101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Perpetum calendare

  • Мария Коробцова
  • 2 ноября 2005 г.
  • 4857
Круговорот дней, недель и месяцев в календарной сетке — вечный вызов для дизайнера. Лучшие работы гармонично сочетают изысканную бумагу, безукоризненную печать и тонкие послепечатные эффекты.

Количество роскошных календарей индивидуального дизайна увеличивается с каждым годом. Их красота и неповторимость завоёвывают рекламные бюджеты всё новых компаний. Ничего удивительного — таланту дизайнера, по вкусу выбирающего материал и способы его обработки, всё подвластно. Уникальные вещицы не перестают радовать владельцев в течение целого года, видоизменяясь, как минимум, раз в месяц.

При разработке VIP-календаря речь не идёт о массовости, это штучное производство. Поэтому и тиражи небольшие — 100-250 экз. (очень редко 500 и более). Да, дорого. Да, постоянная головная боль типографий: велики временные и финансовые расходы на приладку оборудования, изготовление штампов (зачастую для каждого месяца), печать, сборку. А если дизайнер неустанно следит за процессом, приходится потакать его «прихотям». Но типографии, преодолевшие все производственные перипетии, получают бесценный опыт работы по сложным материалам, интересных клиентов и гордятся готовыми изделиями наравне с дизайнерами.

Драгоценные цифры

Оптимальную плотность бумаги Malmera (240 г/м?) определяли опытным путём. При 170 г/м? календарный лист на стене смотрелся хлипким, а при 300 г/м? поверхности согнутого листа соприкасались слишком плотно, почти полностью лишая его внутренней воздушности. Большая плотность отрицательно сказывалась и на пластичности цифр — они плохо гнулись, заламывались при сборке

Каким должен быть календарь для компании с говорящим названием «Центр ювелир»? Над заказом работал весь творческий коллектив бюро графического дизайна «Акопов: дизайн и реклама», включая самого Валерия Акопова. Решили обыграть тему ювелирных изделий весьма нетривиальным способом: разрозненные чёрные листы бумаги Malmera 96х34 см пробиговали, сложили пополам по длинной стороне и склеили по нижнему краю, а в середине драгоценность — цифра, обозначающая месяц. И каждая воспринимается как дорогое украшение. В них просматриваются непременные атрибуты ювелирных изделий (блеск, оригинальность формы), чему способствуют своеобразная вырубка и способ представления. Согласно замыслу и в соответствии со специальной инструкцией, выполненной из кальки 160 г/м?, они буквально изворачиваются, превращаясь в объёмную, изящную, блестящую фигуру. Тираж небольшой — всего 250 экз.

Именно цифры виновники «разрозненной» подачи календаря. Когда «месяц» висит на стене, помимо них объём композиции придаёт воздух между сложенными поверхностями листа. «Воздушность» играет и против скрепления листов календаря в единое изделие. А после сборки-разборки цифр листы перестают быть абсолютно плоскими, из-за чего стопка с календарными листами «пухнет». Но если всю кипу перехватить сверху пружиной и повесить на стену, календарь разбухнет, а листы, вместо того чтобы прилегать к стене, ощетинятся под углом.

По словам Марии Челоянц (дизайнера, ведущего календарь), среди разнообразия фольгированных материалов искали тонкую плёнку, которая бы заискрилась разноцветными бликами, при этом технологически идеально, без пузырения, стыковалась с основным листом. Выбор пал на чистоцеллюлозную бумагу Foil Matt Gold, ламинированную тонкой алюминиевой фольгой, покрытую слоем целлюлозного лака, которая впоследствии вклеивалась в соответствующие цифрам области календаря изнутри. Но двух цветов для окраски драгоценностей показалось мало. Решили колоризовать «золото» и «серебро», запечатав стандартные цвета подходящими пантонами красного, синего, зелёного, чтобы отблеск оставался заметным. После пробной окраски Foil Matt Gold сохла целую неделю, а в итоге легла равномерно и не осыпалась.

Несмотря на скрупулёзный выбор пантонов, готовый образец закрашенной Foil Matt Cold после просушки несколько изменил оттенок. Что, впрочем, не пошло вразрез с замыслом календаря и доказало профпригодность «Рафлатака» для декорирования цифр.

Помимо драгоценности аллегорической, на календарном листе присутствует, но играет второстепенную роль настоящее ювелирное изделие. Рисованные замысловатые кольца, диадемы и серьги из ассортимента заказчика сфотографировали, превратили в рисунки и напечатали под номерами месяцев шелкотрафаретом белой краской. Неброские ювелирные изделия, как выяснилось, не являются дизайнерской задумкой — они появились в календаре по просьбе заказчика.

