Профессионалы всегда стремились к полному контролю над технологическим процессом и искали способы его оптимизации. Благодаря повсеместному переходу на «цифру», фотографы могут самостоятельно и почти в параллельном режиме снимать, обрабатывать изображения и печатать. А эффективные инструменты для этого на выставке были в изобилии…
Что нового
Цифровые зеркальные камеры (single-lens reflex, SLR) — самое актуальное направление сезона. По данным IDC, объём продаж цифровых камер в 2006 г. вырос по сравнению с 2005 г. на 15% и достиг 100,4 млн шт., но сегмент SLR класса high-end показал куда более впечатляющий рост — 39%. Это 5,27 млн аппаратов, из которых почти половина приходится на Canon — 2,46 млн.
Каждый уважающий себя производитель за год выпустил хотя бы одну модель, в 2006 г. в этом секторе дебютировали Sony, Samsung и Panasonic. И спрос на них продолжает расти, ведь они могут гораздо больше, чем компактные. «Рост их продаж в Европе — 30% (лидирующие страны — Португалия, Швеция, Италия, Швейцария, Бельгия)», — рассказал бренд-менеджер по фототехнике Olympus Сергей Голышков.
Инноваций в зеркальных камерах много, самый популярный атрибут - система стабилизации изображения за счёт сдвига ПЗС-матрицы. Она заметно снижает риск смазывания картинки, когда не хватает освещения или вы используете телеобъективы. Ещё одна характерная черта современных зеркалок - ультразвуковой фильтр или «пылесос», который улавливает и стряхивает пыль, попадающую на матрицу при замене объективов. Новые МОП-матрицы «живого» изображения в зеркальных камерах не приживаются, поэтому визирование ведётся через оптический видеоискатель.
Скорострельность Canon EOS‑1D Mark III — до 10 кадр./с с разрешением 10,1 Мпикс. |
Самой долгожданной новинкой выставки стала профессиональная цифровая фотокамера Canon EOS-1D Mark III. Она ещё не появилась в продаже, а фотографы уже хотели её купить. Не зря же её выбрали «Продуктом года» и назвали «сбывшейся мечтой репортажного фотографа». В серии при непрерывной съёмке - до 110 изображений высокого разрешения в формате JPEG или 30 в RAW, а это почти видео!
Leica верна традициям — Digilux 3 очень похожа на плёночную модель |
На выставке дебютировали в классе любительских SLR Sony и Leica. Первая представила Alpha DSLR-A100 на базе разработок Konica Minolta — 10 Мпикс. ПЗС-матрица размера APS и новый процессор Bionz, оптимизирующий обработку информации и обеспечивающий хорошую репортажную съёмку: запись со скоростью около 3 кадр./с без ограничений. Из наследия Minolta — система стабилизации изображения, основанная на сдвиге матрицы. На стенде Sony — богатейший набор объективов и аксессуаров к «Альфе».
Первая цифрозеркалка Leica сочетает рабочие качества плёночного аппарата (управление почти такое же) с удобными «цифровыми» функциями. Плюс зум-объектив Leica D Vario-Elmarit 14-50 mm F2.8-3.5 ASPH с оптическим стабилизатором и кольцом диафрагмы.
FUJI представляла фотокамеру FinePix F40fd. Новый процессор Real Photo II основан на отдельном процессоре c технологией «определения лица» (Face Detection), сенсор Super CCD HR VI разрешением 8,3 Мпикс.
К точному цвету
На стенде ColorVision можно было не только ознакомиться с решениями для калибровки и профилирования, но и послушать введение в современную концепцию управления цветом |
Наметившийся ещё в прошлом году интерес широких масс к управлению цветом стал явной тенденцией. Не случайно, помимо Pantone, на другом стенде были решения ColorVision. Компания поторопилась выпустить конкурента самого доступного калибратора Pantone Huye — ColorVision Spyder2express стоит всего 85 долл. Самое совершенное решение для сквозной настройки цветопередачи в цепочке «монитор— принтер» ColorVision PrintFix Pro обойдётся в 649 долл.
После покупки GretagMacbeth конкурентов у X-Rite в секторе профессиональных спектрофотометров осталось меньше, чем пальцев на руке. «Сава Диджитал», эксклюзивный дистрибьютор BARBIERI electronic, впервые показала универсальный спектрофотометр Spectro Swing (6600 евро в комплекте с ПО Profile-Xpert Print). Его предназначение — профилирование широкоформатных принтеров (на просвет и отражение), апертура и макс. толщина материала 2 мм, площадь до 60×22 см.
Широкий формат
И профессионалы, и любители хотят от фотопринтеров одного: чтобы они печатали быстро и качественно в разных форматах. Хотя самым популярным устройством печати на выставке следует признать фотокиоски, нас интересуют более «самостоятельные» решения.
Epson Stylus Pro 4800 в секторе профессиональных решений |
Мода делать большие фото формата постеров и украшать ими стены пока не проникла в массы, но производители активно предлагают широкоформатные устройства, в т. ч. и для любителей. Среди новинок — фотопринтер формата Epson Stylus Photo 1410.
Он выводит фото не только формата А3, но и популярные 10×15 см, а также печатает на CD/DVD. Программа автоматической коррекции изображения PhotoEnhance самостоятельно распознаёт, что изображено на фото, и настраивает цвета, яркость и резкость картинки. На стенде Epson был организован участок профессиональных решений.
