Выставка традиционно считается главной для производителей широкоформатных принтеров. Едва наметившийся два года назад интерес к УФ-печати в прошлом году окреп, а ныне УФ-моделей представлено почти полтора десятка. Почему? Это самый динамичный сектор, а маржа на нём ещё позволяет поставщикам сольвентных машин и клиентам вспомнить годы, когда бизнес сверхширокоформатной печати только начинался и рос как на дрожжах.
Вот и мы в обзоре сосредоточимся на УФ-решениях.
Хотя российские выставки традиционно прагматичны (большую часть оборудования привозят не на показ, а уже после продажи клиенту), без премьер не обошлось. Впрочем, почти все они местного масштаба (исключение — Durst Rho 351R). Чего же ожидать, когда производители УФ-техники считают своим долгом любой ценой показать машину на Fespa? А если она совсем «сырая», значит, придётся подождать Drupa-2008…
Промышленных УФ-машин было относительно немного. SignArt показала новейший рулонный Durst Rho 351R с производительностью до 170 м2/ч. 16 печатающих головок Durst Quadro имеют физическое разрешение 400/600 dpi. Возможна двусторонняя печать, приводка обеспечивается автоматически. А буквально через несколько дней после окончания выставки компания объявила о первом контракте на планшетный Durst Rho 800 (будет установлен в феврале).
На стенде Megafactory — премьера приобретённого Spuhl Virtu RS 35/48. Гибридный аппарат с 48-ю печатающими головками Spectra при ширине печати 3,5 м выдаёт до 150 м2/ч. Макс. конфигурация — 6 цветов плюс белый. Толщина материала до 95 мм, нагрузка до 50 кг/м2. Подробности см. во врезке «Вы получаете ровно то, за что платите!».
Гибридную IP&I Cube 260UV (5 млн руб.) показала Giftec. При ширине печати до 2,6 м работа с материалами высотой до 100 мм. Печатающих головок 8 (Konica-Minolta 512 с размером капли 14 пл), скорость до 45 м2/ч.
Часть экспонатов попали на выставку прямиком с «ПолиграфИнтер-2007». Среди них — гибридный VUTEk QS 2000 на стенде «Нисса Центрум». Кстати, она едва ли не единственная, показавшая листовую электрофотографическую технику, включая новейший Canon ImagePress C7000VP. Плюс послепечать для цифры от Duplo.
Другой экспонат, знакомый по главной полиграфической выставке, у «Времена года» — AGFA :Anapurna M (3,3 млн руб.). Там же трудился гибридный Luyi Eureka 2508GY (2,8 млн руб.). Оснащённый 8-ю головками Spectra Galaxy 256 принтер печатает до 20 м2/ч на материалах толщиной до 25 мм.
Самый серьёзный из планшетников тоже знаком по «ПолиграфИнтер» — Mimaki JF-1631 у «GMP-Русском». Её генеральный директор Дмитрий Сибильский отметил, что модель только начала поставляться, а первая инсталляция уже состоялась.
Официальный дистрибьютор Teckwin ТД «Папиллонс» показала давно выпускающийся гибридный TeckSmart UV1600 (в самом быстром режиме — до 26 м2/ч).
Рекордное количество УФ-моделей уместила на относительно небольшом стенде новосибирская «САН» — 2 принтера NEO UV-LED и один с обычными УФ-лампами. Как отметили её представители, российский рынок для них — лишь один из многих. За месяц «САН» участвовала в трёх выставках, в т. ч. ViscomSign (Мадрид) и SGIA-07 (Орландо). Это единственный российский производитель широкоформатных принтеров и чернил для них, мировой пионер УФ-отверждения светодиодами.
ATDesign, недавно заключившая соглашение о сотрудничестве с Flora, показала гибридную модель F1 180 BA шириной 1,83 м. Печатающие головки Toshiba Tec с переменным размером капли, цветовая модель CMYK + белый, скорость до 36 м2/ч. Дистрибьютор Sericol решил сосредоточиться только на УФ-принтерах и представил новинку от Fujifilm — Acuity HD 2504 с печатающими головками Xaar 318 с переменным размером капли и разрешением до 1440 dpi.
Близнец Acuity (а точнее — оригинал от Oce) Oce Arizona 250GT обосновался неподалёку, на стенде «ЛРТ». Её генеральный директор Вадим Кирбатов отметил большой интерес к очень удачной планшетной модели — в сентябре в России было уже две инсталляции. Технологическую цепочку удачно дополняет промышленный режущий плоттер от Kongsberg.