Сетка, что логично, также сделана просто, без изысков, в тон рисункам — напечатана белой краской методом шелкографии. И всё же печать потребовала пристального внимания, чтобы нанесённая сетка соответствовала цифре-месяцу. Ведь при производстве легко перепутать штампы и, не ровен час, в декабре получить 30 дней…

По общему мнению, квадратный календарь смотрелся бы интереснее. Причина отказа банальна — неоправданно высокие затраты на материал: из бумаги 96х68 см получалось ровно два календарных листа, а при квадратном формате — всего один. Да и слишком много бумаги пропадало — не так просто придумать мероприятие, к которому подошли бы открытки чёрного цвета из обрезков. Поэтому выбрали во всех отношениях экономичный прямоугольник.

Старая добрая Тула

Выбор элементов календаря неслучаен: в паспарту можно менять гравюры, оформленную картинку помещать в коробку-багет, а ту легко приклеить с помощью липучек на задней стороне коробки к стене. Подобная подача особенно актуальна для небогатых тульских социальных организаций

По словам автора календаря Игоря Золотова, директора тульской типографии «Шар», идея видовых картинок старой Тулы навеяна ностальгией по лучшим временам. Игорь считает, что тогда город был гармоничней и краше, а нынешний не вдохновляет на создание интересного календаря. А ведь Тула — богатая историей родина автора. Так явился трогательный, иллюстрирующий городской быт, достойный календарь на основе романтичных гравюр и фотографий, отысканных в краеведческих изданиях.

В комплект входят сам календарь из сброшюрованных на бронзовой пружине листов бумаги Acquerello Avorio (160 г/м?), картонное паспарту с вклеенной гравюрой-постером из того же материала (помимо эстетической функции, выполняет роль крышки, плотно закрывающей коробку-багет), СКВ-коробка (300 г/м?) под бронзу с матовым УФ-лакированием в виде багета и небольшой ярлык из Nettuno Tabacco (280 г/м?). Он крепится к верхнему углу паспарту, способствует лёгкому вытягиванию художественно оформленной гравюры из коробки, имитирует старинную печать и содержит информацию о типографии, нанесённую с помощью плоского тиснения золотой фольгой.

Тираж первой партии 1000 экз. Но предназначение календаря — не только радовать глаз партнёров и клиентов. Авторы уверены, что он будет иметь успех в качестве тульского сувенира. В случае получения патента, что вполне вероятно, адаптированный вариант появится в розничной продаже среди прочих эксклюзивных календарей

Ретро-гравюры и фотографии (напечатаны офсетом на шероховатой поверхности тонированной Acquerello Avorio) в рамке (конгревное тиснение) с тонкой бронзовой окантовкой по краю рисунка (офсет) выполнены настолько искусно, что кажутся вклеенными в паспарту. Также офсетом чёрным и вишнёвым пантонами нанесена календарная сетка.

Формат (36х50,5 см — половина от стандартного листа Acquerello Avorio) придаёт календарным постерам музейный вид (в домах-музеях часто встречаются гравюры и фото подобного размера). Такие иллюстрации в дорогом багете могут стать стильным украшением офиса или квартиры.

На Acquerello Avorio отлично смотрится конгрев, поэтому логотип типографии на каждом листе выполнен именно так. Он выпуклый и заметный, но ненавязчив, что очень важно для календаря. При условии, что листы найдут свои стены в качестве постеров, логотип станет долгоиграющей рекламой типографии, при этом не раздражая человека, получившего календарь в подарок. Прямая аналогия — тиснёные штампы фотоателье на картонных паспарту, куда в старину вклеивались фотографии.

Событие в подарок

Над ярким дизайнерским проектом «Событие в подарок» совместно работали две ижевские компании: полиграфическая «Парадигма» и дизайн-студия «Мухина». В результате появилось 200 фирменных календарей 40х60 см, на каждом листе — своеобразная упаковка, подобающая подаркам к тому или иному красному дню месяца или просто необходимая для сбережения сезонных атрибутов — от ракушек в июле до бумажных носовых платочков в октябре. Отсюда и слоган.

Работая над концепцией, дизайнеры прежде всего ориентировались на основную сферу деятельности ПК «Парадигма» — производство упаковки из картона, микрогофрокартона, пластика и комбинированных материалов. В результате на листах-месяцах и появились не полностью высеченные раскладки разнообразных ларчиков и кулёчков, которые можно извлечь и собрать по схеме на обороте (рисунок готового изделия внизу каждого месяца). Листы связаны обыкновенной верёвочкой через прорубленное отверстие. В любой момент нужный месяц можно отсоединить и закрепить на стене (используя то же отверстие).

