Сегодня в самой общей форме поговорим о тестировании печатного устройства. Под ним будем понимать агрегат, предназначенный для цветной печати: обыкновенный струйный принтер, цифровую или классическую офсетную печатную машину. Удивительно, но подход к тестированию и управлению их цветопередачей практически одинаков.
Для человека непосвящённого процедура, а уж тем более настройки управления цветом могут выглядеть как непонятный ритуал. На вход системы подаются какие-то изображения, а на выходе — мало чем отличающиеся картинки, по которым специалист умудряется определять причины отклонений и делать выводы.
Открою первый секрет успешных испытаний устройств печати: в голове у тестирующего должна быть модель печатного процесса, на основании которой он формирует методику испытаний. Моделей этих несколько, своя для каждой технологии печати, но сути это не меняет — в ходе тестов специалист должен сначала проверить верность своего представления о печатном процессе, а затем определить основные его параметры.
Стоя перед огромным техногенным монстром, коим является печатная машина, трудно не растеряться. Самый обычный вопрос, который задают люди, вынужденные осваивать новую технику: «А что мне теперь делать?» В самом деле, с чего начать? Всё, что нужно, — системный подход и здравый смысл. Задайте себе несколько стандартных вопросов.
На чём печатает машина?
Спектр запечатываемых материалов может быть велик, но он всегда конечен, а в конкретных условиях отдельно взятой организации это могут быть два-три наименования. Знание возможностей машины позволяет сравнить результаты печати с образцами, полученными на других устройствах, в т. ч. определить принципиальные пределы качества. Для такой проверки годится практически любое изображение. Форма сравнения — визуальная. Цель — понять, что машина делает лучше, а что — хуже, чем аналоги. Например, приобретая недорогую машину для флексопечати, сравните её результат с отпечатками более дорогих и совершенных собратьев и даже с образцами глубокой печати.
Какие используются красители?
Наверняка, вы сразу подумали об их химическом составе… Вовсе нет, хотя даже поверхностное знание химических свойств красок иногда помогает делать важные выводы. Для начала нужно узнать: сколько красок используется для печати, каковы их цвета и кроющая способность. Первые два ответа очевидны: зная количество и цвета красок, можно сразу предположить возможности печати.
Например, если в струйном принтере используется классическая четвёрка CMYK, потенциально это означает, что а) принтер может иметь те же проблемы с воспроизведением цветов, что и при печати стандартной триадой, например, в синем.; б) в светлых областях из-за заметности точек красителей может разрушаться эффект «фотографичности», и противная зернистость будет навязчиво заметна. Но наличие CMYK может означать возможность использования принтера как PostScript-устройства и специализированных RIP, например, для создания комплекса цифровой цветопробы.
Если же в принтере используется больше 4-х красителей, это автоматически означает наличие особого и обычно закрытого от внешних воздействий блока цветоделения. Это существенно осложняет управление цветом. К тому же, учитывая RGB-ориентированный процесс передачи цветовых данных, требует более аккуратной настройки системы управления цветом.
Вопрос о кроющей способности красок — один из самых сложных и важных. От него зависит не только выбор алгоритмов цветоделения, но даже технология нанесения красителя. Кроющая способность определяет степень непрозрачности красочного слоя, т. е. его способность перекрыть цвет красителей, лежащих под ним. Классическая триадная печать предполагает практически прозрачные краски, тогда как в трафаретной применяются краски с очень высокой кроющей способностью. Это позволяет трафаретчикам спокойно запечатывать белым цветом любую тёмную поверхность — результат заведомо невозможный в классическом офсете. Знание кроющей способности необходимо для правильного цветоделения с участием дополнительных цветов, в т. ч. определения оптимального порядка наложения красок.
