101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Блестящая защита

  • Павел Дмитриков
  • 25 июня 2007 г.
  • 6584
Статьи о защите от подделок не набили оскомину лишь потому, что проблема реально существует и, по-видимому, не скоро разрешится.

Стимулы у изготовителей контрафактной продукции весомые: тратиться на раскрутку продукта им не надо. Поэтому всё, что хорошо продаётся, имеет основания быть подделанным. Проанализируем важную тенденцию, свойственную рынку защиты от промышленного пиратства, — интеграцию идентификационных признаков в этикетку и упаковку.

Маркировка

Самый старый способ — маркировка специальными средствами (дополнительно наносимыми наклейками или марочными ярлыками). Их производством занимается целая индустрия. Это могут быть голограммы, созданные специальными видами печати этикетки, комбинации технологий. В силу специфики продаж иное порой сложно придумать: трудно представить, как обойтись без маркировки дистрибьюторам аудио/видеоносителей. Марки (материальное воплощение их авторских прав) несут информацию о регионе распространения, количестве легальных копий и наименовании легального продавца. Аналогичными средствами пользуются компании, перепродающие торговую марку по договорам франчайзинга. Если вспомнить про государственные акцизы, станет ясно, что рынок идентификационных марок закроется нескоро.

Однако существуют другие рынки, где дополнительные расходы на маркировку бьют по карману производителя. Удешевление же торговых защитных марок ведет к снижению их защитных свойств. Есть и другая тенденция. Вечных защит не бывает, и в силу научно-технического развития многие, недавно считавшиеся надёжными, технологии теряют свои защитные свойства, становятся доступнее. Им на смену идут альтернативные решения, как правило, разрабатываемые на основе хорошо известных методик (время революций давно прошло), но с нюансами, позволяющими говорить о новом качестве их защитных характеристик.

Индустриальная защита

Не последнюю роль во внедрении индустриально ориентированных решений по защите от подделки играет экономика: для маркировки, например, коробки обойного клея требуется нанять штат сотрудников, наклеивающих марки, либо установить на конвейере автоматический аппликатор, а это требует денег. Производители оценивают, применять ли традиционные способы либо искать альтернативу по интеграции идентификационных элементов. Образец последнего подхода — упаковка обойного клея Metilan (рис. 1), выполненная из ламинируемого после печати картона.

Вместо традиционных голограмм-наклеек — послепечатное ламинирование прозрачной голографической плёнкой, выступающей в роли средства идентификации продукта. Пример не имеет прямого отношения к флексопечати, но технология применима к самоклеящейся этикетке и гибкой упаковке. Кстати, первый российский образец прозрачного идентификационного голографического материала был интегрирован в этикетку моторных масел «Юкос» (рис. 2).

Ещё один яркий пример. Несколько лет назад на нашем рынке впервые появились авторизованные скотчи, а затем их частный случай — авторизованные разрывные ленточки. Технология универсальна, ибо применима везде, где есть целлофанирование. До сих пор лента — экономически эффективный метод борьбы с контрафактными продажами. Ведь её производство специфично, требует дорогого и редкого оборудования, задача воспроизведения для злоумышленника будет не из лёгких. А легальный производитель тратится по минимуму.

Как и в случае с ламинированием, авторизованная разрывная лента заменяет обыкновенную, обладая идентификационными признаками. В структуре цены упаковки её отрезок длиной в пару-тройку дециметров занимает ничтожную долю; даже её существенное удорожание не сильно скажется на стоимости упаковки. Разумеется, технический прогресс неумолим, и хорошо работавшие вчера решения завтра могут оказаться устаревшими. Поэтому уже появились разрывные ленты не только с полиграфической надпечаткой, но и в голографическом исполнении, что, с точки зрения защиты от подделки, функционально приближает их к применяемым в банкнотах идентификационным лентам.

Плёнка для целлофанирования может служить элементом идентификации. Ведь там, где нельзя использовать разрывную ленту, или когда запечатанная (либо блестящая) разрывная лента не соответствует дизайну упаковки, логично применять прозрачную голографическую плёнку. Результат — визуальный эффект, как на коробках клея Metilan.

Другое изящное решение — защита упаковки препарата «Фенотропил» (рис. 3). Здесь элемент защиты — блистеровочная фольга с полосами авторизованного голографического изображения. Они не препятствуют выдавливанию таблеток, но повреждённая голограмма повторно использована быть не может.

Экономичные решения

Целлофанирование, разрывная лента, ламинированный картон — как правило, атрибуты продуктов из ценовых сегментов выше среднего. Но проблемы подделки не обходят и эконом-класс, где распространена наиболее демократичная гибкая упаковка. Решения по её авторизации также известны на российском потребительском рынке. Например, упаковка семечек «Большой стакан» от компании «Мыс доброй надежды» изготовлена методом глубокой межслойной печати с ламинированием голографической авторизованной полипропиленовой плёнкой (рис. 4).

Как и ранее, мы имеем дело с упаковочными материалами, обладающими теми же свойствами, что и их не имеющие защитных признаков аналоги. Защитные материалы могут использоваться в рамках стандартных упаковочных процессов и изготовления упаковки без переналадки оборудования и затрат на дооснащение. Потому при оценке параметра цена/надёжность защиты они выигрывают у традиционной маркировки.

Для интеграции защитных признаков в этикетку традиционно используют фольгу горячего тиснения. Ввиду дороговизны применение голографической фольги в этой сфере ограничено. Зато приобретают популярность голографические трансферные технологии. Суть в использовании специальной плёнки HoloPRO в качестве матрицы, с которой голографический микрорельеф переносится на поверхность этикетки методом УФ-закрепления лака. Процесс аналогичен получению барельефов из заливаемых гипсом форм. Плёнку можно использовать вторично, что радикально сказывается на экономичности процесса, позволяя переносить трансферную методику на продукты массового потребления. Тем более что секция холодного тиснения, необходимая для её реализации, давно перестала быть редкостью в российских флексографских типографиях.

Эффективные голограммы

В представленном обзоре упор сделан на голографические средства. Проще всего было бы отнести это на счёт пристрастий автора. Но дело не только в этом. В основе голографических методов создания изображений лежат физические принципы, отличные от фотографического процесса, на котором базируется полиграфия. Соответственно, воспроизвести одно другим нереально. Принцип же «разделяй и властвуй» — основа большинства методов защиты от подделки.

Другой фактор, влияющий на популярность голографии как метода защиты от подделки, уже доказан примерами. Это адаптивность голографических материалов и технологий к созданию упаковки и этикетки. Есть и третий, всё чаще принимаемый в расчёт. Независимо от функции (защитной или декоративной) голографическое изображение делает упаковку оригинальнее за счёт дополнительных визуальных эффектов. Что позволяет отнести голографические материалы к одному из эффективных средств увеличения продаж, привлечения покупателя к товару на магазинной полке.

Неизбежен вывод об объективном характере популярности в упаковке голографических материалов и технологий. Очевиден и выбор производителей товара в ситуации, когда внедряемый в упаковку или этикетку защитный признак технологичен, экономичен, надёжен, да ещё и выполняет часть столь необходимых рекламных функций.

Об авторе: Павел Дмитриков (paul@holograte.net), генеральный директор компании «ХолоГрэйт-ПАК».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59