101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стандартизация допечати

  • Андрей Лыгун
  • 5 ноября 2007 г.
  • 7036
Основные новшества в допечатном секторе, помимо перехода на более экологичные решения в CTP-пластинах и расширения ассортимента за счёт более доступных CTP-устройств, — стремление добиться стандартизации и предсказуемости техпроцесса с помощью ПО и измерительного оборудования.

Второй раз подряд «Полиграф-Интер» проходил в огромном выставочном комплексе «Крокус-Экспо», формально находящемся в Подмосковье — с внешней стороны МКАД. Возможно, в прошлый раз у кого-то ещё были сомнения по поводу целесообразности съезда с привычного места в Сокольниках. Теперь стало понятно — там выставка просто не поместилась бы.

Для посетителей главным было добраться до выставки. От ближайших станций метро их возили бесплатные автобусы. Жалобы автомобилистов на пробки стали слишком традиционными, чтобы обращать на них внимание. Впрочем, руководство комплекса всё-таки пытается решить проблему — к следующему году обещано построить подъезд с внутренней стороны МКАД.

Преимущество огромной территории комплекса очевидно. Мест для парковки хватало в любое время (многие впервые узнали о дополнительной парковке на крыше павильона), касс было даже больше, чем необходимо, а сотрудники охраны старались не задерживать посетителей на входе.

Главный прокол организаторов — перенос программы семинаров в соседний с выставочным, 2-й, павильон. Никаких указателей не было, и многие просто не нашли к нему дорогу. В результате на большинстве семинаров присутствовало всего несколько человек — самых упорных и находчивых. Зато там было тихо…

Компьютеры

Прошли времена, когда на выставках дизайна, рекламы или полиграфии компьютеры демонстрировались как отдельные экспонаты. Сейчас это обычные инструменты, как авторучка или степплер, только подороже. И всё же на стендах «МакЦентр» (название обязывало) и NBZ можно было взглянуть на новейшие Apple Macintosh на базе процессора Intel (кто бы мог об этом подумать три года назад!), включая Mac Pro и изящные iMac в алюминиевом корпусе. Профессиональные мониторы для рынка графики были на стендах «Комлайн» (Quato Intelli Proof) и «Легион» (Nec MultiSync) — все на основе ЖК-технологий. Новых мышек и клавиатур для полиграфистов, увы, не было. А хотелось бы!

Программное обеспечение

ПО для автоматизации участка допечатной подготовки показывали «Терем» (Agfa :Apogee), «Ям Интернешнл» (Fujifilm Celebrant и новая XMF), «Гейдельберг-СНГ» (Heidelberg MetaDimension и Prinect), «Нисса» (Kodak Prinergy), HGS (Screen Trueflow). Назначение всех систем: принять файл, оптимизировать и проверить, выполнить спуск полос, вывести на принтер или экран пробу, произвести растрирование и вывести изображение на плёнку или форму. Общей тенденцией стал переход на обработку изображений в формате PDF по технологии Adobe PDF Print Engine (APPE). Поставщики обещают повышение скорости и корректную обработку эффектов, предусмотренных в PDF, но отсутствующих в PostScript (например, прозрачности).

Особенность ПО Kodak Prinergy была заметна с первого взгляда на пользовательский интерфейс — не нужно даже прикасаться к мыши и клавиатуре: программа переведена на русский язык. Это гораздо важнее, чем множество других функций. Cамое интересное в новой системе для организации техпроцесса FujiFilm XMF (стенд «ЯМ Интернешнл») — реализация экранной цветопробы. Проверить цветопередачу или увидеть растровую розетку позволяют все системы. Владелец же XMF может гораздо больше: посмотреть, как листаются страницы (и проверить их порядок), «повертеть» издание возле света, чтобы оценить эффект лакировки, убедиться, что запланированный конгрев даст нужный результат. Полученную трёхмерную модель можно экспортировать и отправить заказчику — для просмотра ему достаточно иметь обычный компьютер без специального ПО.

