101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Типография в кабинете

  • Андрей Лыгун
  • 5 марта 2007 г.
  • 5907
Дупликаторы, ризографы, копи-принтеры — так называют печатающие устройства, по скорости и стоимости печати близкие к однокрасочным офсетным машинам начального уровня, а по размерам и цене — к офисным копировальным аппаратам или принтерам.

Дупликаторы похожи на офсет не только по стоимости отпечатка, но и по зависимости себестоимости от тиража. Но оптимальная цена достигается здесь при гораздо меньших тиражах. В 20-25 центов обойдётся и один отпечаток, и десять (стоимость одного оттиска упадёт в десять раз), а при тираже от 100 экземпляров себестоимость одного уменьшится до десятых долей цента. При этом управлять дупликатором так же просто, как копировальным аппаратом.

Прежде чем перейти к рассмотрению технических подробностей, обратимся к проблеме наименования этого класса устройств. Год назад мы спросили у «Яндекса», какое название популярнее. «Ризограф» победил с большим отрывом — 314 тысяч веб-страниц против 72 тысяч у «дупликатора». Сейчас разрыв несколько сократился: 326 тысяч против 140.

На рынке ныне представлены дупликаторы семи торговых марок: Duplo, Ricoh, Riso, Gestetner, Rex-Rotary, Nashuatec, MB. Общий объём рынка немал. Сведения, полученные нами в российских офисах Ricoh и Riso, приблизительно совпадают: в России каждый год продаются 2200-2300 дупликаторов при ежегодном росте 5-10%. Лидирует по объёму продаж (как и по популярности названия) RISO, на втором месте аппараты Ricoh. При этом, по информации от компании OFFITEC, количество проданных дупликаторов Duplo формата А3 сопоставимо с объемами RISO.

Жизнь дупликаторов за год

За год после предыдущего обзора наибольшую активность по модификации модельного ряда проявила Ricoh, выпустив пять новых моделей и прекратив производство пяти старых. Серьёзных технологических прорывов не произошло. Изменения в основном связаны с новыми компьютерными интерфейсами производства Ricoh (а не ZipRip, как раньше) и панелью управления устройством. Не было и прямой замены старых моделей на новые. Маркетологи компании решили, что сегмент малого формата (A4/B4) привлекательнее, и выпустили четыре новых устройства. А моделей формата А3 стало меньше — три против шести в прошлом году. С обновлением ассортимента не заставили ждать и компании, входящие в группу NRG: Nashuatec, Gestetner, Rex-Rotary. Как и следовало ожидать, они также выпустили по пять новых моделей.

Представила пару новых моделей и Riso. Её маркетологи тоже решили усилить позиции в формате А4, выпустив модель RZ300. Вторая новинка RZ977 — модификация уже известной RZ970. Отличается наличием лотков с фронтальной загрузкой бумаги (расположены под аппаратом, как у копиров).

Duplo за прошедший год не представила новинок, но её инженеры не сидели без дела. Как нам сообщили в OFFITEС, на выставке «ПолиграфИнтер-2007» будет представлен ряд новых моделей с существенно повышенным качеством печати.

Из потерь отметим уход с российского рынка Seiki. Её аппараты и год назад были не слишком заметны, а сейчас мы вообще не нашли их в продаже.

Устройство

Работать с дупликатором очень просто. Укладываете на сканер оригинал, выбираете количество копий и нажимаете кнопку. Через 20-30 с в приёмном лотке оказывается первая копия, а затем каждую секунду — 1-2 (в самых быстрых моделях даже 3) отпечатка.

Что же происходит внутри аппарата?

