Два года назад в качестве единственного критерия отбора участников справочника покупателя мы использовали размер матрицы. В предыдущем обзоре (№ 3, 2007) при том же базовом критерии мы отбросили мониторы на TN-матрицах, поскольку углы обзора у них слишком малы для работы с цветом. В этот раз мы решили ещё более ограничить выбор, сосредоточившись на моделях, спроектированных для работы с цветом. Но как выбрать нужные среди сотен вариантов? Ведь большая часть параметров в спецификации мониторов представляют для нас весьма ограниченный интерес.
Размер матрицы? Принцип «чем больше, тем лучше» остался со времён ЭЛТ-мониторов, у которых ограничением был 21 дюйм (исключения в виде 24-дюймового широкоформатного монитора от Sony или 29-дюймового Barco MegaCalibrator только подчёркивают общее правило). Сейчас можно найти ЖК-монитор с диагональю в 1 метр, но нужны ли такие для вёрстки и цветокоррекции? На них хорошо смотреть фильмы с нескольких метров, но не работать на расстоянии вытянутой руки. Во-первых, начинает болеть шея; во-вторых, сказывается общий недостаток ЖК-технологии: ограниченные углы обзора, ведь даже на лучших моделях становится заметно изменение цвета от центра к углам.
Разрешение? У доступных на рынке моделей оно жёстко привязано к размеру матрицы. Например, все мониторы с диагональю 20 или 21 дюйм и отношением сторон 4:3 имеют разрешение 1600×1200 точек. А диагональ 22–26 дюймов предполагает 1920×1200 и 16:10. Кстати, о соотношении сторон. Какое выбрать — привычное 4:3 или «кинематографическое» 16:10? Учтите, на широкоэкранных моделях с диагональю до 21 дюйма не разместить изображение формата А3: высота видимой области меньше, чем 297 мм. А вот на диагонали 22 дюйма и более широкоэкранные модели удобнее… Впрочем, «обычных» мониторов с такой диагональю не выпускают.
Максимальная яркость? Значения, характерные для современных мониторов (200–500 кд/м2), избыточны для работы с цветом. Яркость белых участков на мониторе должна соответствовать яркости белой бумаги при текущих условиях просмотра — стандарты рекомендуют яркость 160 кд/м2, а практические значения 100–120 кд/м2. Очевидно, любой современный монитор с этой задачей справится.
Тип матрицы очень важен. Из четырёх основных (TN, MVA, PVA, IPS) последняя — явный фаворит среди мониторов для профессиональной работы с графикой. Среди фигурантов нашего справочника (о критерии отбора — ниже) только три исключения: два Samsung SyncMaster XL и EIZO ColorEdge CG241W. Но использование IPS-матрицы не является безусловным признаком «профпригодности» монитора — среди таких моделей немало предназначенных для игр и офиса.
Вначале мы решили использовать критерий, который выглядит не очень серьёзно, — наличие в комплекте светозащитного козырька. Мы понимали, что сам по себе он не является ни достаточным, ни необходимым условием для работы с цветом. Его легко сделать из серого пластика или картона, а необходимость вызывает сомнение. Ведь использование козырька противоречит простому правилу подготовки рабочего места цветокорректора — в поле зрения не должно быть предметов темнее самого тёмного цвета на экране монитора или светлее самого светлого. А глубокие тени между корпусом монитора и козырьком нарушают первую половину условия. Конечно, если на экран попадает прямой свет из окна или от лампочки, это хуже, чем наличие тени. Но лучше оборудовать рабочее место так, чтобы необходимость в светозащитном козырьке не возникала.
Несмотря на сомнения в разумности данного критерия, было очевидно: если производитель решил снабжать монитор козырьком, он позиционирует его именно для работы с цветом. Так в наш обзор попали мониторы компаний Quato, LaCie, некоторые модели Eizo, Nec и три модели от Samsung. Однако в ассортименте компании NEC есть две серии мониторов — SpectraView и MultiSync со схожими индексами (1990, 2090, 2190 или 2690). Конструктивно они одинаковы, только модели SpectraView отбираются среди MultiSync по равномерности цвета по экрану, а потом комплектуются козырьком и ПО для калибровки. Что же отличает модели MultiSync xx90 от других настолько, что NEC решила на их основе выпустить мониторы специально для работы с цветом? Этот же вопрос мы адресуем и другим производителям: что позволяет им считать, что данная модель подходит для работы с цветом лучше, чем другие мониторы из их ассортимента?
