101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стерео/варио для начинающих

  • Михаил Борисов
  • 27 сентября 2012 г.
  • 60491
В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су

В последнее время популярность технологии стерео/варио растёт: если раньше количество наружных инсталляций можно было пересчитать по пальцам одной руки, то за последний месяц, например, в киевском метро прошли целых две компании с использованием таких изображений. Двигаясь на эскалаторе, можно было наблюдать последовательную смену двух картинок при разном угле обзора. По оценкам специалистов, стереоизображения гораздо сильнее отпечатываются в сознании потребителей, чем традиционные статические (в среднем, в 3–4 раза). Несмотря на относительно высокую стоимость изготовления и материала, заказчики используют нетрадиционные подходы. Кроме световых рекламных панно, у таких изображений есть ещё одна ниша — рекламно-сувенирная продукция и визитки.

Классификация

Изображения условно делятся на 2 типа — стерео (имитирующие объёмность) и варио (плоские, последовательно сменяющие друг друга в зависимости от угла наблюдения). К первой группе относят 3D-стерео — объёмное изображение, обладающее эффектом оглядывания (используется ПО для 3D-моделирования или стереосъёмка), и многоплановое стерео — иллюзия объёма достигается специальными преобразованиями над плоской картинкой. Изображение может быть получено в графическом ПО либо в некоторых утилитах-«улучшайзерах» (см. Publish № 4, 2012; http://www.publish.ru/publish/2012/04/19898846/).  Вариоизображения могут быть: флип (последовательная смена нескольких изображений), морфинг — плавное превращение одного объекта в другой, анимация — движение объектов. При этом флип, как самый простой эффект, используется в 90% случаев.

Технология

Изображение розы, снятое с разных ракурсов. Камера двигается слева направо, при этом точка А смещается направо, а точка С — налево. Такой эффект называется параллаксом заднего и переднего плана соответственно. Точка Х, остающаяся на месте при движении камеры, — точка нулевого параллаксаЧтобы получить изображение, меняющееся в зависимости от угла зрения, нужно тщательно выполнить три этапа: съёмку, кодирование и самый ответственный — распечатку и фиксацию на основе. Чем тщательнее выполнена съёмка, тем меньше коррекций придётся выполнять.

Для получения качественного результата необходимо, чтобы предметы были неподвижны, а съёмку проводят на штативе, при этом камеру вращают относительно центрального объекта сцены. Изменение параллакса имитирует объём (рис. 1). Профессиональный подход подразумевает специализированные цифровые камеры.

На втором этапе кадры отбирают и, для более плавного эффекта, формируют промежуточные результаты. Затем из набора подготовленных файлов создают полосовое изображение. Среди основных параметров процесса — количество изображений (напрямую зависит от линиатуры растра и разрешающей способности принтера) и расстояние, с которого будут смотреть на результат. Суть процесса в том, что каждое исходное изображение разрезается на полосы, а затем из них формируется готовое для печати изображение, на котором присутствуют все исходные ракурсы (рис. 2 и 3).

Готовый результат и увеличенный фрагментТакая технология необходима, т. к. для получения стереоэффекта используются полоски из цилиндрических линз (лентикуляр), а изображения делятся на полоски с шагом, кратным линиатуре (шагу) лентикуляра. При хорошем совмещении каждая линза формирует только свою небольшую часть изображения, а зрительным аппаратом человека эти части воспринимаются как единое целое. Рабочие углы, при которых наблюдается эффект, составляют 30–55° (чем меньше угол, тем сильнее эффект).

Ещё один вариант имитации объёма — создание многослойной стереофотографии: статичное основное изображение дополняется движущимися объектами, например, обрамляющими рамками или листьями. Самому изображению устанавливается параллакс, равный нулю (без искажений), а объектам — разные степени удалённости (0–5 единиц — фактически, задают карту глубины). Сначала создаётся анимация (объекты смещаются на разную величину в зависимости от назначенного параллакса), на экране оценивают результат и вносят необходимые коррекции.

Стерео/варио для начинающихВ зависимости от линиатуры и разрешения печатающего устройства количество изображений, используемых в анимации, достигает 30-ти, что позволяет получить качественное, плавное воспроизведение. Для получения полосового изображения есть множество коммерческих и бесплатных программ, причём многие функции можно выполнять самостоятельно, используя только штатный инструментарий Photoshop.

Затем подготовленный файл распечатывается, как правило, на струйном настольном или широкоформатном принтере, неплохо зарекомендовали себя цифровые мини-фотолаборатории. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печатают по бумаге, для светового короба со стереоизображением — на специальных светорассеивающих плёнках.

По стоимости способ подходит для сувенирной продукции и POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами (100–1000 в месяц), и хорошо себя зарекомендовал при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов (от единичных тиражей до 200 шт. в месяц).