Начнём с источника изображения. Сканером оснащены все дупликаторы. В моделях начального уровня установлен протяжной (похож на используемый в настольных факсах). Его достоинство — простая конструкция и небольшие габариты. На некоторых моделях возможна автоматическая подача нескольких листов. Его главная проблема — неспособность работать с толстыми оригиналами (например, с книгами). Более удобная конструкция у планшетного сканера (как у копировальных аппаратов), его устанавливают в более дорогих моделях. Он работает с книгами или с листами неправильной формы и нестандартных форматов. Появляется простор для творчества — из нескольких небольших оригиналов коллаж складывается прямо на стекле. Планшетный сканер можно оснастить (за дополнительные деньги) устройством автоматической подачи оригиналов. С книгами оно не работает, зато автоматически подаёт отдельные листы. Но если автоподача не нужна, доплатить всё равно придётся — за крышку сканера, которая в комплектацию дупликатора не входит.

Второй источник изображений выглядит логичнее в наше время всеобщей компьютеризации. Все современные дупликаторы можно подключить к компьютеру. Для большинства моделей нужно приобрести компьютерный интерфейс — внешнее или встраиваемое устройство-посредник между компьютером и дупликаторам. Некоторые модели уже оснащены им в стандартной комплектации. Удивительно, что компьютерный интерфейс до сих пор не стал обязательным элементом дупликатора. Галина Зикеева (Riso) отметила, что только треть покупателей используют интерфейс, причем в основном это печатные салоны. А вот вузы, например, предпочитают экономить и приучили своих авторов готовить оригинал-макет в печатном виде. Если документ поступает в электронной форме, его распечатывают на лазерном принтере, а потом уже копируют. Печать напрямую с компьютера пока не слишком популярна, несмотря на значительно более высокое качество. Интересно, когда на рынке появится первый дупликатор с компьютерным интерфейсом, но без сканера?

Следующий этап обработки изображения скрыт во внутреннем контроллере, параметры которого не описывают в спецификации. Вы не сможете узнать ни о тактовой частоте центрального процессора, ни об объёме оперативной памяти. Но во всех машинах они достаточны, чтобы аппарат работал на полной скорости, определяемой его механической частью. Функция контроллера — растрировать изображение и передать на термоголовку.

Термоголовка — самый дорогой узел дупликатора, от её разрешения во многом зависит качество печати. Её задача — нанести на мастер-плёнку сетку из мельчайших отверстий (печатных элементов). В недорогих аппаратах разрешение 300 или 400 dpi; в машинах высокого класса (они есть у всех производителей) — 600 dpi. От скорости работы термоголовки во многом зависит время выхода первого листа, которое в современных дупликаторах колеблется от 15 до 60 секунд.

Фрагмент мастер-плёнки с «прожжённым» изображением называют мастер-формой или трафаретом. Он фиксируется за один край и распределяется по внешней поверхности красочного барабана, изготовленной из полимерной сетки. Внутри барабана — картридж с краской. Краска распределяется по поверхности барабана, пропитывают внутренний пористый слой трафарета и попадают на бумагу в тех местах, где на внешнем плотном слое мастер-плёнки прожжены отверстия. Прижимает бумагу к красочному барабану с трафаретом пресс-ролик — аналог печатного цилиндра.

После печати необходимого количества оттисков мастер-форма остаётся на барабане до следующего тиража. При необходимости (когда нужно напечатать тираж с другого оригинала) мастер-форма автоматически удаляется с барабана и помещается в бункер для отработанной плёнки, а печать начинается с самого начала. Сохранить трафарет для повторного использования (как это иногда делают с формами в офсетных типографиях) невозможно.

Скорость и качество

Картридж с краской закрепляется на барабане

Мы уже отметили высокую по меркам офисной техники скорость печати дупликаторов. 120-130 отт./мин — обычное дело для современного аппарата. Как и год назад, лидируют устройства Riso. Модель RZ-970 (и модификация — новый RZ-977) с производительностью до 180 отт./мин.

В отличие от принтеров и копировальных аппаратов, каждый оборот красочного барабана выдаёт один оттиск независимо от формата. Поэтому печатать на бумаге большого формата выгоднее (позже мы увидим, что это замечание относится не только к скорости, но и к затратам).

Все аппараты могут изменять скорость печати. При сниженной скорости через сетку красочного барабана и мастер-форму на бумагу успевает попасть больше краски, оптическая плотность изображения повышается. Кроме того, у отпечатка больше времени на высыхание. Возможно и кардинальное снижение скорости — в несколько раз: красочный барабан делает один или несколько холостых оборотов без подачи бумаги.

