Осваивать тонкости работы и оригинальные приёмы лучше всего на практике, а не по учебникам.
Вместо предисловия
Статья задумывалась как попытка собрать все доступные автору сведения, касающиеся оптимизации, грамотной организации рабочего процесса, действий при внештатных ситуациях и логики клавиатурных ускорителей в Illustrator. Причина проста: в большинстве изданий, посвящённых Illustrator («Библия пользователя», «Наиболее полное руководство…», «…без секретов» и т. п.), подобные вопросы остаются за кадром либо рассматриваются вскользь, а искать ответы среди нескольких сотен страниц текста или даже в электронной справочной системе не всегда удобно. Однако эти вопросы — ключ к эффективной работе с пакетом. Знание описанных ниже приёмов поможет сберечь время для настоящего творчества — а что ещё нужно художнику?
Скорость и ещё раз скорость!
Хотя от версии к версии в Illustrator заметны улучшения, скорость перерисовки экрана оставляет желать лучшего (во всяком случае, CorelDRAW здесь даёт фору). Частые перемещения по документу на компьютере двух-трёхлетнего возраста становятся проблемой. Разработчиками предусмотрены разнообразные методы повышения производительности Illustrator, и значительное место в арсенале средств борьбы с «подтормаживанием» отводится избирательному управлению видимостью отдельных объектов.
Каркасный режим отображения для всего документа…
Активизировав этот режим, вы добьётесь впечатляющего ускорения прорисовки. Незаменим при использовании сложных обтравочных контуров, градиентных заливок, повторяющихся узоров и просто в работе с крупными проектами — отображаются только контуры объектов, а их заливка/окантовка игнорируются; не отображаются растровые изображения и объекты типа Blend. Аналогично для любых эффектов: векторных и растровых (меню Effect). Активизируется каркасный режим командой View -> Outline .
Поскольку режим значительно сокращает требования к системным ресурсам, его включение отлично помогает, если Illustrator CS выдаёт сообщение «Not enough memory to display…», часто появляющееся при переключении с крупного масштаба на мелкий и наоборот.
…и только для избранных слоёв
Вариант с отображением в каркасном режиме всех объектов не всегда приемлем из-за значительного искажения внешнего вида документа, затрудняющего восприятие результата. Поэтому в Illustrator предусмотрен щадящий подход: перевод в каркасный вид отдельных слоёв — так достигается баланс наглядности и производительности. Для массового переключения в такой вид всех слоёв в документе, кроме активного, щёлкните по значку глаза в палитре Layers, удерживая .Если это покажется слишком кардинальным, ограничьтесь установкой каркасного вида лишь для выборочных слоёв: нажмите на и щёлкните по значку глаза нужных слоёв (активизировать слои перед этим необязательно). К сожалению, клавиатурных эквивалентов для подобных операций в Illustrator CS нет.
Пользовательские представления
Ещё один действенный способ ускорения навигации по документу — сохранение параметров текущего представления (масштаб, положение центра просмотра и режим отображения — Normal или Outline). Задав несколько точек обзора в наиболее активно используемых участках макета, можно мгновенно переключаться между ними. Для создания пользовательского представления выберите необходимый ракурс и перейдите в View -> New View, после чего присвойте название, под которым представление будет доступно из меню View. Поскольку представления — такие же объекты для Illustrator, как геометрические фигуры, они сохраняются и после закрытия документа.
При желании представлениям можно присвоить клавиатурные эквиваленты, как и для любой другой команды, — Edit -> Keyboard shortcuts -> Menu Commands -> Views, где пользовательские представления фигурируют под названиями Custom View 1, 2 и т. д. В таком случае перемещение по документу будет мгновенным.
Ускорение навигации с помощью представлений |
Установка качества отображения*
Наращивая функционал в каждой версии пакета, разработчики не забывают и о производительности. Дополнительная возможность появилась в Illustrator CS: при работе с инструментом Hand (Рука) можно отображать объекты с пониженным качеством. Для выбора качества зайдите в настройки Preferences -> Units -> Display Performance и переместите ползунок Hand Tool вправо. Экспериментируя с разными установками, найдите оптимальное соотношение скорости и качества прорисовки.
Ускорить навигацию можно и так |
Управляйте сглаживанием*
Для максимального качества отображения на мониторе векторной графики в Illustrator CS заложено несколько механизмов. Сглаживание краёв (antialiasing) определённым образом смешивает пограничные цвета у перекрывающихся объектов, создавая между ними мягкий переход. Платить за это приходится некоторым снижением производительности, поэтому, если время перерисовки экрана слишком велико, отключайте сглаживание: зайдите в Preferences->General и снимите флажок с Anti-aliased Artwork.
Оставляйте видимым только активный слой…
Слои не только упрощают редактирование макетов, но и повышают производительность за счёт скрытия части объектов документа. Управление видимостью — мощный инструмент, эффективность которого доказана практикой. Процедура аналогична Photoshop: достаточно щёлкнуть в палитре Layers по значку глаза. Если же нужно сделать невидимыми все слои, кроме активного, вовсе не обязательно менять свойства каждого — достаточно перед щелчком по глазу активного слоя удерживать . Добавление к комбинации модификатора приводит к инверсии (объекта воздействия или самого действия), что хорошо согласуется с логикой (Alternate).…или только редактируемоеБолее гибкий подход пригодится, когда «тяжёлые» объекты разбросаны по разным слоям, а их объединение нецелесообразно. Чтобы оставить видимыми только необходимые объекты (независимо от слоя), выделите их и нажмите комбинацию , — все остальные исчезнут. Если же активные объекты нужно скрыть, воспользуйтесь . По окончании редактирования комбинация отобразит все элементы документа.
Часто пользуетесь эскизами слоёв?По умолчанию в палитре Layers для каждого объекта создаётся свой эскиз (thumbnail) — миниатюра, дающая представление о его внешнем виде. При внесении изменений в макет эскизы формируются снова, на что для объёмных документов уходит немало времени. Чтобы этого избежать, найдите в палитре Palette Options (треугольник вверху справа) и выберите Small in the Row Size. При этом миниатюры исчезают, остаются только названия объектов. Если такой метод покажется слишком радикальным, ограничьтесь полумерой: в настройках палитры снимите флажки с пунктов Layers, Groups или Objects — эскизы будут формироваться только для отмеченных типов объектов.