101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Укрощение прозрачности*

  • Джозеф Марин, Трейси Райан
  • 9 октября 2007 г.
  • 28201
После того как Adobe предложила концепцию прозрачных объектов, дизайнеры получили больше свободы творчества, смешивая цвета наложением растровых и векторных объектов. Для печатников же и специалистов по допечатной подготовке прозрачность означала лишь дополнительные производственные проблемы.

Как любую новую технологию (вспомните шрифты TrueType), дизайнеры стали активно применять прозрачность ещё до того, как её научились качественно воспроизводить. PostScript не «понимает» прозрачности (так же как PDF версии 1.3 и более ранних), а поскольку масса современных высокопроизводительных устройств вывода (включая работающие непосредственно с PDF-файлами) перед печатью переводят получаемые данные на язык PostScript, результат воспроизведения прозрачных объектов порой непредсказуем.

Рис. 1. Объект с прозрачностью до (вверху) и после (внизу) расчёта

Прозрачность появилась намного позже PostScript, и у RIP на базе PostScript возникают проблемы с её интерпретацией. Красивая мягкая тень на печати превратилась в грубый чёрный фрагмент? Значит, обрабатывавший файл PostScript RIP не знал, как интерпретировать прозрачность. Перед отправкой на любое выводное PostScript-устройство, на одном из этапов техпроцесса должен быть выполнен расчёт (flattening) прозрачных объектов (рис. 1).

Прозрачность присутствует в файлах в разных формах, и чтобы корректно с ней работать, необходимо эти формы знать. В программах Adobe CS 2 графический объект становится источником прозрачности при наличии следующих условий:

  • маски непрозрачности (Opacity mask, Adobe Illustrator) или уровня непрозрачности ниже 100%;
  • режима наложения (Blending mode), отличного от Normal;
  • элемента тени (Drop shadow) или размытия (Feather);
  • эффекта внутреннего или внешнего свечения (Glow, Adobe Illustrator);
  • применения к заливке или штриховке стиля (Style), кисти (Brush), узора (Pattern) или фильтра с одним из перечисленных свойств;
  • вставленного файла Adobe Photoshop (оригинальный формат, PDF или TIFF) с прозрачным фоном;
  • вставленного файла Adobe Illustrator (оригинальный формат или PDF), один или несколько объектов которого имеют перечисленные свойства.

QuarkXPress 7 позволяет создавать тени (drop shadows) и добавлять прозрачность к объекту иными способами, но поскольку весь вывод из Quark базируется на PostScript (даже экспорт в PDF), расчёт прозрачностей нужно выполнять в соответствии с заданным разрешением битовой карты (bitmap) или удалять после создания PDF.

Дизайн: укрощение прозрачности

Наличие инструмента не означает, что его можно (или должно) использовать в любой ситуации — никто ведь не красит кухню зубной щёткой! Тот же принцип применим и к прозрачности — используйте её с умом. Для получения 50% тона вместо непрозрачности измените тень или оттенок. Ниже приведены базовые правила применения прозрачности в дизайнах.

Прозрачность и векторные объекты. Текст и векторные объекты должны быть в слоях, размещённых поверх прозрачных. В противном случае оказавшиеся под прозрачными векторные элементы могут быть преобразованы в растровые, а текст переведён в кривые, став жирнее («толще»). Утолщённые линии не всегда распознаются при распечатке цветопроб на устройствах низкого разрешения (струйном или настольном принтере), а вот при выводе форм проявятся обязательно. Помните, что векторные объекты и текст в верхнем слое защищены от перевода в кривые и растрирования.

Рис. 2. Макет с прозрачностью, расчёт которой был выполнен с отключённой (вверху) и включённой (внизу) функцией Overprint Preview

Просмотр готовых элементов прозрачностей на мониторе. Поможет предотвратить потенциальные ошибки при печати элементов дизайна в режиме overprint. Это особенно важно: чтобы сохранить скомбинированные с прозрачностью смесевые цвета, алгоритм расчёта прозрачностей часто использует overprint. Активизация Overprint Preview в программах CS3 (меню View>Overprint Preview в Adobe InDesign и Adobe Illustrator, Advanced>Print Production>Overprint Preview в Adobe Acrobat 8) покажет, как краски будут накладываться при печати. И поскольку инструмент даёт точное представление о порядке печати объектов, все неточности макета можно откорректировать заранее (рис. 2).