Напечатанное изображение наклеивается на плоскую часть лентикулярной пластины и ламинируется. Ламинатор должен иметь точную регулировку нагрева валов: склеивать рекомендуется при небольшом нагреве для удаления пузырьков воздуха из-под растра. Очень ответственен процесс совмещения пластины с изображением: в случае несовпадения линз с полосками изображения стереоэффекта не будет.

До недавнего времени технология была ручной: каждое изображение подклеивали под линзу с помощью двустороннего скотча. Но так очень сложно добиться хорошего совмещения, а значит, и глубины эффекта, да и скотч ухудшает качество.

Новые технологии изготовления стерео/вариоизображений дают очень высокое качество, ведь печать идёт напрямую по пластику, что позволяет задавать линиатуру, сравнимую с традиционным офсетом (100–150 lpi). Малые форматы (при толщине пластика не более 700 мкм) печатают на офсетных машинах. При этом нужно обеспечить высочайшую точность приводки и стабильность температуры. В некоторых случаях умельцам удаётся перенастроить оборудование под более толстый запечатываемый материал, сохранив качество.

С учётом высокой стоимости лентикулярного пластика офсетные тиражи становятся выгодными при запечатке не менее 1500 листов (минимальный тираж — 500 листов). На каждый лист помещается 16 открыток 10×15 см или 36 календариков. Для печати используются фолиевые краски, которые требуют сложной сушки, или краски с УФ-отверждением.

Важно, чтобы машина обеспечивала максимально точную приводку и минимальную приладку (материал дорог). Поэтому одна из самых популярных моделей для печати по лентикулярным растрам — KBA Genius 52 UV. Сочетание офсета без увлажнения, планетарной схемы, короткого красочного аппарата без зональной регулировки и УФ-красок оптимально для печати по пластикам.

Стерео/варио для начинающихБольшие форматы печатаются иначе: такие листы намного толще (до нескольких мм) и жёстче, поэтому для печати используют широкоформатные УФ-принтеры — планшетные или гибридные, позволяющие печатать по жёстким материалам. Поскольку процент заказов стереоизображений невелик, целесообразно привлекать контрагентов со своим оборудованием. При любой cтруйной печати важно выбирать режим печати в одном направлении, а не в двух, а также посылать на лентикулярную печать только изображения с разрешением, кратным разрешению принтера (чтобы его драйвер не использовал собственный алгоритм интерполяции и не нарушал содержимое полосок).

Питч-тест

Из-за температурных колебаний и погрешностей технологического процесса производства физическая линиатура линзового растра может колебаться относительно заявленного в паспорте значения. Но для получения качественного результата требуется абсолютное совпадение ширины линз растра (шага растра) и ширины полос изображения. Более того, оптическая линиатура (видимая, важна именно она) несколько отличается от физической, поскольку зависит от расстояния, с которого изображение будет рассматриваться. Процедура определения необходимой оптической линиатуры носит название «питч-тест» и проводится один раз для каждой марки принтера, для каждого типа бумаги, настроек принтера и под каждый тип, а также партию линзового растра.

Тест представляет собой набор полос, причём в каждой кодовые штрихи следуют с определённым шагом lpi (70,0; 70,1; 70,2 и т. д.). Для определения реальной линиатуры распечатывают тест на том устройстве и бумаге, на которых будет печататься кодированное изображение. Сначала проводят тест с разницей шага полос 0,1 lpi, а при необходимости проводят уточняющий питч-тест с шагом 0,01 lpi.

Процедура предельно проста: линзовый растр накладывают на лист с отпечатанным тестом так, чтобы штрихи тестовых полос совпали с линзами растра. Отодвинувшись от листа на расстояние, которое будет отделять готовое изделие от аудитории (для фото и сувенирной продукции — примерно 30 см, для интерьерных работ — от 1 м), и перемещаясь вперёд-назад, определяют полосу, которая меняет свой цвет одновременно по всей длине. Соответствующее ей значение является искомым.

Используя результаты теста (оптическую линиатуру, расстояние до объекта), в любой из выбранных программ формируют готовый к печати файл.

Выбор ПО

Сначала нужно определиться, что целесообразнее: подготавливать файлы самостоятельно или переложить задачу на типографию? Техническая сторона вопроса не так уж и сложна, и для типовых задач вполне можно обойтись без приобретения специализированного ПО: достаточно знать Actions/скриптинг в Photoshop или выполнять всё вручную. При создании стерео/вариоизображения гораздо важнее художественная составляющая, поскольку от мастерства дизайнера во многом зависит результат.

