101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Глубокая печать*. Перспективы, краски, технологии

  • Керри Пианофорте
  • 9 октября 2006 г.
  • 9476
Типографии глубокой печати и производители красок ищут способы сокращения сроков выполнения заказов и перехода к печати всё более коротких тиражей.

В последние годы рынок упаковочных красок демонстрировал хорошие темпы роста, не в последнюю очередь благодаря глубокой печати.

«На глубокую печать по упаковке приходится существенная доля рынка, — прокомментировал вице-президент по развитию рынка упаковки компании Flint Group в Северной Америке Майкл Импастато. — Пару лет назад казалось, что она будет сдавать позиции в упаковочном сегменте, но за счёт агрессивной политики её доля осталась на том же уровне. В 2005 г. практически все обслуживаемые ею сегменты вновь выросли».

Главный козырь глубокой печати, по-прежнему, качество. «Оно было и остаётся основным преимуществом, — уверен Импастато. — Разрыв с другими технологиями постепенно сокращается, но стандарты всё ещё задаёт глубокая печать». «Если речь заходит о безукоризненном воспроизведении, она вне конкуренции», — вторит менеджер по маркетингу североамериканского подразделения упаковочных красок Sun Chemical Брейн Чвирут. Основные рыночные тенденции, стимулирующие её развитие, — рост доли многокрасочных заказов, повышение требований к качеству графики и необходимость в уменьшении шрифтов.

«Растёт интерес к управлению цветом, а именно к доступным специализированным программным пакетам и активной работе с корпоративными цветами, — рассказывает технический директор Ассоциации глубокой печати Америки (Gravure Association of America, GAA) Билл Сантер. — Обсуждается проблема точной цветопробы без использования пробопечатного станка. Одна из типографий, специализирующихся на глубокой печати по гибкой упаковке, экспериментирует с 5-красочным процессом, весьма перспективным при воспроизведении смесевых цветов: для выпуска тиража со специальными или корпоративными цветами нет нужды в дополнительной печатной секции».

Стоит упомянуть о разработке красок, повышающих эффективность печатного оборудования, быстро отверждаемых без засыхания в машине, имеющих прекрасную адгезию к пластику без грунтовки и предварительной активации его поверхности.

Глубокую печать ценят за стабильность цвета и широкий цветовой охват, ведь на материал переносится больше краски. «Обратная сторона медали: многие цветовые стандарты базируются на специфике флексографии и офсета, и мы вынуждены сознательно занижать качество для соответствия цветопробным оттискам, — делится впечатлениями Сантер. — Реализовать расширенное цветовое пространство можно, но всё имеет свою цену. Чтобы увеличить цветовой охват, нужно вложить дополнительные средства в краску».

Глубокая печать идеальна для спецэффектов. «Технология предлагает широчайшие возможности, — говорит Импастато. — Составы для спецэффектов часто содержат частицы большого размера, вследствие чего она становится единственным вариантом. К ней прибегают всё чаще, отчаянно стараясь выделить упаковку среди конкурентных товаров, что только на пользу глубокой печати. И это самая стабильная технология: после настройки машины качество неизменно от первого до последнего оттиска».

Перспективны для глубокой печати разнообразные способы гравирования формных цилиндров. «Примеры — лазерное гравирование или лазерное экспонирование с химическим гравированием для детализации мелких шрифтов и получения чётких контуров. На глубокую печать массово переходят новые журналы, производители бакалейных товаров, кофе и стерилизуемой упаковки», — добавляет Сантер.

«Одно из новых для неё направлений (хотя рынок развивается уже несколько лет) — усадочная рукавная этикетка, — высказывает мнение Импастато. — Флексография заняла здесь свою нишу, но львиная доля заказов выполняется глубокой печатью, что объяснимо с учётом высоких требований к качеству графики на рукавных этикетках. Сушки на машинах глубокой печати оптимально подходят для термочувствительных плёнок».