Качество оттисков уступает офсету или лазерным принтерам. Основная причина — небольшое разрешение. Только в дорогих моделях оно доходит до 600 dpi, но и в них растекание краски по бумаге не улучшает вид отпечатков. Поэтому при подготовке макетов для печати нужно учитывать особенности технологии. Шрифты лучше выбирать простого начертания — без засечек, а минимальный размер ограничить 6 пунктами. На фото не стоит ожидать проработки мелких деталей, а в тенях, скорее всего, всё будет залито сплошным чёрным цветом. Не стоит ожидать от дупликатора печати полноцветных изображений. Основная проблема — недостаточно точная приводка. Несмотря на все ухищрения, её кардинального улучшения не произошло — влияют погрешность подачи, нестабильность размеров бумаги и мастер-формы.

Но качество печати достаточно для многих применений — рекламных объявлений, инструкций, прайс-листов, малотиражных газет, учебных брошюр и других материалов, где основные составляющие — текст и простые иллюстрации.

Расходные материалы

Для работы дупликатору требуются три вида расходных материалов — мастер-плёнка, краска и бумага.

Мастер-плёнка только внешне похожа на кальку. Она поставляется в рулонах длиной несколько десятков метров. В ней минимум два слоя — влагонепроницаемый (в нём прожигаются отверстия для краски) и пористый (для равномерного поступления краски). В дупликаторах, печатающих с разрешением 600 dpi, используется усовершенствованная плёнка. Третий слой из микропористого материала равномерно распределяет краску по поверхности формы. У Ricoh, Gestetner, Nashuatec и Rex-Rotary такая плёнка называется HQ, у Riso — HD.

Производители гарантируют, что на одной форме можно сделать 2–4 тыс. отт. (в зависимости от модели), практически же ресурс значительно выше — до 10 тыс. Реальный срок жизни формы зависит от многих параметров, в т. ч. от дизайна. На простых макетах можно получить больше отпечатков, чем на сложных, где много мелких деталей и фото. Качество отпечатка на больших тиражах снижается: искажаются мелкие детали, форма изменяет размеры. Расход плёнки на изготовление одной мастер-формы зависит только от размера барабана. Даже если в подающем лотке находятся листы формата 10в15 см, на каждый комплект будет израсходовано столько плёнки, чтобы хватило на весь барабан.

В дупликаторах используются краски на основе водорастворимых красителей. Поэтому они совершенно безвредны и могут использоваться в любом помещении, даже в рабочих кабинетах и школьных аудиториях. Ёмкость картриджа с краской— от 500 до 1000 мл (в зависимости от модели). Его ресурс (в оттисках) предсказать нелегко — он зависит не только от степени заполнения изображения. Некоторое количество краски будет израсходовано ещё до начала печати для пропитки пористого слоя плёнки. На этом этапе потребуется 3–5 г краски — чем больше формат мастер-формы (он зависит только от размера барабана, а не от формата отпечатка), тем больше уйдет краски. А этого хватило бы на сотню-другую отпечатков с текстом. Расход зависит и от скорости печати (чем выше скорость, тем меньше расход на каждый оттиск), и от температуры (чем она выше, тем меньше вязкость красок и выше расход).

Из описания принципов использования красок и плёнки видно, что при печати маленьких форматов происходят бесполезные траты краски и плёнки. Особенно это заметно на маленьких тиражах. Как этого избежать? Первый способ — объединить несколько маленьких изображений на одном листе. После печати оттиски разрезают, для чего потребуется хороший резак. Второй способ полезен только для владельцев дупликаторов формата А3, в которые можно установить барабан формата А4. Очевидный недостаток — за барабан нужно платить (и немало — около 1000 долл.).