Решения для формных процессов

Единственное устройство на выставке для вывода цветоделённых плёнок мы обнаружили на стенде «Комлайн»: печатающий на плёнках лазерный принтер Xante FilmMaker 3. Остальные решения для формного участка основаны на системах CTP. В этом году мы обнаружили на стендах более двух десятков систем, два года назад их было 17. По количеству установленных устройств лидировали термальные модели: 12 против 8-ми (два года назад «фиолетовые» победили с преимуществом в один экземпляр). Один аппарат относился к лагерю «ультрафиолета», представители которого работают с традиционными аналоговыми пластинами. А среди производителей и поставщиков победила «Нисса» — на её стенде были 4 аппарата Kodak.

Планшетные CTP на стендах «Терема» (слева) и «Ниссы» (справа)

Начальный уровень на стенде «Терем» был представлен планшетным фиолетовым ECRM Maco 4x. Конкуренция в этом сегменте может обостриться — у ECRM появились соперники. На стенде «Нисса» впервые демонстрировался планшетный Kodak Violet Solution (это ECRM Mako News, поставляемый под именем Kodak в рамках недавнего OEM-соглашения), а у «ЯМ Интернешнл» — новый для нашего рынка Krause Smart’n’Easy Jet из Германии: один фиолетовый лазер, разрешение 1016–1270 dpi, макс. формат пластин 640в940 мм, скорость до 100 форм формата 315в470 мм/ч. Видимо, у сегмента есть перспективы, раз на нём появляются новые игроки. Ещё об одном заявила «Диахром» — «фиолетовые» CTP Revolution 8 от Colenta (Австрия). Xante купила RIPit и Exxtra и теперь предлагает не только альтернативные технологии изготовления форм на базе лазерных принтеров, но и более привычный CTP SpeedSetter VM2 (на стенде «Комлайн»).

На Западе всё больше внимания обращают на экологическую чистоту производства. Рано или поздно тенденция проявится и у нас. Стремясь застолбить нишу, несколько поставщиков впервые показывали решения на базе беспроцессных и свободных от химии CTP-пластин. Правда, пока экологическая чистота — последний аргумент, поставщики больше упирают на компактность решений и экономическую эффективность для малых типографий с небольшим объёмом вывода. «Терем» и «ВИП-Системы» демонстрировали AGFA Acento IIS с процессором для обработки (только промывки) пластин AGFA :Azura. Специалисты «Ниссы» на новом Kodak Trendsetter 400III выводили беспроцессную Kodak Termal Direct. Все желающие могли убедиться, что рассказы о низком контрасте экспонированной пластины и последующей путанице с сепарациями или сюжетами сильно преувеличены. На стенде «Комлайн» CTP Presstek Dimension 450 работал с фирменными пластинами, не требующими химической обработки.

Luescher XPose UVconventional на стенде «Легион» может экспонировать аналоговые пластины

В мире CTP вновь разгораются споры вокруг технологии прямого экспонирования обычных аналоговых офсетных форм. Такой аппарат был на стенде «Легион» — 8-полосный Luescher XPose! 230 UVconventional. Цена выше, чем у аналогичного по формату и производительности термального, но, как считают создатели, разница должна быстро (за несколько месяцев при большом объёме вывода) окупиться за счёт экономии на расходниках. А если цифровые пластины когда-нибудь станут дешевле аналоговых, владелец аппарата превратит его в обычный термальный XPose!

Изучая распределение CTP-систем по форматам, отметим уменьшение доли (только на выставке, а не в общем объёме продаж) крупноформатных систем (от 8-ми полос). На прошлой выставке они были в большинстве: 10 против 7-ми. В этот раз соотношение изменилось: тринадцать 4-6-полосных аппаратов. Кроме уже описанных, в команду вошли Fujifilm Luxel V6 («ЯМ Интернешнл»), Heidelberg Suprasetter A52 («Гейдельберг-СНГ» впервые показала машины этой серии в России), Screen Plate-Rite 4300 (HGS), HighWater Python («Иприс»).

Среди 8-ми крупноформатных аппаратов — AGFA :Avalon LF («Терем»), Fuji Luxel V8HD («ЯМ Интернешнл»), Heidelberg SupraSetter A105, Kodak Magnus 800III («Нисса»), Screen PlateRite 8200 Niagara («Полиграфические системы»). Целую линию для производства газетных форм организовала «Нисса». Kodak TrendSetter News 150 был дополнен автоматическим загрузчиком Nela PL-T ёмкостью 300 форм макс. формата, на выходе установлен проявочный процессор G&J Interplater HD Polymer, а последним элементом линии было устройство для двусторонней перфорации и загибки офсетных форм Nela RAO Evolution 900.