Кстати, популярность УФ-принтеров повлияла и на представительство промышленных планшетных режущих столов (плоттеров). Их было почти поровну с УФ-машинами. Связь самая прямая: владельцам гибридного или планшетного УФ-принтера не обойтись без планшетного аппарата для резки жёстких материалов.
А что же сольвент?
Снимок наглядно демонстрирует, что за последние пару лет сделали с рынком сольвентной печати очень доступные решения из Поднебесной. Цена чернил под стать оборудованию. Пионеры этого сегмента откровенны: «Сейчас трудно себе представить, как можно вернуть даже относительно небольшие деньги, вложенные в единственный сольвентный широкоформатный принтер». На самом деле ситуация не столь драматична. Просто для решивших заняться бизнесом на базе сольвентного оборудования пришло время более тщательного просчёта бизнес-планов и оптимизации техпроцессов.
Однако, учитывая эти обстоятельства, поиск новых ниш — стратегия более интересная. Например, на выставке было с десяток небольших принтеров, печатающих по любым предметам и тканям, — явные конкуренты традиционным тампомашинам и трафаретным мини-прессам. Большинство — переделанные пьезопринтеры Epson. В комплекте подвижный стол, на котором закрепляется предмет, и набор из специальных масляных, экосольвентных или текстильных (сублимационных) чернил; при необходимости первым запечатывается грунт. Ещё экзотичнее варианты «АллАрт Сервис» для других отраслей: Colors Nail Printer позволяет наносить цветные изображения на ногти струйным способом и понравится владельцам салонов красоты; Colors Flower Printer печатает прямо на цветочных бутонах — находка для цветочников. Но никто не мешает и традиционным рекламным фирмам предложить корпоративным клиентам нечто особенное…
Есть и варианты диверсификации для владельцев промышленных принтеров. «ЛРТ» представила HP Scitex XL1500 с функцией печати по текстилю. Так называемый Dye Sublimation Kit переключает принтер с сольвентных чернил на сублимационные в течение нескольких минут.
Благодаря усилиям разработчиков, сольвентные принтеры среднего формата (менее 3 м) стали реально пригодны для выпуска продукции интерьерного качества. Это возможно за счёт улучшенного качества печати и лишённых запаха экосольвентных чернил. Такие отпечатки уже можно вешать на стену в помещении, а поскольку чернила всё-таки сольвентные, их стойкость позволяет отказаться от ламинирования. Обзор тенденций в чернильном секторе читайте в разделе «Расходные материалы».
В секторе сольвентных принтеров среднего формата всё более активна HP, накануне выставки заявившая об изменении структуры продаж и назначении только двух российских дистрибьюторов — «Автоним» и «ЛРТ». На стенде HP работал DesigJet 8000s, а самую широкую модель, HP DesignJet 10000s, мы протестировали на производстве «Автонима» (см. с. 27). p
Сергей Канович: «Вы получаете ровно то, за что платите!»
На стенде уникальной (обычно мы избегаем подобных эпитетов, но не в данном случае) для России Megafactory был гибридный УФ-принтер Spuhl Virtu RS 35/48 с шириной поля печати 3,5 м. О компании расскажем в одном из ближайших номеров, а о главном экспонате стенда и тенденциях рынка УФ-печати нам поведал директор по продажам Stark Solution Europe (официальный дистрибьютор принтеров Spuhl Virtu в России) Сергей Канович.
Говорят, марка Virtu была у истоков планшетных УФ-машин…
Первую планшетную УФ-машину сделало подразделение американской Leggett & Platt для внутренних нужд. Это большая компания с оборотом более 3,5 млрд долл., занимающаяся многими видами бизнеса. Одно из подразделений изготавливает матрасы и пружины для них. Планшетным УФ-принтером собирались декорировать матрасы, в расчёте на преимущества перед традиционными способами. Но разработанная машина оказалась непригодной для воплощения первоначальной идеи. А поскольку Leggett & Platt не собиралась выходить на рынок широкоформатной печати, решила найти партнёра, который начал бы заниматься продвижением решения на рынке. И договорилась с корпорацией 3M. (Подобное было с VUTEk, Durst и др., из заметных игроков не происходило только с Nur и Scitex.)
В 2000 г. машина впервые оказалась на выставке в Америке под названием Virtu 3M и вызвала недоверчивое удивление, поскольку опередила своё время, да и сферы применения были неясны. Индустрия сольвентной печати уже работала вовсю, принося неплохие доходы поставщикам и клиентам.
