101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Кривые" этикетки<SUP><i><A HREF="#vr">*</A></i></SUP>

  • Дейв Вудс
  • 10 апреля 2006 г.
  • 7352
Термоусадочные рукавные этикетки — перспективное направление упаковочной отрасли, не только выявляющее потенциал глубокой печати, но и связанное со сложной допечатной подготовкой. При усадке изображение искажается, принимая форму обтягиваемой бутылки. Чтобы готовая этикетка выглядела, как задумал дизайнер, её размеры предварительно корректируют. В статье обсуждаются ручные и компьютерные методы дисторсии, преимущества обоих методов.

Вы приехали в супермаркет пополнить запасы: выбираете хлеб, направляетесь к отделу с крупами, и тут что-то привлекает внимание на полках с прохладительными напитками — фруктовая новинка, о которой никогда не слышали. Какая необычная и яркая бутылка! Куда привлекательнее остальных — так и просится: «Открой меня и выпей». Что делать… Цепляете красотку, поддавшись соблазнительным формам термоусадочной этикетки.

Обычное дело: товары в красочных оболочках неплохо продаются. Новые и обновляемые напитки и продукты выводятся на рынок преимущественно в термоусадочной упаковке. Прогнозируемый ежегодный рост сегмента на 7% превышает средние показатели полиграфической отрасли. По мнению Боба Файнса из корпорации Avery Dennison, потребители постоянно ищут что-то новенькое и необычное, а компании — способы дифференцировать продукцию от конкурентной. Один из них — термоусадочные рукавные этикетки.

 

Что это такое

Приложение А Образец этикетки, требующей предварительной дисторсии

Они изготавливаются не из бумаги, а из плёнки в рулонах, часто способом глубокой печати, особенно если нужна высококачественная графика или очень большой тираж. Концы отпечатанной этикетки соединяются, образуя трубу со швом. Заготовки-рукава наматываются обратной стороной наружу, рулон подаётся на разливочный конвейер. Рукав надевается на проезжающую бутылку, а специальный механизм обрезает его, оставляя на ёмкости одну этикетку. Дальше термическая обработка — рукав усаживается, принимая размер и форму бутылки.

На словах всё просто, но каково дизайнерам и специалистам по допечатной подготовке… Пластиковая плёнка меняет размеры, пропорционально уменьшаются текст и графика. На сужающейся кверху бутылке этикетка примет такую же форму, даже если дизайн этого не предусматривал. Для компенсации усадки макет корректируют, чтобы всё выглядело должным образом (образец этикетки для предварительной дисторсии — в Приложении А).

 

Ручной расчёт

Показанный вверху текст на этикетке Guinness приходится на изгиб бутылки и неминуемо исказится после усадки. Чтобы готовая этикетка выглядела правильно, дизайнер должен учесть дисторсию

Самое сложное в разработке термоусадочной рукавной этикетки — дисторсия изображения. Если на этапе дизайна и допечатной подготовки ею пренебречь, этикетка не будет выглядеть, как задумано. Дизайнер должен определить степень её усадки по форме бутылки и компенсировать размеры, увеличив нужные фрагменты макета. Нужны образец бутылки, бумажная распечатка этикетки и плёнка, выбранная для печати тиража (иначе расчёты будут неверными). Плёнку накладывают на этикетку и маркером обводят контур. Полученным макетом обтягивают бутылку, используя для термоусадки фен; этикетку обрезают и разворачивают. После замера сжатия в миллиметрах, корректировки вносятся в файл Illustrator или Photoshop. Если на определённом участке изображение уменьшилось на 5%, на столько же масштабируется исходный фрагмент, который после усадки примет нужный вид.

 

Это для бутылок сложной формы с несколькими изгибами, с простыми ёмкостями легче. Если прямоугольная упаковка сужается только возле горлышка, можно обойтись без плёнки, вычислив разницу между наибольшим его диаметром и самым узким участком. Если она составляет 30%, такое же масштабирование применяют к макету.

 

Программная дисторсия

Хотя ручной расчёт остаётся самым популярным методом подготовки термоусадочных рукавных этикеток, он связан с рядом проблем, в т. ч. с временными затратами. Зачастую оставляет желать лучшего и точность ручных измерений — как по математике, так и по визуальному восприятию. Существует ли специализированное ПО для расчёта дисторсии, гарантирующее высокую точность при экономии времени и средств? На выбор три программных пакета: B-SIM от Accuform, PackEdge от Esko-Graphics (модуль ShrinkSleeve) и ArtPro от Artwork System (модуль PowerWarp).

B-SIM — сложнейшая программа, предназначавшаяся для проектирования бутылок, изготавливаемых экструзионно-выдувным формованием. Она определяет точные размеры бутылки, нагрев её участков в процессе выдува и толщину стенок в каждой точке. Объёмные модели проектируются на базе стандарта обмена графическими данными IGES (Initial Graphics Exchange Specification) и языка описаний трёхмерных изображений VRML (Virtual Reality Modeling Language). Дисторсия термоусадочных этикеток рассчитывается с помощью опциональной надстройки, использующей программно созданные трёхмерные ёмкости-объекты. Объёмная модель готовой этикетки выводится на экран, после чего макет можно экспортировать для вывода.