Технические описания показали общую черту всех отобранных нами мониторов — внутреннюю аппаратную калибровку, о которой мы ещё расскажем. Именно такие модели мы включили в таблицу. Единственное исключение — мониторы Apple. В России её компьютеры (вместе с мониторами) традиционно используются в допечатной подготовке и обработке фото. Но для нас важнее авторитет североамериканской организации SWOP, занимающейся стандартами рулонной офсетной печати. Она сертифицирует и устройства цифровой цветопробы. Мониторы Apple вместе со специализированным ПО от других производителей неоднократно получали «цветопробный» сертификат SWOP. Справедливости ради заметим, что срок действия всех сертификатов истёк в прошлом году, но вряд ли это повлияло на технические параметры мониторов. Удивительно, что разработчики Apple пошли по пути минимализма при реализации управления монитором: вам доступна только регулировка яркости, но и она требует программной поддержки от операционной системы (в Mac OS она встроена, пользователи Windows могут использовать утилиту WinACD от независимого разработчика). Что касается настройки контраста и цветовой температуры на платформе Windows (в Mac OS X это делает встроенная утилита Display Calibrator Assistant), остаётся уповать на качественную заводскую настройку: по опыту — эти мониторы действительно неплохо настроены.
Калибровка «программная» и «аппаратная»
Небольшие погрешности производства и изменение параметров со временем — причины отличий мониторов друг от друга. Поэтому их нужно периодически калибровать — приводить их параметры к определённым значениям. Одно из них (значение гаммы) определяет зависимость светимости монитора от входного сигнала. В силу исторических и технических причин это изменение (градационная характеристика) должно носить нелинейный характер и подчиняться степенной зависимости «Свечение = Входной сигналГамма». Здесь термин «Входной сигнал» означает не уровень сигнала на входе в монитор, а передаваемые программой значения на драйвер видеоплаты. Трудно представить, что реальный монитор соответствует столь простой зависимости, поэтому его реальная градационная характеристика должна быть скорректирована. Для этого есть два способа, и оба требуют измерительных приборов и специализированного ПО (о них речь впереди).
Первый способ — настраивать видеоплату (точнее, один из её модулей — таблицы замены цветов Look-up-Table, или LUT) так, чтобы общая градационная характеристика системы видеоплата—монитор соответствовала указанной зависимости. Это называется
«внешняя», или «программная», калибровка. Основной недостаток — небольшая потеря качества: фактически коррекция является математическим преобразованием сигнала, а при 8-битной обработке (которая используется в видеоплатах) неизбежно возникают довольно заметные округления, что приводит к появлению на градиентах полос. Зато программная калибровка работает с любым монитором — программирование видеоплаты является стандартной возможностью. Впрочем, одно ограничение есть и проявляется при использовании некоторых видеоплат с двумя выходами. Хотя каждый может формировать независимое изображение, они используют общую таблицу преобразования цветов. Так что приходится ограничиваться калибровкой только одного монитора или устанавливать вторую, действительно независимую видеоплату.
Более серьёзный способ, который используют почти все мониторы из нашего обзора (за исключением модели Apple), — «внутренняя», или «аппаратная», калибровка. С ним настраивается электроника внутри монитора, а не в видеоплате. Разрядность обработки сигнала внутри выше, чем в видеоплате (10–16 бит в зависимости от модели), поэтому качество отображения выше, чем при «программной» калибровке. Аппаратная калибровка даёт не только более гладкие градиенты, но и меньшую колориметрическую погрешность. Мы калибровали Nec SpectraView 2190 в двух режимах — программном и аппаратном (ПО позволяет выбрать вид): в первом случае погрешность составила 1,32 ∆E, во втором — всего 0,58 ∆E.
У аппаратной калибровки есть особенность: «язык», на котором калибровочная программа общается с монитором и программирует его, не стандартизирован (в отличие от программирования видео-платы, описанного в API ОС). Поэтому для аппаратной калибровки требуется фирменное ПО плюс измерительный прибор. Иногда то и другое входит в комплект (Samsung XL20, некоторые модели LaCie и Quato), иногда его нужно приобретать (NEC MultiSync).
Загадочные аббревиатуры
Мы уже отмечали среди четы-рёх типов матриц фаворита в мониторах для профессиональной графики — IPS в различных модификациях. Среди участников нашего обзора только три исключения — Eizo Nanao ColorEdge CG241W (s-PVA) и Samsung SyncMaster XL. TN-матрицы совсем не встречаются: изменения цвета при смене угла обзора настолько сильны, что становятся заметными даже при перемещение головы на несколько сантиметров, не говоря о разнице между центром и краем экрана.