Цветопроба

Самым крупноформатным CTP на выставке оказался 16-полосный Screen PlateRite 16000IIS на стенде HGS

Единственную систему цветопробы со специализированным выводным устройством афишировал «МакЦентр» — Chromalin Digital Proof Blue 2. Остальные поставщики и производители предпочитают использовать массовые принтеры, популярна серия Epson Stylus Pro. На стенде «Гейдельберг-СНГ» и «ЮнитКолор» — Oki C9800 для быстрого вывода проб, когда производительность важнее, чем точность цветопередачи. Все принтеры работают под управлением специализированного ПО — либо встроенного в фирменные системы организации техпроцесса, либо отдельных растровых процессоров. Из уже знакомых по прошлой выставке отметим программные продукты GMG ColorProof (стенд «Нисса»), EFI ColorProof («ЮнитКолор» и «Легион»). Новый для России продукт показала HGS, начавшая поставки ORIS ColorTuner (первая продажа уже состоялась). Ещё одна новинка со старым именем у «ЮнитКолор»Kodak MatchPrint ColorProof. О заложенной в этой системе новой для цифровой пробы (но обычной для аналоговых систем) концепции рассказал технический директор «ЮнитКолор» Алексей Грибунин. Разработчики пожертвовали гибкостью, присущей другим цифровым цветопробам, и реализовали систему, максимально устойчивую не только к ошибкам оператора, но даже к намеренным действиям, направленным на искажение цветопередачи. ПО настроено на имитацию стандартной офсетной печати (ISO 12647) и функционирует на выделенном компьютере, к которому не нужно подключать ни монитор, ни клавиатуру. У оператора пробы нет никаких возможностей изменить параметры печати. Проверку цветопередачи с помощью спектрофотометра нужно выполнять регулярно, иначе система откажется работать.

От автозагрузчика до перфоратора – полный комплекс для производства газетных форм на стенде Ниссы

Проверка цифровых цветопробных отпечатков на правильность цветопередачи стала всеобщим увлечением производителей. Принцип работы схож — с помощью спектрофотометра измеряют шкалу FOGRA/UGRA MediaWedge, напечатанную на пробе; программа сравнивает цветовые координаты с эталоном; результат печатает на самоклеящейся этикетке небольшой специализированный принтер. А этикетка, наклеенная на пробу, является доказательством её корректности.

Измерительное оборудование

В России популярны приборы для измерения цвета X-Rite. В этом убеждала и выставка: многие компании использовали их не как выставочные экспонаты, а как инструменты для работы со своим оборудованием. А узнать больше о приборах можно было на стендах представительства X-Rite, HGS и «ЮнитКолор». X-Rite выпускает приборы и для формного участка (монохромные денситометры и цифровые микроскопы для линеаризации фотовыводных аппаратов или CTP), и для печатного цеха (цветные денситометры). HGS показала X-Rite IntelliTrax. Это автоматический сканирующий денситометр (D) или спектрофотометр для контроля 4‑красочной (стандартно) и более печати, а также построения профилей печатной машины.

X-Rite Eye-One iSis автоматически измеряет тестовые шкалы до формата А4

Заметную конкуренцию продуктам X-Rite оказывает только Techkon: её денситометры и цифровые микроскопы — завсегдатаи формных участков и печатных цехов типографий. Желающие их иметь узнавали подробности и лицезрели приборы на стенде «МакЦентр». Среди новинок — направляющая механическая линейка Linear Track LT (3000–4000 евро; в зависимости от длины поля сканирования). К подвижному кронштейну линейки на магните крепится измерительный прибор. После установки печатного листа, позиционирования инструмента и нажатия клавиши он автоматически продвигается вдоль сканируемой шкалы. Данные анализируются и отображаются через ПО Techkon ExPresso (или программы-аналоги).

«Графитек» демонстрировала продукцию Pantone: калибраторы для мониторов EyeOne Display (выпускаемые всё тем же X-Rite) и собственные цветовые каталоги.


