101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Рынок флексографских красок *

  • Дэвид Савастано
  • 16 августа 2005 г.
  • 10535
Потребность во флексографских красках постоянно растёт. В последние годы особенно популярны сольвентные и УФ-краски.

С недавних пор флексография — одно из самых успешных направлений для производителей красок. С 1990 г. продажи красок этого типа почти удвоились и, по статистике Национальной ассоциации производителей печатных красок (National Association of Printing Ink Manufacturers, NAPIM), в 2003 г. достигли в США 1 млрд долл. По оценкам InkWorld, объём мирового рынка флексографских красок — 2,5 млрд долл.

В США флексография развивается стремительно, особенно в сегменте гибкой упаковки с оборотом в 21 млрд долл. На потребность в печати по плёнке и фольге производители ответили выпуском новых сольвентных красок, сразу ставших лидерами продаж. Уверенно растут объёмы поставок и УФ-красок. Технологии способствуют развитию флексографской отрасли, и всё свидетельствует о том, что в ближайшие годы она продолжит рост.

Рынок 2004 г.

Отпечатанная Alcan Packaging упаковка для пищевой глазури Supercook Cake Covering в 2004 г. получила награду Флексографской технической ассоциации за лучшее исполнение в категории рулонной флексографии среднего формата

Как пояснил вице-президент Sun Chemical по маркетингу Крис Морриссей, статистика показывает: в 2004 г. печатная индустрия продолжала навёрстывать упущенные позиции, что в полной мере относится и к флексографии. «По мере улучшения качества и рентабельности отрасль завоёвывает признание на упаковочном рынке Северной Америки, особенно в коротких тиражах», — сказал Морриссей. С ним согласны и другие ведущие производители красок.

«В течение года для рынков флексографии и упаковки был характерен стабильный рост», — подтвердил президент Color Converting Дэн МакДауэлл.

«Флексографский рынок демонстрировал высокие показатели, усилив позиции во многих сегментах», — говорит Эд Дэдмэн, менеджер SICPA North America по направлениям узкорулонной печати и энергоотверждаемых красок.

«Он продолжает расти, — вторит Майк Импастато, вице-президент Flint Ink North America по развитию упаковочных красок. — Флексография по-прежнему лидер в упаковке, таковым и останется. Она с готовностью приспосабливается к коротким тиражам и быстрой смене заказов, что и дальше будет иметь первоочередное значение. Типографии инвестируют средства в новые печатные машины, что подтверждает общую тенденцию. В прошлом году было установлено несколько новых машин — верный знак того, что в отрасли всё в порядке. Широкорулонный сегмент нацелен на высокоскоростные флексографские машины. Недавний спад несколько замедлил темпы развития, но процесс продолжается, и прошедший год продемонстрировал это со всей отчётливостью».

Сольвентные краски

На растущем рынке флексографских красок особенно быстро развивается сольвентный сегмент. По данным NAPIM, объёмы поставок красок на основе растворителей в 2002 г. увеличились на 10,2%, а рост последующего года довёл их долю на упаковочном рынке США до 27%.

Спад в секторе печати по гофрокартону (в США) снизил продажи красок на водной основе. Негативный эффект был скрашен подъёмом рынка гибкой упаковки — мощного сегмента с оборотом в 20 млрд долл., где печать идёт сольвентными красками по плёнке.

«Краски на основе растворителей демонстрируют хорошие темпы роста, в основном за счёт новых тенденций в упаковочной промышленности — от твёрдых контейнеров индустрия переходит к мешкам и пакетам», — поясняет Дэдмэн.

«Флексографская печать сольвентными красками укрепила позиции, — добавляет Импастато. — Это универсальные краски для широкого спектра применения, особенно печати по плёнкам. С появлением оборудования для сбора и утилизации испарений эти краски стали соответствовать всем государственным стандартам. Сейчас ставка делается на скорость и эффективность — сольвентная флексография набирает популярность».

«Сегмент жидких сольвентных красок для упаковки развивается быстрее, чем красок на водной основе, — уточняет МакДауэлл. — Это объясняется переходом от впитывающих материалов (на рынке гофрированной, картонной тары и многослойных мешков) к плёнкам. В выигрыше, естественно, краски на основе растворителей, и тенденция, вероятно, сохранится».

«Рост рынка сольвентных красок объясняется значительно более высоким качеством печати на плёнке и фольге в сравнении с водными, — высказался Марк Хилл, вице-президент и помощник директора по научно-исследовательской работе подразделения жидких красок INX International Ink. — Краски на основе растворителей быстрее сохнут, повышая производительность. Сейчас типографии предпочитают вкладывать средства в оборудование по утилизации испарений».

«Развитие сегмента водных красок застопорилось, — считает Тони Ренци, технический директор направления упаковочных красок Sun Chemical North American. — Производители уверены, что при печати по фольге и плёнке сольвентные краски повышают качество и производительность. Экологические аспекты несколько подогрели интерес к водным краскам, но на невпитывающих материалах они не дают стабильных результатов».

