Печать упаковки и этикетки становится едва ли не самым прибыльным бизнесом в полиграфии. Объёмы её выпуска растут с каждым днём, многообразие макетов одной торговой марки иногда вгоняет в тоску специалистов допечатных отделов; заказчики, словно сговорившись, требуют фотореалистичных изображений, высоких линиатур и соответствия цветопробе, порой отпечатанной на струйном принтере. Однако, как утверждает арт-директор дизайн-студии Geoz Георгий Зыков (его интереснейшую статью на эту тему читайте в следующем номере), «зачастую это лишь результат обезьянства с дорогих западных брендов, в основе которого — желание сделать “дорого” по невысокой цене». По его мнению, «главное кредо профессионального дизайнера стандартных флексографских макетов — поменьше растровой графики; Photoshop может всё испортить. Флексография не любит сложных картинок, но любит Illustrator (не выше 10) и пантоны».
В ином, но схожем стиле высказывается главный технолог компании «Полифлекс» Константин Зенюков: «Сегодня на рынок печатных услуг выходят компании, оснащённые отличными флексомашинами, печатающими твёрдыми цифровыми формами самые сложные сюжеты. Однако не стоит забывать о среднестатистическом уровне российских производств, чьё оборудование не даёт повода расслабляться, забывать об ограничениях флексографского способа печати — проблемах со стартующими с нуля градиентами, муаром, невысоким уровнем детализации… Характерный пример — дизайнер растягивает на полный экран изображение лимона и тщательно прорабатывает его детали, напрочь забывая, что картинка будет печататься с линиатурой 110 lpi, а её размер не превысит пятикопеечной монеты. А привычный к работе с офсетными типографиями специалист включает в область высоких светов градиентный переход от зелёного к красному… Результат заранее известен опытному технологу: удары плотностей циана и мадженты на устойчивом жёлтом фоне». Не меньше головной боли доставляет уйма иных нюансов, знание которых — прямая обязанность дизайнера, что убедительно доказывают авторы обеих тематических статей номера.
Технические неувязки дополняют организационные, источник которых — непростые взаимоотношения дизайнеров с типографиями. Например, Маргарита Журавлёва из дизайн-студии «100% КПД» делит печатные производства на два типа: «изначально согласные на любой срок исполнения заказа, но потом безбожно тянущие с исполнением, и заранее говорящие “две недели”, но знающие, что всё сделают за два дня».
По словам главного технолога «Пакетти» Юрия Штрауса, «один из источников проблем с макетом — отсутствие прямой связи между производством и дизайн-студией, частая причина чему — выступающий в роли посредника заказчик, порой даже не представляющий, каким способом и на каком материале пойдёт печать. Решить конфликт, вызванный несоответствием результата печати на металлизированной плёнке аналоговой цветопробе заказчика, мы смогли лишь после прямых консультаций допечатного отдела с дизайн-студией».
Конфликт интересов трёх сторон (дизайнера, заказчика и печатника) неизбежен, но может и должен быть сглажен, благодаря их неформальному и заинтересованному отношению. И роль дизайнера в сложном процессе реализации заказа трудно переоценить: именно он закладывает фундамент для будущего успешного изделия. Степень же его прочности сильно зависит не только от креативности создателя, но и от качества и глубины его технологической и организационной подготовки.