101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Струйники" для самого высокого качества

  • Андрей Лыгун
  • 5 марта 2008 г.
  • 25269
Несмотря на многочисленные достоинства настольных струйных принтеров, в наших справочниках покупателя долгое время места для них не находилось. А между тем в последние годы здесь произошло много интересных изменений. Мы ограничимся моделями среднего формата — от А3 до А2. Именно в них производители используют новейшие технологии, а время жизни моделей этого класса достаточно велико, чтобы сведения из нашего справочника не устарели в ближайшие год-два.

Удивительно, что количество производителей здесь невелико — гораздо меньше, чем более сложной техники (например, широкоформатных принтеров на УФ-отверждаемых чернилах или ЦПМ). Свою продукцию предлагают всего три компании — Epson, Canon и HP. И моделей тут немного — менее двух десятков. Критерии базовой классификации просты: максимальный формат печати и чернила (тип и количество цветов в палитре).

Формат, лист, рулон

Начнём с самого простого — с максимального размера печати. Все принтеры формата А3 (напомним, это 297×420 мм) на самом деле могут печатать на листах несколько большего размера — 329×483 мм (общепринятое обозначение — А3+). Дополнительные сантиметры дают небольшое пространство для увеличения фото или репродукции, но для большинства наших читателей главная причина использования такого формата — печать изображения А3 вместе со служебной информацией (контрольными шкалами, обрезными метками и пр.), что необходимо для пробных оттисков.

Принтеры формата А2 (420×594 мм) тоже способны на большее, но стандарта нет — модели Epson и Canon печатают на листах шириной до 432 мм (17 дюймов), HP — до 457 мм (18 дюймов). Мы не зря перешли от формата к ширине бумаги — все принтеры формата А2 (кроме Epson Stylus Pro 3800) и большинство моделей формата А3 могут печатать на рулонах, поэтому понятие «максимальная длина листа» теряет смысл.

При выборе принтера с необходимой шириной печати возможны неожиданности. Например, макс. ширина некоторых типов бумаги, выпускаемых Epson в рулонах, всего 16 дюймов при ширине печати принтера 17. Иногда важен и минимальный размер носителя. Старшие модели Epson (Stylus Pro 4450/4480) и Canon (imagePrograf) не умеют печатать на листах меньше А4.

И последнее замечание. Если вам не нужна печать на листах А2, всё равно обратите внимание на принтеры этого формата. Увеличенный размер отпечатка — не единственное их достоинство. Возможно, другие параметры (стоимость отпечатка, производительность) станут решающим аргументом в их пользу, несмотря на большую цену и габариты устройства.

Бумага, картон и не только

Обычная работа струйного принтера — печать на специальной бумаге. Как правило, её плотность не превышает 300 г/м2. Но многие участники нашего обзора работают с плотным картоном: Epson Stylus Photo R2400 и все Stylus Pro, HP Photosmart Pro 9180, Canon iPF печатают на материалах толщиной до 1,5 мм — это особенно полезно при печати художественных репродукций на плотных материалах. А Epson Stylus Photo 1410, R1900 и оба Canon PIXMA PRO печатают даже на компакт-дисках со специальным покрытием для струйной печати.

Отметим автоматическую двустороннюю печать у офисных моделей HP: для Officejet K7103 можно приобрести опциональный модуль двусторонней печати, а Business Inkjet 2800 поставляется с ним в двух из трёх конфигураций.

Цветовая палитра

Ещё один критерий классификации — количество цветов в палитре чернил. Мы делим все рассматриваемые принтеры на две группы — 4-цветные для печати текста и векторной графики; многоцветные для печати фотоизображений, художественных репродукций и цветопробных отпечатков.

Цветовая палитра 4-цветных стандартна (голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный), поэтому интересные решения в этом сегменте найти трудно. Отметим только Canon imagePrograf 500 с 6-ю картриджами: 4 обычных (с «водными» чернилами) и дополнительные с матовыми пигментными чёрными. Цель понятна — 4-цветный принтер предназначен для рынка САПР. Основная его работа — печать монохромных чертежей на дешёвой бумаге. Использование двух одновременно работающих каналов с матовыми чёрными чернилами вдвое ускоряет дело. А для фотопечати используются обычные.

Гораздо больше разнообразия в сегменте многоцветных принтеров. Основных подходов к выбору дополнительных цветов три. Первый — применение осветлённых пурпурных и голубых чернил снижает видимость растровой структуры в светлых областях и улучшает проработку цветовых градаций. Второй метод развивает первый — без серых и светло-серых чернил не получить качественные ч/б отпечатки: при минимальном изменении баланса цветных чернил появляются заметные цветные оттенки. Печать только чёрными чернилами также невозможна — количество тональных градаций ограничено, изображение получается слишком грубым. Поэтому до появления принтеров с серыми чернилами печать ч/б фото долгое время оставалась последним бастионом традиционной «мокрой» фотопечати. Третий подход — красные/синие/зелёные чернила. Главное достоинство — увеличение цветового охвата в соответствующих областях; дополнительное — небольшое снижение расхода чернил: вместо двух капель (по одной голубых и пурпурных чернил) достаточно нанести одну каплю красных.