По словам Елены Хабибуллиной, дизайнера-конструктора ПК «Парадигма», размер календаря выбрали исходя из функциональности упаковки, размещённой на листах: в собранные коробочки помещаются вполне реальные предметы — пасхальные яйца, диски и т. п. Ставка сделана на оригинальную идею и дизайн, поэтому в оформлении сеток использовались акцидентные шрифты. Поскольку необычный календарь собран из разных материалов, имеет смысл описать каждый месяц.

Январь | В двухслойном некашированном микрогофрокартоне профиля Е с помощью фигурной высечки прорублена коробочка для баночки мёда… Упаковку украшают пчёлки и изречения, отпечатанные на самоклейке офсетом и вклеенные в углубления, образованные тиснением. Сетка также вытеснена блинтом на волнистой поверхности картона.

Февраль | Принесён в жертву любви. Красный картон Plike (330 г/м?) отлично подошёл для высечения трогательной упаковки с резным сердечком под маленькие безделушки, которые влюблённые дарят 14 февраля. Лист запечатан офсетом, местами отделан УФ-лаком.

Март | Лист, украшенный многочисленными сердечками белого цвета, нанесёнными методом шелкографии на кальку Classic Rib Translucent (90 г/м?), вряд ли долго провисит на стене. Ведь по конструкции он предназначен для праздничных букетов к 8 Марта.

Апрель | Авторы не забыли о церковных праздниках — пёстрая апрельская упаковка (офсет) для пасхального яйца. Коробочка высечена в листе картона Canevas (295 г/м?) экстра-белого цвета с одной стороны и насыщенно-голубого с другой.

Май | В мае предостаточно поводов поздравить родных и близких. А положить послание можно в легко собираемый конверт из пластика толщиной 0,4 мм производства «МАМ ТД». Сетка, марки на конверте и прочие рисованные элементы нанесены методом шелкографии. Для прозрачности пластика в нужных местах применён УФ-лак.

Июнь | Сюрприз — почти настоящие солнечные очки (разве что без затемнённых стёкол) и вполне реальный козырёк от солнца со вставленной резинкой для крепления на затылке. Атрибуты лета получились разноцветными из-за двухцветного картона Canevas (295 г/м?) с ярко-зелёным оборотом и экстра-белой лицевой стороной.

Июль | Летнюю коллекцию из мелких ракушек и камушков можно разместить в специальной коробочке, которая извлекается из листа картона Scotia Weave (280 г/м?) цвета Ivory (слоновая кость). На нём офсетом нанесены морские звёзды и ракушки, кое-где тиснёные фольгой. В центре коробочки вклеена ракушка из кальки Curious голубого цвета.

Август | На картоне Sirio Color/E песочного цвета Sabia (290 г/м?) опять морская тематика — ракушки и крохотный красный крабик, напечатанные офсетом. При сложении части, вынутой из листа, должна получиться упаковка для самой смешной, как гласит слоган, летней фотографии — фоторамка.

Сентябрь | Тут предстоит заняться сборкой забавной карандашницы, напоминающей довольную физиономию Буратино. Картон Constelation (280 г/м?) запечатан офсетом с обеих сторон.

Октябрь | Коробочка, вырубленная из Plike цвета «слоновая кость» (330 г/м?) с рожицей на фронтальной стороне, предназначена для бумажных платочков, которые так часто нужны по осени. На листе весьма доходчиво, в картинках, с помощью офсетной печати объяснено, в каких случаях прибегать к их помощи.

Ноябрь | Исправят хмурое настроение упаковка для CD, сам диск и заразительный смех на нём. Единственное повторение материала — снова двухцветный Canevas, ярко-зелёный на обороте и экстра-белый с офсетной печатью на лицевой стороне.

Декабрь | Красная ткань габардин с шелкографией отлично подошла для последнего месяца в году. Из неё коробочки не сложишь, но не стоит отчаиваться. Это вовсе не лист, а самый настоящий мешок Деда Мороза, да ещё и с календарной сеткой.

На крышке большой подарочной упаковки из двухслойного микрогофрокартона профиля Е вытеснено «гнездо», в которое вставляется наклейка с логотипом ПК «Парадигма». Настенный календарь ижевских умельцев входит в набор новогодних подарков клиентам: настольный перекидной календарь, серия карманных календариков, новогодняя поздравительная открытка и баночка с мёдом в фирменной упаковке.