Завоёвывая рынок

Раньше флексография с трудом конкурировала по качеству с глубокой печатью и офсетом — её преимуществами были цена и короткие тиражи. Но прогресс оказался колоссальным, и теперь вряд ли сразу определишь, каким способом отпечатана упаковка. Флексография отвоевала значительные сегменты рынка, в чём несложно убедиться на примере статистики по печатным краскам: по данным NAPIM, две трети продаваемых на упаковочном рынке красок — флексографские.

Но исследования показывают, что рост флексографии замедляется. По мнению Морриссея, основная причина в том, что она уже доминирует во многих упаковочных сегментах Северной Америки (в частности, в сфере бумажной упаковки на долю флексографии приходится 80%). Хотя её доля в коммерческой печати не превышает 10%, а на газетном рынке — 3%. Таков отчёт GapTrac, недавно выпущенный консалтинговой компанией Jakko Poyry, обслуживающей бумажную промышленность.

«Отрасль по-прежнему развивается, но уже не теми темпами, что 5-10 лет назад, — замечает Импастато. — Альтернативные печатные технологии возвращают утраченные позиции, доминируя в тех сегментах рынка, где у них нет конкурентов. Думаю, флексография будет развиваться с той же скоростью, что и сейчас — уже не так стремительно, как в прошлые годы».

«Чаша весов медленно, но верно склоняется в сторону флексографии по мере того, как часть заказчиков принимает решение снижать тиражи, работать динамичнее. Второй фактор — рыночные тенденции, диктующие переход с жёсткой упаковки на гибкую», — говорит МакДауэлл.

«Рост флексографии замедлился, но всё же продолжается», — полагает Хилл.

Ключом к расширению её возможностей стали усилия разработчиков оборудования и красок.

«Распространению флексографии способствуют цифровые формы и увеличение доли триадной печати, — считает Импастато. — Достижения в сфере пластин и анилоксовых валов повысили качество технологии, сделав её достойным конкурентом другим видам печати».

Безусловно, речь не идёт об исчезновении глубокой или офсетной печати. «Постоянное наращивание преимуществ флексопечати, несомненно, влияет на соотношение цена/качество, и это — в её пользу, — говорит МакДауэлл. — Но и глубокая печать не утрачивает позиций за счёт развития присущих ей достоинств».

«По качеству флексография всё ближе к глубокой печати, по-прежнему оставаясь «короткотиражным» вариантом, — убеждён Хилл. — А поставщики машин глубокой печати выходят на рынок с новыми красочными системами, устройствами для быстрой смены форм и смывки, повышающими конкурентоспособность».

«Индустрия тяготеет к повышению линиатуры анилоксовых валов и растра, который должен стать почти заметным для рядового потребителя, — уверен директор Harper Graphics Solutions Дэвид Брюэр. — Усовершенствования — результат совместных усилий производителей, направленных на то, чтобы на магазинной полке появился более привлекательный продукт. Среди новых разработок — цифровые печатные пластины, красочные пигменты большей дисперсности, анилоксовые валы с высокой линиатурой, переносящие на материал меньше краски. Двигатель прогресса — оптимизация ценовой политики во флексографии, повышение общего уровня качества и гибкости, сокращение сроков выполнения заказов. Типографии, ранее специалировавшиеся на офсете и глубокой печати, теперь устанавливают флексографское оборудование».

Причин технологических достижений флексографии множество. По словам Хилла, это внедрение цифровых печатных форм, повышение линиатуры анилоксовых валов и скорости печатных машин, совершенствование рукавных форм, быстрая замена и настройка не использующихся в процессе тиража печатных секций.

«Флексографская индустрия делает всё возможное, чтобы сократить отрыв от глубокой печати, — говорит МакДауэлл. — Эти усилия оборачиваются инновациями в полиграфии: новые формы растровой точки, методы растрирования, Opaltone и расширенный цветовой охват. Не последнюю роль сыграли усовершенствования в конструкции и технологии производства анилоксовых валов, цифровые пластины и механика печатных машин».

Достижения в технологии анилоксовых валов — ключ к развитию флексографии.

«С новыми лазерными генераторами и инновациями в оптике гравирование анилоксовых валов шагнуло далеко вперёд, — комментирует вице-президент по производству Harper Corporation Арт Эренберг. —Объём ячеек и линиатура становятся выше, а усовершенствованные керамические материалы и профили ячейки улучшают свойства поверхности анилоксовых валов. Новое поколение систем гравирования обеспечивает стабильную печать независимо от макета, сокращая варианты требуемых линиатур и объёмов ячеек. Всё чаще растр, плашки и шрифты печатают с помощью одного анилокса».

Важную роль играют и краски. Директор лаборатории упаковочных красок Sun Chemical Джим Фельсберг считает, что многие флексографские типографии для повышения качества (особенно в триадной печати) экспериментируют с высоколиниатурными анилоксами и насыщенными красками. По его словам, становится типичным вариант 6- и 7-красочной печати, когда широкий диапазон оттенков воспроизводится без специальных красок.