Для чего я это рассказываю? Чтобы провести параллели. Сейчас УФ-технологии 7 лет. Через аналогичный период после старта сольвентной на рынке уже было 15-20 производителей чернил, вполне пригодных для работы. С «ультрафиолетом» история иная — качественные и стабильные УФ-чернила выпускают только трое: Sun Chemical (поставки по OEM-соглашениям для Spuhl, Durst и Nur), сама Nur (для рулонной серии своих машин) и Sericol. Как производитель чернил (у нас есть собственное производство сольвентных) я с полной ответственностью заявляю: изготовление УФ-чернил — гораздо более тонкий и деликатный процесс. Нужно учитывать не только особенности печатающих головок, но и нюансы отверждения капли ультрафиолетом при попадании на материал. Да, некоторые утверждают, что им это удалось, но стабильность и работоспособность своих продуктов при печати обеспечить не могут.
А российскую «САН» в расчёт не принимаете?
Я отдаю должное их усилиям по разработке технологий и ещё больше — их маркетингу. Но, не желая никого обидеть, замечу: вы получаете ровно то, за что платите. Если вам предлагают «чудо-машину» за 50 тыс. долл., то и отдача будет эквивалентна вложенной сумме. Есть оборудование разных классов — вы ведь не станете возить бетонные блоки на городском грузовичке, предназначенном для хрупких и скоропортящихся грузов? Аналогичные закономерности и на рынке широкоформатной УФ-печати.
А хорошо ли для рынка, что предложение качественных чернил так ограничено?
Я считаю, пока именно дороговизна качественных УФ-чернил (70–120 евро в зависимости от поставщика) — огромный плюс этого сектора. Цена постепенно снижается за счёт роста объёмов, но упадок здесь начнётся, когда появятся предложения чернил вдвое-втрое дешевле. Тогда ни производители, ни клиенты, вложившие огромные средства, просто не получат достаточно времени для возврата инвестиций. Если на этом рынке начнётся такая же конкуренция, как на сольвентном (а когда-то это случится!), вложившие, например, полмиллиона долларов в промышленный принтер не смогут вернуть деньги за экономически разумный период времени. Несмотря на все уникальные преимущества перед сольвентной технологией: работа не просто с жёсткими материалами, но практически с любыми. Это эффективный инструмент для привлечения самых разнообразных клиентов — от казино и кинотеатров до бензоколонок и супермаркетов. Везде, где есть необходимость оформления, УФ-технология будет востребована.
Насколько полезно дополнение широкоформатного УФ-принтера печатью лаком?
В принципе, лак очень полезен. Но его разновидности для цифровой широкоформатной УФ-печати сейчас не обладают достаточными защитными свойствами. А их наличие в сочетании с печатью белыми чернилами открыло бы такую сферу применения, как рекламные изображения на тентах трейлеров. Требования владельцев машины к ним — не менее 5 лет гарантии от царапин, трещин, воздействия агрессивных моющих средств. Очень важно обеспечить быстрое нанесение изображений — хозяева авто не терпят длительных простоев.
Лак же, наносимый некоторыми УФ-принтерами сейчас, только улучшает внешний вид некоторых изделий, не выполняя никаких защитных функций. Сделано это было по запросам шелкотрафаретных типографий, привыкших к тому, что возможность лакирования есть всегда. Но если вы опросите владельцев УФ-принтеров, наносящих лак, обнаружите: применение цифрового лакирования мизерное. Его преимущества несопоставимы, например, с тем, что дают белые чернила. Пока цифровой УФ-лак — это больше маркетинг, чем практическая польза.
Так ли важно для бизнеса различие в классах машин? Ведь увеличивать производительность можно и за счёт добавления «лёгких» аппаратов.
Подумайте также о работоспособности и сервисе. Очевидно, что дешёвое оборудование (которое очень легко продавать за счёт цены) менее надёжно, чем промышленное. А насколько надёжен ваш поставщик, как быстро он сможет прислать запчасти и сервис-инженеров? Если его головной офис в тысяче или более километров, во сколько обойдётся вызов на послегарантийный ремонт?
Разве офис вашей компании расположен ближе к российским клиентам, для того чтобы оказывать качественный и оперативный сервис?