Помимо модели HP DesignJet Z2100 Photo, шириной 610 мм, есть крупноформатная — 1118 мм |
Активная продажа новой серии широкоформатных принтеров HP DesignJet Z, дебютировавших на выставке, только начинается. В 8-цветном Z2100 Photo используются пигментные чернила Vivera, а встроенный спектрофотометр Eye-One обеспечивает стабильную цветопередачу для любых материалов.
Canon всерьёз рассчитывает побороться за сердца фотографов в секторе широкоформатной печати, где позиции компании пока не так сильны, как на рынке фотоаппаратов. Среди новинок на выставке — 12-цветный imagePROGRAF iPF5000 формата А2. В комплекте ПО Canon PosterArtist и Digital Photo Print Professional и программные модули печати для приложения Adobe Photoshop и Canon Digital Photo Professional, поставляемого с фотокамерами EOS.
Работа в радость
Фотографы обожают «Фотофорум» ещё и за обилие девушек-моделей, которых можно снимать в самых необычных интерьерах |
Отличительная и традиционная черта выставки — насыщенная, содержательная образовательная программа. Впервые прошла экспозиция ProPhoto Style-2007, демонстрирующая в работе студийное осветительное оборудование, профессиональные фотокамеры, оборудование для печати и обработки изображений, студийные аксессуары.
Коллеги из журнала Stuff совместно с MidExpo подготовили бесплатную официальную газету выставки, Photo Times, где можно было не только ознакомиться с наиболее интересными экспонатами — обзорные публикации обозначили основные тенденции фотоиндустрии.
Все желающие посетили мастер-классы фотографов с мировым именем (Доса Винкеля, Бена Вилмора, Игоря Сахарова и Урса Рехера), а фото в многочисленных галереях, объединённых в фотосалон «Звёзды мировой фотографии», разглядывали часами. Похоже, для тех, кто не поленился и посмотрел всё, запаса творческих идей хватит на долгие месяцы. А там — опять апрель…
Лидеры круглого стола
Успешным ли был прошедший год, каковы перспективы аудио/видео/фоторынка в России? Эти и другие вопросы обсуждали руководители крупнейших компаний (Sony, Pentax, HP, Техсоюз, Casio, BenQ, «Кодак», Epson, Adobe Systems, Olympus, группы компаний «Сава Диджитал», Corel, Rekam, ассоциации РАТЭК) за круглым столом в день открытия выставки.
Слева направо: Борис Асриев, президент группы компаний «Техсоюз», Кирилл Яновский, генеральный директор «Кодак», Сергей Фенёв, представитель Corel в России и Украине, Кеичи Ишизука, заместитель старшего генерального менеджера подразделения цифровой фотографии «AMC» Sony, Том Хамагучи, директор управления маркетинга продукции Sony |
Итоги 2006 г. подвёл президент ассоциации РАТЭК Александр Онищук, констатировав окончательную победу цифрового формата. Будут востребованы МФУ и компактность. Объём рынка фотокамер в России превысил миллиард — 1200 млн долл., видеокамер — 375 млн. долл. (рост на 40% по сравнению с 2005 г.). «Несмотря на то, что его увеличение будет продолжаться, говорить о насыщении пока рано», — отметил главный специалист по профессиональному фото/видеооборудованию Canon Иннокентий Пан.
«Активно развивается и пользуется наибольшим спросом на потребительском рынке стандарт High Definition», — заметил Том Хамагучи, директор управления маркетинга продукции Sony, представившей в этом году на выставке продукты HD в форматах DVD, HDD и мини-DV.
Директор по международному маркетингу Rekam Юрий Акилов и менеджер по направлению электронных потребительских товаров Casio Игорь Глущенко отметили ещё две тенденции фоторынка: усовершенствование стабилизации изображения и проникновение профессиональных технологий в потребительские модели.
Производители фотоаппаратов предлагают собственное ПО для обработки фото, но, как правило, пользователи работают с программами от Corel или Adobe Systems. «Основные требования заказчиков — лёгкое в использовании ПО профессионального качества, на русском языке и по привлекательной цене», — заявил представитель Corel в России и Украине Сергей Фенёв.
Участники обсудили развитие рынка фотопечати. Его объём за последний год в России вырос на 134% и составил 925 млн отпечатков. «Самые быстрорастущие направления — онлайн-печать и киоски, — отметил генеральный директор «Кодак» Кирилл Яновский.
«К 2010 г. объём печати в рознице может достигнуть 50% от всех печатаемых фото. Выиграют компании, которые создадут наиболее комфортную среду для потребителя, где он сможет любым удобным способом получать отпечатки, независимо от места, объёма и т. п.», — добавила менеджер по маркетингу HP Аюна Найданова. Президент ГК «Сава Диджитал» Сергей Савенко считает, что конкуренцию выдержат производители, которые предложат услуги, отличные от стандартных: «Сегодня печать 10×15 см, естественно, превалирует, но её рентабельность падает, а потребитель ждёт новых услуг».
2006 г. оказался успешным для фотоиндустрии. Продажи компаний не упали, появились новые тенденции и перспективы, производители охотно применяют профессиональные разработки в потребительских продуктах, а пользователи стали лучше разбираться в современных технологиях.