Единственный среди рассматриваемых принтеров, объединивший все три метода, — Canon imagePrograf 5000 с 12-ю картриджами — голубой, пурпурный, жёлтый, два чёрных (Photo Black и Matte Black), осветлённые голубой и пурпурный, красные, синие и зелёные, серые и светло-серые чёрные.

В остальных моделях применяется один или комбинируются два метода. Общепринято использование осветлённых голубых и пурпурных чернил — аккуратная проработка деталей и градаций важна для качественной печати. Исключение — Epson Stylus Pro R1900, где цветовой охват увеличен за счёт красных и оранжевых чернил. Кстати, это единственный случай, где можно сравнить эффективность первого и третьего подхода (похоже, преимущество на стороне осветлённых чернил). Почти «близнец» R1900 — Epson Stylus Photo R2400 создан на основе той же конструкции (с минимальными изменениями), но в нём используется другой тип чернил — с осветлёнными цветами. При этом стоит R2400 в полтора раза больше, а идея отказа от осветлённых чернил не проникла в профессиональную линейку Epson Stylus Pro.

А каковы «интересы» производителей на разных рынках? Из 6-ти моделей Epson только одна (и довольно дорогая) предназначена для САПР/ГИС — 4-цветная Stylus Pro 4450. Остальные — многоцветные, для качественной печати. HP и Canon равномерно распределяют усилия, предлагая по три 4-цветных и столько же многоцветных моделей.

Чернила

Все производители принтеров подчёркивают, что продают не просто принтер, а печатающую систему из 4-х компонентов: принтер, чернила, бумага и ПО. Посмотрим внимательнее на второй элемент комплекса.

Довольно долго чернила в струйных принтерах малого и среднего формата представляли собой раствор красящего вещества в воде (с небольшими добавками). Их часто называют «водными», хотя правильнее говорить «чернила на основе водорастворимого красителя». Основная проблема — низкая стойкость к выцветанию под действием ультрафиолета и озона, содержащегося в воздухе. Это препятствовало использованию струйной технологии для профессиональной печати фотографий и художественных репродукций — представьте, какова будет реакция заказчика при виде дорогостоящей авторской фотографии, которая выцвела за год…

Более устойчивы пигментные чернила — смесь мелко измолотого красящего вещества с водой. Относительно большой размер красящих частиц делает их более стойкими к воздействию окружающей среды. Подобные чернила давно использовались для струйной печати наружной рекламы. Но в «малый формат» не шли — качество было неприемлемым для фотопечати. Особенно сложно было использовать глянцевую бумагу — крупные частицы пигмента не впитываются в материал и создают на нём матовую поверхность.

Первую попытку предложить пигментные чернила для рынка качественной фотопечати предприняла Epson в последнем году прошлого столетия — на рынке появились Epson ColorFast. Результат оказался неоднозначным — светостойкость была действительно отличной, но по цветовому охвату и тональной стабильности они уступали «водным» чернилам настолько, что основной областью применения осталась наружная реклама. В последующие годы компания выпустила значительно улучшенные типы пигментных чернил: UltraChrome (в нескольких модификациях) для графических принтеров и DuraBrite Ultra для офисных. Долгое время HP и Canon лишь наблюдали за конкурентом, совершенствуя свои чернила на основе водорастворимого красителя. Но сейчас переход на пигментные чернила стал всеобщим: подавляющее большинство принтеров среднего формата, появившихся в последние годы, работают с пигментными чернилами (у HP они называются Vivera, у Canon — Lucia).

У пигментных чернил есть важное для цветопроб достоинство — цвет отпечатка быстро стабилизируется после печати (процесс связан не с высыханием, а с взаимодействием бумаги и чернил) — на это требуется 10-20 минут, тогда как отпечатки, выполненные чернилами на основе водорастворимых красителей, могут менять свой цвет часами.