Звучит неплохо (особенно для инженеров-проектировщиков), но есть и существенные недостатки. B-SIM совместима лишь с последними версиями Windows, а версия для Mac OS X вообще отсутствует — в дизайнерские и допечатные системы, в основном базирующиеся на Macintosh, интеграции нет. На сайте разработчика упоминается, что импортируются и поддерживаются только форматы Windows Bitmap (BMP) и JPEG (RGB), а стандарт для полиграфии — TIFF и EPS в цветовой модели CMYK. Готовая графика экспортируется в формате IGES, который вряд ли понимают доминирующие в печатном техпроцессе растровые процессоры Postscript. Вывод — B-SIM не приспособлена для автоматического расчёта дисторсии термоусадочных рукавных этикеток.

PackEdge — полная противоположность. Это эффективный инструмент для допечатной подготовки макетов упаковки и этикетки, а опциональный модуль ShrinkSleeve делает его ещё мощнее. Он отвечает исключительно за дисторсию — в нём нет ненужных дизайнеру функций проектирования. Работа над этикеткой начинается с виртуального эскиза бутылки в PackEdge: можно измерить ёмкость и ввести значения вручную либо импортировать VRML-модель из программы CAD. Затем экспортируется графический файл этикетки, вычисляется дисторсия. По окончании расчётов программа выводит на экран трёхмерную модель бутылки с готовой этикеткой и предоставляет готовые к печати файлы.

Главное достоинство — совместимость с полиграфическими стандартами: работа с языком описания страниц PostScript 3, поддержка множества графиче-ских форматов, включая PDF и даже Adobe Illustrator. Инструмент управления шрифтами помогает избежать проблем с исчезнувшим текстом. Встроенные ICC-профили гарантируют точный цвет. PackEdge совместима со всеми RIP на базе PostScript — за вывод готового файла можно не волноваться. Если в препресс-бюро нет подходящего растрового процессора, Esko-Graphics предлагает собственные, превращающие PackEdge в законченную систему по выпуску термоусадочных рукавных этикеток. Единственный, но существенный недостаток тот же, что и у B-SIM, — работа только на Windows-платформах, ограничивающая интеграцию в большинство техпроцессов.

ArtPro конкурирует с PackEdge. Как и там, дисторсия реализована в опциональной надстройке PowerWarp. Преимущество — совместимость с последними версиями Mac OS X. Допечатные отделы легко интегрируют ArtPro с модулем PowerWarp в свои системы.

Хорошее ПО для расчёта дисторсии — реальное подспорье при создании термоусадочной рукавной этикетки. Впрочем, время оно экономит, а вот серьёзного повышения точности не даёт. Хотя PackEdge создаёт математически точные модели, результаты ручной дисторсии более чем приемлемы: небольшие погрешности средний потребитель вряд ли заметит.

Самое неприятное в автоматическом расчёте дисторсии — цена программных пакетов. Стоимость B-SIM и ArtPro узнать не удалось, а PackEdge с лицензией на одного пользователя, по словам представителя Esko-Graphics Кэти Уэстерн, обойдётся в 22 500 долл. Модуль ShrinkSleeve будет стоить ещё 5000 долл. Минимальная стоимость завершающего комплектацию RIP от Esko-Graphics — 35 000 долл. Ясно, что для большинства пользователей оптимальным остаётся ручной вариант. Специализированное ПО целесообразно лишь в препресс-бюро, обслуживающих крупные компании с большими тиражами термоусадочных этикеток для самой ходовой продукции.

 

Побочный эффект усадки: нестабильный цвет

У термоусадочных этикеток есть другая проблема с дизайном и допечатной подготовкой. При обтягивании бутылки растровые точки на этикетке пропорционально уменьшаются. Когда усадка невелика, на растр это не повлияет, зато на горлышке отдельные точки сольются в перенасыщенные цветовые пятна, ярко выделяющиеся на фоне бутылки.

Справиться с проблемой можно двумя способами. Если дисторсия рассчитывается вручную, дизайнер осветляет области наибольшей усадки, выполняя в графической программе градиентную заливку. После усадки точки соприкоснутся, давая нужный насыщенный оттенок. При работе со специализированным ПО осветление рассчитывается автоматически и выполняется перед выводом файла на плёнки или форму, обеспечивая точный стабильный цвет по всей площади этикетки.

 

Выводы

Термоусадочные этикетки — привлекательная и популярная упаковка для многих продуктов питания и напитков. Всё больше поставщиков выбирает её для новых и уже известных товаров, растёт потребность в квалифицированных дизайнерах и специалистах по подготовке продукции, знакомых с тонкостями техпроцесса и неизбежными сложностями. Одной из главных проблем остаётся дисторсия изображения. От специалистов по допечатной подготовке требуется знание автоматических и ручных способов её расчёта, что позволяет выбрать эффективный и экономичный вариант для конкретного производства. Если относиться к задаче со всей серьёзностью и качественно выполнять работу, напитки в привлекательной упаковке найдут массу новых поклонников в супермаркетах.

Дейв Вудс, дизайнер компании Wireless Facilities (Калифорния). Выпускник Калифорнийского политехнического университета, поощрительная премия в студенческом конкурсе на лучший технический доклад (при поддержке GEF/Sun Chemical).


* Перепечатано с разрешения издателей журнала Gravure magazine, октябрь 2005 г.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26