Привлекательная упаковка — фактор популярности любого товара: внешний вид зачастую определяет успех на рынке. Всё чаще это относится к таре из гофрокартона.
Не секрет, производство упаковки — динамично развивающийся бизнес. Упаковка пользуется постоянным и устойчивым спросом, конкуренция при насыщенности рынка становится жёстче. На рынке гофрокартонной упаковки успех определяют: качество гофрокартона (который многие типографии предпочитают изготавливать сами), оперативность выполнения работ, качество и сложность печати по гофроящикам. Подавляющее большинство заказов — упаковка для пищевых продуктов (в основном кондитерских). Средние объёмы — около 15 000, хотя бывает и до 300 000.
Гофро плюс флексо
Основной способ отделки гофроупаковки — печать. Зачастую, особенно для полноцветных изображений с мелким растром, применяется офсетная печать с последующим кашированием. Печать по готовому гофрокартону чаще флексографская. Большинство предприятий, изготавливающих гофроупаковку с флексопечатью, применяют печать в 2-3 цвета. Реже — в один цвет, не задумываясь о большем, или, наоборот, практикуют высококачественную 6-цветную печать металлизированными красками. Сложные полноцветные (растрированные) изображения обычно наносятся на картон с белым верхним (покровным) слоем. Лакирование практически не применяется: при изготовлении упаковки с глянцевой поверхностью целесообразнее использовать картон с верхним мелованием.
Флексопечать по гофрокартону имеет особенности. Хотя, по сравнению с офсетом, она легче и дешевле (чем и объясняется желание многих перейти на неё), пока уступает по уровню качества — цветопередаче, воспроизведению мелких элементов. Нарушение требований к печатному процессу приводит к ряду дефектов, среди которых потеря резкости изображения и т. н. «эффект стиральной доски» (полошение) — появление характерных плохо пропечатанных полосок. Разумеется, чем сложнее печать, тем строже требования к оборудованию и качеству предпечатной подготовки.
Этапы и особенности изготовления запечатанной гофроупаковки проиллюстрируем на примере отечественных предприятий. Это «Готэк» (Железногорск, Курская обл.), «Гофрон» (Москва), «Гофра» (Москва), «Веста-БКС» (Москва), «Чеховская полиграфия», «Вереск-1» (Архангельск).
Макет
Первый этап — получение файлов для печати. Вариантов несколько: пересылка свёрстанного макета через Интернет; передача на диске; предоставление образца готовой продукции; совместная работа с дизайнерским отделом типографии. Далеко не все могут принимать заказы через Интернет — ограничивает отсутствие выделенной линии. Положительный пример подают «Готэк», «Гофрон», «Чеховская полиграфия», «Веста-БКС».
Требования к макету разумны и обоснованны: высокие резкость и контраст, минимальный размер точки 0,3 мм, минимальная толщина линии 0,2 мм. Наличие мелких растрированных элементов нежелательно. По словам начальника отдела маркетинга «Гофрон» Максима Жарова, главное, чтобы дизайнерские изыски были рассчитаны на флексопечать, а не офсет (нужно исключить очень тонкие линии, мелкий растр); технические огрехи поправят в типографии.
Если проект будущей коробки выполняет фирма-заказчик, полёт мысли её дизайнеров не должен устремляться выше возможностей печатных машин типографии: линиатура должна быть допустимой, дизайн адаптирован, а красок, разумеется, столько, сколько позволяет машина.
Для некоторых 2-секционных машин недопустим дизайн, требующий для нанесения дополнительных цветов повторных прогонов: при печати на гофрокартоне трудно добиться хорошего совмещения. Как рассказала технолог «Чеховской полиграфии» Анастасия Хохлова, это в большей степени касается печати на заготовках для ящиков с уже выполненными биговкой и высечкой, в меньшей — на листах гофрокартона, не прошедших эти операции. Исключение — когда дополнительный цвет используется в качестве фона для основного изображения или им пропечатываются элементы изображения, вынесенные отдельно (случаи, когда несовмещение не критично).
Одна из черт идеального макета гофроящика — его элементы расположены понятно и удобно для изготовителей клише. Не все типографии выполняют цветопробу при печати на гофрокартоне, поэтому, говорит Марина Билица, зам. директора типографии «Вереск-1», если за дизайн отвечает заказчик, он должен иметь представление об особенностях цветопередачи при флексопечати — иначе предсказуемого результата ждать не следует.