Самый Отметим интересную особенность пигментных чернил всех производителей. Чёрные существуют в двух видах — Photo Black и Matte Black. Вторые на матовых материалах обеспечивают более глубокий чёрный цвет. Для печати на глянцевых и полуглянцевых их не применяют — у отпечатка низкая механическая прочность. Два типа чёрных чернил создают определённые проблемы для владельцев принтеров Epson. Ограниченное количество каналов в печатающей головке (сейчас их 8) не позволяет установить оба типа одновременно. Приходится переставлять картриджи вручную (в зависимости от бумаги), что приводит к потерям времени и чернил. Проблему удалось частично решить в Epson Stylus Pro 3800, где на 8 каналов печатающей головки приходится 9 картриджей, а переключение Photo Black и Matte Black происходит автоматически. Это экономит время, но небольшое количество чернил всё равно расходуется на переключение. Проблема устранена в принтерах HP и Canon — для каждого типа своя печатающая головка.

Стоимость отпечатка

Это один из самых серьёзных вопросов, интересующих покупателя, ведь затраты придётся нести постоянно. Состоят они из двух частей: на чернила и бумагу. Вторую часть посчитать легко — достаточно разделить стоимость пачки бумаги на количество листов в ней. Иное дело — чернила: цену картриджа мы знаем всегда, а вот его ресурс…

Производители так и не научились давать однозначный ответ. Не стоит их в этом винить — расход чернил зависит от бумаги, режима печати, а главное — от изображения. Несколько лет назад производители чаще всего указывали ресурс картриджа для абстрактного документа с 5% заполнением, подразумевая, что оно характерно для страницы обычного текста. Но применение данных наталкивалось на трудности: метод измерения у каждого производителя был свой, да и определить процент заполнения реального изображения практически невозможно. Кроме того, зависимость расхода чернил от визуальной плотности изображения нелинейна — в светах увеличивается расход осветлённых, в нейтральных областях можно использовать как чёрные (расход меньше), так и комбинацию цветных (расходы выше).

В 2006—2007 гг. были приняты стандарты ISO/IEC 24711 и 24712, описывающие методы измерения ресурса картриджей. Первый гласит, что ресурс картриджей нужно определять, как минимум, на трёх принтерах, используя не менее трёх картриджей на каждом. Печать производится в непрерывном режиме. Второй стандарт определяет 5 изображений для теста. Разработчики решили отвлечься от терминов «степень заполнения изображения», просто выбрав типичные, на их взгляд: текст, таблица с цветным фоном, цветная диаграмма. Увы, в стандарте не определена ни одна фотография. Поэтому данные о ресурсе картриджей в соответствии с ISO/IEC 24711/24712 могут быть использованы только для сравнительного анализа себестоимости печати на разных принтерах.

Ограничения действующих стандартов заставляют производителей использовать собственные фото, печатая их в соответствии с требованиями ISO/IEC 24711. Понятно, что для сравнения принтеров разных производителей данные непригодны. Проблема и в том, что данные по ресурсам картриджей доступны не для всех принтеров (как правило, лишь для моделей, выпущенных после принятия стандартов).

А пока индустрия продолжает искать методы определения стоимости отпечатка с фото, мы предложим простой способ: реальный расход чернил на формат А4 при печати «среднего» фото — 1-1,5 мл. Обычно объём чернил в картридже известен: стоимость отпечатка посчитать несложно. Такой расчёт даёт удручающие результаты — картридж объёмом в пару столовых ложек стоит десятки долларов, цена литра чернил в них превышает 1000 долл., а расходы на отпечаток формата А4 превысят 1 долл. только за чернила. И тут мы встречаемся с одним из самых важных преимуществ принтеров формата А2 — картриджи большого объёма. Рекорд принадлежит Epson Stylus Pro 4880 и 4450: объём доходит до 220 мл (около 330 долл./л). Экономия на чернилах может довольно быстро окупить разницу в стоимости принтеров.

К сожалению, метод не позволяет оценить расход чернил на обслуживание принтера — в частности, на прочистку печатающих головок. А он может быть существенным — особенно для принтеров с маленькими картриджами.

Закончим рассказ о достоинствах принтеров формата А2, не относящихся к их формату, отметив: как правило, они лучше приспособлены для групповой работы — лотки для бумаги более ёмкие, есть сетевые интерфейсы.

Программное обеспечение

Для всех рассматриваемых принтеров «родным» ПО является драйвер, основанный на языке GDI (в MS Windows) или Quartz (в Apple Mac OS), — обычно его называют «стандартным». Возможности драйвера у разных принтеров практически одинаковы — выбор типа и формата бумаги, качества печати, коррекция цвета. Мы остановимся только на возможностях встроенной системы управления цветом. Чтобы обеспечить правильную цветопередачу при печати на разнообразных материалах с разным качеством, драйвер должен выполнять преобразование из входных данных RGB в выходной формат, понятный принтеру (фактически — сколько, где и каких чернил будет перенесено на бумагу). Этим занимается встроенная система управления цветом, алгоритм работы которой «вшит» внутрь драйвера и не может быть изменён пользователем. Недостаток: принтеры одной модели немного отличаются из-за допусков в производстве, о чём драйвер, конечно, не знает… В результате на разных принтерах цвет немного отличается. А при печати на бумаге, о существовании которой разработчики принтера не знали (и не настроили драйвер на неё), цветопередача зачастую оставляет желать лучшего.