Технологию IPS разработала
Hitachi в 1996 г. специально для улучшения цветопередачи. Цель была достигнута — но ценой времени реакции матрицы (что было заметно даже при прокрутке текста) и контраста (на тёмных участках была подсветка). Первая проблема в значительной мере была решена в 1998 г. с появлением матриц S-IPS (Super IPS). Со сниженным контрастом пришлось мириться дольше — только в 2002 г. появились матрицы AS-IPS, в которых он был значительно улучшен. Упомянем ещё одну модификацию технологии IPS: A-TW-IPS (Advanced True White IPS), разработанную LG.Philips для мониторов NEC. Благодаря усовершенствованным цветным фильтрам, эти ЖК-панели обеспечивают более чистый и яркий белый цвет и увеличенный цветовой охват.
В конце 2006 г. была разработана технология H-IPS. Контраст в ней повышен, а фиолетовая засветка, заметная на S-IPS-панелях при взгляде на них под большим углом (кстати, это один из верных признаков S-IPS-матриц), ликвидирована. Первыми ласточками с H-IPS-матрицей на нашем рынке стали мониторы LaCie 526 LCD, NEC MultiSync 2690 и его «старший брат» NEC SpectraView 2690.
Цветовой охват
Очевидное пожелание к монитору для работы с цветом — максимальный цветовой охват. Это важно для фотографов и специалистов по допечатной подготовке. Причём вторым особенно: неверно общепринятое мнение о том, что цветовой охват мониторов (как RGB-устройств) больше, а значит, полностью перекрывает цветовой охват офсетной печати (как CMYK-устройства). На рисунке хорошо заметно, что монитор некорректно отображает голубые (Cyan) и зелёные (Cyan+Yellow) тона офсетной печати.
Цветовой охват монитора зависит от свойств первичных цветов — красного, синего и зелёного. А те — от свойств цветовых фильтров в матрице и от источника света за ней. В идеале мы должны получить излучение с небольшой спектральной шириной (так достигается высокая насыщенность первичных цветов) и высокой интенсивностью (для обеспечения требуемой светимости).
Ни один из производителей, попавших в наш обзор, не выпускает матрицы сам (исключение — Samsung, но в XL20 матрица от другого производителя). Поэтому совершенствование цветовых фильтров для них закрыто, да и возможности метода ограничены: чем уже полоса «вырезаемого» света, тем меньше его интенсивность. Для увеличения цветового охвата производители мониторов манипулируют с источником света, обычно используя флюоресцентные лампы с холодным катодом (известные как лампы «дневного» света). В некоторых мониторах нашего справочника стоят лампы с улучшенным спектром, обеспечивая более узкие полосы излучения в нужных диапазонах спектра. Среди таковых — Eizo Nanao CG241W, NEC MultiSync LCD2690WUXi, Quato Intelli Proof серии Excellence, цветовой охват которых, по сведениям производителя, 98% и 95% от AdobeRGB соответственно.
В моделях двух производителей (три из серии Samsung SyncMaster XL и NEC SpectraView Reference 21) источником света служат светодиоды трёх цветов: красного, синего и зелёного. Их спектральный состав подобран так, чтобы обеспечить максимальный цветовой охват: 114% от NTSC у Samsung SyncMaster XL20 и 106% от AdobeRGB у NEC SpectraView Reference 21.
Насыщенные цвета — не единственное достоинство светодиодной подсветки. Раздельная по цветовым каналам регулировка интенсивности света позволяет настраивать цветовую температуру не за счёт изменения прозрачности жидких кристаллов, а корректируя яркость свечения светодиодов — независимо в каждом цветовом канале. Кроме того, срок службы светодиодной подсветки 40 000 ч, тогда как ресурс флуоресцентной лампы обычно вдвое ниже.
Равномерная подсветка
Один из родовых недостатков ЖК-мониторов — неравномерный по площади экрана уровень подсветки. Причина в том, что источник света линейный (трубка люминесцентной лампы или линейка светодиодов) и установлен на краю монитора. Задача равномерного распределения светового потока по всей площади экрана при довольно тонком корпусе представляется нетривиальной. Только в мониторах Samsung со светодиодной подсветкой светодиоды равномерно распределены по всей площади экрана. Но и тогда идеальной равномерности достичь не удаётся: светоотдача светодиодов неравномерна, как и пропускающая способность жидких кристаллов по площади экрана — на неё влияет даже деформация матрицы под собственным весом.
В некоторых моделях используется механизм компенсации неравномерности. В NEC 90-й серии (MultiSync и SpectraView) он называется ColorComp и основан на изменении прозрачности жидких кристаллов в различных частях экрана. Производитель утверждает, что при компенсации неравномерности электроника монитора учитывает данные о температуре окружающей среды, сроке службы монитора и даже ориентации (портретная или ландшафтная). Однако исходные данные для компенсации заложены в память монитора ещё на заводе. Платой за работу этой системы является небольшое (10-20%) снижение яркости монитора. Интересно, что для включения ColorComp нужно войти в сервисное меню, способ активизации которого (удерживать нажатой кнопку Input при включении монитора) описан в «Руководстве пользователя». Очевидно, разработчики считают, что для рядового пользователя эта функция не нужна.