Формы
Большинство типографий заказывают клише в специализированных фирмах. По словам Сергея Малярова, директора типографии «Гофра Поярково», им выгодно долговременное сотрудничество: не нужен дополнительный формный цех, не надо заказывать химикаты… Жаров добавляет: «Если типография и изготовитель клише расположены рядом (не далее 100 км), это оптимальный для оперативного взаимодействия вариант. Иначе стоит подумать о собственном производстве — временные затраты на передачу файлов на дисках и транспортировку форм становятся ощутимыми». Есть и другие подходы: архангельский «Вереск-1» заказывает формы в Санкт-Петербурге. Так что, в конечном счёте, всё решает налаженность взаимодействия.
Флексомашины для печати по гофрокартону рассчитаны на широкий диапазон толщины форм. «Веста-БКС» работает с клише 1,08—6,35 мм, у машин производства «Цзиншань-маш» в «Вереск-1» диапазон чуть шире — 0,5—6,35 мм. Чаще работа идёт с толстыми формами: проще выполняется и контролируется прижим (сведение валов). Да и сама печать не рассчитана на высокую точность. Погрешности совмещения красок могут достигать ±3 мм (4-красочные Isowa и 3-красочные GЖpfert в «Гофрон») или ±5 мм («Цзиншань-маш» в «Вереск-1»). Тонкие формы позволяют печатать тонкие линии и мелкий растр, особенно если под них наклеивается компрессионная подложка (Aeroback) из вспененного полимера.
Цех типографии «Готэк». Линия по производству гофрокартона — ключевой элемент большинства печатающих по гофрокартону производств |
Даже если форма воспроизводит мелкий растр, не всякая печатная машина годится для печати соответствующих линиатур. Для установленных в «Готэк» 4-красочной PRT-1700 от Cavifes и 5-красочной Midline-924 от Martin — формы с линиатурами до 55 lpi, а для 5-красочной Martin DRO-1628 NT, на которой здесь печатают сложные полноцветные растры, — до 90 lpi. Ограничительная планка в «Гофрон» выше — 150 lpi, в «Веста-БКС» — 100 lpi.
Николай Боков, начальник отдела проектирования гофроупаковки «Готэк», называет «ходовыми» формы 3,94 мм (для PRT-1700 под них наклеивается компрессионная подложка). Высоколиниатурные клише здесь изготавливают из фотополимера 2,84 мм, под который также клеится подложка. Аналогично и в «Гофра»: формы 6,35 мм — для простых заказов, а 2,7 мм на компрессионной подложке — для сложной печати.
Политика закупки форм у всех разная. Кто-то пользуется фотополимерными пластинами одного производителя ( «Готэк» — DuPont, «Гофра» — ТДР), кто-то предпочитает широкий выбор («Гофрон»). В любом случае, говорит Маляров, удобно, когда клише смонтировано на «фартук»№ изготовителем.
Картон
Гофрокартон, в отличие от печатных форм, типографии предпочитают изготавливать сами, организуя производство гофротары полного цикла. Ассортимент, как правило, весьма широк (см. врезку «Гофрокартон: профили и марки») . У «Гофра» — 3-слойный Т-22, Т-23, Т-24, Т-25 (профиль В и С), 5-слойный П-32 (профили от Е до А) и микрогофрокартон. У «Веста-БКС» — 3- и 5-слойный, микрогофрокартон; в «Гофрон» — 3-, 5- и 7-слойный с профилями С, В, Е; в «Готэк-инвест» — с профилями В, С, Е, ВЕ, СЕ и СВ. Верхний покровный слой может быть бурым или белёным, в зависимости от нужд производства и имеющихся заказов. Размещение гофропроизводства для предприятия большой плюс — в любой момент можно изготовить требуемый картон, не ища его у поставщиков; создать запас сырья на складе, не опасаясь заминок с поставками.
Как говорит Жаров, популярность картона с бурым верхним слоем сейчас выше (65%) — доля заказов на сложную многоцветную печать пока невелика (15% общего объёма), а простая печать нечасто требует чистых и ярких цветов, достижимых при печати по белому фону. Печать в 4 краски и более практикуется по белёному картону, для сложных дизайнов. Есть фирмы, чьи производственные мощности стратегически нацелены на сложные заказы. В «Готэк» — 5-красочная и две 4-красочных машины; в «Гофра» — 3-красочная Curioni производительностью до 12 000 ящиков/ч и 4-красочная Eurostar; в «Гофрон» — 3-4-красочные машины.