Печать: интерпретация прозрачности

Кто должен выполнять расчёт прозрачных объектов: разработчик дизайна или типография? После расчёта объекты не редактируются, ибо изображения разбиваются на «элементарные области» из растровых и векторных объектов без прозрачности. Далеко не все производственники согласны нести ответственность за связанные с результатом расчётов проблемы и требуют предоставлять PDF-файлы с уже встроенными прозрачными объектами, поскольку специалисты по допечатной подготовке с этой задачей справляются лучше.

Параметры расчёта. В оптимальном варианте настройки прозрачности должны сохранять максимум векторных данных, так как при растрировании объекты (включая текст) преобразуются в растровые изображения с фиксированным разрешением. Оптимальный выбор для подстраховки — опция High resolution, рекомендованная по умолчанию в программах CS3 (рис. 3).

Рис. 3. Заданная по умолчанию настройка High resolution в модуле расчёта прозрачности программ CS3 отлично подходит для обработки прозрачных объектов

Настройки по умолчанию расчётного модуля Transparency Flattener в Adobe Illustrator и Adobe InDesign соответствуют параметрам аналогичного встроенного модуля в Adobe Acrobat 8 (Transparency Flattener, меню Print Production и PDF Optimizer). Помните, что установленный по умолчанию режим расчёта «с высоким разрешением» (high resolution) имеет мало общего с истинным разрешением файла — речь идёт о сохранении векторных объектов вместо преобразования в растровые. Настройки Flattener предусматривают увеличение разрешения векторных и текстовых объектов, преобразуемых в битмэпы, или конвертацию их в кривые. При бегунке «растр–вектор», максимально смещённом влево, весь файл целиком растрируется.

Белые линии на месте обработки объектов. Тонкие белые линии в обработанных файлах отмечают края рассчитанных областей прозрачности. Как правило, они видны только на экране и не проявляются при печати. Чтобы в программах Adobe просмотра PDF-файлов (Acrobat или Reader) артефакты исчезли, откорректируйте параметры просмотра: на вкладке с настройками страницы в окне Preferences/Page Display снимите флажки Smooth line art (Cглаживание векторных объектов) и Smooth images (Cглаживание изображений).

В ряде случаев линии могут проявиться на оттиске — обычно при обработке растровыми процессорами с функцией InRIP-trapping, выполняющей наложение одних объектов на другие. Если между мини-областями задано формирование «заслонки» (pull-back trap), в месте их контакта возникнет просвет. Для решения проблемы отключите в программе опцию треппинга Image-to-image.

Свет в конце туннеля

Уже доступны RIP, обрабатывающие прозрачные объекты, включая Harlequin Eclipse и недавно анонсированный пакет Adobe PDF Print Engine. Последний выполняет прямое преобразование PDF-файлов без первичной конвертации в PostScript (именно так поступают с PDF-файлами процессоры Adobe CPSI RIP). Со временем все базирующиеся на платформе Adobe системы управления техпроцессом (workflow) и RIP будут модернизированы до уровня PDF Print Engine, что снимет необходимость расчёта прозрачности в исходных дизайнерских программах.

Об авторах: Джозеф Марин, старший технолог по допечатным процессам американской ассоциации PIA/GATF; Трейси Райан, арт-директор PIA/GATF. Больше советов по этой теме в книге «Secrets Revealed» («Открывая секреты»), вышедшей в апреле 2007 г., соавторами которой они являются.


* Перепечатывается с разрешения редакции Flexo magazine


НАШИ

Несмотря на ряд неточностей, статья крайне полезна и своевременна. Хотя дать универсальные рекомендации в работе такого объёма невозможно, авторы подняли несколько принципиальных вопросов.

Следует чётко отличать ситуации, в которых прозрачность — однозначное зло, от тех, где она может облегчить жизнь партнёрам по работе. Коммерческий офсет или оперативная цифровая печать, получая данные от заказчика, как правило, не ставят задачу их доработки. Для них идеальный вариант — слепой обмен информацией, при которой полученные задания сразу отправляются на вывод. Такую схему подразумевает обмен данными в популярном (и стандартизированном ISO) формате PDF/X, где прозрачности однозначно запрещены.