По словам Брейна Чвирута, для глубокой печати по упаковке (в т. ч. усадочной рукавной и стерилизуемой) предпочитают сольвентные краски. Технология даёт прекрасные результаты на непористых материалах (в т. ч. плёночных), особенно для проблемных изделий со стойкостью к высоким температурам, растяжению и усадке. Но упаковку, изготовленную способом глубокой печати, теснят альтернативные технологии, в т. ч. флексография, которая, по словам Чвирута, повышает конкурентоспособность. В США именно так запечатывается практически вся упаковка, а в Европе и Азии предпочитают глубокую печать.

«Разница в качестве сводится к минимуму, решающую роль начинают играть затраты на допечатную подготовку и настройку, а здесь флексография выгоднее, — уверен Чвирут. — Если производители машин глубокой печати не смогут снизить цены и нарастить скорость гравирования цилиндров, глубокая печать будет и дальше терять позиции».

 

Тиражи и сроки становятся короче

Ещё одна проблема рынка глубокой печати — существенное расширение ассортимента компаниями и издательствами, появление региональных вариантов продукции, что означает сокращение тиражей и сроков выполнения заказа.

«Короткие тиражи и сроки не назовёшь оптимальными для глубокой печати, — говорит Импастато. —

С определённого момента такие заказы экономически целесообразны только для флексографии или офсета.

Типографии глубокой печати должны знать все экономические аспекты производства: для успеха в бизнесе им нужно обыгрывать сильные стороны технологии и быть в курсе её ограничений. Погоню за короткими тиражами как таковыми вряд ли можно назвать для них успешной стратегией. Лучше сокращать затраты и сроки, придерживаясь планки конкурентоспособности и отказываясь от неприбыльных и неподходящих контрактов, от которых проигрывает и типография, и заказчик упаковки».

«Сокращение тиражей и сроков вынуждает работать полиграфистов качественнее, хотя возможности для этого были и раньше, — считает Сантер. — Парк старых машин глубокой печати заменяется новыми, усовершенствованными моделями с прямым приводом, автоматической смывкой цилиндров и интегрированными функциями контроля техпроцесса. Технология может многое, но сама по себе ничего не гарантирует — ею нужно овладеть. Короткие тиражи означают увеличение остатков краски. Как и везде, в глубокой печати красок готовится больше, чем используется. Особое внимание — специальным краскам: не выбрасывайте излишки, а используйте их повторно».

«Одна из главных проблем для типографий глубокой печати — излишки, — поясняет Импастато. — После печати тиража на широкорулонной машине в системе остаётся больше 25 кг неиспользованной краски. Её возвращают на склад и хранят до следующего тиража или смешивают с другими цветами. Специализирующиеся на гибкой упаковке предприятия вынуждены держать на складе несколько типов краски из-за широкого ассортимента плёнок и материалов. Излишки очень сложно использовать вторично».

«Изготовители красок для упаковки оказываются перед многообразием плёнок, фольги и бумажных материалов, сфер применения продукции, — говорит Чвирут. — Само собой, полиграфисты предпочли бы печатать одной краской, сокращая затраты на длительную настройку при каждой смене тиражей, становящихся всё короче. Мы работаем в этом направлении, но пока универсальной краски для всех видов продукции, изготавливаемых методом глубокой печати, не существует».

По словам директора по маркетингу упаковочных красок североамериканского подразделения Sun Chemical Мишель Херн, последние разработки по сокращению времени подготовки цилиндров на скоростном гравировальном оборудовании, эффективному нанесению по-крытий, использованию цифровых файлов и цветопроб существенно сократили затраты, повысив конкурентоспособность глубокой печати на коротких тиражах.

«Производители машин глубокой печати создают новое оборудование с минимальным временем настройки, дополнительно повышая эффективность глубокой печати, — сказала Херн. — Это особенно важно для рынка упаковки, где тиражи не столь велики, как в издательском бизнесе».

Разработчики красок выходят на рынок с технологиями, повышающими конкурентоспособность глубокой печати. Flint Group создала для широкого спектра носителей краски, сокращающие ассортимент расходных материалов на складах типографий. Sterling совместима с нитроцеллюлозой и подходит для печати на разных плёнках. По словам Импастато, наиболее интересна для высококачественной печати по гибкой упаковке Arrowbond Ultra с максимально высокой адгезией и низким содержанием остаточных растворителей.