Стохастика средневековья

Cобытие в подарок

Календарь «Бартолиус», разработанный по заказу адвокатского бюро с тем же названием для клиентов, партнёров и коллег, был создан в конце 2004 г. и выпущен небольшим тиражом – всего 200 экз. В его основе лежат высказывания средневековых философов и учёных, в частности, одного из выдающихся юристов Западной Европы по гражданскому праву итальянца Бартоло де Сассоферрато или Бартолиуса (1314–1357 гг.). Его работы, в особенности комментарии к различным частям кодификации Юстиниана, в конце средних веков и позднее пользовались большим авторитетом.

Все изречения в календаре приводятся в двух вариантах – в оригинале на латыни, и в переводе на русский. Истины, возраст которых исчисляется не одной сотней лет, актуальны и сегодня. Посудите сами: «для судьи достаточно наказания, что Бог является мстителем ему» или — «злой умысел никому не должен пойти на пользу под предлогом права, вопреки естественной справедливости» и т. п.

Каждое оригинальное изречение выполнено на отдельной вклейке из фактурной бумаги ручного отлива. Изречения шрифтами, позаимствованными из старинных гравюр, со специально изготовленных клише небольшого формата нанесены на ручной гравюрной машине высокой печати. По словам Евгения Чарского, арт-директора «Агентства Мануфактура», разыскать такую машину оказалось едва ли не самой большой производственной сложностью. Однако проблему удалось решить, не покидая Москвы.

Календарь, собранный на пружине, смотрится в развороте: вклейка на латыни располагается сверху от пружины, а перевод и календарная сетка на месяц — на нижнем листе, поэтому изделие вешается не на ригель, а на специально просверленное через весь блок и обложку отверстие.

Благодаря фактурной бумаге ручной выделки, изречения смотрятся как листы старинной книги, чему способствуют оборванные края. Часть образовалась в результате производства бумаги, а часть была специально надорвана вручную.

Латинские изречения вклеены в области блинтового тиснения в листах Kendal Cover серого цвета (270 г/м?), русский же перевод изречений, напечатанный на обороте офсетом, размещен как раз по центру приподнятой области.

Дизайнеры агентства справедливо рассудили, что сетка в таком календаре не может быть навязчиво-раздражающей. Поэтому её разместили вдоль пружины на нижнем листе календаря.

С изречениями, которые подбирал заказчик, создателям календаря пришлось повозиться. Для начала отыскали старинные гравюры, содержащие необходимые шрифты — их сканировали и дорисовывали вручную. Однако многих букв просто не было — пришлось рисовать заново. Составленные таким образом изречения по существу — рукотворные шрифтовые композиции. Затем выводились негативные плёнки с изречениями, с которых делались металлические клише. С помощью этих клише, прибитых на деревянные бруски, и выполнялась высокая печать

Недюжинная сила

Сегодня, когда секреты обработки большинства дизайнерских бумаг и графических картонов раскрыты, можно сделать отличный во всех отношениях VIP-календарь. Отрадно видеть, что сложности не пугают ни дизайнеров, ни полиграфистов. Объединив усилия, они с энтузиазмом реализуют множество оригинальных идей, гармонично сочетая производственный потенциал с полётом фантазии. Благо, есть где развернуться — каждый из 12-ти месяцев при творческом подходе превращается в произведение искусства, предмет обихода или диковинное украшение.

Помимо лиц, упомянутых в статье, автор благодарит за помощь Леонида Переля, Максима Родина («Акопов: дизайн и реклама»), Александру Ермакову («Дубль В»), Наталию Журавскую («Мануфактура»), Эльвиру Косареву (ПК «Парадигма»), Татьяну Генерозову («Регент»).


Бумага и производители
Производитель Бумага
Arjo Wiggins Curious Color
Curtis Fine Papers Classic Rib Translucent
Scotia Weave
Gmund Transparence
Gruppo Cordenons Malmera
Plike
Gruppo Fedrigoni Acquerello Avorio
Nettuno Tabacco
Sirio Color/E Sabia
Constellation
James Cropper Kendal Cover
Raflatac Foil Matt Gold
Thibierge&Comar Papetiers Canevas
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Будущее полиграфической отрасли: как онлайн-продажи поменяют правила игры

Покупать и продавать бумагу и картон для полиграфического производства рано или поздно будут в режиме онлайн. В этом уверено большинство участников опроса, проведённого «Промис» и Publish в августе 2024 года.

Тенденции в материалах для стильной упаковки

На прошедшей в июне отраслевой международной выставке RosUpack/Printech 2024 производители и поставщики материалов для упаковки и этикетки демонстрировали свой ассортимент, включающий новинки дизайнерской бумаги и картона, предназначенных в первую очередь для продукции премиального сегмента.

Маркетплейс на бумаге

На выставке RosUpack 2024 «Промис» представил маркетплейс KolPack для продажи картона и бумаги

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39