Впрочем, большинство проблем современных workflow связаны не с тем, что они не в состоянии напрямую выполнить рендеринг PDF с прозрачностями (ядро Adobe CPSI умело это уже в версии 3016, которой не один год). Рендеринг и растрирование — лишь часть задач, которые эти системы призваны решать. Есть ещё управление цветоделением, цветопреобразование, треппинг. Чтобы работать корректно, все они должны быть реализованы с учётом присутствия прозрачностей. А это требует от производителей решения множества концептуальных вопросов. Например, четыре из 16-ти описанных в спецификации PDF режимов наложения (blend modes) подразумевают предварительное преобразование в трёхкомпонентное цветовое пространство, причём детали этого преобразования не описаны (режимы Hue, Saturation, Color и Luminosity). Как конкретный RIP выполнит для них цветоделение — вопрос открытый.

Есть и чисто технические особенности, которые нужно учесть: если дизайнер вместо обтравочного контура (clipping path) для растрового объекта использовал маску прозрачности (opacity mask), то механизму объектного треппинга хорошо бы эту маску трассировать, иначе повода для создания элемента треппинга попросту не будет. В результате большинство производителей RIP и workflow пошли по пути наименьшего сопротивления и выполняют расчёт прозрачностей прямо на входе, хотя здесь у алгоритмов Adobe свои трудности. Зато им не пришлось менять остальную «начинку», написанную во времена, когда прозрачностей в PDF не существовало.

В упаковке, этикетке, флексографской печати подавляющее большинство работ требуют редактирования, цветокоррекции, треппинга. И рекомендации, например, Ghent PDF Workgroup, уточняющие и ужесточающие спецификации PDF/X в соответствии с требованиями различных сегментов полиграфического производства, применительно к упаковке делают исключение как раз для прозрачностей. Не в последнюю очередь потому, что большинство профессиональных программных продуктов давно уже в состоянии эффективно работать с ними (по крайней мере, это справедливо для всех продуктов Artwork Systems). Да и механизмы расчёта прозрачностей (если таковые востребованы на дальнейших стадиях техпроцесса) в них зачастую реализованы технологичнее, чем у рассчитанных на массовый рынок продуктов.

Если дизайнерам наличие инструментария для работы с прозрачностями расширяет палитру изобразительных средств (поэтому прозрачности и оказались востребованы), то почему нельзя применить их с пользой для решения задач допечатной подготовки? Режимы наложения Darken и Lighten — идеальный инструмент для построения треппинга; маски прозрачностей используются, например, в ArtPro для компенсации искажений цвета при термоусадке.

Выход же коммерческих продуктов на базе Adobe PDF Print Engine — повод всем, связанным с допечатной подготовкой для упаковки, серьёзно задуматься о внедрении в техпроцесс PDF и переходе на композитный workflow. Будет непросто, но если не начать сейчас, то в обозримом будущем можно оказаться в ситуации, которая возникла в своё время у обладателей PostScript RIP Level 1, — программы Adobe просто «разучились» таковой создавать.

Александр Дроздов (a.drozdov@legion.ru), технический специалист группы компаний «Легион»


От первого лица

Во избежание проблем при печати прозрачных областей Esko разработала сертифицированную Adobe технологию Certln/PDFlib, нормализующую файлы (E)PS, PDF и EPF. Ядро Certln внедрено в графический редактор PackEdge (входит в состав пакета Plato) и работает как интерпретатор PS для растрового процессора. В модулях BackStage для создания систем управления рабочими потоками технология представлена задачей Normalize PostScript/PDF/Illustrator 8.0 file, нормализующей файлы PS/EPS/PDF, а также файлы в формате Adobe Illustrator (версий 8.0 и младших) для использования в производственных файлах Scope (Scope PDF или Scope GRS), загружаемых в редакторы Esko или обрабатываемых в среде Esko FlexRip/Proof.

Поддерживается нормализация форматов PS версий level 3 (и младших), PDF 1.6 (и младших), PDF/X1, файлов в формате Adobe Illustrator версии 8.0 (и младших). Для импорта файлов Adobe Illustrator версий 9.0 (и старших) Esko рекомендует применять специализированный и оптимизированный рабочий поток EskoPrepFile (EPF). Тому же служит Normalize EPF file. Для оптимизации используется и задача Image import, создающая из собственных изображений полутоновые объекты Esko-CT, чьё главное преимущество — небольшой размер благодаря выполняемой компрессии. Тем не менее, начиная с 2003 г. во все прикладные программы Esko включена функция Native Image Support, обеспечивающая полную поддержку стандартных файлов EPS, TIFF и PSD.

Давид Фиерлафин (David.Fierlafijn@esko.com), менеджер по продажам прикладных систем EskoArtwork, Алексей Якимов (jam@vipsys.ru), ведущий эксперт компании «ВИП-Системы»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59