ESKO Graphics и ArtWork Systems объединились

Брифинг, посвящённый этому событию, провели ГК «ВИП-Системы» и обретшая новое имя EskoArtWork. Менеджер по региональным продажам в России и странах СНГ EskoArtWork Алексей Гнуни рассказал, что первое время после объединения на рынке не случится никаких изменений. Продажей и поддержкой продуктового ряда оборудования и программ ESKO Graphics продолжит заниматься ГК «ВИП-Системы», а ПО ArtWork Systems — Legion. Цены на продукцию и условия сервисных контрактов не изменятся. Об интеграции программных продуктов компаний речи пока нет. ArtWork традиционно ориентировалась на пользователей Macintosh, а программные продукты ESKO Graphics разработаны для обеих платформ.

Сергей Спилка («ВИП-Системы») сообщил о том, что в России за последний год было реализовано несколько крупных проектов по продуктам Esko. В качестве примера он привёл внедрение системы управления рабочими потоками на российском заводе «Тетрапак», поставку оборудования крупнейшим предприятиям судостроительной отрасли, увеличение количества оборудования Esko в отрасли упаковки и производителей этикетки. Принято совместное с EskoArtWork решение об открытии в России сервисного склада для владельцев оборудования Esko, имеющих сервисные контракты. Хранящиеся на нём запчасти общей стоимостью более 100 тыс. евро поддержат тенденцию увеличения парка оборудования Esko в России.


Совместные News

На выставке наше внимание привлёк экспонат, не представленный ни на одном стенде. Новый газетный Alinte News создан в сотрудничестве FFEI и DotLine. Честно говоря, это был только повод — вряд ли ещё один газетный CTP существенно изменит ситуацию на рынке. Гораздо интереснее узнать о перспективах сотрудничества компаний и планах FFEI, впервые (по крайней мере, в России) представшей как независимый производитель CTP-систем. Мы пообщались с представителями FFEI и DotLine и вот что узнали.

FFEI выпускает системы CTP, известные в России под именем Fujifilm Luxel. Именно Fujifilm — основной партнёр FFEI, а до недавнего времени — и один из самых крупных акционеров. В России совсем неизвестна другая продукция компании — оборудование и ПО для сканирования и анализа медицинских рентгеновских снимков, аппараты струйной печати УФ-отверждаемыми чернилами для рынка упаковки. Желание уделять этим направлениям больше внимания — одна из причин выхода компании в самостоятельное плавание.

Тем не менее, рынок CTP — основной для FFEI, и руководство компании решило предложить ему специализированную газетную систему. Alinte News разработан DotLine и почти идентичен её аппаратам. FFEI будет выпускать Alinte News на своём заводе и поставлять под собственным брендом. На решение вопросов с поставками в Россию потребуется время — придётся учесть множество нюансов, связанных с тем, что продукцию FFEI и Dotline поставляют конкурирующие компании: «ЯМ Интернешнл» и «Легион». Кроме того, имя FFEI в России пока мало известно. Publish продолжает следить за развитием ситуации…


45 лет – время менять паспорт. И цвет…

Трудно поверить, но та цветовая система Pantone, которой пользуются большинство полиграфистов (включая цветовые справочники, базовые краски, рецептуру приготовления нужных красок), появилась намного раньше, чем персональные компьютеры пришли в полиграфию. Ей уже 45 лет! Конечно, периодически появлялись новые цвета, технология печати «вееров» менялась, но принципы оставались. Видимо, в Pantone решили, что пришла пора обновления, и создали совершенно новую систему Pantone Goe. В первую очередь изменились базовые краски — их основой являются современные пигменты с повышенным цветовым охватом. Кроме того, они обеспечивают стабильную печать и лучше выдерживают лакирование. На основе новых красок была разработана палитра из 2058 цветов. Об этом рассказал Пётр Кузнецов («Графитек») на презентации новой цветовой системы.

Почти одновременно с анонсом Goe пришла новость о покупке Pantone компанией X-Rite… Совпадение? Никакой информации об изменении модельного ряда, каналов продаж и цен пока нет.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
И один в поле воин

Этот текст всецело будет посвящён специалисту по цвету Рою Бернсу.

Текстильлегпром 2024

В сентябре в Москве прошла очередная выставка «Текстильлегпром». На этот раз она проходила не на ВДНХ, а в одном из залов выставочного комплекса «Крокус».

С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 50