Аналогичная система в мониторах Eizo называется Digital Uniformity Equalizer (DUE). А вот в Samsung SyncMaster XL20 настройка функции неравномерной подсветки доступна пользователю и производится на основании измерения в 9-ти или 15-ти точках по всему экрану.
Калибровка
Необходимая принадлежность монитора для работы с цветом — оборудование и ПО для цветовой калибровки. По измерительным приборам производители мониторов не проявляют особой фантазии: они поставляют с мониторами или рекомендуют для использования колориметры X-Rite Eye-One Display 2 или ColorVision Spyder 2 (в продажу уже поступила 3-я версия). Можно использовать и ПО этих производителей, но решение целесообразно только для мониторов Apple, не имеющих функции внутренней калибровки. Для остальных лучше фирменное ПО, реализующее аппаратную калибровку. Для мониторов NEC MultiSync его нужно приобретать, а Quato и Eizo распространяют его на своих веб-сайтах.
Фирменное ПО обычно превосходит по возможностям «общедоступное», поставляемое с измерительными приборами. Как правило, позволяет настраивать светимость точки чёрного, дабы точнее имитировать плотность теней на отпечатках. Nec SpectraView ещё позволяет выбрать, должна ли точка чёрного быть нейтральной или можно пожертвовать этим и получить более глубокие тени.
Немного о конструкции
В заключение обратимся к общечеловеческим ценностям, интересным не только специалистам по цвету, но и всем пользователям. Нач-нём с интерфейсов. Большинство мониторов нашего обзора не оборудованы аналоговым интерфейсом D-sub (иногда его называют VGA), но их можно подключить к аналоговому выходу видеоплаты специальным переходником — тогда заработает «аналоговая» часть интерфейса DVI-I. Хотя трудно представить, для чего это нужно: все современные видеоплаты оборудованы полноценным (и даже не одним) цифровым выходом. Совет владельцам 30-дюймовых мониторов: для подключения потребуется интерфейс DVI-I Dual Link — выглядит он как обычный DVI, но пропускная способность вдвое выше. Убедитесь, что ваша видеоплата обеспечивает такой сигнал.
Проблема ЖК-технологии в первые годы развития — дефектные пиксели — сейчас стала менее острой, но не исчезла. Допустимые дефекты определены в стандарте ISO 13406-2. Он делит все ЖК-панели на 4 класса в зависимости от количества «битых» пикселей. Большая часть мониторов из нашего обзора относится ко второй группе, т. е. наличие пары неисправных пикселей не является основанием для возврата. Некоторые компании используют расширенную версию действующего стандарта. Так монитор Quato гарантированно не имеет дефектных пикселей в центре экрана площадью А6 (пейзажная ориентация) и не более двух в остающейся области. Если не хотите видеть тёмные точки на светлом фоне (для IPS-панелей дефект более характерен, чем светлые точки на тёмном фоне), лучше проверить экземпляр при покупке: залить экран поочерёдно красным, синим, зелёным, чёрным и белым цветами и убедиться в отсутствии чёрных или белых точек.
В ближайшие годы
Хотя на рынке появились ЖК-модели, вполне пригодные для работы с цветом, многие сожалеют об ушедшей ЭЛТ-эпохе. Но через несколько лет и они получат мониторы, сочетающие идеальную геометрию и компактность ЖК-технологии с отличной цветопередачей ЭЛТ. Речь о технологии светодиодов на органических материалах — OLED. Она совершенствовалась во многих лабораториях: качество изображения было отличным с самого начала, но массовому производству мешал небольшой срок службы панелей. Сейчас проблема, похоже, решена: Sony начала (пока только в США) продажи телевизора SonyDrive XEL-1 на основе OLED-технологии. При диагонали всего 11 дюймов и разрешении 960×540 пикселей он стоит 1700 долл. Впрочем, цена — дело наживное: она снизится, когда объём производства станет больше.
В январе филиал Samsung представил на выставке Consumer Electronics Show 2008 OLED — телевизор с диагональю 31 дюйм. Несомненно, технология может быть использована и для производства компьютерных мониторов. Ждать осталось недолго — через два-три года мы увидим начало ещё одной бархатной революции.
Автор благодарит сотрудников компаний Apple IMC, Samsung, «Комлайн», «Легион» за помощь при подготовке статьи.