Gestetner CP-6346 с опциональным устройством подачи бумаги на 3000 листов

Дупликаторы нетребовательны к качеству бумаги. Практически единственное ограничение связано с мелованной и глянцевой — краска в них не впитывается. К счастью, это требование вполне сочетается с общим принципом владельца дупликатора — «как можно дешевле». Печать на толстой бумаге не является мечтой владельца дупликатора (в этом они отличаются от принтеров), хотя отметим опциональное устройство к моделям RISO, которое позволяет печатать на бумаге до 400 г/м?. Гораздо дешевле стоит бумага малой плотности, и разработчики в этом преуспели. Минимальная плотность бумаги у большинства аппаратов 40-50 г/м?, а младшие модели Ricoh, Gestetner, Rex-Rotary и Nashuatec печатают на бумаге 35 г/м?.

Ёмкость подающих и приёмных лотков у дупликаторов относительно невелика (500-1000 листов). У большинства моделей её хватает на 5-10 минут непрерывной работы на полной скорости. Только в старших моделях Riso и Duplo она составляет 3000-3500 листов, а к устройствам Ricoh, Nashuatec, Rex-Rotary, Gestetner можно подключить опциональный податчик такой же ёмкости.

Цветная печать

Единственный на рынке двухцветный дупликатор RISO MZ770

Почти все дупликаторы печатают только одним цветом, но их отпечатки можно сделать более интересными. Простейший способ — печатать на цветной бумаге. Хотите двухцветные изображения? Это делается в два прохода: вначале, например, чёрным, потом меняете барабан (операция выполняется за несколько секунд) и печатаете на тех же листах вторым цветом. Каждый производитель дупликаторов предлагает палитру красок из 10-12 цветов. Можно заказать и собственный цвет, но минимальный объём — несколько десятков картриджей. Кроме цветной краски, потребуется приобрести дополнительные красочные барабаны — по числу дополнительных цветов. К потребителю они попадают чистыми, и первый раз можно использовать краску любого цвета, но сменить его тяжело: для этого потребуется промывка в сервис-центре (около 100 долл.). Так что от количества дополнительных барабанов зависит возможность цветной печати, а выбор дополнительных цветов нужно хорошо обдумать.

Если объёмы двухцветной печати будут велики, есть смысл подумать об автоматизации процесса. Решений два. Riso MZ770 — единственный двухкрасочный дупликатор на рынке. Механизм изготовления и подачи мастер-формы перемещается от одного красочного барабана к другому. Самый дорогой аппарат в нашем обзоре поставляется с компьютерным интерфейсом и двумя красочными барабанами.

TC-IIR: вид внутри (один из барабанов снят)

Другую концепцию двухцветной печати предлагает Ricoh — у TC-IIR есть полноценная система подачи/проводки/приёма бумаги со скоростью 60-120 стр./мин, но нет устройства для изготовления мастер-форм и установки их на барабан. Подготовку двух красочных барабанов к печати нужно выполнять на другом дупликаторе. Инна Наливных («Гудстрим») отмечает, что кроме ускорения приладки при цветной печати, это устройство повышает пиковую производительность типографии. Ведь пока TC-IIR печатает двухцветный тираж, основной дупликатор может выводить обычный монохромный. Общая пиковая производительность комплекса вырастает до 360 краскопрогонов в минуту.

Печать для себя

Год назад мы отмечали, что дупликаторы чаще применяются в коммерческой печати для выполнения внешних заказов. В основном это печатная реклама для распространения по почтовым ящикам или в магазинах. В этом российский рынок отличался от других стран, где дупликатор — привычное устройство в офисах крупных организаций. Там для них немало дел: печать бланков, прайс-листов, инструкций, внутренней документации.

Происходят изменения и в нашей стране: все продавцы отмечают растущий спрос со стороны школ. Дмитрий Гречанников (Ricoh) отметил появление нового типа покупателей: дупликаторами заинтересовались религиозные организации.

Автор выражает благодарность сотрудникам компаний «Гудстрим», OFFITEC, «Мир офисных машин», московских представительств Ricoh Europe B.V и Riso (Deutschland) GmbH за помощь, оказанную при подготовке статьи.


Цифровые дупликаторы (таблица)
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 41