Это хороший вопрос. Я очень давно в этом бизнесе — к 2002 г. продал около 70-ти машин Nur (в качестве менеджера Nur Europe в Восточной Европе), а с тех пор — ещё 40 (9 машин Durst в качестве агента; 5 Spuhl и 26 б/у принтеров). И у меня сложилось чёткое понимание того, что требуется от сервиса. Когда клиенты хотят, чтобы их обслуживал местный инженер, с которым оператор будет общаться на родном языке, они должны отдавать себе отчёт — скорее всего, его опыт и квалификация будут не очень высоки. Просто в силу редкости вызовов. Хороший сервисный инженер, чтобы быть в форме, должен решать проблемы клиентов ежедневно! Я не думаю, что продающие на российском рынке по 2-3 машины в год фирмы, утверждающие, что у них есть местные квалифицированные инженеры, способны оказать клиентам реальную помощь.
Есть большая разница между организацией склада запчастей и технического сервиса. Пока на российском рынке не будет хотя бы 10 наших машин, которые бы оправдывали экономически и с точки зрения поддержания квалификации существование здесь сервис-инженера, мы будем осуществлять сервис из Европы. Пока же при условии, что клиент не заказывает вызов в пятницу после обеда, мы гарантируем прилёт одного из трёх наших инженеров из Швейцарии (все имеют многократную российскую визу) в течение 48 часов.
А какова сейчас инсталлированная база?
Машина на стенде будет первой, но к середине следующего года мы надеемся установить ещё три — одну в январе, две в марте-апреле 2008 г.
Три вечера WeMaTec
Для крупнейшего поставщика оборудования и расходных материалов WeMaTec выставка проходила под знаком 15-летнего юбилея. Три вечера подряд (1, 2 и 3 ноября) в Москве шли разнообразные праздничные мероприятия.
Соло на «Роланде» | Первое было посвящено главному поставщику широкоформатных принтеров WeMaTec — Roland. Как известно, это не только печатная, но и музыкальная марка (WeMaTec — дистрибьютор музыкальных инструментов Roland). Поэтому на зажигательную вечеринку в «Старую Гавану» вместе с высшим руководством Roland были приглашены пользователи, умеющие «исполнять» на широкоформатных принтерах этой компании хиты рекламного рынка. Единственным условием участия был снимок владельца на фоне любимого инструмента — принтера Roland. Более трёх десятков гостей получили удовольствие от вечера, а некоторые воспользовались поводом по-деловому — чтобы обсудить достоинства техники Roland с производителями. И поблагодарить за надёжность…
«АРТ-Дизайн» — 15 лет в стиле хай-тек | В честь юбилея WeMaTec впервые организовала не совсем обычный конкурс «АРТ-Дизайн» — участники могли рассчитывать не только на призы (за I место — 175 000 руб.; II место — 105 000 руб.; III место — 35 000 руб.), но и на содействие в реализации идеи.
Если эскиз будущей работы признавался заслуживающим внимания, компания бесплатно предоставляла материалы для воплощения замысла. Призовые экспонаты были выставлены в торговом зале WeMaTec, а лучшие — на её выставочном стенде. Оценивало конкурс жюри из представителей прессы, профессиональных дизайнеров и специалистов WeMaTec. Награждение состоялось на праздничном вечере 2 ноября в клубе-ресторане International City Club, расположенном в самом сердце «Башни 2000», на мосту «Багратион». Интерьер в стиле hi-tech как нельзя лучше соответствовал имиджу компании-устроителя — динамичному и современному. В рекламном бизнесе иначе
нельзя!
Как и принято в день рожденья, многочисленные гости — представители производителей — один за другим брали слово. Для кого-то сотрудничество с компанией началось со знакомства с тремя молодыми людьми, приехавшими в Германию на собственной машине и нагрузившими её под завязку материалами для изготовления рекламы. Так стартовало немало российских фирм, а в любой уважающей себя обязательно должна культивироваться подобная полубыль-полусказка…
Название группы фирм образовано от немецкого WerbeMaterialen und Werbeteсhnik (рекламные материалы и оборудование). Сегодня WeMaTec — одна из крупнейших в России и СНГ компаний, поставляющих почти весь спектр материалов и оборудования, использующихся в современной рекламной индустрии. Фирма открыла филиалы в 18-ти городах России. Среди постоянных клиентов — ведущие фирмы-изготовители наружной рекламы. Единый склад в Москве насчитывает около 4000 наименований товаров.
Релакс | Был ещё и третий день — самый настоящий день рождения для сотрудников компании, с весельем и минимумом официоза. Нас тоже позвали, но мы не пошли. Нельзя злоупотреблять даже самым горячим гостеприимством. Надеюсь, все отдохнули хорошо… — И. Т.