Независимо от используемых красителей вы должны обязательно посмотреть плашки всех первичных цветов, используемых в вашем оборудовании, а также бинарные и тройные наложения. Цель — субъективное определение таких параметров, как плотность первичного цвета и его чистота. Высокая плотность — залог хорошего контраста отпечатков, яркие насыщенные красители — широкого цветового охвата. Неудивительно, что такие плашки входят в состав почти всех тестовых изображений. И хотя на тестах они служат для проведения инструментального контроля, но и при визуальном расскажут немало.
К сожалению, практически на всех RGB-ориентированных устройствах (фотопринтерах и многих плоттерах) просмотр чистых плашек первичных цветов сильно затруднён. Из-за погрешностей при преобразованиях в системе управления цветом заветные квадратики могут, в лучшем случае, не достигать максимальной плотности запечатывания, а в худшем — содержать примеси других первичных цветов. Решение этой задачи — всегда нетривиальная операция, без лупы тут не обойтись.
Каков принцип печати?
Здесь предполагается хотя бы поверхностное знакомство с принципами технологии печати, используемой в тестируемом агрегате. Это даёт возможность определять критичные для цветопередачи этапы формирования цветного отпечатка, факторы, нуждающиеся в учёте, и стандартные проблемы для той или иной технологии.
Скажем, во флексографской печати технология изготовления форм не позволяет гарантированно воспроизводить точки малой плотности, а те, что воспроизводятся, по ряду причин значительно увеличиваются. Из-за этого большой проблемой становится незаметное вступление цвета (т. н. разрыв в светах). Аналогичной болезнью, хотя и по другим причинам, страдают широкоформатные струйные плоттеры. Приговор одинаков — тестировать плашки малой плотности запечатывания с шагом в 1% для нахождения гарантированно воспроизводимых.
Другой пример. Непрозрачность тонеров лазерных принтеров (и, естественно, тонерных цифровых печатных машин) — причина их ограниченного разрешения. Если производитель указывает разрешение печати 1200 dpi, это ещё ни о чём не говорит. Проверить истинное значение очень непросто, но нам это и не требуется: гораздо важнее проверить, как устройство справится с печатью высоких линиатур и выведет плавные градиентные растяжки. Скорее всего, что-то одно пострадает. А ведь ещё есть многострадальный синий!
Подводим итог: зная проблемы технологии, оказывается легче подготовить тест, который вскроет все слабые места в печати.
Точность приводки, стабильность цвета, повторяемость
Один показатель процесса печати нужно знать всегда — точность приводки. При многокрасочной печати, где каждый проход выполняется независимо от других, неизбежно возникает расхождение. Точность совмещения автоматически ограничивает выбор рабочих линиатур, а заодно требует выполнения определённых условий на стадии создания макета и допечатной подготовки (треппинг). Очевидно, что для технологий цифровой и, в частности, струйной печати, неприводка практически не встречается.
Стабильность цвета в ходе печати тиража — краеугольный камень всех технологий цветной печати. Увы, измерить важнейшую характеристику в ходе разового тестирования нельзя, так что владелец оборудования узнаёт о проблеме, уже нарвавшись на неприятности. Частично решить её может оперативный инструментальный контроль, хотя для многих методов печати это просто невозможно или бессмысленно. Кроме как довериться производителю и банально призвать выдерживать технологию производства, здесь посоветовать нечего.
То же уготовано и вопросу о повторяемости цвета в печати. Если один раз тираж был напечатан на некоторой машине, а заказчик захочет повторить его в том же цвете, то вариантов немного: взять те же краски, ту же бумагу и воспроизвести те же технологические условия. И не факт, что это удастся сделать, даже используя инструментальный контроль, — слишком малы допуски.
От модели к параметрам
Когда ответы на качественные вопросы получены и в голове сложилась общая картина технологии печати тестируемого аппарата, самое время перейти к непосредственному определению параметров, характеризующих печатный процесс и влияющих на цветовоспроизведение. Один из них — тонопередача, о ней мы и поговорим в следующий раз.
Об авторе: Александр Миловский (www.milovsky.ru), эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, преподаватель СПб политехнического университета, сертифицированный эксперт Adobe.