Воистину нет более желанного алгоритма, чем тот, о котором пойдёт речь! Даже название для него придумано так давно, что странно — как это в пакетах для работы с фото нет одноимённого инструмента. Отбросив рассуждения о коллективном бессознательном, следует признать: проблема прыщей и других кожных дефектов в фотографии стоит не менее остро, чем в жизни подростков в период полового созревания.
Прежде чем приступить к изложению нового алгоритма, напомним: стандарт борьбы с такого рода дефектами предполагает ручную ретушь классическим штампом либо универсальные алгоритмы вроде «гламуризации». Их существенный недостаток — большой объём ручной работы, а нам нужен максимально автоматизированный вариант, в идеале — полный автомат.
Какова идея метода? Кожные дефекты, особенно прыщи, выглядят как сравнительно небольшие пятна красного цвета. Но если взглянуть на такой участок в цветовых каналах модели RGB, выяснится любопытная закономерность: прыщи выглядят тёмными пятнами в каналах «Зелёного» (Green) и «Синего» (Blue), зато в канале «Красного» (Red) практически не видны! Я уже не раз упоминал об этом полезном свойстве красного канала при работе с фотографиями людей. Пришло время применить знание на практике.
Наша задача — аккуратно перенести детали из красного в другие каналы, но так, чтобы цвет изображения не пострадал. Для этого сначала разложим изображение на две взаимодополняющих картинки. Одна содержит размытую версию изображения, а вторая — оставшиеся мелкие детали. Такое расщепление позволяет воздействовать только на мелкие элементы, не искажая общей светотени и сохраняя основные цвета. Я уже не раз демонстрировал этот подход, например при описании алгоритмов подавления муара и колец Ньютона.
А теперь сама последовательность подавления прыщей (рекомендую записать её в Photoshop в виде action):
-
Открываем изображение и делаем для него слой-дубликат.
-
Применяем к слою-дубликату сглаживающий фильтр (рекомендую Noise, Dust & Scratches — «Пыль и царапины», хотя сгодятся классическое «Гауссово размытие» — Gaussian Blur и «Умное размытие» — Smart Blur). Задаём достаточно большой радиус размытия, чтобы в размытой версии не было даже намёков на прыщи.
-
Делаем слой-дубликат для размытой версии.
-
Применяем к верхнему слою команду Image•Apply Image с параметрами, как показано на рис. 1. Layer — Background (т. е. с исходным изображением), Blending: Subtract (вычитание), Scale: 2 (для дальнейшего использования специального режима наложения), Offset: 128 (для получения нейтрально серого результата в среднем).
-
Назначаем верхнему слою режим наложения Linear Light.
-
Инвертируем верхний слой командой Image•Adjustment•Invert. Если всё сделано правильно, верхний слой, содержащий детали, накладываясь на второй слой, размытый фильтрами, должен давать в точности исходную картинку.
-
Теперь для переноса деталей между каналами применим к верхнему слою микшер каналов Channel Mixer. В окне по очереди перебираем цветовые каналы и каждому задаём 100% красного (Red), выводя другие компоненты в 0%.
-
Сводим верхний слой с деталями с нижележащим размытым слоем. Результат должен получиться мягким и аккуратным. Алгоритм даёт даже некоторую «гламуризацию».
К описанному алгоритму можно добавить большую избирательность.
-
Отключаем верхний разравнивающий слой.
-
Создаём корректирующий слой Channel Mixer, в котором в режиме Monochrome смешиваем каналы как результат вычитания из 100% красного 100% зелёного (100%R — 100%G). Полученная маска хорошо локализует красные пятна прыщей.
-
Загружаем любой цветовой канал как выделение (например, <Ctrl> + щелчок по любому цветовому каналу в палитре Channels).
-
Удаляем корректирующий слой (он свою функцию выполнил) и включаем верхний слой.
-
Добавляем к верхнему слою маску на базе выделения Layer•Layer Mask•Reveal Selection.
-
Применяем к маске команду коррекции Image•Adjustments•Equalize.
Сравните фрагмент изображения до и после применения алгоритма (рис. 2).
Упреждая ненужные эксперименты читателей, скажу сразу: модель Lab в борьбе с прыщами вряд ли полезнее любой другой модели и бессмысленно запихивать канал «Красного» в канал «Яркости» или размывать цветоразностные каналы.
Об авторе: Александр Миловский, эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, арт-директор студии «3D Master» (Санкт-Петербург), сертифицированный эксперт Adobe (www.milovsky.ru).