Sun Chemical недавно представила серию красок Duratort для стерилизуемой упаковки (флексография и глубокая печать). В основе однокомпонентная система, гарантирующая высокую адгезию и качественное ламинирование. Краска открывает для дизайнеров свободу творчества — ею можно печатать и растр, и векторную графику. В однокомпонентном составе отсутствуют добавки, а значит, остатки можно снова пустить в работу.

Sun Chemical запускает в производство высококачественную краску MagnaBond для печати на широком спектре пластиков, годную для клеевого и экструзионного ламинирования. Она отличается высокой насыщенностью цвета и отличным сцеплением с материалом.

Несмотря на сложности, прогнозы для глубокой печати самые благоприятные. «Типографии глубокой печати не намерены останавливаться на достижениях последних лет, — уверен Импастато. — Индустрия работает над сокращением сроков и тиражей. На коротких тиражах она по-прежнему проигрывает в затратности флексографии и офсету, но для средних заказов с высоким качеством это отличная альтернатива. Глубокая печать продолжает играть ведущую роль в сегменте упаковки. Она развивается вместе с рынком и в ближайшие годы вряд ли сдаст позиции.

Долгосрочные перспективы целиком зависят от её способности выйти на новый уровень. Все печатные процессы эволюционируют. Чтобы удерживать или наращивать присутствие на рынке, необходимо сокращать сроки выполнения заказов, тиражи и стоимость гравирования цилиндров. Глубокая печать укрепит своё положение, если достигнет результатов быстрее, чем остальные технологии повысят качество и упростят техпроцесс».


 

НАШИ

Сдержанно оцениваю перспективы развития глубокой печати (по части производства упаковки) в России. Рост будет, но ожидать рекордных темпов вряд ли стоит. Причин несколько: объём рынка упаковки, производимой способом глубокой печати, пока ограничен (основные заказчики, как правило, международные компании) и покрывается существующими производителями; технологические и экономические ограничения (время изготовления и стоимость валов, экономическая нецелесообразность изготовления коротких тиражей и т. п.). Отмечу некоторые моменты в статье: снижение цен на современные машины вряд ли возможно, ведь новые разработки требуют вложения средств, которые необходимо окупать, что также не способствует бурному развитию индустрии; излишки красок — непростой вопрос, хотя одно из эффективных решений — автоматические станции смешения вкупе со специализированными колористическими программными продуктами и высокой производственной дисциплиной (дозирование строго необходимого количества красок, поддержание технологических режимов, строгая система учёта и контроля движения красок и т. п.).

Андрей Артамонов (andrey.artamonov@eu.flintgrp.com), менеджер по продажам компании Flint Group


*Перепечатано с разрешения редакции Ink World magazine (www.inkworldmagazine.com)

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

В активе — модернизация производства

В предыдущем интервью генеральный директор Chembyo Александр Арцимович рассказал, как компания работает в условиях кризиса, постоянно оставаясь в русле производственных тенденций и при этом создавая доступную и качественную химию для печати в России*. О том, какие изменения случились в Chembyo за это время, что происходит сейчас и какие есть планы на будущее, — читайте прямо сейчас.

Интерес в стабильности

В этом году «ОктоПринт Сервис» исполняется 21 год. Достижения, которыми гордятся в компании: 10 филиалов, 11 технологов, 13 станций смешения красок, 200 сотрудников, 1200 постоянных клиентов и 8000 стандартных ассортиментных позиций на складе. Поговорили с техническим директором «ОктоПринт Сервис» Татьяной Климовой о проблемах в типографиях с расходными материалами, о новых интересных продуктах для полиграфических производств, о расширении услуг компании и поиске новых направлений.

Интерлакокраска-2024

С 27 февраля по 1 марта 2024 года в Москве прошла 28-я выставка «Интерлакокраска», традиционно собравшая всех причастных к производству материалов, сырья и оборудования для лакокрасочной отрасли. И хотя на первый взгляд данная выставка имеет весьма опосредованное отношение к полиграфии, именно динамика развития технологии покрытий весьма красноречиво отражает будущее печатной отрасли.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38