Впрочем, в типографиях, оснащённых 2-3-красочными машинами, тоже работают с белым картоном. В «Веста-БКС» машины 2-секционные, в «Чеховской полиграфии» — тоже (станок для флексографской печати С2ФП), в «Вереск-1» — 2-3-секционные. Используется печать дополнительной краской — первая наносится за предварительный прогон, создавая ровный однотонный фон (заливка или растр) для последующего изображения. Как говорит главный инженер производства «Веста-БКС» Александр Вотановский, печать на 1 краску больше, чем позволяет машина, — обычное дело. Так же печатают изображения, не требующие точного совмещения, — отдельно вынесенные надписи или плашечные элементы. Разумеется, дополнительный прогон увеличивает время выпуска тиража… Требования к помещению, где идёт печать по гофрокартону, определяются параметрами картона и красок. Как правило — влажность 50%, температура 20 °С.
Краски
Частое явление — печать смесевыми красками: заказываемый оттенок — один из цветов Pantone или, что не редкость, нестандартный, определяемый фантазией заказчика. Есть два пути получения краски: купить или изготовить самостоятельно. Станция смешения — существенная деталь на производстве. Впрочем, есть и другие мнения: в типографии «Гофра» смесевые краски заказывают на стороне, не видя выгод от их собственного производства. Как рассказывает Маляров, «при заказе продукции с "нестандартной краской" обращаемся к поставщику краски, предлагающему варианты оттенков на нашем лайнере (бумага, используемая для производства верхних слоёв гофрокартона). Определение цвета — путём визуальной сверки с образцом».
Гораздо чаще краску нужного оттенка изготавливают самостоятельно, хотя и тут подходы разнятся. В «Гофрон» краски смешивают, закупая готовыми только базовые (Reflex-Blue, Magenta…) и предпочитая высокопигментные от Flint-Schmidt. За рецептурой, будь то оттенок Pantone или нестандартный, обращаются в одну из фирм-поставщиков, располагающих красочной лабораторией и арсеналом средств измерения цвета. Далее (по граммажу) замешивают, пользуясь голландской 12-компонентной станцией VCh-1. В «Чеховской полиграфии» рецептуру подбирают сами. Для точного контроля цвета на обоих предприятиях есть спектрофотометры. Не менее популярен визуальный контроль, сличение образца с полученным результатом. В «Готэк» нужный цвет подбирается на требуемом сырье согласно образцу, одобрение клиента протоколируется. Формула краски (граммаж) заносится в компьютер, автоматическое смешение — на станции фирмы Stork. Проверка цвета — визуально при стандартном освещении, сравнением с утверждённым образцом. Похожий подход на «Вереск-1»: «Краски Pantone заказываем, — рассказывает Билица, — а в случае срочности смешиваем сами, оттенок оцениваем визуально. Станция смешения — собственного изготовления». По той же схеме работают и в «Веста-БКС»: краски стараются брать готовые, смешивая их лишь в случае срочной необходимости.
Дополнительные эффекты
Типография «Готэк». Взгляд покупателя вряд ли равнодушно скользнёт мимо коробки, эффектно оформленной с помощью золотого металлика (3-слойный гофрокартон В, белёный верхний слой) |
С металлизированными красками для флексопечати работают немногие, но и заказывают такую печать нечасто. В «Готэк» лишь несколько постоянных заказчиков подобных работ (печать серебром и золотом). Для «Гофра» такие заказы — явление эпизодическое. На «Гофрон» практикуют печать серебром, бронзой и золотом. Цветные (красные, зелёные и т. д.) и металлизированные (Pantone) краски «металлик» могут быть использованы, но пока заказов не было. Металлизированные флексографские краски сложны в печати, так как сильно пенятся, дают осадок. Для нейтрализации этих явлений, отмечает Жаров, используются соответствующие добавки-пеногасители.
Лакирование не применяет никто. Эксперименты имели место, но гофрокартон с немелованным верхним слоем лакируется плохо: бумага так сильно впитывает лак, что отличия обычного и лакированного гофроящика замечаются с трудом, отмечают Боков и Маляров. Да и дорого, а увеличивать стоимость гофротары заказчику невыгодно. Если нужны ящики с гладкой и даже слегка блестящей поверхностью, проще брать гофрокартон с покровным слоем из глянцевой мелованной бумаги. Эффект глянцевости на порядок больше, чем при лакировании.
