субъективно жёстче мелованной — это удобно для печати открыток и приглашений.
Современные ЦПМ позволяют подстраивать параметры печати под новый материал. В случае необходимости, использовав несколько листов, можно провести тонкую коррекцию цветопередачи оттиска, подогнав его под желаемый, вплоть до создания профиля «под клиента». Но другие проблемы «цифры» пока не решены. Например, гарантировать приводку лица к обороту, аналогичную по точности офсетной, нельзя. «Не стоит ожидать от устройства стоимостью 20–30 тыс. долл. решения задач, которые не являются проблемой для машин за 500 тыс. — лучше подберите для него адекватные заказы. Тогда останетесь довольны», — считает Гурович.
Что требуется?
Как уже отмечалось, бумага для цифровой печати должна уверенно подаваться в устройство. Поэтому важны значение и постоянство коэффициента трения между листами (при листовой подаче), а также воздухопроницаемость, определённый уровень жёсткости при изгибе в направлении подачи, точность резки и отсутствие косины, а также однородность и плотность намотки (в рулонах).
Для качественного переноса тонера крайне важно, чтобы электрическое сопротивление и влажность бумаги находились в заданных пределах. Наконец, при закреплении имеют значение ровность поверхности и стабильность размеров, а также формы листов.
На стабильность результатов печати (и срок службы «кормильца») будут оказывать влияние степень пыления и прочность поверхности бумаги, а для двусторонней печати важно значение непрозрачности. Помимо неё на качество изображения влияют белизна и гладкость.
Несмотря на бытующее мнение о том, что выпуск «цифровой» бумаги — не более чем маркетинговый шаг «бумажников», следует признать, что эти материалы лучше приспособлены для цифровых аппаратов. Это касается качества упаковки, сохраняющей необходимый уровень влажности, резки, структуры покрытия и пр. Поэтому многие типографии и салоны оперативной полиграфии пользуются только специальными запечатываемыми материалами. Это, кстати, устраняет предмет частых разногласий с сервисными службами поставщиков печатной техники.
С другой стороны — производители цифровых машин, заботясь о расширении сферы применения своей техники, стремятся к универсализму. Инновации в системах листопроводки и нанесения тонера постепенно снимают когда-то жёсткие ограничения на запечатываемые материалы. Поэтому окончательный выбор остаётся за теми, кто эксплуатирует цифровые системы печати.
Бумага для «цифры»: что нового
За год, прошедший с момента нашей последней статьи (Мерилин Данн, «Бумага для цифровой печати», Publish ? 4, 2004), посвящённой бумаге для цифровой печати, был представлен ряд новых материалов.
Цифровой термоперенос
На недавней презентации в Сан-Франциско была показана бумага для термопереноса, которая позволяет наносить (с помощью термопресса) отпечатанные на аппаратах Xerox изображения на футболки, дорожные сумки, коврики для компьютерной мыши. Бумага Digital Color Transfer Paper оптимизирована для устройств, работающих с химически выращенным тонером EA (emulsion aggregation), не требующим использования масла в термическом устройстве закрепления. Важные особенности технологии — изображение не выцветает при стирке, исключены замины бумаги в подающем тракте печатающих устройств. Материал оптимизирован для моделей Xerox DocuColor 3535, WorkCentre Pro 32/40, WorkCentre Pro C2128, C2636, C3545, WorkCentre M24. Поставляется в форматах А3 и А4.
Цветные впечатления
Для массовой офисной и коммерческой печати Digital Colour Impressions предлагает компания «Ксерокс Евразия». Бумага стала дополнением к популярнейшей Xerox Colotech+ (в 2004 г. рост продаж серии Colotech составил 50%). Она не заменяет Colotech+ и несколько уступает ей по своим свойствам, а цена на 10-13% ниже.
Colour Impressions создана с учётом особенностей аппаратов Xerox DocuColor. Основные характеристики — однородная структура, гладкая поверхность и высокая степень белизны, обеспечивающая печать контрастных изображений. Бумага остаётся ровной во время печати, гарантируя высокую надёжность, в т. ч. послепечатной обработки. Colour Impressions подходит для офисной полноцветной и монохромной печати, что позволяет сократить ассортимент используемой в офисе бумаги и упростить печать документов. В ассортименте форматы А4, А3, SRA3; плотности — 80, 90, 100, 120, 250 г/м2.