Специалисты в этой области сходятся во мнении, что для создания простых эффектов вроде флипа (а это около 90% заказов) можно положиться на дизайнеров на стороне печатника (достаточно предоставить изображения). В более сложных случаях (имитация объёма) часть процесса проще переложить либо на своих специалистов, либо задействовать опытных фрилансеров.

Рынок специализированного ПО узок. Среди разработчиков, продвигающих комплексные решения, выделяются российские «Триаксес» и 3D Mix.com, а также израильская HumanEyes. Среди решений класса утилит отметим Lenticulator interlacer, функциональность которой ограничивается созданием вариофлипов. Особо рекомендую бесплатный японский Stereo Photo Maker, который позволяет создавать все виды 3D-изображений — от стереокарт до анаглифов — из имеющейся стереопары, а также делать все нужные коррекции, создавать псевдообъёмную анимацию в формате GIF, изображения для всех видов 3D-систем.

Стерео/варио для начинающихКак правило, ПО имеет несколько версий (от начальной до профессиональной без ограничений на запечатываемую площадь) и состоит из узкоспециализированных программ. Основные — кодирование изображений, расчёт стереобазы, преобразование плоских изображений в стерео, обработка стереопары. Вспомогательные (вроде Lenticular Photo Capture) — упрощение фотосессий, чтобы управлять параметрами съёмки и корректным именованием файлов в процессе переноса их из камер в компьютер. Незаменим при профессиональном подходе, когда используются специальные камеры Fujifilm FinePix Real 3D (аналогичные есть и у Panasonic).

Возможности ПО, в целом, однотипны, поэтому рассмотрим их на примере уже упоминавшегося «Триаксес». Основных интересующих нас продукта два — 3DMasterKit и StereoTracer (все программы поддерживают создание изображений для использования в специальных 3D-очках разных типов, что выходит за рамки этой статьи). Первый предназначен для создания лентикулярных растров, воссоздающих реалистичный эффект объёма и анимацию. Вариантов установки — целых шесть (!), что позволяет выбрать наиболее оптимальную конфигурацию (цена варьируется от 2100 до 30 100 руб.).

Второй позволяет имитировать объём на основе карты глубины (чёрно-белое изображение, в котором белым обозначены более близкие области, чёрным — более далёкие). Цены — от 2500 до 12 900 руб.

Если объекты снимались в обычных условиях (без спецоборудования), то наверняка потребуется выполнить их совмещение (чтобы исключить смещения вверх-вниз, непроизвольные скачки, что снижает эффект). В качестве опорной точки (с нулевым параллаксом) выбирают определённую часть предмета, по которой и проводят выравнивание остальных кадров. Во всех без исключения редакторах есть инструментарий для кадрирования, смещения, масштабирования и поворотов (при ручной съёмке, как правило, нарушается параллельность камеры относительно линии горизонта).

В ПО предусмотрено приведение к одинаковой цветовой палитре (полезно, если фон был освещён неравномерно) и общая цветовая коррекция (Гистограмма). К сожалению, в большинстве не реализовано добавление текста (приятное исключение — бесплатный Stereo PhotoMaker), поэтому его предварительно создают в Photoshop и импортируют. Ничего особенного в подготовке файлов нет — практически все операции, которые предлагают коммерческие решения, с успехом можно выполнить в Photoshop (см. врезку). Кстати, он понадобится и для создания карты глубины, если планируется использовать многослойную стереофотографию.

Для просмотра результата есть режим анимации. Результат (GIF) можно размещать в интернете. Опять же, анимация легко выполняется средствами Photoshop (панель Animation).

Очень удобна японская Stereo PhotoMaker — занимая крохотный объём (около 2 Мбайт), кроме основных возможностей по созданию стереоизображений (3D-видео не в счёт), она выполняет дополнительные преобразования, например, убирает искажения, вносимые короткофокусной оптикой (эффект рыбьего глаза), добавлять текст (полный набор средств форматирования), краевые эффекты, водяной знак. Для удобства при выравнивании снимков программа позволяет перейти в режим Outlines (пороговое значение регулируется), что значительно упрощает сведение изображений. При выравнивании повёрнутых снимков предусмотрена коррекция перспективы, а для удобства оценки отличия в изображениях (без специальных очков) используется метод, применяемый в астрономии.

Из коммерческого ПО крепкие позиции занимает HumanEyes Technologies с набором приложений: HumanEyes Capture3D (200 долл.) — удобный инструментарий для получения снимков, готовых к быстрой обработке. Наверняка пригодятся советы для визуального усиления эффекта объёма сцены (соответствующее освещение, драпировка, взаимное расположение объектов). HumanEyes Creative3D (300 долл.) позволяет быстро подготовить снимки к печати. Ориентированная на печатников HumanEyes Producer3D — самая полная редакция, которая, кроме инструментов для печати, вобрала функционал предыдущих приложений (своеобразный аналог Adobe Creative Suite Master Collection для стерео/варио).