Тиражи и цветопроба
Естественно, если заказчик хочет отпечатать тираж краской строго определённого оттенка, он может запросить цветопробу. Подход во всех типографиях одинаковый: печать и утверждение первого оттиска у заказчика. Типичные тиражи варьируются. В «Веста-БКС», «Вереск-1», «Чеховской полиграфии» — 10-15 тыс. (хотя бывают и до 100 тыс.), а минимальный тираж в «Вереск-1» — от 1 тыс. (1- или 2-красочная печать) до 3 тыс. (многоцветная печать или заливка). В «Гофра» размер типичного тиража назвать затруднились: здесь принимают заказы объёмом от 5 до 300 тыс. В «Готэк-инвест» также имеют дело с крупными тиражами и примут заказ размером не менее 5 тыс.
Типография «Гофрон». Полноцветный сюжет на упаковке кондитерских изделий даёт полное право разместить её на видном месте торгового зала (3-слойный гофрокартон В, белёный верхний слой) | Типография «Готэк». Тара для «народного напитка» должна быть оформлена красивым 5-цветным сюжетом (3-слойный гофрокартон В, белёный верхний слой) |
Проблемы печати
Типография «Гофрон». Печать в два цвета наиболее популярна у заказчиков |
Два основных дефекта — потеря резкости (расплывание краски), особенно заметная на мелких элементах изображения, и полошение («эффект стиральной доски»). Первый нередко сопровождается бледными ореолами (тенями) вокруг элементов с высокой насыщенностью цвета.
Как рассказал Жаров, нейтрализовать потерю резкости и ореолы можно за счёт уменьшения давления прижима валов и, как следствие, уменьшения раската краски. Однако, подчёркивает Маляров, на это способен лишь опытный печатник, знающий особенности машины: в противном случае есть вероятность возникновения «непрокраса». Уменьшая давление, нужно быть уверенным, что машина сможет напечатать мелкие элементы.
Типография «Веста-БКС». Одноцветная печать красками Pantone — максимум качества при минимуме средств (3-слойный гофрокартон С, белёный верхний слой) |
Тот же рецепт (уменьшить давление) при полошении. Другой метод — замена регулярного растра стохастическим или комбинированным (смеси регулярного и стохастического). Как говорит Жаров, назвать их радикальными нельзя, ибо они позволяют лишь сгладить, в большей или меньшей степени, нежелательные эффекты. Надёжнее способ, практикуемый всеми типографиями, — использовать гофрокартон с более плотным верхним слоем. Что ещё раз высвечивает преимущества собственного производства гофрированного сырья: его замену можно осуществить почти «на лету».
Автор выражает глубокую благодарность специалистам типографий «Вереск-1», «Веста-БКС», «Готэк», «Гофра», «Гофрон» и «Чеховская полиграфия» за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.
№ Специальная подложка, на которой двусторонним скотчем крепится клише (фотополимерная печатная форма).
Гофрокартон: профили и марки
3-слойный гофрокартон |
5-слойный комбинированный гофрокартон профиля ВС |
5-слойный комбинированный гофрокартон профиля ВЕ |
На практике используется 2-, 3-, 4-, 5- и 7-слойный (редко) гофрокартон. 2- и 4-слойный применяются нечасто, в основном для внутренней упаковки, имеют один открытый гофрированный слой («флют»). В остальных случаях гофрированные слои закрыты (находятся между двумя плоскими покрывными слоями). Марку определяет количество слоёв: Т — 3-слойный, П — 5-слойный и т. д.; номер обозначает плотность «лайнера» (плоского бумажного верхнего слоя), его сопротивление продавливанию и прочность на разрыв (5-слойный гофрокартон П-25 тяжелее и прочнее, чем П-22).
Профиль — характеристика гофрированных слоёв. Каждый (А, С и т. д.) характеризуется определённым шагом (высотой) гофра. По данным «Справочника по гофрокартону и упаковочной таре» (издатель — «Клинский комбинат картонной упаковки»), его величина должна быть следующей: для профиля А — от 4,4 мм и более; С — 3,2-4,4 мм; В — 2,2-3,2 мм; F — 1,1-1,6 мм (микрогофрокартон). В случае комбинированных многослойных гофрокартонов в названии марки присутствует сразу два (у 7-слойного картона — иногда три) типа профилей.
При изготовлении 5- и 7-слойного гофрокартона, как правило, используются гофрированные слои с разными профилями, что повышает прочностные характеристики.