По мере развития технологий типографии и дизайнеры всё больше усложняют дизайн, а это означает самые радужные перспективы для флексографии.

«Мне кажется, в качестве и сложности графики достигнут реальный прогресс, — сказал Дэдмэн. — Наиболее актуальные разработки на сегодня касаются увеличения интенсивности цвета и структуры точки/растра».

По словам Импастато, большую роль играют достижения в сфере допечатной подготовки, высокоскоростной печати и тарной обработки в линию.


* Перепечатано с разрешения редакции Ink World magazine (www.inkworldmagazine.com).


Успех флексографских УФ-красок

УФ-флексография — другой перспективный сегмент, который, по словам специалиста направления УФ- и электронно-отверждаемых красок INX International Ink Гейла Уоллера, быстрее всего растёт в полиграфии: «Объёмы продаж УФ-красок с нулевой отметки увеличились до 4,8 тыс. т при ежегодном приросте в 15,7%».

«Отрасль продолжает развиваться, — подтвердил Импастато. — Основной прирост наблюдается в узкорулонной печати. С недавнего времени УФ-флексография стала приживаться и в определённых сегментах средне- и широкоформатной рулонной печати, где требуется повышенный уровень стойкости отпечатков. Уникальные возможности УФ-красок, несомненно, оценят производители безалкогольных напитков и тары для наружного хранения».

«Многие типографии переходят с листового офсета на УФ-флексографию и при изготовлении складных картонных коробок, особенно на небольших тиражах, — поясняет Гленн Вебстер, менеджер по маркетингу энергоотверждаемых жидких красок Sun Chemical. — Растут продажи машин флексографской УФ-печати для выпуска картонной тары, на многие устанавливают по 8-10 секций для печати смесевыми красками и лакирования в линию. С распространением печати смесевыми и металлизированными красками полки магазинов станут привлекательнее».

Основной проблемой для УФ-флексографии остаётся цена, несколько тормозящая темпы её развития. «Стоимостный фактор заметно ограничивает перспективы УФ-флексографии, — говорит Импастато. — Технология не всегда оправдывается экономически: конкурентные способы печати пока выгоднее». «Доля её повышается, но намного медленнее, чем предполагалось», — высказался Дэдмэн.


Можно утверждать, что рынок флексографских красок в России переживает этап качественного совершенствования. Этому способствуют пакеты заказов типографиям, по уровню исполнения и технологичности не уступающие европейским образцам. А так как конечный результат зависит не только от используемого оборудования, но и от характеристик красочных материалов, доля потребления красок высокого качества неуклонно растёт.

Степан Хопёрский (stepan@sieflex.ru), технический специалист фирмы «Си ЭФ Компонент», ТМ «Зифлекс»


Рост потребности во флексографских красках не вызывает сомнений. Добавлю: поскольку в последние два года печатающие гибкую упаковку флексографские типографии всё чаще получают заказы с исходным дизайном под глубокую печать, увеличивается и спрос на анилоксы с большим объёмом ячеек. Что же касается развития УФ-флексографии в России, то, увы, оно прочно «застряло» в узкорулонном секторе.

Лев Чижов, технический специалист Sun Chemical по жидким краскам


Европейский рынок отличается от североамериканского. Темпы развития флексографской печати УФ-красками ощутимы: за 1999—2003 гг. — 300%. Более свежей информацией не располагаю, но в 2004 г. уровень российского потребления флексографских УФ-красок вырос на 25%, аналогичный пророст ожидаем и в этом году.

Евгения Баум (baum@xsys-printsolutions.ru), менеджер по продажам компании XSYS Print Solutions

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

В активе — модернизация производства

В предыдущем интервью генеральный директор Chembyo Александр Арцимович рассказал, как компания работает в условиях кризиса, постоянно оставаясь в русле производственных тенденций и при этом создавая доступную и качественную химию для печати в России*. О том, какие изменения случились в Chembyo за это время, что происходит сейчас и какие есть планы на будущее, — читайте прямо сейчас.

Интерес в стабильности

В этом году «ОктоПринт Сервис» исполняется 21 год. Достижения, которыми гордятся в компании: 10 филиалов, 11 технологов, 13 станций смешения красок, 200 сотрудников, 1200 постоянных клиентов и 8000 стандартных ассортиментных позиций на складе. Поговорили с техническим директором «ОктоПринт Сервис» Татьяной Климовой о проблемах в типографиях с расходными материалами, о новых интересных продуктах для полиграфических производств, о расширении услуг компании и поиске новых направлений.

Интерлакокраска-2024

С 27 февраля по 1 марта 2024 года в Москве прошла 28-я выставка «Интерлакокраска», традиционно собравшая всех причастных к производству материалов, сырья и оборудования для лакокрасочной отрасли. И хотя на первый взгляд данная выставка имеет весьма опосредованное отношение к полиграфии, именно динамика развития технологии покрытий весьма красноречиво отражает будущее печатной отрасли.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40