Чего не отнять у израильтян, так это коммерческой жилки: даже описание возможностей своей программы они предлагают за 50 долл. Ни одному из конкурентов не пришла в голову мысль брать деньги и за это…

Выбор растров

Для разных работ предусмотрены свои растры. Среди основных параметров: количество линз на дюйм, толщина, угол обзора. Чем линиатура выше, тем уже и, соответственно, тоньше линзы (поэтому такой растр обычно гибкий). Для просмотра с близкого расстояния выбирают растры с высокой линиатурой (60–100 lpi), для расстояния в пару метров — 40–50 lpi, для лайт-боксов, вывесок — 10–20 lpi (жёсткие конструкции).

Чем меньше угол обзора, тем больше глубина стереоизображения. По этому показателю растры делятся на: универсальные (45°), подходящие для варио- и стереоизображений с небольшой глубиной; 3D-растры (< 30°) для стереоизображений; флип-растры (> 45°) исключительно для вариоизображений.

Перспективы

Единого мнения у специалистов нет. Среди основных минусов отмечается высокая стоимость пластика. Негативно повлиял и недавний кризис — объёмы печати всё ещё восстанавливаются. Среди безусловных плюсов — повышенная запоминаемость «живого» изображения и хорошая рекламная отдача. Рост интереса к подобной подаче материала пока не позволяет говорить о формировании устойчивой тенденции, т. к. использование в наружных конструкциях относительно невелико.

Относительно цифр: более-менее точных оценок автору получить не удалось, экспертами называется текущая доля печатного рынка в пределах 1% с учётом сувенирной продукции, свадебных фото и визиток. Свой отпечаток накладывают технические ограничения: зритель должен располагаться на определённом расстоянии и достаточно долго двигаться поперёк изображения, постоянно смотря на него, поэтому выбор места очень важен.

Тем не менее, борьба за покупателя будет только усиливаться, а значит, разнообразие методов подачи материалов будет расти, причём это касается как центра, так и периферии. Есть надежда, что нынешний всплеск интереса — только начало широкого применения псевдообъёмных изображений.

Об авторе: Михаил Борисов (bmike68b@gmail.com), пишет для Publish полезные советы по допечатной подготовке и обзоры ПО.

Photoshop для стерео/варио

Во многих случаях возможностей графического редактора вполне достаточно для создания эффекта перетекания (самого популярного). Сначала точно определяют оптимальную линиатуру (по питч-тесту), затем кадрируют изображения по требуемому размеру и одно вставляют как слой в другое. Создают третий, служебный, слой (pattern mask), он будет вырезать часть информации из слоёв, создавая необходимый результат. Что касается линиатуры: если питч-тест дал 75,54 lpi, то изображения должны иметь удвоенное значение (умножаем на количество используемых изображений), т. е. 151,08 dpi.

Для создания маски создают новый CMYK-файл с размерами 2´2 пикселя (по количеству изображений), с разрешением 151,08 dpi и фоном белого цвета (Background: White). Увеличиваем масштаб просмотра до максимума и инструментом «Выделение» (Marquee Tool) выбираем колонку шириной 1 пиксель (Single Column Marquee Tool). Заливаем выделение чёрным (Fill/Contents/Black), после чего выделяем всё изображение (Select/All) и сохраняем как повторяющийся рисунок (Edit/Define Pattern). Название можно дать описательное — Flip 2 horizontal.

Возвращаемся на слой pattern mask и заливаем его только что созданным рисунком (Edit/Fill/Pattern). Затем с помощью либо Magic Wand (режим Continuous выключен), либо Selection/Color Range/Shadows выделяем все чёрные линии и сохраняем выделение в виде маски (Selection/Save Selection/Mask). Переходим на первый слой и загружаем маску (Layer/Layer Mask/Reveal Selection). При этом часть изображения станет невидимой. Осталось только сдвинуть слой pattern mask на один пиксель и сохранить как маску для второго изображения.

Объединяем слои (Flatten Image) и получаем готовый результат. Если изображений больше, процедуру сдвига и наложения маски повторяют по их количеству.


 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Два загадочных режима GREP-поиска

Если вы при работе в индизайне используете GREP-поиск, то в списке опций поиска наверняка видели режимы со странными названиями «однострочный поиск» и «многострочный поиск». Странными — потому что эти названия совсем не просто соотнести с действиями, выполняемыми при выборе данных режимов. В результате далеко не все пользователи используют эти интересные возможности поиска.

Три богатыря

Сегодня речь пойдёт о трёх авторах, сделавший для науки о цвете не меньше, чем Кирилл и Мефодий для словесности.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38