Верите ли вы в магию? Нет?! Но ведь она существует — магия цифр! В современном обществе цифры-числа — основное средство манипулирования сознанием потребителей. Они дают иллюзию точности и объективности. Вспомните рекламные ролики: на 55% менее колкие волосы, щётки на 60% эффективнее. Тушь, судя по цифрам, должна милым барышням обеспечить взгляд, обладающий убойной силой Вия. Но не только реклама умело пользуется нашей страстью к количественному сравнению и ранжированию. «Цветокоррекция по цифрам» — один из распространённых мифов цифровой обработки изображений. Апологеты утверждают, что для качественной цветокоррекции настроенная видеосистема — не главное. Нужно просто знать «магические значения» CMYK-цвета негроидной кожи в пасмурный день и тогда можно работать даже на ч/б мониторе.
Слепая вера в цифры опасна, как любая крайность, а в работе с цветом может и вовсе привести к катастрофе. Поверьте, далеко не каждый профессионал рискнёт, видя на экране «неправильные цвета», отправить изображение в тираж на основании «верных цифровых значений». Поэтому используется гибридный метод с применением обоих подходов: визуального и численного.
Визуальная оценка
Визуальная оценка — простой и естественный метод анализа изображения. Резонно предположить: даже если на экране картинка выглядит плохо, вряд ли стоит ожидать качественного результата при печати. Но при визуальной оценке возникают погрешности, связанные с точностью цветопередачи монитора и эффектами зрительной адаптации (зависящие, кстати, от самой картинки, окружения и даже самочувствия оператора). Визуальная оценка — только повод заподозрить наличие дефектов, которые следует внимательно проверить другими методами. Главное преимущество визуальной оценки — простота и скорость. Профессионал определяет дефекты изображения практически мгновенно, ибо знает, что искать.
Что проверять
Светлые области
Контроль оттенка в самых светлых участках | Зрительная адаптация приводит к тому, что через несколько секунд человек перестаёт замечать посторонний оттенок на экране (цветовая адаптация). Проблема усугубляется тем, что экраны (особенно некалиброванных мониторов) имеют весьма ограниченную точность цветовоспроизведения в этом тоновом диапазоне. Не доверяйте зрению, а лучше проверьте числовые значения цвета (в Photoshop — с помощью палитры Info).
Контроль точки белого (технологические ограничения) | Точка белого — минимальная плотность, гарантированно воспроизводимая при печати. Она обусловлена минимальным размером растровой точки, которая переносится с формы на носитель (бумагу, картон, плёнку и т. д.). Должна соответствовать особенностям техпроцесса по каждой краске, но не содержать цветового оттенка. Поэтому классические значения точки белого C5M3Y3K0 или С7M5Y5K0 имеют совсем не равные составляющие.
Разрывы в светах | Поскольку исходное изображение ничего «не знает» о своём назначении, никто не гарантирует, что строгие технологические требования будут удовлетворены. В изображении могут существовать участки, где одновременно присутствуют как «воспроизводимые» точки, так и «проблемные». Причём разрывы могут быть и по каждой отдельной краске. Будьте особенно внимательны к областям «вступления» чёрного красителя.
Тени
Глубина | Глубокие тени позволяют получить больший контраст. При недостаточно глубоких изображение выглядит пыльным и малоконтрастным.
Оттенок | На экране монитора не разглядеть какой бы то ни было оттенок в тёмных регионах. Даже если его заметите, возможно, это просто погрешность отображения. Как и в случае с точкой белого, воспользуйтесь палитрой Info для контроля числовых значений.
Детали | Читабельность деталей в тенях — важный фактор комфортного восприятия изображения. Непросто найти баланс между глубиной теней и их читабельностью. Если же вместо деталей проступает цветовой шум или изображение имеет заметную вуаль, просто «провалите» тени. Пусть лучше в изображении будут глубокие «плоские» тени, чем бесполезный шум.
Технологический предел | Для изображений в модели CMYK добавляется необходимость контроля общего предела краски в каждой точке. Хотя при цветоделении параметр автоматически учитывается программой, при некоторых операциях коррекции его можно случайно превысить. Как всегда, основной способ контроля — замер числовых значений в точке. Часто технологический предел не просто проверяют — к нему «подтягивают» изображение, для максимально эффективного использования тонового диапазона.
Нейтральные
При наличии в изображении паразитного оттенка зрительная адаптация не позволяет надёжно отлавливать его на экране монитора. Зато есть цвета — естественные индикаторы баланса: нейтрально серые области. Помните, что нейтральность в модели CMYK описывается совсем не равными компонентами. Прежде чем «выводить» баланс серого, выполните цветоделение ахроматичного градиента и используйте как ориентир.
Памятные цвета
И только в самом конце переходят к анализу т. н. памятных цветов: травы, голубого неба, телесных оттенков. Нередко их дисбаланс свидетельствует об общем паразитном оттенке, который стоит проверить и по другим характерным точкам.
Просмотр каналов
Конечно же, визуальный анализ не может не включать просмотр каналов изображения. Главная цель — обнаружить проблемные регионы. Обычно это самые светлые и тёмные участки. Представляют интерес и области «слабого» цвета (например, участок лица в канале голубого) и общая проработка деталей.
Напоминаю схему анализа изображения: общая визуальная оценка, просмотр каналов, контроль точек белого, теней, баланса нейтральных и памятных оттенков.
Об авторе: Александр Миловский (www.milovsky.ru), эксперт по цветокоррекции и обработке изображений, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета, сертифицированный эксперт Adobe.