Визитки — сделай сам
Сделать изготовление визиток доступным любому офису призвана специальная технология от компании «Графика-М». В основе — визиточные листы из картона высоких плотностей (220–250 г/м2), перфорированные лазерным лучом и легко разламывающиеся после распечатки руками. В отличие от «офисных» аналогов, распознающихся по зазубринам от перфорации по контуру визиток, такой вариант разделения карточек оставляет ровный край. На выбор — перфорированные картоны Galgo и Zanders, незапечатанные или с нанесёнными цветными мотивами, допускается индивидуальный рисунок или логотип. Печатать визитки на таком материале можно на лазерном принтере любым, даже самым малым тиражом. Автоматизирует создание визиток специальное ПО «Визитка» для макетирования карточек (облегчённая версия программы находится на http://www.diystamps.com/ download/vc-41-i.exe в свободном доступе). Размеры визиток — «русские»: 50x90 мм.
Data Papers для лазерной печати
Белая бумага без покрытия Data Colour Laser от M-Real форматов А4 и А3 предназначена для цветной лазерной печати и копирования; отличается высокой белизной (163 по CIE), гладкостью (50 мл/мин) и представлена плотностями 100, 120 и 160 г/м2.
Спецбумага Canon
Три новинки объявила Canon. Genuine Awarness — линия экологически чистой бумаги c 30% содержанием вторичного сырья; самокопирующаяся бумага Canon; Genuine Color для цветного копирования на системах CLC и Color imageRUNNER. Самокопирующаяся бумага поставляется комплектами по 2 или 3 листа (прямая и оборотная), а также отдельными листами с двусторонним спецпокрытием — для составляющих наборы самостоятельно (в продаже есть соответствующий клей).
Производители рекомендуют
«Бумажники» создают инструменты, облегчающие выбор материалов для цифровой печати, а также сотрудничают с ведущими производителями ЦПМ для развития перспективных областей применения.
Тест от StoraEnso
Производитель бумаги для цветной цифровой печати серии 4CC компания StoraEnso на мини-сайте, посвящённом этой марке, разместил бесплатную тестовую полосу для оценки качества печати: http://search.storaenso.com/ mini/4cc/ideas/pictures/ 4cc_testpage_high.pdf.
Avery Dennison рекомендует
Учитывая расширение сфер применения самоклеящихся материалов для лазерной печати, Avery Dennison Roll Materials Europe разработала «Рекомендации Fasson LaserCopyJet Printer». Справочная система, круглосуточно доступная через Интернет (www.europe.fasson.com, закладка «Services»), позволяет выбирать подходящий для той или иной задачи и модели принтера материал из 16-ти линий Fasson. Исходные данные для программы составлены на основе тестирования материалов с популярными моделями лазерных принтеров ведущих производителей.
Упаковки CD — на «цифре»
Образованное в конце 2004 г. в г. Льер (Бельгия) совместное предприятие Stora Enso и Xeikon International — Stora Enso Digital Solutions N.V — будет поставлять и развивать Stora Enso DBS Powered by Xeikon. Представленное на Drupa решение для выпуска упаковок CD «под ключ» включает ЦПМ Xeikon 5000, упаковочные машины DBS Converter и DBS Pac Master. Оно будет полезно производителям музыкальных, программных, видео- и игровых дисков и является альтернативой пластиковым коробочкам — картонные на 30% тоньше и на 50% легче. «Материальная» основа решения — оптимизированный для печати на ЦПМ Xeikon картон DBS (Discbox Slider) от Stora Enso. В марте о своём решении перейти на картонные упаковки к CD и DVD объявила Imation Europe, а в апреле началась активная продажа подобных упаковок в Финляндии компанией CD-Linja.
Publish о бумаге для цифровой печати
Игорь Терентьев «Бумага для цифровой печати: специальные и офисные форматы», ? 3, 2001;