В обоих случаях положение могут спасти цветовые профили, созданные для конкретных принтера и бумаги.

Используя информацию из них, система управления цветом в драйвере корректирует метод преобразования цветовых значений. Только драйвер должен знать, как работать с цветовыми профилями. К сожалению, на это способны не все. Соответствующие возможности есть во всех принтерах Epson (из попавших в наш обзор) и моделях Canon PixmaPro и iPF. Особенно полезными они станут при печати из программ, не оснащённых встроенной системой управления цветом, — насущной проблема стала для архитекторов, работающих в ArchiCAD и других программах для трёхмерного моделирования.

А вот при печати из профессиональных графических программ (типа Adobe Photoshop или Illustrator) лучше отключить систему управления цветом, встроенную в драйвер, — программа сделает эту работу лучше.

Немного о растровых процессорах

Поставляемый в комплекте с принтером драйвер — не единственная возможность управлять принтером. В мире сложилась целая индустрия по производству дополнительного ПО для принтеров — растровых процессоров (RIP). Стоимость их зачастую выше, чем цена принтера, но спрос стабилен. Почему владельцев принтеров настолько не устраивают возможности драйвера, что они готовы увеличить стоимость печатного комплекса вдвое?

А просто c RIP удобнее работать. Он способен напечатать изображение (в формате PostScript или PDF) напрямую, без открытия его в другой программе — достаточно скопировать файл в назначенную папку. Причём их может быть несколько — в зависимости от параметров печати. При больших объёмах печати метод ликвидирует возможные ошибки.

Параметры системы управления цветом, встроенной в драйвер Epson Stylus Pro 4880

Вторая причина — растровые процессоры оснащены качественной системой управления цветом. Она основана на цветовых профилях стандарта ICC, но специализированные цветопробные RIP (как EFI ColorProof) дополняют его собственными механизмами, повышающими точность цветопередачи. А некоторые (GMG ColorProof) вообще отказываются от совместимости с ICC, используя только фирменные методы и добиваясь выдающихся результатов. Но вполне приемлемую точность (пусть несколько худшую) можно получить и без растровых процессоров, основываясь только на системе управления цветом, встроенной в графическую программу. Но если вы собираетесь изготавливать цветопробы, точно и предсказуемо имитирующие реальные печатные процессы, без профессионального RIP не обойтись…

Как не запутаться в названиях

В заключение приведём классификацию названий у каждого производителя. Canon выпускает принтеры формата А3 под именами PIXMA iX (офисные 4-цветные формата А3+), PIXMA Pro (многоцветные фотопринтеры А3+) и iPF (профессиональные принтеры А2 и больше). Фотопринтеры А3 «потребительского» уровня у Epson носят название Stylus Photo с 4-значным индексом, а модели А2 и больше называются Stylus Pro. В ассортименте HP многоцветные фотопринтеры формата А3 носят имя Photosmart Pro, а принтеры А2 называются DesignJet и имеют двузначный индекс.

Струйный или лазерный

Цветные лазерные принтеры формата А4 значительно подешевели за последние несколько лет. Поэтому для печати работ их приобретают многие дизайнеры. Видимо, привлекают высокая скорость и кажущаяся невысокая стоимость отпечатков. Но предназначены аппараты для офисного использования — печати цветных документов или презентаций. Если качество печати для вас приоритетно, струйный принтер — лучший выбор. А сделав выбор среди моделей нашего обзора, можно снизить затраты на печать до уровня цветных лазерных принтеров.

Струйные принтеры формата А3 и А2


Что мы не рассматриваем

На рынке есть устройства, формально соответствующие критериям нашего справочника, но не вошедшие в него. Во-первых, многочисленные специализированные струйные принтеры (например, BigJet 3000, обзор см. в Publish № 7, 2007). Все они основаны на печатающих механизмах от Epson и выпускаются небольшими компаниями из Юго-Восточной Азии. Сольвентные и другие специальные чернила позволяют им печатать практически на любых материалах — от металла до керамической плитки. Но использовать их для качественной фотопечати и тем более цветопробных отпечатков нельзя.

Вторая интересная категория — высокопроизводительные листовые струйные принтеры с неподвижными печатающими головками и скоростью печати несколько десятков страниц в минуту. Мы уже писали о RISO HC5500 (№ 3, 2007) и HP CM8060 (№ 9, 2007). Но эти модели стоят особняком, поскольку слишком сильно отличаются по конструкции, качеству печати и цене от рассматриваемых здесь. А главное, их основное предназначение — тиражная печать.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 50